Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 10:34, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности интеллектуальной готовности к школе.
Задачи исследования:
• Осуществить теоретический анализ литературы по теме курсовой работы;
• Осуществить эмпирическое исследование по диагностике интеллектуальной готовности к школе;
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Теоретические основы психологической готовности к школе 5
1.1. Понятие готовности к школьному обучению (компоненты психологической готовности к школе) 5
1.2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе (память, мышление, воображение, внимание) 8
1.3. Психологические условия, влияющие на интеллектуальную и готовность ребенка к школе 14
Глава 2 Эмпирическое исследование интеллектуальной готовности детей к школе 18
2.1 Описание эмпирического исследования 18
2.2 Исследование психологической готовности детей к школе 20
2.3 Анализ полученных результатов 24
2.4 Рекомендации по формированию психологической готовности ребенка к школьному обучению 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ
Коррекционно – стимулирующая работа в д/с была построена следующим образом. Два дня в неделю были отведены для коррекционно -стимулирующих занятий. В течении этих двух дней дети с низким и средне -низким уровнем интеллектуального развития проходили через все виды тренингов, а дети с высоким уровнем – частично. Другие занятия в эти дни не проводились, они были распределены по другим дням недели.
Согласно результатам диагностики были скомплектованы группы детей в зависимости от характера психологических трудностей, которые у них выявлены. На начало учебного года в д/с были сформированы подгруппы для проведения развивающих занятий с детьми высокого и среднего уровней интеллектуального развития и подгруппы детей с низким уровнем интеллектуального развития и низким уровнем развития мнемических процессов. Для проведения сенсомоторных и психомоторных тренингов дети не делились. Индивидуальный подход в зависимости от уровня развития осуществлялся на занятиях путем подбора заданий разной сложности.
Для оценки эффективности проводимой коррекционно стимулирующей работы велась тетрадь учета. В ней фиксировалось как ребенок справляется с заданиями в разных видах тренингов. На основании этого давались рекомендации воспитателям и родителям для индивидуальной работы с ребенком.
После серии занятий некоторые дети стали достаточно успешно выполнять все задания в своей группе. Чтобы не тормозить их развитие был осуществлен перевод их в подгруппу детей с более высоким уровнем развития. У детей, которые посещали д/с нерегулярно, не было заметно изменений в уровне интеллектуального развития.
На современном этапе реформирования образования в Республике Беларусь особую значимость приобретает задача дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе.
Стандарт дошкольного образования «Готовность к школе» (2000 г.) определяет формирование психологической готовности детей к школе как важнейшее условие их успешного обучения в начальных классах и адаптации к новым условиям жизни и деятельности.
Исследование проблемы готовности школьников к системному школьному образованию представлено в трудах многих ученых (Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец и др.)
Познакомившись с разными точками зрения на проблемы готовности к школьному обучению, можно сказать, что "школьная зрелость" представляет собой сложное образование, относящееся ко всем сферам жизни ребенка. Наиболее целесообразно рассматривать готовность к школе на трех уровнях: морфофункциональном, интеллектуальном и личностном развитии. Морфофункциональное развитие заключается в основном в физическом здоровье ребенка. Готовность со стороны интеллектуального развития ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне интеллектуальных процессов, т. е. в качественных особенностях детского мышления. Личностное развитие определяется способностью ребенка к новой социальной роли, к новым взаимоотношениям в обществе.
Готовность к школьному обучению в своем формировании связана с основными законами развития психики. Дети 6 – летнего возраста, с точки зрения возрастной психологии, являются дошкольниками. Это означает, что в большинстве своем они не готовы к обучению школьного типа. Поэтому подготовительный класс призван подготовить ребенка к школьному типу обучения. Это постепенный перевод детей от дошкольных форм жизни к школьным, от игры к учению.
Показатели готовности к школьному обучению не могут быть строго одинаковыми для любых условий. Они зависят от особенностей организации жизни детей в первых классах той школы, где будут учиться дети.
Предпосылки психологической готовности детей к школе начинают формироваться в дошкольном возрасте. Наиболее сензитивным, критическим в плане становления интеллектуальных функций является старший дошкольный возраст. В этом возрасте закладывается направленность различных мыслительных способностей, от успеха реализаций которых во многом зависит раскрытие индивидуальности ребенка в течении всего последующего обучения и становления его как личности.
Система коррекционных тренингов и развивающих занятий является эффективным средством качественных изменений в развитии потенциальных возможностей детей со средним и низким уровнем интеллектуального развития. При проведении таких занятий повышается познавательная активность, потребность в интеллектуальной нагрузке. Дети затем достаточно успешно включаются в учебный процесс.
Необходимо раннее выявление тех детей, которые нуждаются в дополнительном внимании со стороны педагогов, необходима • психопрофилактическая работа по предупреждению неблагополучия в психологическом и личностном развитии ребенка. Вовремя оказанная помощь благотворно влияет на дальнейшее развитие детей, это работа на ребенка, на его будущее. В зависимости от того, какая психическая функция отстает в развитии, педагог с помощью психолога имеет возможность своевременно помочь ребенку, используя в педагогическом процессе стимулирующие коррекционные программы. Однако применение в педагогической практике психологических методов предполагает «определенную психологическую грамотность воспитателей, их педагогическую и психологическую этику. Только при этих условиях они становятся надежными помощниками психолога в проведении коррекционно-стимулирующей работы.
Успешное решение проблемы подготовки детей к обучению в школе во многом будет зависеть от того, насколько полно при этом будут учитываться индивидуальные и возрастные психологические особенности детей от тех оптимальных условий, которые будут им созданы с ориентацией на перспективу полноценного развития.
Таким образом, в данной курсовой работе был осуществлен теоретический анализ по теме курсовой работы, а именно особенности психологической готовности к школе; было осуществлено эмпирическое исследование по изучению особенностей психологической готовности к школе; были проанализированы результаты, полученные в ходе диагностического исследования, сделаны соответствующие выводы.
Исходя из выше сказанного, можно заключить, что задачи и цель курсовой работы, поставленные в её начале, были успешно достигнуты. А гипотеза нашла свое подтверждение в эмпирической части исследования.
1. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации «Начальная школа» 1999 № 1 61-63 с.
2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 1997.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
4. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и нормативов. М., 1972.
5. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М., 1983.
6. Буре Р.С. Готовим детей к школе: Кн. для воспитателя дет. сада.– М.: Просвещение, 1987. – 96 с.
7. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. М., 1990.
8. Вархотова Е.К., Дятко Н.В., Сазонова Е.В. Экспресс-диагностика готовности к школе: Практическое руководство для педагогов и школьных психологов- 3-е изд., испр. и дополн. – М.: Генезис, 2003. – 48 с.
9. Венгер А.Л. и др. Задачи и функции психолога детского дошкольного учреждения. М., 1993.
10. Венгер А.Л. Психологическая готовность детей к обучению в школе // Обучение детей с шестилетнего возраста. М., 1985.
11. Венгер Л.А. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе?. – М., 1994 – 189 с.
12. Венгер Л.А. О диагностике умственного развития детей, поступающих в школу // Дошкольное воспитание. 1977, № 12.
13. Венгер Л.А. Подготовка детей к школе в семье. М., 1976.
14. Венгер Л.А., «Домашняя школа» М. 1994 – 189 с.
15. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии//Собрание сочинений: В 6-ти т. Том 4. Детская психология / Под ред. Эльконина Д.Б. – М.: Педагогика, 1984.
16. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. М., 1991.
17. Гильбух Ю.З. Измерение интеллекта детей. Киев, 1992.
18. Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. М., 1989.
19. Готовность к школе / Под редакцией Дубровиной М. 1995 – 289 с.
20. Гуткина Н.Н. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению «Психологическое образование» 1997 – 235 с.
21. ГуткинаН.И. Психологическая готовность к школе. М., 1993.
22. Дубровина И.В. Готовность к школе. М., 1995.
23. Дубровина И.В. Практическая психология образования. М., 1997.
24. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. М., 1991
25. Зак А.З. 600 игровых развития логического детей. Ярославль, 1998.
26. Запорожец А.В. Интеллектуальная подготовка к // Вопросы психологии. 1977, № 8.
27. Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики /Под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой М. 980 – с. 250-257
28. Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения, М, 1979..
29. Калугин М.А. Игры для младших школьников. Ярославль, 1996.
30. Коломинский Я.Л., Е.А. Диагностика и коррекция психического развития 1997.,
31. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 190 с.
32. Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000.– 32 с.
33. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. М., 1987.
34. Кравцов Е.Е. Психологические проблемы, готовности детей к обучению в школе, М., 1991 – 145 с.
35. Кулагина И. Ю. «Возрастная психология», М., 1991 – 335 с.
36. Кушнир Н.Я. Содержание диагностической процедуры в детских дошкольных учреждениях. Мн., 1997.
37. Кушнир Н.Я., Н.Н. Максимук. В школьную жизнь. Мн., 1995.
38. Матюгин Ю.И. Как развивать и память вашего ребенка. М., 1995.
39. Мухина В.С. Детская психология, М. 1985 – 315 с.
40. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе, М. 1999 - 261 с.
41. Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста. / Под ред. Д. П. Эльконина, А. Л. Вангера, М. 1988 – 189 с.
42. Петроченко Г. Г. «Развитие детей 6-7 летнего возраста и подготовка их к школе», М. 1978 – 291 с.
43. «Пралеска» №11, 2003г., штомесячны навукова-метадычны часопiс.
44. Практикум по возрастной и педагогической психологии. / Под редакцией И. В. Дубровиной, М. 1998 – 225 с.
45. Рогов Н. И. «Настольная книга практического психолога», М. 1999 -кн. 1, 214 с.
46. Руководство практического психолога. / Под ред. И. В. Дубровиной, М. 1999 (с 31-65).
47. Цукерман Г. А., Поливанова Н.К. «Введение в школьную жизнь», Томск, 1992-94 с.
48. Чейпи Дж. Готовность к школе. М., 1992.
49. Эльконин Д.Б. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1981.
50. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
ПРИЛОЖЕНИЕ
РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ
Цель: стимулировать активность познавательных процессов /память, внимание, мышление, восприятие, воображение/.
1. "Фонарик". Развитие произвольного внимания.
Инструкция к проведению. Воспитатель задает вопросы, ответы на которые дети легко могут найти, но отвечать ребята смогут только тогда, когда зажжется фонарик. Затем воспитатель предлагает детям самим придумать вопросы и задавать их своим товарищам.
2. "Письмецо". Развитие сосредоточенности и распределения внимания.
Инструкция к проведению. В отрывке газетного текста детям необходимо найти и зачеркнуть буквы "О" и "А".,
3. "Точечки". Развитие зрительной координации глаз и целостности восприятия.
Инструкция к проведению. Детям предлагают рассмотреть изображенный точками рисунок и разгадать тайну загадочных точек. Если ребенок не смог увидеть нарисованный предмет, предложить соединить точки линией.
4. "Головоломка". Упражнение в зрительном и мыслительном анализе задачи, ограничение количества практических проб за счет обдумывания хода решения, догадки.
Инструкция к проведению. Детям предлагают из палочек по образцу составить фигуры:
а) в фигуре, состоящей из 5 квадратов, убрать 4 палочки, оставив 1 прямоугольник;
б) в фигуре, состоящей из б квадратов, убрать 2 палочки, чтобы осталось 4 квадрата. |
5. "Магазин". Развитие умения анализировать и систематизировать материал по какому-то определенному признаку.
Инструкция к проведению. Ведущий предлагает рассмотреть иллюстрацию-схему магазина, набор карточек-товаров, назвать предметы. Каждому предлагают выполнить роль продавца и разложить товар по секциям и полкам.
Информация о работе Психологическая готовность детей к школе