Психологическая готовность к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 10:10, курсовая работа

Описание работы

В данной работе нами поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать педагогическую и психологическую литературу по данной теме.
2. Подобрать ряд методик и разработать комплексную психолого-педагогическую программу диагностики детей дошкольного возраста к обучению в школе.
3. Изучение базисных характеристик детей для определения уровня готовности к школьному обучению.
4. Разработка программ и проведение психологической коррекционной работы для развития у ребенка навыков, необходимых для успешного усвоения учебного материала.

Содержание

Введение....................................................................................................................3
Глава I. Проблема психологической готовности ребенка к школьному обучению...................................................................................................................5
1.1 Понятие психологической готовности к школьному обучению...................................................................................................................5
1.2. Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу.........................................................................................................................7
1.3 Компоненты психологической готовности к школьному обучению...12
Глава II. Экспериментальная часть..................................................................17
2.1 Констатирующий этап экспериментальной работы...............................17
2.2 Результаты исследования..............................................................................20
2.3 Формирующий этап экспериментальной работы.....................................23
Сравнительный анализ результатов...........................................................30
Заключение.............................................................................................................33
Список использованной литературы................................................................35

Работа содержит 1 файл

псих. готов к школе.docx

— 132.73 Кб (Скачать)

        Описанную выше коррекционно-развивающую программу мы провели с детьми подготовительной группы в течение одного месяца.   Любое обучение и воспитание одновременно в какой-то мере развивают, что и относится и к коррекционным процессам. Вместе с тем коррекция развития не сводится только к усвоению знаний и навыков. В процессе специального обучения перестраиваются психические функции, формируются механизмы компенсации дефекта, им придаётся новый характер.

   

    1. Сравнительный анализ результатов

     После проделанной нами  работы по формированию у детей различных качеств личности, мы провели третий этап нашей исследовательской работы – контрольный. На этом этапе была вновь проведена диагностика дошкольников. С этой целью были использованы первоначальные методики:

     1) методика изучения сравнения у детей на материале сравнения картинок;

     2) методика выявления уровня развития зрительного восприятия;

     3) методика  изучения осознания нравственных норм у детей;

     4) методика  изучения мотивационной готовности к школе.

     Анализ  результатов показал положительную  динамику почти по всем показателям.

     1) Методика изучения сравнения  у детей на материале сравнения  картинок. В результате повторной диагностики уровня сравнения детей подготовительной к школе группы, мы увидели, что показатели по данной категории стали выше. Если на констатирующем этапе количество детей с высоким уровнем физического развития составляло 10 человек, то в контрольном этапе их число увеличилось до 15, что в процентном соотношении составляет 68%.У 6 детей уровень сравнения на среднем уровне – это 27% детей, у одного на низком уровне. Данные  обоих этапов приведены в следующей диаграмме.

     Диаграмма №5

         2) Методика выявления уровня развития  зрительного восприятия. В результате повторной диагностики по данному методу выяснилось, что уровень зрительного восприятия заметно увеличилось. Если на констатирующем этапе количество детей с высоким уровнем составляло 12 человек, то на контрольном этапе их число пополнило еще 1 дошкольник. У 7 детей уровень зрительного восприятия выше среднего. И по одному ребенку приходится на средний и низкие уровни. Сравнительные  результаты отражены в диаграмме №7.

        Диаграмма №6

    4) Методика  изучения осознания  нравственных норм у детей.  Данные повторного исследования  по данной методике показывают  тоже положительную динамику. Осознание  нравственных норм на контрольном  этапе составило у 72%% детей  на высоком уровне. У 28% - на  среднем уровне. Надо отметить никто из детей не сомневается в необходимости норм и правил поведения, в стремлении и умении им следовать.

       Диаграмма №7

       5) Методика  изучения мотивационной  готовности к школе. Как видно  по данной диаграмме результаты  повторного исследования мотивационной  готовности дошкольников данной  группы не изменилось.

    Диаграмма№8  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

заключение

        Проблема готовности детей к  обучению в школе - это не  только научная, но в первую  очередь реально-практическая, очень  жизненная и острая задача, еще  не получившая своего окончательного  решения. А от ее решения  зависит многое, в конечном счете,  судьба детей, их настоящее  и будущее.

        Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

        Критерии готовности или неготовности к школьному обучению связаны с психологическим возрастом ребенка, который отсчитывается не по часам физического времени, а по шкале психологического развития. Эту шкалу тоже надо уметь читать: понимать принципы ее составления, знать точки отсчета, размерность.

       В своей работе мы ставили  цель - выявить уровень готовности  дошкольников к обучению и  провести коррекционно-развивающие  мероприятия по повышению уровня  развития.

      Была использована комплексная  программа диагностики детей  дошкольного возраста к школьному  обучению. Готовность определилась  по следующим параметрам:

     - мотивационный;

     - интеллектуальный;

     - языковой;

     - социальный.

      На основании полученных результатов  возникла необходимость в создании  коррекционно-развивающих мероприятий  для повышения уровня готовности  к школьному обучению. Основной  целью явилось целенаправленное  использование игровой деятельности, формирующей необходимые предпосылки  для комплексной подготовки к  обучению детей в школе. В  результате проделанной работы  мы увидели, что к концу учебного  года общий уровень готовности детей экспериментальной группы повысился. Такие результаты мы смогли получить при совместной работе с педагогами, воспитателями и родителями.

       Работая по этой программе,  мы пришли к выводам:

       -  во-первых, обследование детей  необходимо для школы и для  детей, для их успешного обучения;

       -  во-вторых, обследование детей  необходимо начинать раньше, тогда  эта работа   будет   более   эффективной,   потому   что,   мало   констатировать неготовность  ребенка к обучению в школе,  необходимо еще брать на учет  и в течение года наблюдать  и контролировать его развитие.

        В дальнейшей своей работе  мы планируем углубить и расширить  коррекционно-развивающие мероприятия,  с использованием элементов психодраммы  и проведение совместных занятий  с родителями.

        Психологическая готовность к  школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления  детей, не готовых к школьному  обучению, с целью проведения  с ними развивающей работы, направленной  на профилактику школьной неуспеваемости  и дезадаптации.

       Развивающую работу с нуждающими  в ней детьми целесообразно  проводить в группах развития. В этих группах реализуется  развивающая психику ребят программа.  Не ставится специальной задачи  научить детей считать, писать, читать. Главная задача – довести  психологическое развитие ребенка  до уровня готовности к школе.  Основной акцепт в группе развития  делятся на мотивационное развитие  ребенка, а именно развитие  познавательного интереса и учебной  мотивации. Задача взрослого сначала  пробудить у ребенка желание  научится чему-то новому, а уже  затем начинать работу по развитию  высших психологических функций. 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Актуальные  проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сб. науч. трудов./ Редкол.: Н.Н. Педъяков и др. - М: АПН СССР, 1985г.
  2. Белова Е., Размышления перед школой: (Советы родителям) // Дошкольное воспитание, - 1994 г., - №8, стр. 80-83.
  3. Божович Л.И. Возрастные закономерности формирования личности ребенка./ Москва. 1966.
  4. Венгер Л.А., Марцинковская Т.Д., Венгер А.Л., Готов ли ваш ребенок к школе?/ Москва, 1994.
  5. Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание, - 1995, - №8, стр. 66-74.
  6. Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. //Собр. соч.: В 6 т. – Т.5. – М., 1983.
  7. Готовность к школе. /Под ред. И.В. Дубровинкой/ Москва. 1995 г
  8. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 1996.
  9. Гуцалюк Л.Б.Занятия по подготовке детей к школе.//Начальная школа, 1994г., №4, стр.11-13
  10. Детская картина мира: программа обучения и воспитания детей 6-7 лет// Дошкольное воспитание, 1994г.,№6, стр.27-31.
  11. Детский практический психолог: Программы и методические материалы/ О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. – М., Академия, 2001.- стр. 256.
  12. Дощицина З.В. Оценка готовности детей к обучению в школе в условиях разно уровневой дифференциации./ Москва, 1994.
  13. Ениколопов С.Н. Психология агрессии // Вест. Псков. Вол. ун-та, 1994г., №1
  14. Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург, Деловая книга, 1995, стр. 346.
  15. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М, Педагогика, 1991г.
  16. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. Москва. 1983 г.
  17. Кравцова Е., Кравцов Г. Готовность к школе // Дошкольное воспитание, 1991, №7, стр. 81-84.
  18. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. - М, Знание, 1987г.
  19. Кузнецова А., Алиева А., Заушницкая А. Подготовка детей к обучению в школе// Дошкольное воспитание, 1989г., №8, стр. 50-54.
  20. Мухина В., Что такое готовность к учению? // Семья и школа, 1987г, №4, стр.25-27.
  21. Немов Р.С. Психология. - М, Просвещение, 1995г., т.2.
  22. Немов Р.С. Психология. - М, Просвещение, 1995г., т.3.
  23. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. / Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. - М, "Педагогика", 1988г.
  24. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика – Пресс. 1997.- 440 с.
  25. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности//Психол.жур., 1996г, №5
  26. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании - М, "Владос", 1995г.
  27. Рыбина Э. Готов ли ребенок к школьному обучению? //Дошкольное воспитание. 1995г, №8, стр.25-28.
  28. Свеженцова Г.М. Подготовка детей к школе// Начальная школа, 1994г., №5, стр. 67-69.
  29. Ульенкова У. Формирование общей способности к учению у шестилетних детей.// Дошкольное воспитание, 1989г, №3, стр.53-57.
  30. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника./Москва. 1997.
  31. Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования - К., Освита, 1992г.

Информация о работе Психологическая готовность к школе