Психологическая готовность младших школьников к переходу в среднее звено

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – познакомиться и обобщить взгляды психологов – исследователей по вопросу психологической готовности младшего школьника к обучению в средней школе и определить уровень сформированности психологической готовности у сегодняшних выпускников начальной школы.

Содержание

Введение 2
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА ИЗ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО ШКОЛЫ 5
1.1 Требования, предъявляемые к школьнику при переходе на вторую ступень общего образования 5
1.2 Психологическая готовность как фактор успешной адаптации к обучению на второй ступени общего образования 11
1.3 Проблема оценки готовности к переходу в среднее звено: методический инструментарий 16
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ 17
2.1 Содержание и организация исследования психологической готовности младших школьников к переходу в среднее звено. 17
2.2 Обработка полученных результатов, их анализ. 21
3.ПУТИ И СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К ПЕРЕХОДУ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЮЮ 29
Используемая литература: 32

Работа содержит 1 файл

курсовая черновик 2.docx

— 67.39 Кб (Скачать)

Прежде  всего, это методики, направленные на выявление уровня интеллектуального  развития, мотивации и социально - личностной зрелости личности.

  • Тест на интеллект (CFIT)

Данная  методика предназначена для измерения  уровня интеллектуального развития независимо от влияния факторов окружающей среды (культуры, образования и т.д.).

Тест  ориентирован на конвергентный тип  мышления, направленный на поиск единственного  решения.

  • Методика исследования кратковременной памяти

Методика  направлена на определение объема кратковременной  зрительной памяти. Испытуемый должен запомнить, а затем произвести максимальное количество чисел  из предъявляемой  ему таблицы. По количеству правильно  воспроизведенных чисел производится оценка кратковременной зрительной памяти.

  • Опросник изучения уровня познавательной активности учащихся (разработан Б. К. Пашневым)

Позволяет определить уровень познавательной активности ученика. Познавательная активность лежит в основе любой учебной  деятельности школьника на всех возрастных этапах его развития. Без достаточно высокого ее уровня невозможна эффективная  организация образовательного процесса.

  • Методика «Опосредованное запоминание» (А. Н. Леонтьев)

Данная  методика исследует уровень опосредованного  запоминания, особенностей  мышления.

Испытуемому необходимо к каждому слову подобрать  картинку. Затем, через 40-50 минут,  экспериментатор  в произвольном порядке показывает каждую карточку и просит испытуемого  вспомнить, для какого слова она  выбрана.

  • Методика изучения уровня внимания у школьников (П. Я Гальперин,   С. Л. Кабылицкая)

Направлена на изучение уровня внимания и самоконтроля учащихся 3-5 классов. Испытуемому предлагается найти и исправить в тексте ошибки. Для нахождения этих ошибок не требуется знание правил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Максимальное содержание ошибок в тексте – 10.

  • Диагностика психологической готовности младших школьников к обучению в средней школе (программа Т. И. Юферовой)

Данный  диагностический комплекс включает:

  • Анкета «Отношение к школе», которая позволяет выяснить ту область, на которую распространяются наиболее яркие переживания, содержание учебных и внеучебных интересов, особенности учебной самооценки и уровня притязания.
  • Методика «Счет», выявляющая ориентировку на систему требований как необходимое условие успешности обучения на начальном этапе, уровень сформированности качества устного счета, особенности таких параметров психического развития как память и внимание.
  • Методика «Слова», позволяющая получить представления о некоторых особенностях развития речи учащихся – словарном запасе, имеется возможность оценить спонтанную грамотность, выявляет возможные аффектогенные зоны.
  • Изучение мотивационной сферы учащихся (М. В. Матюхина)

Методика  позволяет выявить ведущие, доминирующие мотивы в мотивационной сфере  учащихся. В данной методик обозначены такие мотивы, как широкие социальные, узколичностные, учебно-познавательные и мотивы избегания неприятностей.

  • Тест «Дом – дерево – человек» (предложена Дж. Буком)

Целью данной проективной методики является оценка личности испытуемого, уровня его  развития, работоспособности и интеграции; получение данных, касающихся сферы  его взаимоотношений с окружающим миром  и с конкретными людьми в частности.  
 

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ  ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ  ГОТОВНОСТИ

2.1 Содержание и организация  исследования психологической  готовности младших  школьников к переходу  в среднее звено.

 

Целью данного эмпирического исследования является выявление психологической  готовности младших школьников к  переходу на среднюю ступень общего образования в настоящее время.

Объектом  в данном исследовании выступает  учебно – познавательная деятельность младших школьников. Предметом – уровень достижения психологической готовности выпускников младшей школы к переходу в среднее звено.

Прежде  чем приступить к исследованию, нами было предположено, что на сегодняшний  день представление учащихся четвертого класса об обучении в пятом классе, относящемуся к среднему звену, отличается от действительности .

Исследование  проводилось среди учащихся четвертых  классов в марте 2011 года и включало ряд этапов:

1 этап  – подбор диагностических методик,  отвечающих целям и задач исследования, подготовка необходимых материалов.

2 этап  – выбор репрезентативной группы  испытуемых, решение организационных  вопросов (время, место проведения  исследования и др.)

3 этап  – непосредственно эмпирическое  исследование в группах испытуемых.

4 этап  – количественный и качественный  анализ полученных данных.

Базой эмпирического исследования являлись МОУ Аксайская СОШ Октябрьского района и МОУ СОШ № 78 г. Волгограда.

В исследовании приняли участие 38 выпускников начальной школы, учащихся четвертого класса, из них 20 мальчиков и 18 девочек в возрасте от 9 до 11 лет.

Исследование  проводилось с помощью методик:

  1. «Опросник изучения познавательной активности учащихся» Б.К. Пашнева. [15]

Данная  методика предназначена для определения  уровня познавательной активности ученика.

Цель  методики заключается в выявлении  меры умственного усилия, направленной на удовлетворение познавательного  интереса.

Каждому испытуемому предоставлялся отдельный  бланк опроса.

В инструкции испытуемым предлагалось отметить в  графе «Выбор ответа» тот вариант  суждения,  который наиболее им подходит.

Методика  проводилась фронтально.

  1. Анкета «Отношение к школе» Т. И. Юферовой (программа «Диагностика психологической готовности младших школьников к обучению в средней школе»).[6]

    Анкета  позволяет выяснить область, на которую  распространяется наиболее яркие переживания, содержания учебных и внеучебных интересов, особенности учебной самооценки и уровня притязаний, положения школьника в системе личных взаимоотношений в классе.

    Цель: выявить отношение учащихся к  школе, связанные с этим переживания, содержание интересов.

    Для ответов каждому школьнику предоставлялся  отдельный бланк.

    Учащимся  предлагалось ответить на вопросы письменно.

    Методика  проводилась фронтально.

  1. Изучение мотивационной сферы учащихся (М. В. Матюхина)[7]

    Методика М. В. Матюхиной позволяет выявить ведущие, доминирующие мотивы в мотивационной сфере учащихся. Все мотивы, обозначенные в данной методики, можно разделить на:

    • Широкие социальные (мотивы долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования).
    • Узколичностные (благополучия и престижа).
    • Учебно-познавательные (связанные с содержанием и процессом учения).
    • Мотивы избегания неприятностей.

Цель  – выявление доминирующих мотивов  в мотивационной сфере учащихся.

Материал: набор карточек с формулировками суждений, бланк ответов.

Инструкция  к тесту: проводится три серии испытаний.

1 серия  – испытуемому дают карточки, на каждой из которых написано  одно из суждений. Предлагается  разложить карточки на пять  групп: 

  1. В одну отложить все  карточки с мотивами, которые имеют очень большое значение для учения
  2. Во вторую – просто имеют значение
  3. В третью – имеют небольшое значение
  4. В четвертую – имеют очень малое значение
  5. В пятую – совсем не имеют значения.

2 серия  – из тех же карточек надо  отобрать только 7 карточек, на которых  написаны, по мнению испытуемого,  особенно важные суждения.

3 серия  – из тех же карточек надо  отобрать только 3 карточки, на которых  написано особенно важные для  испытуемого суждения.

Методика  проводилась фронтально.

Результаты  и анализ исследования представлены в параграфе 2.2

2.2 Обработка полученных  результатов, их  анализ.

 

Для математической обработки полученных в ходе исследования данных с помощью «Опросника изучения уровня познавательной активности учащихся» Б. К. Пашнева применялась программа  Microsoft Office Excel.

С помощью  данной программы были подсчитаны выборы испытуемых, совпадающих с «ключом». За каждое совпадение с «ключом» насчитывался 1 балл. Прежде чем приступать к подсчетам совпадений по шкале «Познавательная активность», бланки ответов респондентов  подвергались проверке по шкале неискренности.

Возрастной  диапазон испытуемых приходился на 9-11 лет.  Согласно количеству совпадающих  ответов при возрасте 11-12 лет (7 баллов и более) и при возрасте 9-10 (8 баллов и более) результаты исследования считаются  недействительными. Для соотнесения ответов младших школьников со шкалой неискренности мы использовали самый нижний порог – 8 баллов и более. Бланки при таком количестве совпадений в дальнейшем не обрабатывались.

Из общего числа всех бланков с ответами  испытуемых (38) 10,5% школьников (4) отвечали на предоставленные вопросы не честно. Следовательно, количественной обработке  и анализу подверглись 34 варианта заполненных бланков.

Показатель  познавательной активности в целом  по всей выборке составляет 5,94, что  соответствует среднему уровню познавательной активности. Это свидетельствует  о том, что учащиеся четвертого класса не активно включаются в учебную  деятельность, в восприятие познавательного материала, не всегда ставят перед собой цель сосредоточения на нем; у них мало возникает вопросов к преподавателю в процессе учебной деятельности (только 12% проявляют такую активность); не всегда учащиеся стремятся к выполнению сложных заданий, поиску рациональных способов решения задач (12 % выпускников начальной школы любят искать разные способы решения заданий).

58% от  общего числа испытуемых школьников  четвертого класса вспоминают  дома, во время занятий другим  делом о том новом, что узнали  на уроках. Это говорит о том,  что у учащихся, в среднем, проявляется  мотивация учения не только  в стенах учебного заведения.  Половина учащихся, принявших участие  в исследовании познавательной  активности (55%) адекватно относятся  ко всем типам оценок, не считают,  что необходимо ставить только  хорошие отметки, проявляют познавательный  интерес к различным вопросам, разбираемых во время урока,  стараются разрешить волнующие  их проблемы, прибегаю к чтению  дополнительной литературы (энциклопедии, словари и т.д.).

Очень маленький процент -11% - учащихся могут  долгое время сосредотачивать свое внимание на одном виде деятельности, их не очень легко отвлечь.

С помощью  контент – анализа были обработаны данные по анкете «Отношение к школе». Были выделены следующие показатели, соответствующие каждой категории:

  1. Содержание учебных и внеучебных интересов
  • Предметное содержание – сюда вошли суждения учащихся, в которых особое внимание уделяется таким предметам учебного цикла, как  математика, русский язык, иностранный язык, мир вокруг нас и др.

Информация о работе Психологическая готовность младших школьников к переходу в среднее звено