Психологическая готовность к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 10:10, курсовая работа

Описание работы

В данной работе нами поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать педагогическую и психологическую литературу по данной теме.
2. Подобрать ряд методик и разработать комплексную психолого-педагогическую программу диагностики детей дошкольного возраста к обучению в школе.
3. Изучение базисных характеристик детей для определения уровня готовности к школьному обучению.
4. Разработка программ и проведение психологической коррекционной работы для развития у ребенка навыков, необходимых для успешного усвоения учебного материала.

Содержание

Введение....................................................................................................................3
Глава I. Проблема психологической готовности ребенка к школьному обучению...................................................................................................................5
1.1 Понятие психологической готовности к школьному обучению...................................................................................................................5
1.2. Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу.........................................................................................................................7
1.3 Компоненты психологической готовности к школьному обучению...12
Глава II. Экспериментальная часть..................................................................17
2.1 Констатирующий этап экспериментальной работы...............................17
2.2 Результаты исследования..............................................................................20
2.3 Формирующий этап экспериментальной работы.....................................23
Сравнительный анализ результатов...........................................................30
Заключение.............................................................................................................33
Список использованной литературы................................................................35

Работа содержит 1 файл

псих. готов к школе.docx

— 132.73 Кб (Скачать)

          Одним из основных достижений старшего дошкольника является развитие произвольного запоминания. Некоторые формы этого запоминания можно отметить у детей в возрасте 4-5 лет, однако значительного развития оно достигает к 6-7 годам. Во многом этому способствует игровая деятельность, в которой умение запоминать и вовремя воспроизводить необходимые сведения является одним из условий достижения успеха. Важной особенностью этого возраста является то обстоятельство, что перед ребенком 6-7 лет может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала. Наличие такой возможности связано с тем, что ребенок начинает использовать различные приемы, специально предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала. [15;стр.232]

          Таким образом, к 6-7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания. Непроизвольная память, не связанная с активным отношением к текущей деятельности, оказывается менее продуктивной, хотя в целом она сохраняет господствующее положение.

     Подобное  соотношение произвольной и непроизвольной форм памяти отмечается в отношении  такой психической функции, как  воображение. Большой скачок в его  развитии обеспечивает игра, необходимым  условием которой является наличие  замещающей деятельности и предметов-заместителей. В старшем дошкольном возрасте замещение  становится чисто символическим,    и    постепенно    начинается    переход    к    действиям    с воображаемыми предметами. Формирование воображения находится в непосредственной зависимости от развития речи ребенка. "Воображение в этом возрасте расширяет возможности ребенка  во взаимодействии с внешней средой, способствует ее усвоению, служит вместе с мышлением средством познания действительности". [10;стр.27-31]

     Развитие  пространственных представлений ребенка  к 6-7 годам достигает высокого уровня. Для детей этого возраста характерны попытки провести анализ пространственных ситуаций. Хотя результаты не всегда хорошие, анализ деятельности детей указывает  на расчлененность образа пространства с отражением не только предметов, но и их взаимного расположения.

     В возрасте 4-6 лет происходит интенсивное  формирование и развитие навыков  и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств  предметов и воздействие на них  с целью изменения. Данный уровень  умственного развития, т.е. наглядно-действенное  мышление, является как бы подготовительным. Он способствует накоплению фактов, сведений   об   окружающем   мире,   созданию   основы   для   формирования представлений и понятий. В процессе наглядно-действенного мышления проявляются предпосылки для формирования более сложной формы мышления - наглядно-образного мышления. Оно характеризуется тем, что разрешение проблемной ситуации осуществляется ребенком в русле представлений, без применения практических действий. К концу дошкольного периода преобладает высшая форма наглядно-образного мышления - наглядно-схематическое мышление. Отражение достижения ребенком этого уровня умственного развития является схематизм детского рисунка, умение использовать при решении задач схематические изображения. [17; стр.112]

     Накопление  к старшему дошкольному возрасту большого опыта практических действий, достаточный уровень развития восприятия, памяти, воображения и мышления повышают у ребенка чувство уверенности  в своих силах. Это выражается в постановке все более разнообразных  и сложных целей,  достижению которых  способствует волевая регуляция  поведения. Ребенок 6-7 лет может стремиться к далекой цели, выдерживая при  этом сильное волевое напряжение в течении довольно длительного  времени.

     При выполнении волевых действий значительное место продолжает занимать подражание, хотя оно становится произвольно  управляемым. Вместе с тем, все больше значение приобретает словесная  инструкция взрослого, побуждая ребенка  к определенным действиям. Игра и  требует заранее выработать определенную линию своих действий. Поэтому  она в значительной степени стимулирует  совершенствование способности  к волевой регуляции поведения. [16; стр.50-54]

          В этом возрасте происходят изменения в мотивационной сфере ребенка: формируется система соподчиненных мотивов, придающая общую направленность поведению старшего дошкольника. Принятие наиболее значимого на данный момент мотива является основой, позволяющей ребенку идти к намеченной цели, оставляя без внимания ситуативно возникающие желания. В этом возрасте одним из наиболее действенных в плане мобилизации волевых усилий мотивов является оценка действий взрослыми.

     Необходимо  отметить, что к моменту достижения старшего дошкольного возраста происходит интенсивное развитие познавательной мотивации: непосредственная впечатлительность  ребенка снижается, в то же время  он становится более активным в поиске новой информации. Существенные изменения  претерпевает и мотивация к установлению положительного отношения окружающих. Выполнение определенных правил и в  младшем возрасте служило для  ребенка средством получения  одобрения взрослого. Однако в старшем  дошкольном возрасте это становится осознанным, а определяющий его мотив - "вписанным" в общую  иерархию. Важная роль в этом процессе принадлежит  коллективной ролевой игре, являющейся шкалой социальных нормативов, с усвоением  которых поведение ребенка строится на основе определенного эмоционального отношения к окружающим или в  зависимости от характера ожидаемой  реакции. Носителем норм и правил ребенок считает взрослого, однако при определенных условиях в этой роли может выступать и он сам. При этом его активность в отношении  соблюдения принятых норм повышается. [20; стр.25-27]

           Постепенно старший дошкольник усваивает моральные оценки, начинает учитывать, с этой точки зрения, последовательность своих поступков, предвосхищает результат и оценку со стороны взрослого. Е.В. Субботский считает, что в силу интериоризации правил поведения, нарушение этих правил ребенок переживает даже в отсутствие взрослого. Дети 6-летнего возраста начинают осознавать особенности своего поведения, а по мере усвоения общепринятых норм и правил использовать их в качестве мерок для оценки себя и окружающих людей.

     Основой первоначальной самооценки является умение сравнивать себя с другими детьми. Для 6-леток характерна в основном недифференцированная завышенная самооценка. К 7-летнему возрасту, она дифференцируется и несколько снижается. Появляется отсутствующая ранее оценка сравнения  себя с другими сверстниками. Недифференцированность самооценки приводит к тому, что ребенок 6-7 лет рассматривает оценку взрослым результатов отдельного действия как оценку своей личности в целом, поэтому использование порицания и замечаний при обучении детей этого возраста должно быть ограничено. В противном случае у них появляется заниженная самооценка, неверие в свои силы, отрицательное отношение к учению. [4; стр.54]

          Обобщая наиболее важные достижения психического развития ребенка 6-7 лет, можно заключить, что в этом возрасте дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, обобщенное нормы мышления, смысловое запоминание. В это время формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается воображения, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Старший дошкольник умеет согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр или продуктивной деятельности, регулируя свои действия с общественными нормами поведения. Его собственное поведение характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью к достаточно адекватной оценки результатов собственной деятельности и своих возможностей. [4; стр.66-74]

        

     1.3 Компоненты психологической готовности к школьному обучению

     Психологическая готовность к школьному обучению – это многокомплексное явление, при поступлении детей в школу  часто выявляется недостаточная  сформированность какого-либо одного компонента психологической готовности. Это ведет к затруднению или  нарушению адаптации ребенка  в школе. Условно психологическую  готовность можно разделить на учебную  готовность и социально-психологическую  готовность.

     Ученики с социально-психологической неготовностью  к обучению, проявляя детскую непосредственность, на уроке отвечают одновременно, не поднимая руки и перебивая друг друга, делятся с учителем своими соображениями  и чувствами. Они обычно включаются в работу только при непосредственном обращении к ним учителя, а  в остальное время отвлекаются, не следят за происходящим в классе, нарушают дисциплину. Имея завышенную самооценку, они обижаются на замечания, когда учитель или родители выражают недовольство их поведением, они жалуются на то, что уроки неинтересные, школа  плохая и учительница злая.

     Существуют  различные варианты развития детей 6-7 лет с личностными особенностями, которые влияют на успешность в школьном обучении.

  1. Тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебной работой ребенка со стороны учителя и родителей, обилие замечаний, упреков. Тревожность возникает из-за страха что-то сделать плохо, неправильно. Такой же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится хорошо, но родители ожидают от него большего и предъявляют завышенные требования, подчас не реальные.

     Из-за нарастания тревожности и связанной  с ней низкой самооценки, снижаются  учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность приводит к ряду других особенностей – желанию безумно  следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и  шаблонам, боязни проявить инициативу формальному усвоению знаний и способов действий.

     Взрослые, не довольные низкой продуктивностью  учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются в  общении с ним на этих вопросах, что усиливает эмоциональный  дискомфорт.

     Получается  замкнутый круг: неблагоприятные  личностные особенности ребенка  отражаются на качестве его учебной  деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую  реакцию окружающих, а это отрицательная  реакция, в свою очередь усиливает  сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот порочный круг можно, изменив установки оценки и родителя, и учителя. Близкие взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка, не порицая его за отдельные недочеты, снижает уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных задач.

  1. Негативистическая демонстративность. Демонстративность – особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе со стороны окружающих. Ребенок, обладающий этим свойством, ведет себя манерно. Его утрированные эмоциональные реакции служат средством достижения главной цели – обратить на себя внимание, получить одобрение. Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема – постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка – недостаток похвалы. Негативизм распространяется не только на нормы школьной дисциплины, но и на учебные требования учителя. Не принимая учебные задачи, периодически «выпадая» из учебного процесса, ребенок не может овладеть необходимыми знаниями и способами действий, успешно учиться.

     Источником  демонстративности, ярко проявляющейся  уже в дошкольном возрасте, обычно является недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье «заброшенными», «недолюбленными». Бывает, что ребенку оказывается  достаточное внимание, а оно его  не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных  контактах.

     Дети  с негативистической демонстративностью, нарушая правила поведения, добиваются необходимого им внимания. Это может  быть даже недоброжелательное внимание, все равно оно служит подкреплением  демонстративности. Ребенок, действуя по принципу: «пусть лучше ругают, чем  не замечают», - извращенно реагирует  на внимание и продолжает делать то за что его наказывают.

     Таким детям желательно найти возможность  самореализации. Лучшее место для  проявления демонстративности –  сцена. Помимо участия в утренниках, концертах, спектаклях, детям походят другие виды художественной деятельности в том числе и изобразительная.

     Но  самое главное – снять или  хотя бы ослабить подкрепление неприемлемых форм поведения. Задача взрослых –  обходиться без нотаций и назиданий, не обращать, как можно менее эмоционально делать замечания и наказывать.

  1. «Уход реальности» - это еще один вариант неблагоприятного развития. Он проявляется, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовывать ее в резкой театрализованной форме не могут из-за своей тревожности. Они малозаметны, опасаются вызвать неодобрение, стремятся к выполнению требований взрослых.

     Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к  нарастанию тревожности и еще  большей пассивности, незаметности, которые обычно сочетаются с инфантильностью, отсутствием самоконтроля.

     Не  достигая существенных успехов в  учении, такие дети так же, как  и чисто демонстративные, «выпадают» из процесса обучения на уроке. Но выглядит это иначе; не нарушал дисциплины, не мешал работать учителю и одноклассникам, они «витают в облаках».

     Дети  любят фантазировать. В мечтах, разнообразных  фантазиях ребенок получает возможность  стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания. В некоторых случаях фантазия проявляется в художественном и  литературном творчестве.

Информация о работе Психологическая готовность к школе