Психологическая готовность младших школьников к переходу в среднее звено

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – познакомиться и обобщить взгляды психологов – исследователей по вопросу психологической готовности младшего школьника к обучению в средней школе и определить уровень сформированности психологической готовности у сегодняшних выпускников начальной школы.

Содержание

Введение 2
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА ИЗ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО ШКОЛЫ 5
1.1 Требования, предъявляемые к школьнику при переходе на вторую ступень общего образования 5
1.2 Психологическая готовность как фактор успешной адаптации к обучению на второй ступени общего образования 11
1.3 Проблема оценки готовности к переходу в среднее звено: методический инструментарий 16
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ 17
2.1 Содержание и организация исследования психологической готовности младших школьников к переходу в среднее звено. 17
2.2 Обработка полученных результатов, их анализ. 21
3.ПУТИ И СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К ПЕРЕХОДУ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЮЮ 29
Используемая литература: 32

Работа содержит 1 файл

курсовая черновик 2.docx

— 67.39 Кб (Скачать)
  • Художественно-физкультурно-трудовой цикл, который включает в себя такие предметы, которые не представляют для учащегося особого труда в их усвоении.
  1. День недели
    • Учебные – это дни, которые ребенок проводит в школе, как правило, пятидневное обучение: понедельник – пятница
    • Выходные – когда ребенок находится вне школы весь день.
  1. Содержание внеучебных интересов
    • Футбол
    • Игра в компьютер
    • Перемена
    • Другое – сюда вошли самые разнообразные виды деятельности учащихся – прогулки, игра ни гитаре, танцы, и пр.
  1. Возрастная идентификация
    • 3 класс – желание учиться в 3 классе
    • 5 класс – стремление к переходу на новую ступень обучения
  1. Осознание, самооценка успешной деятельности
    • Неуспеваемость по предметам – в этой категории собраны ответы испытуемых, в которых отражена их неуспеваемость по определенным предметам учебного цикла, при освоении которых они сталкиваются с большим количеством проблем.
    • Отношения с одноклассниками – здесь указывается отношение одноклассников к данному испытуемому, взаимодействие друг с другом.
    • Стремление к повышению – подразумевает целеустремленность младших школьников к наилучшим результатам в учебной деятельности, желание стать отличником.
    • Удовлетворенность – сюда вошли ответы испытуемых, которые совершенно удовлетворены своими достижениями в учебе, оценкой из знаний.
    • Ориентация на другого – часто возникали такие ответы, в которых учащиеся высказывали свои пожелания стать такими, как некоторые члены из их класса.
    • Урок, форма урока – включает проблемы, которые касаются формы проведения урока, способов аттестации и поверки знаний учащихся.
    • Отметка – выявление отношения к отметке, высказывания против способа оценивания результатов учебной деятельности.
    • Другое – сюда вошли такие суждения испытуемых, которые вызывают негативное отношение к школе. Это такие, как перемена, плохая погода, сам факт прихода в школу.
  1. Учеба во внеурочное время – здесь отражается степень заинтересованности испытуемых в учебной деятельности, доминировании процесса обучения над другими видами занятий.

Из гистограммы  процентного соотношения видно, что наиболее значимыми (от 8% до 12%) для выпускников начальной школы являются такие категории как учебные дни недели (11,48%), желание перейти в  5 класс (11,11%), стремление к повышению (8,15%), содержание учебных интересов (10,37%), возникающие трудности с предметами учебного цикла (10%), содержание внеучебных интересов, включающих разнообразную деятельность (8,89%).

Это можно  объяснить тем, что учащиеся четвертого класса, проявляя достаточное внимание предметному содержанию обучения, точнее, к определенным дисциплинам, а не ко всему процессу,  стремятся к переходу на новую ступень образования, желает занять более высшее положение среди преуспевающих в учебе учеников, но при этом делают акцент на имеющиеся у них трудности в усвоении информационного материала, получаемого в ходе обучения.

Мало  значения (от 0% до 2%) выпускники средней  школы придают таким дням недели, как выходные (1,48%), переменам между уроками (1,85%), ориентации на другого учащегося ( 1,11%), форме урока (1,85%).

Это говорит  о том, что большая часть испытуемых стремиться к самосовершенствованию, самостоятельности, выделению себя, а не желанию быть таким, которого считают идеалом, их в меньшей степени волнует форма организации урока, для него не столь важны перерывы между занятиями, а, скорее, сами занятия. На неуспеваемость и возникающие трудности мало влияют побочные эффекты, такие как плохая погода, шум в классе и пр.

Наиболее  стабильными, занимающими среднее  положение в предпочтении четвероклассников, являются разнообразные виды деятельности во внеучебное время – футбол (5,5%), игра в компьютер (2,96%), проблемы, связанные с взаимоотношениями с одноклассниками (2,59%), удовлетворенность своим положением (4,81%), отношение к отметке (2,59%), учеба во внеурочное время (2,59%).

Можно предположить, что учащиеся четвертого класса имеет достаточно разнообразный  досуг во внеурочное время, они любят  заниматься спортом, предпочитают компьютерный вариант игр, адекватно относятся  к оцениванию их знаний, не завышая  и не занижая полученные отметки. В основном, школьники удовлетворены свои положением по успеваемости. Они стараются проявлять интерес к учебе и во внеурочное время. Но проблемы, связанные с взаимоотношениями между сверстниками, могут вызывать некоторую нестабильность в организации совместной учебной деятельности, нарушение эмоционально – психологического климата в группе.

Завершающим этапом в исследовании являлось изучение мотивационной сферы учащихся.

Все мотивы, предназначенные для выбора школьникам, были объединены в 7 категорий:

  1. Мотивы долга и ответственности
  2. Самоопределения и самосовершенствования
  3. Благополучия
  4. Мотивации престижа
  5. Мотивация избегания неприятностей
  6. Мотивация содержания учения
  7. Социальные мотивы, заложенные в учебной деятельности

Когда испытуемым предлагалось разложить  предоставленные карточки согласно пяти группам, отражающих важность каждого  из мотива для учащегося, то было выявлено, что наиболее важными являются мотивы:

  • Понимание, что ученик должен хорошо учиться;
  • Стремление быстро и точно выполнять требования учителя;
  • Желание окончить школу и учиться дальше;
  • Понимание, что знания необходимы для будущего;
  • Стремление получать хорошие отметки;
  • Получение одобрения учителей и родителей.

Из этого  следует, что учащиеся четвертого класса понимают долю своей ответственности, стремятся к выполнению долга  ученика школы. В учебной деятельности они видят свое самосовершенствование, самоопределение. Но стоит заметить, что такое отношение к учебной деятельности стимулируется желанием получения похвалы, хорошей отметки, одобрения окружающих.

На второй план выходят мотивы содержания учебной  деятельности, интерес ко всему новому, нахождение оригинальных способов решения  задач. Выпускники начальной школы  стремятся избежать всевозможные неудачи, о чем говорит их нежелание получать плохие отметки, потеря статуса среди сверстников и негативное отношение к ним родителей и учителей.

Поэтому они хотят стать лучшими учениками  в классе, блистать своими ответами на уроке, занимать авторитетное положение  среди товарищей.

Наименьшее  внимание уделяется  социальным мотивам, заложенным в учебной деятельности. Это может свидетельствовать  об уклонении от возникающих трудностей, самостоятельного их разрешения, стремление к рассуждению на уроке.

Стоить  заметить, что из всех мотивов, предложенных для рассмотрения учащимся, нет таких, которые совсем не имеют значения (по группе).

На этапе  исследования глубокого осознания  своего отношения к учению, когда  испытуемым необходимо было выделить только три мотива, имеющих очень  важное значение для них, ситуация распределения мотивов несколько изменилась. Теперь на первый план вышли такие мотивы, как мотив благополучия (84,21%), мотив самоопределения и самосовершенствования (79,95%), мотив престижа (44,74%). Второстепенными являются мотивы избегание неприятностей (36,84%), содержания учения (28,95%), долга и ответственности (18,42%). Социальные мотивы, заложенные в учебной деятельности, осталось на прежней позиции (7,89%).

Это может  косвенно говорить о неслучайности  выборов испытуемых, об их четкой мотивировке.

Таким образом, можно сделать вывод  об уровне сформированности психологической готовности младших школьников к переходу на новую ступень обучения. На сегодняшний день выпускники начальной школы проявляют мотивацию учения, желают перейти в 5 класс, но это стремление обусловлено, скорее всего, достижением престижа, самосовершенствования, чем осознанием необходимости обучения, стремлением занять более высшее положение по успеваемости. При этом, у будущих пятиклассников уже сейчас возникают проблемы, связанные с усвоением материала; наравне с учебной деятельностью у них идут увлечения разнообразными  видами деятельности, которые имеют малую связь с обучением (игра, прогулка, и пр.). Больше всего четвероклассники  желают получить одобрение учителей и родителей, они  пытаются избегать неудачи, о чем говорит их нежелание получать плохие отметки.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.ПУТИ  И СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ  ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ  ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ  К ПЕРЕХОДУ ИЗ  НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ  В СРЕДНЮЮ

 

Формирование  психологической готовности учащихся к обучению на второй ступени общего образования предполагает применение системы психолого-педагогических мер, обусловленных спецификой данного переходного периода.

Основными условиями оптимизации психологической  подготовки являются:

- психолого-педагогическая  компетентность учителей и родителей  младших школьников в вопросах  решения «проблемы пятых классов»;

- совместная  работа семьи и школы;

- учет  психологических закономерностей  развития детей на рубеже младшего школьного и подросткового возраста;

- внедрение  специальной системы психолого-педагогических мероприятий, обусловленных спецификой переходного периода, как в школе, так и в семье;

- реализация  педагогами и родителями в  образовательном процессе личностно-ориентированного подхода к учащимся;

- психолого-педагогическое  сопровождение младших школьников  в канун перехода в основную  школу;

- преемственность  в учебно-воспитательной работе  учителей начальных классов и  учителей-предметников.

Поскольку «проблема пятых классов» имеет педагогическое сопровождение, то и решать ее нужно педагогическими средствами.

Педагогическая  работа – основное направление сопровождения  младших школьников на этапе перехода из начальной школы в основную. Большую роль в формировании психологической готовности младших школьников к обучению в основной школе играют учителя начальных классов и весь педагогический коллектив школы. В рамках начального образования     учитель – ключевая фигура в формировании у учащихся психологической

готовности  к переходу в 5 класс. Быстрое преодоление  учащимися трудностей переходного  периода, формирование продуктивной системы  учебно-воспитательной работы, обеспечивающей успешное вхождение младших школьников в последующую педагогическую систему, свидетельствуют об одаренности  их учителя. Эффективность работы по формированию психологической готовности учащихся к переходу на вторую ступень общего образования во многом зависит от того, насколько глубоко и разносторонне учителя и родители младших школьников видят «проблему пятых классов», какое содержание вкладывают в понятие «психологическая готовность».

Ответственность за психологическую подготовку младших школьников к переходу на вторую ступень общего образования несет не только школа. Работа педагогов будет эффективной в том случае, если их союзниками станут родители младших школьников. Необходимо усилить работу по пропаганде психолого-педагогических знаний среди родителей. Целесообразно практиковать различные формы работы учителя с семьей:

  • индивидуальные (посещения семьи, индивидуальные консультации в школе и дома);
  • групповые (обсуждение вопросов с группой родителей, групповые консультация и др.);
  • коллективные (классные родительские собрания, психолого-педагогические семинары для родителей, родительские конференции).

Информация о работе Психологическая готовность младших школьников к переходу в среднее звено