Психологическая готовность к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 10:10, курсовая работа

Описание работы

В данной работе нами поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать педагогическую и психологическую литературу по данной теме.
2. Подобрать ряд методик и разработать комплексную психолого-педагогическую программу диагностики детей дошкольного возраста к обучению в школе.
3. Изучение базисных характеристик детей для определения уровня готовности к школьному обучению.
4. Разработка программ и проведение психологической коррекционной работы для развития у ребенка навыков, необходимых для успешного усвоения учебного материала.

Содержание

Введение....................................................................................................................3
Глава I. Проблема психологической готовности ребенка к школьному обучению...................................................................................................................5
1.1 Понятие психологической готовности к школьному обучению...................................................................................................................5
1.2. Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу.........................................................................................................................7
1.3 Компоненты психологической готовности к школьному обучению...12
Глава II. Экспериментальная часть..................................................................17
2.1 Констатирующий этап экспериментальной работы...............................17
2.2 Результаты исследования..............................................................................20
2.3 Формирующий этап экспериментальной работы.....................................23
Сравнительный анализ результатов...........................................................30
Заключение.............................................................................................................33
Список использованной литературы................................................................35

Работа содержит 1 файл

псих. готов к школе.docx

— 132.73 Кб (Скачать)

     Еще одной актуальной проблемой социально-психологической  готовности ребенка является проблема формирования у детей качеств, благодаря  которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Ребенок  приходит в школу, класс, в которых  дети заняты общим делом и ему  необходимо обладать достаточно гибкими  способами установления взаимоотношений  с другими детьми, необходимо умение  войти в детское общество, действовать  совместно с другими, умение отступать  и защищаться.

     Таким образом, социально-психологическая  готовность к обучению предполагает развитие у детей потребности  в общении с другими, умением  подчиняться интересам и обычаям  детской группы развивающиеся способности  справляться с ролью школьника  в ситуации школьного обучения.

     Психологическая готовность к школе – целостное  образование. Отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет за собой отставание или искажение  в развитии других. Комплексные отклонения наблюдаются в тех случаях, исходная психологическая готовность к школьному  обучению может быть достаточно высокой, но в силу некоторых личностных особенностей дети испытывают значительные трудности  в учении. Преобладающая интеллектуальная  неготовность к обучению приводит к  не успешности учебных действий, невозможности  понять и выполнить требования учителя  и, следовательно, низким оценкам. При  интеллектуальной неготовности возможны разные варианты развития детей. Своеобразным вариантом является вербализм.

     Вербализм связан с высоким уровнем речевого развития, хорошим развитием памяти на фоне не достаточного развития восприятия и мышления. У таких детей речь развивается рано и интенсивно. Они  владеют сложными грамматическими  конструкциями, богатым словарным  запасом. В то же время, предпочитая  чисто вербальное общение со взрослыми, дети не достаточно включаются в практическую деятельность, деловое сотрудничество с родителями и игры с другими  детьми. Вербализм приводит к односторонности  в развитии мышления, неумению работать по образцу, соотносить свои действия с заданными способами и некоторыми другими особенностями, что не позволяет  успешно учиться в школе. Коррекционная  работа с этими детьми заключается  в обучении видам деятельности, характерным  дошкольного возраста – игре, конструированию, рисованию, т.е. тем, которые соответствуют развитию мышления. 
 

Глава II. экспериментальная часть

     2.1  Констатирующий этап экспериментальной работы

     Исследование  проводилось на базе дошкольников подготовительной к школе группы в количестве 22 человек. Дети в возрасте от 6 до 7 лет. Исследование проводилось по следующим методикам.

     1.  Методика изучения сравнения  у детей на материале сравнения  картинок. (На основе методики  Г. А. Урунтаевой). Метод диагностики – эксперимент, беседа.

     Ребенку предлагается 2 пары картинок (поочередно вначале одну пару, а затем другую), имеющих 5-10 различий. (Приложение №1). Воспитатель говорит: «Посмотри внимательно на картинки и скажи, чем они отличаются».

При помощи секундомера фиксируется общее  время выполнения задания, продолжительность  отвлечений.      

     2. Методика  изучения осознания  нравственных норм у детей. (На  основе методики Г. А. Урунтаевой). Методы диагностики – беседа, эксперимент.

     Детям предлагается 3 задания:

     1) беседа по рассказу К.Д. Ушинского  «Вместе тесно, а врозь скучно».  Диагностическая цель: выявить сформированность  коллективизма, дружбы;

     2) ребенку предлагается ситуация (словесное  описание), а затем вопросы на  выявление желания делится;

     3) ситуация на выявление желания  помогать ближнему.

     Задание 1. Детям предлагается рассказ К.Д. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно». После чтения детям предлагаются вопросы.

     - Почему поссорились брат с  сестрой?

     - Кто из них виноват? Почему?

     - Почему автор так назвал рассказ?

     - Есть ли у тебя брат, сестра, друзья? Назови их.

     - Ссоришься ли ты с ними или  нет? Почему?

     - Если ты вдруг поссорился с  сестрой, братом, другом (подругой), то как можно с ними помирится?

     В данной методике исследуется сформированность умения жить дружно, налаживать дружеские  отношения с окружающими.

     Задание 2.

     1) Дети играли в песочнице. У  Маши было две лопатки. Одной  она копала, а другая валялась  рядом подошла Оля и попросила:  «Маша, дай мне, пожалуйста, твою  лопатку поиграть, а то моя  сломалась». Тогда Маша ответила...

      - Что ответила Маша, почему?

     В результате использования данной методики воспитатель выявляет, наличие желания  делится, в ходе беседы выявляется причины  негативных явлений. Это поможет  в дальнейшем направить усилия педагога в нужное направление.

     2) Мама стирала, Витя играл: он  строил мост из кубиков. «Витя,  помоги мне развесить белье.  Я очень устала», - сказала мама. Тогда Витя ответил…

     - Что ответил Витя, почему?

     Задание выполняется в 2 этапа с перерывом в несколько дней. При анализе ответов детей необходимо учесть характер мотивации.

     Критерии  оценки положительной мотивации (+):

     - соблюдение норм вызвано требованием  взрослого, выполнять их;

     - не понимает смысла социальных  норм, выполняет их из утилитарных  потребностей;

     - содержание общественной нормы  не отделяет от ситуации;

     - действует под влиянием эмоционального  состояния;

     - нравственное качество стало  мотивом поведения;

     Критерии  оценки отрицательной мотивации (-):

     - ссылается на авторитет взрослого;

     - отдает приоритет своим интересам  и желаниям;

     - ссылается на возможные нежелательные  последствия.

     3. Методика выявления уровня развития  зрительного восприятия. (На основе  методики З.В. Дощициной).

     Ребенку предлагается картинка с изображением 3 предметов, состоящая из геометрических фигур.

     Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунки  и скажи, из каких фигур они  составлены».

     Оценка  результатов: если ребенок выполнил все 3 задания правильно, не допустив ошибок, уровень развития восприятия оценивается как высокий, если допустил 1-2 ошибки  - выше среднего; если допустил 3-4 ошибки – средний уровень; если допустил 5 ошибок и более – низкий.

     4. Методика  изучения мотивационной  готовности к школе. (А.Л. Венгер). Метод диагностик – беседа.

     Каждому ребенку индивидуально предлагается ответить на вопросы:

     1. Если бы было две школы –  одна с уроками русского языка,  математики, чтения, пения, рисования  и физкультуры, а другая –  только с уроками пения, рисования  и физкультуры, то в какой  из них ты бы хотел(а) бы  учиться?

     2. Если бы было две школы –  одна с уроками и переменками,  а другая – только с переменками  и никаких уроков. В какой из  них ты бы хотел (а) учиться?

     3. Если бы было две школы –   в одной ставили бы хорошие  отметки «5» и «4», а в другой  давали бы сладости и игрушки.  В какой из них ты бы хотел  (а) учится?

     4. Если бы было две школы –   в одной можно вставать только  с разрешения учительницы и  поднимать руку, если ты хочешь  что-то спросить, а в другой  можно делать на уроке все,  что хочешь. То в какой из  них ты бы хотел (а) учится?

     5. Если бы было две школы –   в одной задавали бы уроки  на дом, а в другой нет.  В какой из них ты бы хотел  (а) учится?

     6. Если бы у вас в классе  заболела бы учительница, и  директор предложил бы ее заменить  другой учительницей или мамой,  кого бы ты выбрал (а)?

     7. Если бы мама сказала: «Ты  у меня еще маленький, тебе  трудно ставать, делать уроки.  Останься в детском саду, а  в школу пойдешь на будущий  год», - согласился бы ты с таким  предложением?

     8. Если бы мама сказала: «Я  договорилась с учительницей, что  она будет ходить к нам и  заниматься с тобой. Теперь  тебе не придется по утрам  ходить в школу», согласился бы  ты с таким предложением?

     9. Если бы соседский мальчик  спросил тебя, что тебе больше  всего нравится в школе, что  бы ты ему ответил?

     Всем  детям предъявляется одинаковая инструкция:

     Послушай  меня внимательно. Я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить какой вариант ответа тебе нравится больше.

     При проведении обследования время не ограничивается. Каждый ответ и дополнительные замечания  фиксируются.

     За  каждый правильный ответ ставится 1 балл. Внутренняя позиция считается  сформированной, если ребенок набрал 5 и более баллов.

     Правильный  ответ обозначается знаком (+), неправильный – знаком (-).  

     2.2 Результаты исследования

     Далее приведены результаты исследований.

          1. Методика изучения сравнения  у детей на материале сравнения  картинок.

       В процессе анализа результатов по проведенной методике, мы увидели, что дети с высоким уровнем сравнения составляют то есть 45%, то есть 10 детей. У 45% детей средний уровень, лишь у двух детей на низком уровне – 10%. 
 

     Диаграмма №1

   

        2. Методика  изучения осознания нравственных норм у детей.

     Осознание нравственных норм у 52% детей на высоком  уровне. У 40% - на среднем уровне, соответственно у 8% детей  на низком уровне.

     Диаграмма №2

     

     3. Методика выявления уровня развития зрительного восприятия.

     По  итогам данного метода диагностики  мы видим, что у 52% дошкольников исследуемой  группы (12 человек) высокий уровень  зрительного восприятия; у 26% (6 человек) – выше среднего; у 11% (2 человека) –  средний и также у 11% (два человека) – низкий уровень зрительного  восприятия.

        Диаграмма №3

     4.Методика  изучения мотивационной готовности к школе.

     У 20 детей внутренняя позиция   сформирована, потому что они набрали более 5 баллов. Лишь у двоих отрицательный результат.

            Диаграмма №4.

          Общий вывод по диагностике детей.

     Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления  детей, не готовых к школьному  обучению, с целью проведения с  ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.

     Психологическая готовность к школе - целостное образование. Отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет за собой  отставание или искажение в развитии других. Комплексные отклонения наблюдаются  и в тех случаях, когда исходная психологическая готовность к школьному  обучению может быть достаточно высокой, но в силу некоторых личностных особенностей дети испытывают значительные трудности  в учении.

Информация о работе Психологическая готовность к школе