Психологическая готовность младших школьников к переходу в среднее звено

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – познакомиться и обобщить взгляды психологов – исследователей по вопросу психологической готовности младшего школьника к обучению в средней школе и определить уровень сформированности психологической готовности у сегодняшних выпускников начальной школы.

Содержание

Введение 2
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА ИЗ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО ШКОЛЫ 5
1.1 Требования, предъявляемые к школьнику при переходе на вторую ступень общего образования 5
1.2 Психологическая готовность как фактор успешной адаптации к обучению на второй ступени общего образования 11
1.3 Проблема оценки готовности к переходу в среднее звено: методический инструментарий 16
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ 17
2.1 Содержание и организация исследования психологической готовности младших школьников к переходу в среднее звено. 17
2.2 Обработка полученных результатов, их анализ. 21
3.ПУТИ И СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К ПЕРЕХОДУ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЮЮ 29
Используемая литература: 32

Работа содержит 1 файл

курсовая черновик 2.docx

— 67.39 Кб (Скачать)

Доминирующей  функцией в младшем школьном возрасте является мышление.  И то, насколько  оно будет развито, будет зависеть и развитие других психических функций. 

У ребенка  появляются логически верные рассуждения: он использует операции. Операции, характерные  для данного возраста, Ж. Пиаже  назвал конкретными, поскольку они  могут применяться только на конкретном, наглядном материале. Согласно его  концепции, интеллектуальное развитие ребенка 7 – 11 лет находится на стадии конкретных операций [16, c.232-292]. Это значит, что в указанный период умственные действия становятся обратимыми и скоординированными.

Согласно  Л.С. Выготскому, мышление становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер. Мышление ребенка находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно – образного к словесно – логическому, понятийному мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам. Однако отвлеченные, формально логические рассуждения детям еще недоступны. Также с развитием мышления связано возникновение важных новообразований младшего школьного возраста: анализа, внутреннего плана действий, рефлексии. Эти новообразования формируются у младших школьников в процессе учебной деятельности.

Большое значение для младшего школьника  при переходе его из начальной  школы в среднюю имеет установление и поддержание отношений с новыми  учителями и одноклассниками.

Согласно  мнению Л.С. Выготского [23] об отношениях младшего школьника с педагогами, специфика младшего школьного возраста состоит в том, что цели деятельности задаются детям преимущественно взрослыми. Учителя и родители определяют, что можно и что нельзя делать ребенку, какие задания выполнять, каким правилам подчиняться. Но уже к концу младшего школьного возраста ребенок уже стремится к самостоятельной умственной деятельности, хотя совсем недавно готовое воспринимал с большим интересом. Теперь школьник предпочитает справляться с задачами, не списывая их с доски, старается избегать дополнительных разъяснений, если ему кажется, что он сам может разобраться в материале, стремиться придумать свой оригинальный пример, высказывает свои собственные суждения и т.д. вместе с самостоятельностью мышления развивается и критичность. Если раньше младший школьник все воспринимал на веру, то теперь он предъявляется более высокие требования к рассказу учителя, ждет доказательности, убедительности – теперь он должен знать, зачем нужно выполнять то или иное задание.

Немаловажную  роль играет общение ученика с  одноклассниками.

В своей работе И.Ю. Кулагина говорит о том, что появившееся в конце дошкольного детства осознание переживаний выводит мотивы общения на новый уровень, делает возможным становление на их основе сущностных связей с миром. Уже в младшем школьном возрасте могут закладываться основы школьной дружбы — чувство общности с теми, кто живет общей школьной жизнью. Она рождается из совместных форм учебной деятельности, групповой работы в классе, из совместных внеучебных занятий (совместные игры, кружки, походы в театры и музеи и т.п.). Могут также появиться другие сущностные жизненные отношения, не связанные с учебой в школе – различные увлечения, занятия спортом, привязанности к животным любовь к природе [28]. 

Для преодоления  возникающих трудностей у выпускника начальной школы при переходе его на новую ступень обучения требуются определенные качества, которые  обеспечат успешное развитие учебной  деятельности, оптимальное общение  уже на начальном этапе адаптационного периода. Совокупность этих качеств  можно определить как нормативную  модель выпускника начальной школы в аспекте его психологической готовности к обучению на второй ступени общего образования.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Психологическая готовность как фактор успешной адаптации к обучению на второй ступени общего образования

 

Адаптация – приспособления человека как личности к существованию в обществе в  соответствии с требованиями этого  общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами.

Для младшего школьника при переходе его в  среднее звено процесс адаптации  имеет очень важное значение. И то, насколько этот процесс будет успешным, зависит от сформированности  психологической готовности выпускника младшей школы к обучению на второй ступени образования.

 «В  пятом классе условия обучения  коренным образом меняются: дети  переходят от одного основного  учителя к системе «классный  руководитель – учителя –  предметники», уроки, как правило,  проходят в разных кабинетах.  Нередко дети меняют школу  (например, поступают в гимназию), у них появляются не только  новые учителя, но и новые  одноклассники»[8].

Успешность  адаптации школьника к обучению в средних классах зависит  от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием. Показателями  успешности будут являться способность  учащихся «умения учиться» и развитие  индивидуально – психологических  качеств  школьника, активно вовлекаемых в процесс обучения и влияющих на его результативность.

В. В. Давыдов  в своей книге «Теория развивающего обучения» обращает наше внимание на то, что «начальная школа из замкнутого цикла практических знаний постепенно превращается в подготовительную ступень, органически связанную со всеми  остальными, высшими ступенями полного  среднего образования»[24].

В последнее  время, при изучении  различных  проблем, связанных с обучением  детей в школе, используется термин «школьная дезадаптация». Этим термином, как правило, обозначаются отклонения в учебной деятельности школьника.

Свидетельством  дезадаптации школьников к условиям обучения в основной школе является снижение интереса к учению  и успеваемости, появление признаков тревожности, неадекватных поведенческих реакций на замечания  и реплики учителя, нарушения во взаимоотношениях со сверстниками.

 «Симптомы  школьной дезадаптации могут и не сказываться отрицательно на успеваемости и дисциплине учащихся, проявляясь либо в субъективных переживаниях школьников, либо в форме психологических нарушений»[14, c.18]

Существует  представление о том, что школьная дезадаптация возникает в результате «несформированности навыков учебной деятельности». Сторонниками данного предположения являются В. И. Войтко и Ю. З. Гильбух [Приводится по:14 с. 17-27].

Также дезадаптация младших школьников может возникать из – за перегруженности, новой формы работы, перенапряжения учащихся в связи с интенсивностью учебного процесса. По мнению А.Л. Гройсмана «занятый приготовлением многочисленных уроков, ребенок, особенность если успеваемость его желает лучшего, начинает жить лихорадочной, нервной жизнью, сопровождаемой к тому же обездвиживанием, нарушением режима питания, сокращением продолжительности сна и отдыха, за что он расплачивается затем физическим неблагополучием»[Приводится по:11].

На второй ступени общего образования увеличивается  нагрузка учащихся в школе и дома. Одну из причин перегрузок школьников в это время Б. С. Круглов видит  в том, «что при разработке дидактических  и методических средств обучения, последние ориентированы исключительно  на учителя, который, хотя и творчески, но тем не менее репродуктивно  переносит их на всех учащихся без учета их возрастных и индивидуальных особенностей развития»[Приводится по:11].

Учебная деятельность является ведущей на протяжении всего «школьного» детства. Она  проходит два периода своего развития.

Д. Б. Эльконин пишет об этом так: «В детском развитии имеют место, с одной стороны, периоды, в которых происходит преимущественное освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми и на этой основе – мотивационно – потребностной сферы, с другой стороны, периоды, в которых происходит преимущественное освоение общественно выработанных способ действий с предметами и на этой основе – формирование интеллектуально – познавательных сил детей, их операционально -  технических возможностей»[22].

Если  в младшем школьном возрасте ученики  преимущественно овладевают операционально – предметной стороной учебной деятельности. И неовладевание  этими навыками может привести к психологической дезадаптации к школе, то в подростковом возрасте ведущей стороной учебной деятельности становиться мотивационно – потребностная.

Овладение мотивационно – потребностной стороной учебной деятельности в младшем школьном возрасте происходит как бы «латентно». Нормы и способы социального поведения взрослых младший школьник усваивает, не использует их столь активно, оставаясь все же зависимым от взрослых  в своих отношениях с окружающим людьми. Если у ребенка не формируются навыки учебной деятельности, которые являются более продуктивными в решении более сложных задач, то он испытывает реальные трудности в учебе. Возникает один из симптомов школьной  дезадаптации  - снижение успеваемости. Причинами также могут быть и «индивидуальные особенности уровня интеллектуального и психического развития».

Другая  форма школьной дезадаптации неразрывно связана со спецификой возрастного развития. Смена ведущей деятельности, по мысли А. Н. Леонтьева, осуществляется за счет того, что «только «понимаемые» мотивы учения при определенных условиях становятся действующими мотивами»[14]. Встречаются случае несформированости у младших школьников мотивации учения. Так, Л. И. Божович, Н. Г. Морозов и Л. С. Славина пишут о том, что среди обследуемых ими учениками младшей школы были выявлены такие, которые воспринимали учебную деятельность как игровую[14, c.24].

Также, немаловажную роль в адаптации учащихся при переходе на новую ступень  обучения играет способность младших  школьников «произвольно управлять  своим поведением, вниманием», основными  мыслительными процессами.

  Г. А. Цукерман проводила исследование, направленное  на выявление динамики поисковой активности на переходе из начальной в среднюю школу. В ходе исследования было выявлено, что высокий уровень поисковой активности (догадки, вопросы, предположения, сомнения критичность) влияет на успешный переход из начальной в среднюю школу[21].

Исходя  из систематизации и обобщения показателей  дезадаптации младших школьников можно выявить те качества, которые будут способствовать успешной адаптации к новому образу жизни. Основными будут являться:

  • «умение учиться» - мотивация к учению, достижения в учебе, знания, умения, навыки, приобретенные младшими школьниками в начальной школе;
  • Развитие психических познавательных процессов – повышают результативность познавательной деятельности ученика, успешное усвоение материала;
  • Развитие личностных качеств, Я – концепция – личная мотивация к учению, стремление к взаимодействию, эмоционально – положительное восприятие системы своих отношений.

Таким образом, психологическая готовность младших школьников  к обучению на среднем звене представляет собой  систему, состоящую из совокупности качеств ученика, которые необходимы при переходе на новую ступень  обучения.

Психологическая готовность является фактором, определяющим успешность адаптации младшего школьника  в новых условиях, влияет на эффективность  учебной деятельности и самоопределение  младшего подростка. 
 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Проблема оценки  готовности к переходу  в среднее звено:  методический инструментарий

 

В настоящее  время диагностирование применяется  очень широко. Тесты и различные  психодиагностические процедуры позволяют  достаточно быстро и довольно точно  определить  выраженность определенных качеств человека.

Как известно, переход ребенка в пятый класс  влечет за собой снижение успеваемости, ухудшение психического самочувствия, потерю интереса к учебе. Все это  обуславливает развитие способности  ученика продолжать успешную учебу  в средней школе. В первую очередь, имеется ввиду имеющийся объем знаний и умений, приобретенный учащимися в начальной школе.

Не менее  значима психологическая готовность  ученика к преодолению тех  трудностей, которые возникают в  период адаптации.

На сегодняшний  день представлено достаточно большое  количество методик , позволяющих изучить психологическую готовность выпускников младшей школы к переходу в среднее звено.

Информация о работе Психологическая готовность младших школьников к переходу в среднее звено