Психологическая готовность детей к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 10:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности интеллектуальной готовности к школе.
Задачи исследования:
• Осуществить теоретический анализ литературы по теме курсовой работы;
• Осуществить эмпирическое исследование по диагностике интеллектуальной готовности к школе;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Теоретические основы психологической готовности к школе 5
1.1. Понятие готовности к школьному обучению (компоненты психологической готовности к школе) 5
1.2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе (память, мышление, воображение, внимание) 8
1.3. Психологические условия, влияющие на интеллектуальную и готовность ребенка к школе 14
Глава 2 Эмпирическое исследование интеллектуальной готовности детей к школе 18
2.1 Описание эмпирического исследования 18
2.2 Исследование психологической готовности детей к школе 20
2.3 Анализ полученных результатов 24
2.4 Рекомендации по формированию психологической готовности ребенка к школьному обучению 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Курс Психологическая готовность детей к школе.doc

— 350.00 Кб (Скачать)

1) общая структура рассказа (наличие начала, середины и конца);

2) грамматическая правильность (правильное построение предложений, согласование слов в роде, падеже, числе);

3) использование выразительных средств;

4) звуковая сторона речи (темп, плавность, интонации).

Оценивая речь ребенка, следует помнить, что предложенные выше задания имеют отношение только к активной речи ребенка. Однако процесс учения включает не только "говорение", но и восприятие, понимание речи. Эти процессы при овладении языком, речевым общением идут впереди построения собственного высказывания. Поэтому при недостаточном развитии монологической речи процесс учения не будет разрушен. Другое дело, что эти недостатки должны быть учтены педагогом с самого начала обучения, учтены не только для выбора форм заданий и общения с ребенком на уроке, но и для преодоления вызванных этим сложностей.

Интеллектуальная активность дошкольников развивается и проявляется в различных видах деятельности, но особую роль здесь играет познавательно – практическая деятельность, которая, как отмечается в программе «Пралеска», является специфически дошкольной. Непосредственное естественное столкновение ребёнка с предметами и явлениями окружающей среды много даёт для развития его интеллекта и чувств [1, с.16].

 

1.3. Психологические условия, влияющие на интеллектуальную и готовность ребенка к школе

 

Психологические условия – это, совокупность требований, предъявляемых на государственном уровне к содержанию, методам и формам организации образовательного процесса, к профессиональной компетентности педагогов, осуществляющих данный процесс в старшей группе дошкольного учреждения при подготовке детей шестого года жизни к школьному обучению.

Главные аспекты психологических условий, влияющих на готовность ребенка к школе, – это обеспечение интеллектуальной и личностной готовности. Оба этих аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.

Психологические условия, обеспечивающие интеллектуальную готовность – это искусственно созданные условия, которые обеспечат у ребенка высокий уровень развития восприятия, памяти, мышления, воображения, саморегуляции и речи.

В детском саду все эти способности могут успешно развиваться только при условии использования педагогом методов и форм обучения, соответствующих особенностям детей дошкольного возраста.

Первое условия и самое главное – это планирование занятия. Распределение занятий в течении недели, сочетание двух занятий таким образом, чтобы одно из них имело большую умственную нагрузку, а второе включало в себя двигательные упражнения, что помогает избежать переутомления, а это играет не малую роль в эффективности восприятия и запоминания даваемой информации, что помогает в развитии мышления и памяти.

Опираясь на интерес детей к содержанию занятий, а также на растущую способность к удержанию внимания на предлагаемой деятельности, педагог формирует у них желание заниматься, учиться; у детей развивается саморегуляция. В тоже время у детей воспитывается сдержанность, "организованность, дисциплинированность, умение заниматься в коллективе сверстников: поднимать руку при желании ответить, не мешать товарищу, который отвечает, не подсказывать ему и не исправлять его ответ в слух без разрешения, помогать ему только при обращении педагога и т.д. Усвоение этих правил помогает детям легче и быстрее адаптироваться в условиях школы, где они с первого дня будут поставлены перед необходимостью выполнять подобные правила.

Индивидуальный подход к детям на занятиях позволяет учитывать возможности и особенности каждого ребенка, усложнять задания для более способных детей и упрощать их для тех, кто по каким-либо причинам не достиг общего уровня формирования знаний. Это способствует интеллектуальному развитию ребенка.

Психологические условия, обеспечивающие личностную готовность – это искусственно созданные условия, которые обеспечивают высокую степень сформированности мотивов к школьному обучению, отношений к сверстникам, взрослым и отношение к себе.

Для создания таких условий, в детском саду осуществляется методически правильная организация режима, что имеет большое значение в плане поддержания постоянного уравновешенного поведения, наступление утомления и позволяющего переключать их от одной деятельности к другой.

Режим используется как средство воспитания у детей привычек и навыков самоорганизации, самоконтроля, сознательной дисциплины. Ведь ребенок в процессе самообслуживания часто ставится в условия, когда он сам должен решать, как следует поступить. Организуя свое поведение в соответствии с установленными правилами, ребенок самостоятельно упражняется в поступках, соответствующих ему. Это приводит к формированию устойчивых привычек поведения ребенка.

В детском саду должны создаваться в группах условия для того, чтобы детям было удобно, уютно, чтобы они были постоянно заняты, могли общаться со сверстниками или сосредоточиваться на любимых занятиях. Атмосфера полезной занятости предупреждает возможные срывы в поведении, наполняет быт детей полезным содержанием, формирует стремление к постоянной занятости, что ведет к уменьшению нарушений дисциплины, срывов в поведении.

Находясь в группе, ребенку всегда приходится организовывать свою деятельность, учитывая окружение сверстников, считаясь с их интересами и устремлениями. Он может играть рядом с другими, не мешая им, не претендуя на игрушку, которой кто-либо из них пользуется. Это формирует у ребенка сдержанность, уважение к занятиям сверстников.

В поддержании доброжелательной атмосферы первостепенное значение имеет пример педагога: характер его обращений к детям, манера общения с ними, стиль взаимоотношений. Умение педагога сдержаться от замечаний, использовать вместо него совет, тактично исправить допущенные нарушения, заинтересованность во всех детских начинаниях, умение их поддержать, доверие и ласка – все это становится условием того, чтобы детям было спокойно, чтобы у них росло доверие к своему воспитателю, желание с ним общаться и подчиняться, его распоряжениям. Тогда и во взаимоотношениях со сверстниками дети подражают ласковому тону воспитателя на предлагаемую им деятельность.

В течение дня каждый ребенок должен быть занят. Разнообразная увлекательная деятельность наполняет быт детей полезным содержанием: детям предоставляется возможность играть, рассматривать иллюстрации, конструировать, наблюдать за рыбками, птичками общаться с товарищами. В процессе собственной деятельности ребенок знакомится с предметами и их свойствами, ставит перед собой познавательные задачи, прилагает усилия для достижения результата. Все это расширяет знания, формирует разнообразные интересы, позволяет воспитывать у детей стремление к постоянной занятости, предупреждает возможные срывы в поведении.

Трудовая деятельность является активным средством формирования нравственных качеств: привычки к трудовому усилию, настойчивости, ответственности, старательности, самостоятельности. Все эти качества будут иметь большое значение и в школе, когда ребенок должен будет самостоятельно выполнять домашнее задание, стремясь к точному, соответствующим указаниям учителя, достижению результата.

Вся работа детского сада по созданию психологических условий обеспечивающих интеллектуальную и личностную готовность тесно связано с семьей.

Сила влияния семьи в том, что она осуществляется постоянно, длительное время и самых различных ситуациях и условиях. Поэтому нельзя недооценивать роль семьи в подготовке детей к школьному обучению.

Умственное воспитание ребенка во многом зависит от влияния, которое повседневно оказывают на него родители, сама атмосфера интеллектуальной жизни семьи, а также членов семьи и по удовлетворению познавательных интересов детей, формирование новых, расширению их кругозора. Умственное развитие ребенка зависит от того, как удовлетворяются его деятельность, какая речевая сфера и др.

Интеллектуальная и личностная готовность к школе не возникает у детей спонтанно, т.е. сама по себе. Она образуется постепенно и, самое главное, требует верного педагогического руководства, специально организованных занятий с ребенком в семье.

На интеллектуальную и личностную готовность ребенка к школе влияют следующие психологические условия:

Первое условие – самое главное – постоянное сотрудничество ребенка с другими членами семьи. Сотрудничество осуществляется в разных формах и не сводится к словесному общению. Возникновение желания сотрудничать с взрослыми, ориентировка на взрослого, на его прием знания, которое он передает, необходимое условия для подготовки к школе.

Вторе условие – выработка у ребенка умения преодолевать трудности. Умственное развитие ребенка не может нормально осуществляться, если у него не выработано правильное отношение к трудностям, желание и умение их преодолевать. Не всегда у детей все получается сразу. В школе ребенку не редко приходится переделывать одно и тоже упражнение по несколько раз. Если ученик готов, он преодолеет трудности. Поэтому важно приучить детей любое начатое дело доводить до конца.

Третье условие – дошкольник очень эмоциональный, и родители знают об этом. Многие понимают, насколько важно желание ребенка учиться, по этому они рассказывают ребенку о школе, об учителях, и самое главное, о знаниях, которыми они овладевают в школе. Все это вызывает желание учиться и создает положительное отношение к школе.

Четвертое условие – когда у ребенка появляется стойкое желание учиться, нужно его подготовить к неизбежным трудностям, и настроить его на, то, что они преодолимы, это поможет ребенку правильно отнестись к своим неудачам, возможным в начале занятий в школе [15].

Таким образом, можно сделать следующий вывод, что обеспечением психологических условий занимается не только дошкольное учреждение, но и семья, а также эти условия по теории влияют на интеллектуальную и личностную готовность ребенка к школе. Но влияет ли создание психологических условий на интеллектуальную и личностную готовность ребенка к школе или нет на практике, остается не известным. Для изучения этой проблемы проведено экспериментальное исследование.


Глава 2 Эмпирическое исследование интеллектуальной готовности детей к школе

2.1 Описание эмпирического исследования

 

В исследовании принимали участие 30 детей старшего дошкольного возраста (4-5 лет). База исследования ДДУ № 52 г. Минска.

Для диагностики особенностей психологической готовности к школе были применены методики, которые используются для диагностики готовности детей к школе, предложенные Венгер А.Л.[5]: Тест «Рисунок человека», методика «Образец и правило», методика «Графический диктант».

Максимальные число баллов в перечисленных методиках:

Тест «Рисунок человека» мах=26

Образец и правило мах=12

Графический диктант мах=16

После проведения данных методик, была посчитана итоговая оценка. Итоговая оценка выводится в два этапа. На первом этапе по количественной оценке, полученной ребенком, определяется уровень выполнения им каждого из заданий. Каждому из пяти выделенных уровней соответствует свой условный балл. Уровни и соответствующие им условные баллы определяются по таблице 1.

Таблица 1

На втором этапе условные баллы, полученные за каждую из трех методик, суммируются, и выводится итоговый балл, который может колебаться от 0 до 36. На его основе устанавливается окончательный уровень выполнения комплекса методик по таблице 2:

Таблица 2

Диагностика проводилась индивидуально с каждым испытуемым. Были подготовлены бланки, которые раздавались каждому респонденту, которые они заполняли в присутствие экспериментатора. По ходу проведения диагностики разъяснялись не совсем точные и не понятные испытуемым места методики. После подсчета результатов, данные были сообщены родителям обследуемого индивидуально, и было проведено разъяснение результатов.

 


2.2 Исследование психологической готовности детей к школе

 

После проведения тестирования данные были обработаны и представлены в таблицах 3. и 4.

Таблица 3.

Результаты исследования психологической готовности детей к школе

Группа 1.

Тест «Рисунок человека»

Методика «Образец и правило»

Методика «Графический диктант»

Итоговая оценка

(∑ усл. баллов)

Итоговый уровень готовности к школе

Баллы

Усл. балл

Баллы

Усл. балл

Баллы

Усл. балл

1

20

11

10

12

16

12

35

6

2

21

11

9

12

14

12

35

6

3

20

11

10

12

11

11

34

6

4

19

11

11

12

9

9

32

5

5

18

11

7

11

12

11

33

5

6

22

12

8

12

10

9

33

5

7

15

9

8

12

9

9

30

4

8

23

12

10

12

16

12

36

7

9

20

11

9

12

14

12

35

6

10

22

12

9

12

12

11

35

6

11

24

12

7

11

10

9

32

5

12

25

12

7

11

11

11

34

6

13

15

9

6

9

8

9

27

4

14

19

11

7

11

12

11

33

5

15

17

11

7

11

12

10

32

5

m

20,2

11

8,4

11,5

11,7

10,5

33,1

5,4

Информация о работе Психологическая готовность детей к школе