Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:34, курсовая работа
Цель данной работы – познакомиться и обобщить взгляды психологов – исследователей по вопросу психологической готовности младшего школьника к обучению в средней школе и определить уровень сформированности психологической готовности у сегодняшних выпускников начальной школы.
Введение 2
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА ИЗ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО ШКОЛЫ 5
1.1 Требования, предъявляемые к школьнику при переходе на вторую ступень общего образования 5
1.2 Психологическая готовность как фактор успешной адаптации к обучению на второй ступени общего образования 11
1.3 Проблема оценки готовности к переходу в среднее звено: методический инструментарий 16
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ 17
2.1 Содержание и организация исследования психологической готовности младших школьников к переходу в среднее звено. 17
2.2 Обработка полученных результатов, их анализ. 21
3.ПУТИ И СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К ПЕРЕХОДУ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЮЮ 29
Используемая литература: 32
Прежде всего, это методики, направленные на выявление уровня интеллектуального развития, мотивации и социально - личностной зрелости личности.
Данная методика предназначена для измерения уровня интеллектуального развития независимо от влияния факторов окружающей среды (культуры, образования и т.д.).
Тест ориентирован на конвергентный тип мышления, направленный на поиск единственного решения.
Методика направлена на определение объема кратковременной зрительной памяти. Испытуемый должен запомнить, а затем произвести максимальное количество чисел из предъявляемой ему таблицы. По количеству правильно воспроизведенных чисел производится оценка кратковременной зрительной памяти.
Позволяет определить уровень познавательной активности ученика. Познавательная активность лежит в основе любой учебной деятельности школьника на всех возрастных этапах его развития. Без достаточно высокого ее уровня невозможна эффективная организация образовательного процесса.
Данная
методика исследует уровень
Испытуемому необходимо к каждому слову подобрать картинку. Затем, через 40-50 минут, экспериментатор в произвольном порядке показывает каждую карточку и просит испытуемого вспомнить, для какого слова она выбрана.
Направлена на изучение уровня внимания и самоконтроля учащихся 3-5 классов. Испытуемому предлагается найти и исправить в тексте ошибки. Для нахождения этих ошибок не требуется знание правил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Максимальное содержание ошибок в тексте – 10.
Данный диагностический комплекс включает:
Методика позволяет выявить ведущие, доминирующие мотивы в мотивационной сфере учащихся. В данной методик обозначены такие мотивы, как широкие социальные, узколичностные, учебно-познавательные и мотивы избегания неприятностей.
Целью
данной проективной методики является
оценка личности испытуемого, уровня его
развития, работоспособности и
Целью
данного эмпирического
Объектом в данном исследовании выступает учебно – познавательная деятельность младших школьников. Предметом – уровень достижения психологической готовности выпускников младшей школы к переходу в среднее звено.
Прежде чем приступить к исследованию, нами было предположено, что на сегодняшний день представление учащихся четвертого класса об обучении в пятом классе, относящемуся к среднему звену, отличается от действительности .
Исследование проводилось среди учащихся четвертых классов в марте 2011 года и включало ряд этапов:
1 этап
– подбор диагностических
2 этап
– выбор репрезентативной
3 этап
– непосредственно
4 этап
– количественный и
Базой эмпирического исследования являлись МОУ Аксайская СОШ Октябрьского района и МОУ СОШ № 78 г. Волгограда.
В исследовании приняли участие 38 выпускников начальной школы, учащихся четвертого класса, из них 20 мальчиков и 18 девочек в возрасте от 9 до 11 лет.
Исследование проводилось с помощью методик:
Данная методика предназначена для определения уровня познавательной активности ученика.
Цель методики заключается в выявлении меры умственного усилия, направленной на удовлетворение познавательного интереса.
Каждому испытуемому предоставлялся отдельный бланк опроса.
В инструкции испытуемым предлагалось отметить в графе «Выбор ответа» тот вариант суждения, который наиболее им подходит.
Методика проводилась фронтально.
Анкета позволяет выяснить область, на которую распространяется наиболее яркие переживания, содержания учебных и внеучебных интересов, особенности учебной самооценки и уровня притязаний, положения школьника в системе личных взаимоотношений в классе.
Цель: выявить отношение учащихся к школе, связанные с этим переживания, содержание интересов.
Для
ответов каждому школьнику
Учащимся предлагалось ответить на вопросы письменно.
Методика проводилась фронтально.
Методика М. В. Матюхиной позволяет выявить ведущие, доминирующие мотивы в мотивационной сфере учащихся. Все мотивы, обозначенные в данной методики, можно разделить на:
Цель
– выявление доминирующих мотивов
в мотивационной сфере
Материал: набор карточек с формулировками суждений, бланк ответов.
Инструкция к тесту: проводится три серии испытаний.
1 серия – испытуемому дают карточки, на каждой из которых написано одно из суждений. Предлагается разложить карточки на пять групп:
2 серия – из тех же карточек надо отобрать только 7 карточек, на которых написаны, по мнению испытуемого, особенно важные суждения.
3 серия – из тех же карточек надо отобрать только 3 карточки, на которых написано особенно важные для испытуемого суждения.
Методика проводилась фронтально.
Результаты и анализ исследования представлены в параграфе 2.2
Для математической обработки полученных в ходе исследования данных с помощью «Опросника изучения уровня познавательной активности учащихся» Б. К. Пашнева применялась программа Microsoft Office Excel.
С помощью данной программы были подсчитаны выборы испытуемых, совпадающих с «ключом». За каждое совпадение с «ключом» насчитывался 1 балл. Прежде чем приступать к подсчетам совпадений по шкале «Познавательная активность», бланки ответов респондентов подвергались проверке по шкале неискренности.
Возрастной диапазон испытуемых приходился на 9-11 лет. Согласно количеству совпадающих ответов при возрасте 11-12 лет (7 баллов и более) и при возрасте 9-10 (8 баллов и более) результаты исследования считаются недействительными. Для соотнесения ответов младших школьников со шкалой неискренности мы использовали самый нижний порог – 8 баллов и более. Бланки при таком количестве совпадений в дальнейшем не обрабатывались.
Из общего числа всех бланков с ответами испытуемых (38) 10,5% школьников (4) отвечали на предоставленные вопросы не честно. Следовательно, количественной обработке и анализу подверглись 34 варианта заполненных бланков.
Показатель познавательной активности в целом по всей выборке составляет 5,94, что соответствует среднему уровню познавательной активности. Это свидетельствует о том, что учащиеся четвертого класса не активно включаются в учебную деятельность, в восприятие познавательного материала, не всегда ставят перед собой цель сосредоточения на нем; у них мало возникает вопросов к преподавателю в процессе учебной деятельности (только 12% проявляют такую активность); не всегда учащиеся стремятся к выполнению сложных заданий, поиску рациональных способов решения задач (12 % выпускников начальной школы любят искать разные способы решения заданий).
58% от
общего числа испытуемых
Очень маленький процент -11% - учащихся могут долгое время сосредотачивать свое внимание на одном виде деятельности, их не очень легко отвлечь.
С помощью контент – анализа были обработаны данные по анкете «Отношение к школе». Были выделены следующие показатели, соответствующие каждой категории:
Информация о работе Психологическая готовность младших школьников к переходу в среднее звено