Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 10:10, курсовая работа
В данной работе нами поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать педагогическую и психологическую литературу по данной теме.
2. Подобрать ряд методик и разработать комплексную психолого-педагогическую программу диагностики детей дошкольного возраста к обучению в школе.
3. Изучение базисных характеристик детей для определения уровня готовности к школьному обучению.
4. Разработка программ и проведение психологической коррекционной работы для развития у ребенка навыков, необходимых для успешного усвоения учебного материала.
Введение....................................................................................................................3
Глава I. Проблема психологической готовности ребенка к школьному обучению...................................................................................................................5
1.1 Понятие психологической готовности к школьному обучению...................................................................................................................5
1.2. Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу.........................................................................................................................7
1.3 Компоненты психологической готовности к школьному обучению...12
Глава II. Экспериментальная часть..................................................................17
2.1 Констатирующий этап экспериментальной работы...............................17
2.2 Результаты исследования..............................................................................20
2.3 Формирующий этап экспериментальной работы.....................................23
Сравнительный анализ результатов...........................................................30
Заключение.............................................................................................................33
Список использованной литературы................................................................35
Описанную выше коррекционно-развивающую программу мы провели с детьми подготовительной группы в течение одного месяца. Любое обучение и воспитание одновременно в какой-то мере развивают, что и относится и к коррекционным процессам. Вместе с тем коррекция развития не сводится только к усвоению знаний и навыков. В процессе специального обучения перестраиваются психические функции, формируются механизмы компенсации дефекта, им придаётся новый характер.
После проделанной нами работы по формированию у детей различных качеств личности, мы провели третий этап нашей исследовательской работы – контрольный. На этом этапе была вновь проведена диагностика дошкольников. С этой целью были использованы первоначальные методики:
1) методика изучения сравнения у детей на материале сравнения картинок;
2) методика выявления уровня развития зрительного восприятия;
3) методика изучения осознания нравственных норм у детей;
4) методика изучения мотивационной готовности к школе.
Анализ
результатов показал
1)
Методика изучения сравнения
у детей на материале
Диаграмма №5
2) Методика выявления уровня
Диаграмма №6
4) Методика изучения осознания
нравственных норм у детей.
Данные повторного
Диаграмма №7
5) Методика изучения мотивационной
готовности к школе. Как видно
по данной диаграмме
Диаграмма№8
заключение
Проблема готовности детей к
обучению в школе - это не
только научная, но в первую
очередь реально-практическая, очень
жизненная и острая задача, еще
не получившая своего
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Критерии готовности или неготовности к школьному обучению связаны с психологическим возрастом ребенка, который отсчитывается не по часам физического времени, а по шкале психологического развития. Эту шкалу тоже надо уметь читать: понимать принципы ее составления, знать точки отсчета, размерность.
В своей работе мы ставили
цель - выявить уровень готовности
дошкольников к обучению и
провести коррекционно-
Была использована комплексная
программа диагностики детей
дошкольного возраста к
- мотивационный;
- интеллектуальный;
- языковой;
- социальный.
На основании полученных
Работая по этой программе, мы пришли к выводам:
- во-первых, обследование детей
необходимо для школы и для
детей, для их успешного
- во-вторых, обследование детей необходимо начинать раньше, тогда эта работа будет более эффективной, потому что, мало констатировать неготовность ребенка к обучению в школе, необходимо еще брать на учет и в течение года наблюдать и контролировать его развитие.
В дальнейшей своей работе
мы планируем углубить и
Психологическая готовность к
школьному обучению
Развивающую работу с
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ