Психологическая готовность младших школьников к переходу в среднее звено

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – познакомиться и обобщить взгляды психологов – исследователей по вопросу психологической готовности младшего школьника к обучению в средней школе и определить уровень сформированности психологической готовности у сегодняшних выпускников начальной школы.

Содержание

Введение 2
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА ИЗ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО ШКОЛЫ 5
1.1 Требования, предъявляемые к школьнику при переходе на вторую ступень общего образования 5
1.2 Психологическая готовность как фактор успешной адаптации к обучению на второй ступени общего образования 11
1.3 Проблема оценки готовности к переходу в среднее звено: методический инструментарий 16
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ 17
2.1 Содержание и организация исследования психологической готовности младших школьников к переходу в среднее звено. 17
2.2 Обработка полученных результатов, их анализ. 21
3.ПУТИ И СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К ПЕРЕХОДУ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЮЮ 29
Используемая литература: 32

Работа содержит 1 файл

курсовая черновик 2.docx

— 67.39 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное образовательное учреждение

 высшего  профессионального образования

«Волгоградский  государственный  педагогический университет» 

Факультет психологии и социальной работы

Кафедра психологии образования  и развития 
 
 

Психологическая готовность младших  школьников  
к переходу в среднее звено

(курсовая работа по возрастной психологии) 
 
 

    Исполнитель: студентка 2-ого курса группы ПП-21 специальности «Педагогика и психология»                      Колесова Елена Александровна
  Научный руководитель:                  доцент кафедры ПОиР,                 кандидат психологических наук Крицкий Александр Георгиевич
 
 
 

Волгоград 2011 

Оглавление

Введение 2

1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА  ИЗ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО ШКОЛЫ 5

1.1  Требования, предъявляемые к школьнику при переходе на вторую ступень общего образования 5

1.2  Психологическая готовность как фактор успешной адаптации к обучению на второй ступени общего образования 11

1.3 Проблема оценки готовности к переходу в среднее звено: методический инструментарий 16

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ 17

2.1 Содержание и организация исследования психологической готовности младших школьников к переходу в среднее звено. 17

2.2 Обработка полученных результатов, их анализ. 21

3.ПУТИ И СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К ПЕРЕХОДУ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЮЮ 29

Используемая литература: 32 

Введение

 

В настоящее  время проблема переходного периода  возрастного развития от младшего школьного  к подростковому возрасту остается актуальной и не до конца изученной. Одной из теоретических причин, способствующей развитию данной темы является неопределенность с возрастными границами младшим и средним школьным возрастом.

Если  заглянуть в психологический  словарь, то можно заметить, что младший  возраст определяется как «возраст 7 – 10 – летних детей, обучающихся  в  I – III классах современной советской школы». Там же дается определение подросткового возраста  - «это период развития детей от 11 – 12 до 15 лет, что соответствует среднему школьному возрасту учащихся  V – VIII классов».

По словам В. В. Давыдова, «в современной советской  системе воспитания младший школьный возраст охватывает период жизни  ребенка с 7 до 10 – 11 лет (в  I – III классы школы)». А Г. Драгунова определяет границы подросткового возраста, которые «примерно совпадают с обучением детей в V – VIII классах средней школы».

Можно предположить, что этот «размытый», полностью неопределенный переходный период приходится на возраст 10 – 11 лет, который совпадает с возрастом  детей, обучающихся в IV классе.

Данный  период является одним из наиболее значимых в жизни школьника, когда существенно меняется социальная ситуация развития.

Переход на вторую ступень общего образования  не всегда проходит «мягко». А. М. Прихожан рассматривает переход из начальной школы в среднюю как конец детства – «достаточно стабильный период развития. Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важнейший шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие».

Большее число учащихся IV – ых классов по окончанию обучения оказываются психологически неготовыми к преодолению трудностей адаптационного периода: индивидуально – психологические качества школьников не достаточно развиты,  не все достигают соответствующего образовательного уровня, требуемого для перехода на вторую ступень обучения.

По мнению Д. Ф. Фельдштейна, первая стадия подросткового возраста – это «локально – капризная стадия».  «В этом возрасте преобладают ситуативно обусловленные эмоции , наиболее низка самооценка, нередко выраженное непринятие себя, наиболее высок процент учеников  с депрессивной направленностью личности, когда ценности для самой себя личность никакой не представляет».

Поэтому переход из начальной школы в  среднюю считается одной из наиболее сложных психологических проблем.

Ситуация  усугубляется в связи с началом  этапа полового созревания, которые  существенно влияют на развитие познавательной сферы младшего школьника. «Замедляется темп их деятельности, на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется  больше времени. Дети чаще отвлекаются, не адекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто  меняется. Это является причиной замечаний, наказаний, что приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях».

Однако, по мнению Г.А. Цукерман, критичность данного периода можно избежать, если не будет резкого разрыва между двумя ступенями обучения – предыдущей и последующей, т. е. этот переход  будет проходить как «мягкий, постепенный».

Актуальность  проблемы психологической готовности выпускников младшей школы к  обучению в среднем звене обуславливается  тем, что в настоящее время многие подростки не способны воспринимать процесс обучения в силу их психологической готовности.

Предметом исследования является уровень достижения психологической готовности младшими школьниками для перехода в среднее звено обучения.

Объектом  в данном исследовании является учебно – познавательная деятельность младших школьников.

Цель  данной работы – познакомиться и обобщить взгляды психологов – исследователей по вопросу психологической готовности младшего школьника к обучению в средней школе и определить уровень сформированности  психологической готовности у сегодняшних выпускников начальной школы.

Гипотеза 

Задачи  были выдвинуты следующие:

  1. Выявить, какие требования предъявляются к младшим подросткам в связи с изменением социальной ситуации развития;
  2. Рассмотреть разные подходы к пониманию психологической готовности младших школьников к новой ступени обучения;
  3. Провести обзор методик, направленных на диагностику психологической готовности младших школьников;
  4. Исследовать структуру психологической готовности выпускников младшей школы;
  5. Разработать рекомендации для успешной адаптации при переходе в среднюю школу.

1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА  ИЗ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ  В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО  ШКОЛЫ

1.1  Требования, предъявляемые  к школьнику при  переходе на вторую  ступень общего  образования

 

Как уже  было оговорено ранее, переход младшего школьника в среднюю школу  является важнейшей психологической  проблемой данного возрастного  периода, который стал восприниматься почти как «объективный кризис развития детей 9 – 10 лет».

Для того,  чтобы находить возможные пути и средства решения переходного периода, необходимо определить, какие психологические качества  и свойства ученика младшей школы способствуют успешной адаптации к системе обучения в среднем звене. Иначе говоря, необходимо выявить, какие психологические новообразования должны появиться сами или благодаря специальной поддержки взрослых в конце 4 – ого – начала 5 – ого класса.

При переходе учащихся из начальной школы в  основную в основном во многом происходят кардинальные изменения.

Главным образом, изменяются условия обучения. «Дети переходят от одного основного  учителя к системе классный руководитель – учителя – предметники»[18]. Как правило, учителя основной школы часто не делают различий между только пришедшими, еще не совсем все понимающими пятиклассникам и более старшими школьниками. Ко всем предъявляются одинаковые требования.

По мнению Г. А. Цукерман, педагоги «крайне редко оказываются достойными партнерами 10 – 12 – летних школьников решении их важных задач развития и взросления и навязывают свои взрослые задачи»[21].

М. Битянова [1] выделяет основные  психолого – педагогические требования к содержанию статуса ученика 3 – 5 класса.  Относительно учебной деятельности  к ним относятся такие как «ориентация на всю систему  требований, заданных учебной задачей; развитие навыков логических операций;  систематизация знаний; перенос учебных навыков»[1].

«В средних  классах учащиеся вплотную приступают к усвоению отдельных учебных  предметов, т. е. к усвоению системы  научных понятий, системы причинно – следственных зависимостей, составляющих содержание  соответствующего учебного предмета. Правда, в конце младшего школьного возраста в учебную  программу уже вводятся такие  предметы, как естествознание, география, история. Но на этой стадии обучения указанные  предметы носят еще конкретный, описательный характер. В средних классах эти  же предметы приобретают гораздо  более отвлеченное содержание, но, что самое главное, в учебную  программу начинают входить  совсем новые учебные предметы, предъявляющие  к усвоению знаний учащимися принципиально новые требования»[2, c.293-294].

Л. И. Божович отмечает, что «дети приходят в школу с желанием учится, узнавать новое, с интересом к самим знаниям»[2]. Можно сказать, что прослеживается мотивация к учению. Следовательно, особенности построения и изучения учебного материала в средних классах требует от учащихся принципиально нового подхода к их усвоению, в частности с мотивационной и познавательной сторон.

Несомненно, процесс формирования психологической  готовности младших школьников к  обучению на второй ступени общего образования идет гораздо успешнее там, где учителя начальных классов  и учителя – предметники согласуют  свою деятельность по формированию у  учащихся умений и навыков с деятельностью  по развитию личности, т.е. там, где соблюдается  преемственность начальной и  основной школы. Важно соотносить  предъявляемые к учащимся требования с их возрастом.

При переходе в основную школу резко возрастают требования к самостоятельности  школьников. Самостоятельность в  учебной деятельности является одной из важнейших предпосылок готовности личности к деятельности, с которой предстоит столкнуться на новой ступени обучения.

Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что  к концу начальной школы появляются качественные изменения в способах работы в совместной деятельности.  Г.А. Цукерман  показано, что в 1 – 2 классах значительно растет число детей, активно включенных в поисковую деятельность на уроке, а в 3 – 4 классах оно остается практически неизменным. «Такое плато в развитии учебной общности указывает на исчерпанность исходных механизмов ее построения и на необходимость поиска резервов развития класса как совместно работающей группы»[20].  Показано также, как на протяжении начальной школы изменяется сам способ включения учащихся в совместную учебную работу: в 1 – 2 классах ведущим для ученика мотивом является поиск разрешения противоречий, задаваемых учебным материалом; на третьем – четвертом году обучения и в 5 классе на первый план выступают мотивы, связанные с самоуважением, самоутверждением и самопринятием себя как члена учебного сообщества. Уже в 3 – 4 классах основной задачей педагогов является, по мнению Г.А. Цукерман, обеспечение «психолого-педагогических условий для начала индивидуализации тех способностей и умений, которые были приобретены детьми в процессе совместно-распределенного решения учебных задач»[20]. Акцент в первую очередь делается на  способности к рефлексии и на умении учиться самостоятельно: определять границу своих знаний и умений и переходить за нее, искать новые способы действия. В 5 классе учебная деятельность впервые наделяется для ученика личностным смыслом. Таким образом, существенно выделить еще одно новообразование – рефлексия школьника, которое является главной движущей силой всех сторон психического развития при переходе из младшего школьного к подростковому возрасту (из начальной школы в основную).

Информация о работе Психологическая готовность младших школьников к переходу в среднее звено