Психологическая готовность детей к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 10:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности интеллектуальной готовности к школе.
Задачи исследования:
• Осуществить теоретический анализ литературы по теме курсовой работы;
• Осуществить эмпирическое исследование по диагностике интеллектуальной готовности к школе;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Теоретические основы психологической готовности к школе 5
1.1. Понятие готовности к школьному обучению (компоненты психологической готовности к школе) 5
1.2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе (память, мышление, воображение, внимание) 8
1.3. Психологические условия, влияющие на интеллектуальную и готовность ребенка к школе 14
Глава 2 Эмпирическое исследование интеллектуальной готовности детей к школе 18
2.1 Описание эмпирического исследования 18
2.2 Исследование психологической готовности детей к школе 20
2.3 Анализ полученных результатов 24
2.4 Рекомендации по формированию психологической готовности ребенка к школьному обучению 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Курс Психологическая готовность детей к школе.doc

— 350.00 Кб (Скачать)

6. "Смысловые связи". Развитие памяти, внимания, обучение приемам логического запоминания.

Инструкция к проведению. Предложить запомнить слова, установив между парами слов смысловую связь.

МОРЯК, ВЕЛОСИПЕД, ЧАЙ, КОРАБЛЬ, САХАР, ПОЕЗД, ШИНА, МАШИНИСТ

Дается двукратное предъявление слов. После воспроизведения слов, спросить, как дети запоминали слова. При необходимости помочь установить смысловую связь.

7. "Подарки кукле ". Развитие творческого воображения. Инструкция к проведению. Детям предлагается подготовить подарки не совсем обычным способом: по очереди из мешочка дети достают какую-нибудь геометрическую фигуру и говорят, каким бы предметом она могла быть. Например, шар – апельсин, мяч – арбуз и т.д.;

8. " Задачи-шутки". Создание веселого настроения. Инструкция к проведению. Детям предлагают решить задачи:

Сколько ног у двух сорок? /4/

Сколько длинных ушей у 5 журавлей? /У журавлей нет длинных ушей/

 

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ

 

Цель: стимулировать мыслительную активность детей, творческое, изобретательское мышление, связанное с учебным процессом; учить самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.

1. "Летает-не летает". Развитие внимания, умения выделять главные, существенные признаки предметов.

Инструкция к проведению. Ведущий называет слова, а дети должны сразу, без пауз, отвечать, т.е. разводить руки в стороны, как крылья, если названный объект летает. И стоять, опустив руки, если этот предмет или животное не летает.

2. "Классификация". Развитие мыслительных операций обобщения и классификации, формировать умение обобщать предметы по главным и второстепенным признакам.

Инструкция к проведению. Детям предлагают набор предметных картинок, которые нужно распределить по группам: посуда /можно чайная, столовая, кухонная/, мебель, одежда и др.

3. "Разгадывание загадок". Развитие логического мышления, знакомство детей с признаками предметов.

Инструкция к проведению. Детям предлагают отгадать загадки. Напоминают, что прежде чем отвечать, нужно проанализировать содержание.

1) Мохнатенькая, усатенькая, чисто умывается, а ест, пьет, песенки поет. /Кошка/

2) Клохчет, клохчет, детей созывает, всех под крыло собирает. /Курица/

3) С бородой, а не мужик, с рогами, а не бык. /Козел/ |

4) Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. /Еж/ \

5) Кто в дом ни идет, меня за ручку берет. /Дверь/

4. "Какая фигура следующая?". Учить анализировать задание, находить правильное решение, развивать логическое мышление, смекалку, сообразительность.

Инструкция к проведению. Детям предлагают рассмотреть фигуры на образце, подумать в какой закономерности они расположены и выбрать из предлагаемых вариантов нужную фигуру. Если дети Затрудняются в выборе фигуры, предложить им алгоритм анализа карточки.

5. "Головоломка". Упражнять в зрительном и мыслительном анализе задачи, ограничивать количество практических проб за счет обдумывания хода решения, догадки.

Инструкция к проведению.

а) в фигуре, состоящей из 5 квадратов, убрать 4 палочки, оставив 1 прямоугольник;

6) в фигуре, состоящей из 6 квадратов, убрать 2 палочки, чтобы осталось 4 квадрата.

6. "Самый, самый...". Развивать умение видеть количественные и качественные признаки и соотношения предметов.

Инструкция к проведению. Ребятам предлагают серию картинок, где изображены предметы, различные по высоте, длине, количеству и т.д. Ребенок должен найти, например, самый маленький предмет или самый угловатый предмет.

7. "Задачи-шутки".

а) В море плавало 9 пароходов. 2 парохода пристали к берегу. Сколько пароходов в море ?/9/.

б) Из какой посуды нельзя ничего съесть ? /Из пустой/.

 

 

СЕНСОМОТОРНЫЙ ТРЕНИНГ

 

Цель: развитие творческого воображения, дифференцированного восприятия, умения запоминать многокомпонентную инструкцию, 'выполнять задание в соответствии с правилом.

1. "Точечки". Развивать зрительную координацию глаз, целостность восприятия, внимание.

Инструкция к проведению. Детям предлагают рассмотреть рисунок, разгадать тайну загадочных точек. Если ребенок не смог увидеть нарисованный предмет, предложить соединить точки линией.

2. "Волшебные линии ". Развивать творческое воображение. Инструкция к выполнению. Детям предлагают лист бумаги, на котором изображены различные беспорядочные линии. Их нужно дорисовать, чтобы получилась сюжетная картинка. Потом каждый рассказывает о своей работе.

3. "Колумбово яйцо". Развивать у детей пространственные представления, обучать зрительному анализу.

Инструкция к проведению. Детям предлагают воссоздать фигуры по контурному образцу, при этом использовать все детали игры.

4. "Угадай". Развивать восприятие, диалектическое мышление. Инструкция к проведению. Детям показывают пары геометрических фигур: куб-шар, куб-цилиндр, куб-конус, цилиндр-шар, цилиндр-конус, конус-шар. Затем, чтобы дети не видели, кладут одну фигуру из пары в коробку и закрывают крышкой. Ребенка просят угадать, не открывая коробки, какое из двух тел лежит внутри. Коробку разрешается трясти. поворачивать, наклонять.

5. "Склей тарелку". Развивать умение составить целое из частей, умение планировать ход поисков.

Инструкция к проведению. Детям предлагают "склеить" разбитую тарелку. Детям дают набор "осколков" /круг из бумаги разрезан на 10 деталей разной конфигурации/.

6. "Разрезные картинки". Развитие перцептивных действий восприятия: соотнесение, различение, зрительной координации.

Инструкция к проведению. Каждый ребенок получает конверт, в котором находится разрезанная на части картинка. Ребенок должен сложить картинку. Можно разделить детей на небольшие группы, каждой группе предложить по одному конверту. Игра проходит в виде соревнования.

6. "Где котенок?". Формировать у детей оптический гнозис. Инструкция к проведению. Детям предлагают карточки с контурными рисунками и множеством линий. Нужно из этих, на первый взгляд, хаотичных линий выделить заданное изображение.

 

МНЕМОНИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

 

Цель. Развитие образной памяти и словесно-логической с умением детей использовать рациональные приемы запоминания: сравнение, группировка, классификация, образные связи по сходству, по смежности, функциональные, ассоциативные.

1. "Шмель". Развивать образную память.

Инструкция к проведению. Ведущий предлагает "увидеть" слово, например, слово ШМЕЛЬ. – Закройте глаза, сосредоточтесь, попытайтесь увидеть живого шмеля. Представьте его так ясно, как-будто видите его на самом деле. Это может быть в вашем воображении как полосатое пятно, как пятно с крылышками, а вот он оживает, летит, садится на цветок. Теперь давайте представим слово ЕЛКА. Закрыли глаза и вот она перед вами высокая, зеленая, с пушистыми, но колючими ветками.

Затем дети должны представить слова БАБОЧКА, ДЕРЕВО, ОЗЕРО, ОБЛАКО, ЧЕРВЯКА, СОЛОМИНКУ. После этого предлагают ребенку назвать все слова, которые они представляли. Количество слов при последующих играх увеличивается. i

2. "Кто за кем ?". Развитие внимания и зрительной памяти. Инструкция к проведению. Все участники выстраиваются в шеренгу. Один ребенок водящий. Он становится к играющим спиной. По команде все перестраиваются. Водящий поворачивается к игрокам и 10 сек запоминает, кто за кем стоит. Затем поворачивается опять спиной к ним и называет в каком порядке стоят дети. Количество играющих постепенно увеличивается.

3. "Пиктограмма". Развивать образную память, обучать образному приему запоминания – " шифровка".

Инструкция к проведению. Объяснить детям, что такое код или шифр, для чего он нужен. Предложить зарисовать услышанные слова в виде символа: черточки, кружочки, контурного изображения и т.д. А потом глядя на эти знаки, вспомнить слова, которые они зашифровали.

4. "Кому чего не хватает?". Развитие зрительной памяти, умения выбрать из множества нужный предмет.

Инструкция к проведению. Детям предлагается рассмотреть иллюстрации, где изображены сюжеты из жизни или из сказок. Через 10-15 сек иллюстрации убирают и предлагают другую карточку, где уже нет каких-либо деталей. Из множества предложенных предметов нужно отобрать те, которые помогли бы восстановить изображение на иллюстрации.

5. "Хлопни столько же ". Развитие слуховой памяти. Инструкция к проведению. Детям предлагают послушать звуки, а потом хлопнуть столько же раз. Можно постучать молоточком, подудеть в ДУДОЧКУ и т.д.,

6. "Смысловые связи". Развитие внимания и обучение приемам логического запоминания.

Инструкция к проведению. Предложить запомнить слова, установив между парами слов смысловую связь.

МОРЯК, ВЕЛОСИПЕД, ЧАЙ, ШИНА, САХАР, ГУСЕНИЦА, ПОЕЗД,

БАБОЧКА, МАШИНИСТ, КОРАБЛЬ.

Дается двукратное предъявление слов. После воспроизведения слов

спросить, как они запоминали слова, при необходимости помочь установить логические связи.

 

ПСИХОМОТОРНЫЙ ТРЕНИНГ

 

Цель: развитие координации кисти руки, мелкой моторики пальцев, зрительно-моторной координации, точности движений и умений регулировать нажим карандаша. 1. Пальчиковая гимнастика "Стрекоза". Прилетела стрекоза /потряхивание кистями/ Как горошины глаза /руки "биноклем" вращаем возле глаз/ А сама как вертолет /вращаем указательные пальцы/

Вправо, влево, взад, вперед /вращение кисти, сжимание и разжимание пальцев/.

2. "Мой друг Штрих". Познакомить детей с основными штрихами, рассказать, что штрихом можно передать характер и свойство предмета, его легкость и мягкость, мрачность и агрессивность.

Инструкция к проведению. Детям дают простые карандаши и лист бумаги. Предлагают выполнить различные штрихи, /используется материал из кн. В.А. Грека "Рисую штрихами"/

3. "Шнуровка". Знакомить детей с основными правилами шнуровки, развивать зрительно-моторные способности детей, умение действовать по образцу.

Инструкция к проведению. Детям раздают башмачки и шнурки. Показывают образец шнуровки.

4. "Разложи на ощупь". Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную память.

Инструкция к проведению. Перед каждым ребенком стопка геометрических фигур и три тарелочки. Ребенок должен с завязанными глазами разложить геометрические фигуры по тарелочкам /круг, треугольник, квадрат/.

5. "Веселые фигурки". Развивать творческое воображение, упражнять в выполнении мелких движений.

Инструкция к проведению. Детям дается кусочек мягкой медной проволоки. Ребенок путем сгибания должен сконструировать любую фигурку /предмет/. Кончики проволоки должны быть загнуты колечком.

6. "Волчок". Развитие мелкой моторики руки.

Инструкция к проведению. Детям раздают небольшие фабричные волчки. Предлагают вращательными движениями большого и указательного пальцев запустить волчок. Волчки можно изготовить из заостренных колышков 3-4 см и кружочка картона диаметром 5 см.

7. "Прятки". Игра-шутка. В прятки пальчики играли и головки убирали, /сжимать и разжимать пальцы /

Вот так, вот так повторить 2-3 раза.

38

 



Информация о работе Психологическая готовность детей к школе