Психологическая готовность студентов к вступлению в брак

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – теоретико-методологическое обоснование особенностей психологической готовности студентов к брачным отношениям.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) рассмотреть сущность понятия психологической готовности к вступлению в брак;
2) изучить психологические особенности студентов на этапе вступления в брак;
3) выявить условия и факторы, влияющие на психологическую готовность студентов к браку;
4) провести опытно-экспериментальное исследование психологической готовности студентов к вступлению в брак на примере студенческой группы очного отделения 3 курса АлтГТУ;
5) проанализировать полученные в ходе исследования данные и сделать выводы.

Содержание

Введение 3
1 Психолого-педагогические основы готовности студентов к вступлению в брак 7
1.1 Сущность понятия психологическая готовность молодежи к вступлению в брак 7
1.2 Психологический портрет современной молодежи 11
1.3 Факторы, влияющие на психологическую готовность студентов к браку 15
2 Опытно-экспериментальная работа по определению готовности студентов к вступлению в брак 22
2.1 Характеристика методов диагностики психологической готовности студентов к вступлению в брак 22
2.2 Диагностика психологической готовности студентов к браку 24
2.3 Интерпретация полученных данных. Выводы по проведенному исследованию 28
Заключение 33
Список использованных источников 35
Приложение 38

Работа содержит 1 файл

Курсовая 4 курс.doc

— 328.00 Кб (Скачать)

 

Оценка результатов:

1. Просуммировать полученные баллы по всем 15 позициям и найти среднее арифметическое от этой суммы.

2. Если полученный результат  составляет от 4,5 до 5 баллов, то  готовность к конструктивному взаимодействию в супружеских отношениях высока и исключает конфликт.

3. Если полученный результат  составляет от 4 до 4,5 баллов, то уровень  готовности к конструктивному  взаимодействию выше среднего. Чтобы  исключить конфликтность в отношениях с супругом (супругой), необходимо пересмотреть отдельные позиции  поведения.

4. Если полученный результат  составляет от 3 до 3,5 баллов, то уровень   готовности к конструктивному  взаимодействию средний и, следовательно,  вероятность конфликтов с супругом (супругой) достаточна высока. Необходимо серьезно пересмотреть некоторые позиции вашего поведения.

5. Если результат меньше 3 баллов, то уровень готовности к конструктивному  взаимодействию низкий, а вероятность  конфликта с супругом (супругой) очень высока. Необходимо очень серьезно пересмотреть большинство позиций поведения, указанных в тесте, и активно работать над собой.

2.3 Интерпретация полученных данных. Выводы по проведенному исследованию 

 

Обработка данных по методике М. Рокича.

Гипотеза исследования: мы предположили, что если у студентов возникло желание  вступить в брак и создать  свою семью, то оно  не совпадает  с уровнем их психологической  готовности. По нашему мнению, желания  находятся на более высокой ступени, чем психологическая готовность.

Дополнительная гипотеза: мы, предположили, что если у юношей ценностные ориентации преобладают в сфере общения, то у девушек ценностные ориентации направлены на себя.

Для получения групповых результатов  для каждой из ценностей подсчитывалось среднее арифметическое значение ранга по данным всей группы, а затем полученные усредненные ранги всех ценностей вторично ранжировались в порядке возрастания: ценности с наименьшим рангом приписывался вторичный ранг 1, следующей 2 и т.д. Результатом этой процедуры являлась групповая иерархия ценностных ориентации, представленная в той же форме, что и индивидуальные результаты. В нашем случае, чем выше ранг, тем меньшее значение имеет эта терминальная ценность в общем контексте жизни студентов. Полученные показатели отображены в Таблице 6 в Приложении 1.

По данным Таблицы 6 можно сделать вывод, что наибольшей жизненной ценностью для юношей является наличие хороших и верных друзей (средний ранг 5,94). Для девушек-студенток наибольшей ценностью является здоровье (средний ранг – 6,03). Таким образом, самая значимая конечная цель индивидуального существования, которая стоит того, чтобы к ней стремиться – это друзья для юношей-студентов, и здоровье для девушек-студенток.

Менее всего юноши ценят в  жизни счастье других людей (средний ранг 15,44). Этот показатель ниже таких ценностей как развлечения (14,28) и даже такой достаточно отвлеченной цели как красота природы и искусства (12,78). В свою очередь, для девушек развлечения являются наименее значимой жизненной ценностью (15,41), однако, и счастье других людей стоит на одном из последних мест в среднем распределении рангов (14,64).

По уровню ценности счастливой семейной жизни девушки значительно превосходят  юношей (средний ранг 7,32 и 11,22 соответственно).

Объединены средние показатели рангов инструментальных ценностей в Таблице 7 в Приложении 1.

В Таблице 7 объединены средние показатели рангов ценностей-средств юношей и девушек. Из этой таблицы видно, что девушки-студентки более всего ценят жизнерадостность (средний ранг 6,05), а юноши – широту взглядов (средний ранг 5,17). Итак, юноши убеждены, что широта взглядов, а девушки, что жизнерадостность являются предпочтительными в любой жизненной ситуации. Менее всего девушки склонны ценить такой образ действий как непримиримость к недостаткам в себе и других (средний ранг 12,68). Интересно, что следующим по уровню отвержения является такая личностная черта как терпимость (средний ранг 12,64). Отказываясь от непримиримости в отношениях, девушки еще далеки от понимания важности терпимости и понимания для всех сторон жизни, и в первую очередь, для супружеских взаимоотношений.

Юноши-студенты менее всего склонны  ценить эффективность в делах (средний  ранг 15,44). По нашему мнению, это связано  с тем, что они еще не начали свою профессиональную карьеру, и не считают эту сферу жизни значимой для себя в настоящее время. Терпимость как ценное качество личности стоит у юношей также на одном из последних мест (средний ранг 14,28), что не может в будущем не сказаться на семейных взаимоотношениях, если система ценностей не будет пересмотрена.

Таким образом, наша гипотеза о том, что если у юношей ценностные ориентации преобладают в сфере общения, то у девушек ценностные ориентации направлены на себя полностью подтвердилась, поскольку лидирующими ценностями у юношей является наличие верных друзей, а у девушек – здоровье.

Исследование самооценки конструктивного взаимодействия в супружеских отношениях по методике А.П. Емельянова, предложенное нами для исследования коммуникативной готовности студентов к браку, дало следующие результаты, представленные на Рисунке 1.

Рисунок 1 – Уровни коммуникативной  готовности студентов к браку

 

Исходя из Рисунка 1 мы видим, что  у 68% девушек (17 человек) и у 60% юношей (15 человек) отмечен высокий уровень конструктивного взаимодействия в супружеских отношениях. Это говорит о том, что большая часть студентов считает себя не только готовыми к вступлению в брак, но и уверены, что их семейные отношения с супругом (супругой) будут близки к идеальным, практически лишенным конфликтов. 24% всех опрошенных студентов находятся на уровне выше среднего, только у 24% юношей и девушек не сложилось представление о супружеской жизни, их уровень низкий и ниже среднего. Рассмотрим более наглядно различия уровней между юношами и девушками, они представлены на Рисунке 2.

Рисунок 2 – Уровни конструктивного  взаимодействия в супружеских отношениях юношей и девушек

 

На Рисунке 2 видно, что уровень  конструктивного взаимодействии в супружеских отношениях у девушек немного выше, чем у юношей. Это объясняется более высокой эмоциональной чувствительностью девушек, а также высоким уровнем идеализирования супружеских отношений.

Но такие высокие показатели по проведенному исследованию не говорят о реальных высоких данных, а лишний раз доказывают о желаемых результатах. То есть, молодежь желает видеть свои будущие супружеские отношения на таком высоком бесконфликтном уровне, не осознавая всей сложности семейной жизни. Те студенты, коммуникативный уровень которых оказался на низком пределе, психологически еще не готовы к вступлению в брак, скорее они даже серьезно не задумываются над этим.

Далее проанализируем результаты обеих  методик. Мы имеем:

- очень высокий уровень конструктивного взаимодействия в супружеских отношениях наряду с такой наименее важной для студентов ценностью, как счастье других людей. А супружеские отношения подразумевают создание благоприятных для супруга условий, возможности сделать его (ее) счастливым;

- высокий уровень коммуникативной готовности к браку наряду с отрицанием терпимости. А семейные отношения, в свою очередь, основаны на терпении в любых ситуациях, поскольку требуют огромной обоюдной работы супругов по сохранению и поддержанию союза;

- высокий уровень конструктивного взаимодействия в супружеских отношениях и предпочтительность широты взглядов и жизнерадостности в любой жизненной ситуации, наряду с непримиримостью к недостаткам в себе и других. О какой широте взглядов и жизнерадостности может идти речь, когда оба супруга не переносят недостатки друг друга и даже не хотят менять в себе это качество.

Таким образом, перечисленные противоречивые результаты исследования полностью  подтверждают нашу гипотезу о том, если у студентов возникло желание  вступить в брак и создать свою семью, то оно не совпадает с уровнем их психологической готовности. По нашему мнению, желания находятся на более высокой ступени, чем психологическая готовность. Данное исследование показало, что высокий уровень желаний студентов создать семью, выраженный в идеализации семейных отношений, не соответствует, а иногда и противоречит реальной действительности, выраженной личностными ценностями испытуемых.

 

Таким образом, исследование психологической  готовности студентов к супружеским отношениям должно включать в себя комплекс методик, направленных на всестороннее изучение личности испытуемых. Выделяют ряд качеств, необходимых для формирования готовности личности к браку: самоотверженность, умение решать конфликты, уважение к партнеру и его чувствам и мыслям, эмпатийность, желание быть вместе и другие.

Заключение

 

Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право  на защиту со стороны общества и  государства. Эти общие принципы нашли свое отражение в специальных принципах, которых государства обязательно должны придерживаться при регулировании брачно-семейных отношений».

Специальные принципы состоят в  том, что, во-первых, мужчины и женщины, достигшие брачного возраста, имеют  право на вступление в брак; во-вторых, право на вступление в брак не может быть ограничено на основании расы, национальности и религии; в-третьих, брак может быть заключен только при полном и свободном согласии сторон; в-четвертых, мужчины и женщины должны пользоваться одинаковыми правами при вступлении в брак, во время состояния в браке, при расторжении брака; в-пятых, семья должна пользоваться защитой со стороны государства; в-шестых, особой защитой должны пользоваться дети.

Исследование ценностных ориентаций студентов показало, что счастливая семейная жизнь не является самой большой ценностью для студентов вуза. Наибольшей ценностью для юношей является наличие хороших и верных друзей, а для девушек – здоровье. В среднем ранг ценности семейной жизни у девушек на четвертом месте, уступая здоровью, интересной работе и познанию, а у юношей - на четырнадцатом месте. Ценность семейной жизни для девушек значимо больше, чем для юношей.

Счастье других людей как одна из составляющих семейного счастья  вовсе не является ценностью для  юношей, и занимает одно из последних мест в иерархии ценностных ориентаций девушек.

Среди наиболее значимых инструментальных ценностей девушки в первую очередь  выделяют жизнерадостность, а юноши  – широту взглядов. Терпимость как ценное качество личности, необходимое в семейной жизни, стоит на одном из последних мест в иерархии ценностей-средств студентов обоих полов.

Данное исследование было направлено на изучение психологической готовности студентов 3 курса к супружеской  жизни. В ходе исследования нами были решены следующие задачи:

1) рассмотрена сущность понятия психологической готовности к вступлению в брак;

2) изучены психологические  особенности  студентов на этапе вступления  в брак;

3) выявлены условия и факторы, влияющие на психологическую готовность студентов к браку;

4) проведена опытно-экспериментальное исследование психологической готовности студентов к вступлению в брак на примере студенческой группы очного отделения 3 курса АлтГТУ.

Полученные в результате исследования данные полностью подтвердили нашу гипотезу о том, что если у студентов возникло желание  вступить в брак и создать свою семью, то оно  не совпадает с уровнем их психологической  готовности. По нашему мнению, желания находятся на более высокой ступени, чем психологическая готовность.

Также была выдвинута дополнительная гипотеза: мы, предположили, что если у юношей ценностные ориентации преобладают в сфере общения, то у девушек ценностные ориентации направлены на себя, которая тоже подтвердилась.

Подводя итог исследованию, стоит  заметить, что современная молодежь, желая вступить в брак, не осознает всей важности и серьезности этого шага. Их необходимо подготавливать к семейной жизни, а не следовать слепому желанию.

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. - М.: Международная педагогическая академия, 2005. - 264 с.
  2. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. - 2011. № 4. – С. 36-39.
  3. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. - М.: Изд-во «Института психотерапии», 2010. - 368 с.
  4. Борисов И.Ю. Поло-ролевая дифференциация во взаимоотношениях супругов на различных стадиях жизненного цикла семьи // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. - 2007. - № 1.
  5. Гаспарян, Ю.А. Семья на пороге XXI века / Ю.А. Гаспарян. – СПб.: ТОО ТК Петрополис, 2009. – 320 с.
  6. Гражданский кодекс Российской Федерации. Полный текст: официальный текст, действующая редакция. – М.: Экзамен, 2004. – 304 с.
  7. Гурко Т.А. Влияние добрачного поведения на стабильность молодой семьи // СОЦИС. Научный журнал. / Под ред. А.С. Сидорова. - М.: Наука, 2008. - 121 с.
  8. Гурко Т.А. Становление молодой семьи в крупном городе: условия и факторы стабильности. Автореф. дис…. канд. наук. - М., 2006. – 112с.
  9. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. - СПб.: Питер, 2007. - 368 с.
  10. Жолудева C.B. Брачный возраст и психологическая готовность к вступлению в брак. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена №20 (49): Аспирантские тетради: научный журнал: – СПб; 2007. – С. .276 .
  11. Зацепин В.И. Брак и семья // Молодая семья. - Киев, 2010. - С. 21-41.
  12. Калмыкова Е.С. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни // Вопросы психологии. 2008. - № 3. - с. 83-89.
  13. Ковалева, О.Ф. О готовности студенческой молодежи к семейной жизни и родительству / О.Ф. Ковалева // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2009. – № 7. – С. 10-12.
  14. Левкович В.П., Зуськова О.Э. Социально - психологический подход к изучению супружеских конфликтов // Психологический журнал. Т. 6. - 2005. - № 3. – С. 18.
  15. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «Модэк», 2009. - 224 с.
  16. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др. // Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб.: Издательство «Питер», 2010. - 560 с.
  17. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии / Под ред. М.К. Тутушкиной. - 3-е изд. - СПб.: Издательство «Дидактика Плюс», 2009. - 348 с.
  18. Психология семьи. / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2007. - 752 с.
  19. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования. / Под ред. А.А. Бодалева и В.В. Столина. - М.: «Педагогика», 2009. - 208 с.
  20. Сизанов, А.Н. Подготовка подростков  к семейной жизни / А.Н. Сизанов. – Минск: Беларусь, 2005. – 115 с
  21. Сизанов А. Тесты и психологические игры. Ваш психологический портрет. - М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2007. - 576 с.
  22. Семейный кодекс РФ: в редакции ФЗ от 28.12.2004 № 185 – ФЗ - Екатеринбург: Уралюридиздат, 2005. – 120 с.
  23. Шишкина О.В. К вопросу о современных супружеских отношениях // Психология и педагогика - новая интеграция: Материалы 24-й научной конференции СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2008. - с. 71-75.
  24. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2010. - 512 с.
  25. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - 2-е изд., расшир. и доп. - Спб.: Питер, 2010. - 656 с.

Информация о работе Психологическая готовность студентов к вступлению в брак