Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 10:10, курсовая работа
В данной работе нами поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать педагогическую и психологическую литературу по данной теме.
2. Подобрать ряд методик и разработать комплексную психолого-педагогическую программу диагностики детей дошкольного возраста к обучению в школе.
3. Изучение базисных характеристик детей для определения уровня готовности к школьному обучению.
4. Разработка программ и проведение психологической коррекционной работы для развития у ребенка навыков, необходимых для успешного усвоения учебного материала.
Введение....................................................................................................................3
Глава I. Проблема психологической готовности ребенка к школьному обучению...................................................................................................................5
1.1 Понятие психологической готовности к школьному обучению...................................................................................................................5
1.2. Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу.........................................................................................................................7
1.3 Компоненты психологической готовности к школьному обучению...12
Глава II. Экспериментальная часть..................................................................17
2.1 Констатирующий этап экспериментальной работы...............................17
2.2 Результаты исследования..............................................................................20
2.3 Формирующий этап экспериментальной работы.....................................23
Сравнительный анализ результатов...........................................................30
Заключение.............................................................................................................33
Список использованной литературы................................................................35
Еще
одной актуальной проблемой социально-
Таким
образом, социально-психологическая
готовность к обучению предполагает
развитие у детей потребности
в общении с другими, умением
подчиняться интересам и
Психологическая
готовность к школе – целостное
образование. Отставание в развитии
одного компонента рано или поздно
влечет за собой отставание или искажение
в развитии других. Комплексные отклонения
наблюдаются в тех случаях, исходная
психологическая готовность к школьному
обучению может быть достаточно высокой,
но в силу некоторых личностных особенностей
дети испытывают значительные трудности
в учении. Преобладающая
Вербализм
связан с высоким уровнем речевого
развития, хорошим развитием памяти
на фоне не достаточного развития восприятия
и мышления. У таких детей речь
развивается рано и интенсивно. Они
владеют сложными грамматическими
конструкциями, богатым словарным
запасом. В то же время, предпочитая
чисто вербальное общение со взрослыми,
дети не достаточно включаются в практическую
деятельность, деловое сотрудничество
с родителями и игры с другими
детьми. Вербализм приводит к односторонности
в развитии мышления, неумению работать
по образцу, соотносить свои действия
с заданными способами и
Глава II. экспериментальная часть
2.1 Констатирующий этап экспериментальной работы
Исследование проводилось на базе дошкольников подготовительной к школе группы в количестве 22 человек. Дети в возрасте от 6 до 7 лет. Исследование проводилось по следующим методикам.
1.
Методика изучения сравнения
у детей на материале
Ребенку предлагается 2 пары картинок (поочередно вначале одну пару, а затем другую), имеющих 5-10 различий. (Приложение №1). Воспитатель говорит: «Посмотри внимательно на картинки и скажи, чем они отличаются».
При помощи секундомера фиксируется общее время выполнения задания, продолжительность отвлечений.
2.
Методика изучения осознания
нравственных норм у детей. (На
основе методики Г. А.
Детям предлагается 3 задания:
1)
беседа по рассказу К.Д.
2) ребенку предлагается ситуация (словесное описание), а затем вопросы на выявление желания делится;
3) ситуация на выявление желания помогать ближнему.
Задание 1. Детям предлагается рассказ К.Д. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно». После чтения детям предлагаются вопросы.
- Почему поссорились брат с сестрой?
- Кто из них виноват? Почему?
-
Почему автор так назвал
- Есть ли у тебя брат, сестра, друзья? Назови их.
- Ссоришься ли ты с ними или нет? Почему?
- Если ты вдруг поссорился с сестрой, братом, другом (подругой), то как можно с ними помирится?
В данной методике исследуется сформированность умения жить дружно, налаживать дружеские отношения с окружающими.
Задание 2.
1)
Дети играли в песочнице. У
Маши было две лопатки. Одной
она копала, а другая валялась
рядом подошла Оля и попросила:
- Что ответила Маша, почему?
В результате использования данной методики воспитатель выявляет, наличие желания делится, в ходе беседы выявляется причины негативных явлений. Это поможет в дальнейшем направить усилия педагога в нужное направление.
2)
Мама стирала, Витя играл: он
строил мост из кубиков. «Витя,
- Что ответил Витя, почему?
Задание выполняется в 2 этапа с перерывом в несколько дней. При анализе ответов детей необходимо учесть характер мотивации.
Критерии оценки положительной мотивации (+):
-
соблюдение норм вызвано
- не понимает смысла социальных норм, выполняет их из утилитарных потребностей;
- содержание общественной нормы не отделяет от ситуации;
-
действует под влиянием
- нравственное качество стало мотивом поведения;
Критерии оценки отрицательной мотивации (-):
-
ссылается на авторитет
-
отдает приоритет своим
-
ссылается на возможные
3.
Методика выявления уровня
Ребенку предлагается картинка с изображением 3 предметов, состоящая из геометрических фигур.
Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунки и скажи, из каких фигур они составлены».
Оценка результатов: если ребенок выполнил все 3 задания правильно, не допустив ошибок, уровень развития восприятия оценивается как высокий, если допустил 1-2 ошибки - выше среднего; если допустил 3-4 ошибки – средний уровень; если допустил 5 ошибок и более – низкий.
4. Методика изучения мотивационной готовности к школе. (А.Л. Венгер). Метод диагностик – беседа.
Каждому
ребенку индивидуально
1.
Если бы было две школы –
одна с уроками русского языка,
2.
Если бы было две школы –
одна с уроками и переменками,
а другая – только с
3. Если бы было две школы – в одной ставили бы хорошие отметки «5» и «4», а в другой давали бы сладости и игрушки. В какой из них ты бы хотел (а) учится?
4. Если бы было две школы – в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке все, что хочешь. То в какой из них ты бы хотел (а) учится?
5. Если бы было две школы – в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет. В какой из них ты бы хотел (а) учится?
6.
Если бы у вас в классе
заболела бы учительница, и
директор предложил бы ее
7. Если бы мама сказала: «Ты у меня еще маленький, тебе трудно ставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год», - согласился бы ты с таким предложением?
8. Если бы мама сказала: «Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам и заниматься с тобой. Теперь тебе не придется по утрам ходить в школу», согласился бы ты с таким предложением?
9. Если бы соседский мальчик спросил тебя, что тебе больше всего нравится в школе, что бы ты ему ответил?
Всем детям предъявляется одинаковая инструкция:
Послушай меня внимательно. Я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить какой вариант ответа тебе нравится больше.
При проведении обследования время не ограничивается. Каждый ответ и дополнительные замечания фиксируются.
За каждый правильный ответ ставится 1 балл. Внутренняя позиция считается сформированной, если ребенок набрал 5 и более баллов.
Правильный
ответ обозначается знаком (+), неправильный
– знаком (-).
2.2 Результаты исследования
Далее приведены результаты исследований.
1. Методика изучения сравнения
у детей на материале
В процессе анализа результатов по проведенной
методике, мы увидели, что дети с высоким
уровнем сравнения составляют то есть
45%, то есть 10 детей. У 45% детей средний уровень,
лишь у двух детей на низком уровне – 10%.
Диаграмма №1
2. Методика изучения осознания нравственных норм у детей.
Осознание нравственных норм у 52% детей на высоком уровне. У 40% - на среднем уровне, соответственно у 8% детей на низком уровне.
Диаграмма №2
3. Методика выявления уровня развития зрительного восприятия.
По итогам данного метода диагностики мы видим, что у 52% дошкольников исследуемой группы (12 человек) высокий уровень зрительного восприятия; у 26% (6 человек) – выше среднего; у 11% (2 человека) – средний и также у 11% (два человека) – низкий уровень зрительного восприятия.
Диаграмма №3
4.Методика изучения мотивационной готовности к школе.
У 20 детей внутренняя позиция сформирована, потому что они набрали более 5 баллов. Лишь у двоих отрицательный результат.
Диаграмма №4.
Общий вывод по диагностике детей.
Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Психологическая готовность к школе - целостное образование. Отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет за собой отставание или искажение в развитии других. Комплексные отклонения наблюдаются и в тех случаях, когда исходная психологическая готовность к школьному обучению может быть достаточно высокой, но в силу некоторых личностных особенностей дети испытывают значительные трудности в учении.