Психологическая готовность младших школьников к переходу в среднее звено

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – познакомиться и обобщить взгляды психологов – исследователей по вопросу психологической готовности младшего школьника к обучению в средней школе и определить уровень сформированности психологической готовности у сегодняшних выпускников начальной школы.

Содержание

Введение 2
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА ИЗ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО ШКОЛЫ 5
1.1 Требования, предъявляемые к школьнику при переходе на вторую ступень общего образования 5
1.2 Психологическая готовность как фактор успешной адаптации к обучению на второй ступени общего образования 11
1.3 Проблема оценки готовности к переходу в среднее звено: методический инструментарий 16
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ 17
2.1 Содержание и организация исследования психологической готовности младших школьников к переходу в среднее звено. 17
2.2 Обработка полученных результатов, их анализ. 21
3.ПУТИ И СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К ПЕРЕХОДУ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЮЮ 29
Используемая литература: 32

Работа содержит 1 файл

курсовая черновик 2.docx

— 67.39 Кб (Скачать)

Родителям следует помнить, что, сотрудничая  со школой, они помогают своему ребенку  избежать в 5 классе многих трудностей. Оправдывает себя опыт вовлечения родителей в воспитательную работу с детьми: в организацию кружков по интересам, в проведение экскурсий, праздников и т.д. Психологическое просвещение родителей может осуществляться в рамках родительского лектория школы, примерными темами лекций которого могут быть:

1. Особенности  развития учащихся на рубеже  младшего школьного и подросткового возраста.

2. «Проблема  пятых классов» и пути ее  решения.

3. Психологический  анализ трудностей, испытываемых  учащимися при переходе в основную  школу.

4. Трудности  подросткового возраста.

5. Роль  семьи в подготовке детей к  переходу в пятый класс.

6. Требования  к учащимся в основной школе  и готовность к ним школьников

Следует отметить, что более эффективно обсуждение этих вопросов на классных родительских собраниях, где идет откровенный разговор о том, что волнует родителей, происходит обмен опытом работы по психологической подготовке детей с целью координации усилий педагогов и родителей. Полезно привлекать к обсуждению «проблемы пятых классов» психолога,

врача, специалистов в области возрастной психологии. Оптимизации подготовки детей к переходу на вторую ступень  общего образования в семье способствует знакомство родителей еще в начальной школе с будущим классным руководителем и учителями-предметниками. Следует практиковать приглашение их на родительские собрания, чтобы они рассказали о своих требованиях родителям и дали советы и рекомендации по подготовке

детей к этому сложному переходному  периоду. Необходимо приобщать родителей  к чтению периодической педагогической печати («Семья и школа», «Семья»  и др.). Важно предостеречь их от типичных ошибок семейного воспитания. Стремясь подготовить ребенка к основной школе, можно на деле лишь помешать ему: снизить желание учиться. Не следует запугивать ребенка трудностями, как и давать неоправданный оптимистический настрой на будущую деятельность. Всё это может перейти при малейших неудачах в     боязнь и неуверенность в себе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Используемая  литература:

 
  1. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Просвещение, 1998. – 298 с.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. /М.: Просвещение, 1968. – 464 с.
  3. Давыдов В.В Психическое развитие в младшем школьном возрасте
  4. Давыдов В. В. Психологический словарь
  5. Драгунова Т. В. Психические особенности подростка
  6. Диагностика психологической готовности младших школьников к обучению в средней школе /Программа Т. И. Юферовой/ Рабочая книга школьного психолога/ под ред. И. В. Дубровиной, с. 118-122
  7. Изучение мотивационной сферы учащихся . Методика М. В. Матюхиной[электронный ресурс].Режим доступа: http://vseyesti.ru. Дата выхода: 15.03.2011 г. 
  8. Информационное письмо «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную»
  9. Крылова Т. А. Психологическая поддержка учащихся при переходе в среднюю школу// Справочник заместителя директора школы,  2009 г. № 6
  10. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. возрастная психология. / М.: ТЦ Сфера, 2004. – 464с
  11. Лебедева Н.В. Психологические основы подготовки младших школьников к обучению в основной школе/Псков, 2004.
  12. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь/электронный ресурс
  13. Обухова Л.Ф. Подростковый возраст в свете разных концепций / Возрастная психология
  14. Общение и формирование личности школьника / под ред. А. А Бодалева
  15. Пашнев Б. К. Психодиагностика: практикум школьного психолога/ Б. К. Пашнев. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 317 с.
  16. Пиаже Ж. Теория Пиаже/Ж. Пиаже// История зарубежной психологии (30-60 – е гг. XX в.). Тексты/ под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М., 196. С. 232 – 292
  17. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов
  18. Прихожан А. М. Пятиклассники /электронный ресурс
  19. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка// Вопросы психологии, 1983 г. № 1 С. 33-42
  20. Цукерман Г. А. Десяти – двенадцатилетние школьники: ничья земля в возрастной психологии.//Вопросы психологии. 1998. № 3. С. 17 – 31.
  21. Цукерман Г.А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема //Вопросы психологии, 2001 г. С. 19-34
  22. Эльконин Д.Б.  Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников/ Избранные психологические труды

Информация о работе Психологическая готовность младших школьников к переходу в среднее звено