Психологическая готовность детей к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 10:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности интеллектуальной готовности к школе.
Задачи исследования:
• Осуществить теоретический анализ литературы по теме курсовой работы;
• Осуществить эмпирическое исследование по диагностике интеллектуальной готовности к школе;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Теоретические основы психологической готовности к школе 5
1.1. Понятие готовности к школьному обучению (компоненты психологической готовности к школе) 5
1.2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе (память, мышление, воображение, внимание) 8
1.3. Психологические условия, влияющие на интеллектуальную и готовность ребенка к школе 14
Глава 2 Эмпирическое исследование интеллектуальной готовности детей к школе 18
2.1 Описание эмпирического исследования 18
2.2 Исследование психологической готовности детей к школе 20
2.3 Анализ полученных результатов 24
2.4 Рекомендации по формированию психологической готовности ребенка к школьному обучению 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Курс Психологическая готовность детей к школе.doc

— 350.00 Кб (Скачать)

 

Как видно по тесту «Рисунок человека» испытуемые набрали в среднем 20,2 балла (11 усл. баллов), что говорит о высоком уровне развития данного признака дошкольника.

По методике «Образец и правило» испытуемые набрали в среднем 8,4 балла (11,2 усл. баллов), что говорит о высоком уровне развития уровня организации дей­ствий, умения руководствоваться системой условий задачи, пре­одолевая влияние посторонних факторов.

По методике «Графический диктант» испытуемые набрали в среднем 11,7 балла (10,5 усл. баллов), что говорит о высоком уровне развития уровня умения внимательно слушать и точно выполнять указа­ния взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.

 

Рис. 1. Результаты исследования психологической готовности детей к школе Группа 1.

 

Таким образом, анализируя таблицу 3. видно, что:

                  в данной группе старших дошкольников 1 человек (7,1 %) имеет высокий уровень готовности (7 уровень);

                  6 человек (42,8 %) имеют (6 уровень) готовности к школе;

                  5 человек (35,7 %) имеют (5 уровень) готовности к школе;

                  2 человек (14,2 %) имеют (4 уровень) готовности к школе;

                  средний уровень готовности всего класса равен 5,4, что соответствует уровню выше среднего.

 


Таблица 4.

Результаты исследования психологической готовности детей к школе

Группа 2.

Тест «Рисунок человека»

Методика «Образец и правило»

Методика «Графический диктант»

Итоговая оценка

(∑ усл. баллов)

Итоговый уровень готовности к школе

Баллы

Усл. балл

Баллы

Усл. балл

Баллы

Усл. балл

1

5

6

4

9

3

6

21

3

2

4

0

2

0

3

6

9

1

3

8

6

4

9

3

6

21

3

4

6

6

3

6

2

6

18

2

5

5

6

2

0

2

6

11

1

6

9

6

3

6

4

6

18

2

7

7

6

2

0

3

6

12

1

8

12

9

11

6

5

9

24

4

9

3

0

2

0

2

6

6

1

10

2

0

3

6

2

6

12

1

11

5

6

4

9

3

6

21

3

12

6

6

3

6

2

6

18

2

13

5

6

2

0

3

6

12

1

14

7

6

2

0

5

9

15

2

15

8

6

3

6

4

6

18

2

m

6,1

4,8

3,5

4,2

3

6,4

15,7

1,9

 

Как видно по тесту «Рисунок человека» испытуемые набрали в среднем 6,1 балла (4,8 усл. баллов), что говорит о среднем уровне развития данного признака дошкольника.

По методике «Образец и правило» испытуемые набрали в среднем 3,5 балла (4,2 усл. баллов), что говорит о низком уровне развития уровня организации дей­ствий, умения руководствоваться системой условий задачи, пре­одолевая влияние посторонних факторов.

По методике «Графический диктант» испытуемые набрали в среднем 3 балла (6,4 усл. баллов), что говорит о среднем уровне развития уровня умения внимательно слушать и точно выполнять указа­ния взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.

 

Рис. 2. Результаты исследования психологической готовности детей к школе группа 2.

 

Таким образом, анализируя таблицу 3. видно, что:

                  в данной группе старших дошкольников 1 человек (7,1 %) имеет высокий уровень готовности (4 уровень);

                  6 человек (42,8 %) имеют (1 уровень) готовности к школе;

                  4 человека (26,6 %) имеют (2 уровень) готовности к школе;

                  3 человека (20 %) имеют (3 уровень) готовности к школе;

                  средний уровень готовности всего класса равен 1,9, что соответствует уровню ниже среднего.

 


2.3 Анализ полученных результатов

 

Итак, анализируя полученные данные в ходе эмпирического исследования психологической готовности к школе у детей дошкольного возраста группы 1. и детей группы 2. можно сделать следующие выводы:

           в группе детей старших дошкольников группы 1.: 1 человек (7,1 %) имеет высокий уровень готовности к школе(7 уровень);

           6 человек (42,8 %) имеют (6 уровень) готовности к школе;

           5 человек (35,7 %) имеют (5 уровень) готовности к школе;

           2 человек (14,2 %) имеют (4 уровень) готовности к школе;

           средний уровень готовности всего класса равен 5,4, что соответствует уровню выше среднего;

           в группе старших дошкольников группы 2.: 1 человек (7,1 %) имеет высокий уровень готовности (4 уровень);

           6 человек (42,8 %) имеют (1 уровень) готовности к школе;

           4 человека (26,6 %) имеют (2 уровень) готовности к школе;

           3 человека (20 %) имеют (3 уровень) готовности к школе;

           средний уровень готовности всего класса равен 1,9, что соответствует уровню ниже среднего.

           Следовательно, можно увидеть, что у детей старшего дошкольного возраста группы 1. уровень готовности к школе значительно выше, чем у их же сверстников из группы 2., а это значит, что и уровень интеллектуального развития в группе 2. значительно ниже. Данные выводы подтверждают поставленную в начале работы гипотезу.

Для графического представления результатов был построен график различий показателей.

Рис. 3. Результаты обоих выборок детей

Ряд. 1 группа 1., Ряд 2. группа 2.

 

Как видно, результаты первой и второй выборки сильно отличаются по средним значениям. То есть подготовка к школе в одной группе значительно выше, чем во второй группе.

Таким образом, гипотеза была подтверждена статистически.

 

2.4 Рекомендации по формированию психологической готовности ребенка к школьному обучению

 

Основная роль профилактической диагностики старших дошкольников в начале учебного года – выявление психологических трудностей ребенка и оказание ему своевременной помощи. Воспитательно-образовательный процесс в дошкольных учреждениях носит спонтанный характер, рассчитанный на "среднего" ребенка, хотя во многих детских садах используются новаторские методики в обучении и развитии детей. Это связано с тем, что отсутствует информация об уровне развития ребенка, о его психологических трудностях в интеллектуальной и личностной сферах. Воспитатель работает без учета уровня развития ребенка, с ориентацией на некоего "среднего" ребенка. Проведя диагностику и сделав анализ индивидуальных карт психического развития старших дошкольников можно установить, что в коррекционно-стимулирующей работе нуждаются больше половины детей от общего количества в группе, у которых выявлен средне -низкий и низкий уровень развития по большинству показателей. С этими детьми были определены основные направления коррекционной работы, которая носит по своему содержанию развивающий, стимулирующий и выравнивающий характер.

В зависимости от характера выявленных психологических трудностей старших дошкольников проводились следующие виды коррекционно-стимулирующих занятий: развивающие занятия, интеллектуальный тренинг, сенсомоторный тренинг, мнемический тренинг, психомоторный тренинг.

Развивающие занятия.

Проводятся с детьми высокого и среднего уровня интеллектуального развития. Развивающие занятия – это комплекс игр и упражнений, направленных на стимулирование активности познавательных процессов. Занятие строится так, что дети имеют возможность самостоятельно решать проблемные задачи, экспериментировать индивидуально и коллективно. Снимается информативная, дидактическая функция педагога, активность в решении поставленных задач предоставляется детям. Принцип построения развивающих игр таков, что сначала предлагается игра на сосредоточение, концентрацию и распределение внимания; затем подключаются игры сесомоторного характера, стимулирующие процессы восприятия; наибольшая нагрузка приходится на комплекс игр, активизирующих мыслительные операции и мнемические процессы. Затем включаются игры на воображение и в заключение, упражнения на расслабление. Длительность занятий 25 – 30 минут, количество детей – 10 – 12. Конспект развивающего занятия дается в приложении

3. Интеллектуальный тренинг.

Интеллектуальный тренинг направлен на стимулирование активности мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенного, сопоставления, группировки, классификации.

Детям создаются условия для высокого уровня активности, высказывания различных точек зрения, выдвижения большого количества гипотез, разнообразных решений. Он формирует высокий уровень организованности и целенаправленности мышления, в нем используются схемы, модели. В тренинг включаются задания, игры с использованием хорошо знакомого материала в непринужденной, игровой обстановке. Игры располагаются в порядке возрастания их сложности, количество от 5 до 10 в зависимости от уровня интеллектуального развития детей. Длительность занятия 20 – 25 минут, количество детей 6-10. Проводится 1-2 раза в неделю.

При проведении тренинга задания могут повторяться, но на другом игровом материале, включающем новые (2 – 3), незнакомые ребенку проблемные ситуации. Можно использовать как коллективный, так и индивидуальный способ решения задач. Детям предоставляется возможность договориться о способе решения, обмениваться ответами, советоваться. Ведущий стимулирует мыслительную активность детей, всячески подбадривая и включая в работу тех, кто не проявляет достаточной активности. Конспект интеллектуального тренинга.

Сенсомоторный тренинг.

Сенсомоторный тренинг предназначен для развития и стимулирования активности процессов восприятия и воображения. Способствует более высокому уровню сформированности сенсорных умений старших дошкольников, аналитике – синтетической деятельности и творческого воображения. Комплекс игр, используемых на этих занятиях, стимулирует основные виды чувствительности (зрительную, слуховую, осязательную, кинетическую, тактильную); восприятие ребенком пространства, времени, движения. При проведении тренинга у детей формируется навык обследования формы, величины, удаленности и направления, в котором они находятся. Дети тренируются в различении цвета и оттенков, формируются комбинаторные способности.

Результаты диагностики показали, что у детей среднего и низкого уровня развития недостаточно сформированы механизмы восприятия: обнаружения, различения, соотнесения, расчленения. Это проявляется при решении задач на создание образа и его преобразование.

Главный принцип построения сенсомоторного тренинга заключается в том, чтобы приобретенные умения и навыки ребенок мог практически использовать в различных видах деятельности, в повседневной жизни. Комплекс игр и игровых упражнений подбирался так, чтобы у детей формировались навыки обследования, включались ситуации творческого характера в процессе апликации, лепки, конструирования. Длительность – 20 – 25 минут, количество участников – 6-10. Вариант тренинга представлен в приложении 5.

Мнемический тренинг.

Этот тренинг необходим для развития образной (зрительной, слуховой, тактильной, двигательной, эмоциональной) и словесно-логической памяти и умения детей использовать рациональные приемы запоминания: сравнение, группировка, классификация, образные связи по сходству, по смежности, функциональные, ассоциативные, такие занятия полезны для всех детей, т. к. у дошкольников в основном развито механическое запоминание и не развиты приемы продуктивного запоминания и воспроизведения. Продолжительность тренинга – 10-15 минут, количество участников – 3-6 детей. Сокращение времени проведения и количества участников связано с большой нагрузкой на ребенка и индивидуальной работой ведущего с каждым из них. Вариант тренинга представлен в приложении 6.

Психомоторный тренинг. 1

Этот вид тренинга направлен на интенсивное стимулирование мышечной системы рук, двигательной ловкости пальцев, осознанное их управление. В соответствии с этим – на развитие аналитике – синтетической деятельности, речедвигательной активности. Комплекс заданий и игр состоит из трех структурных компонентов:

1. Упражнения манипулятивного характера. Все занятия начинаются с пальчиковой гимнастики, разнообразных упражнений на перекладывание, нанизывание, растягивание, сжимание, раскатывание и т. д.

2. Второй вид упражнений связан с элементами графики штриховка, обведение, зрительные диктанты, элементы письма.

3. Традиционные виды деятельности – рисование, апликация, лепка, конструирование, используемые как часть занятий.

Тренинг имеет соревновательный характер с ограничением времени при выполнении заданий. Детям предоставляется максимум самостоятельности, свободы выбора решений предлагаемых заданий, игр, упражнений. Длительность – 20-25 минут. Количество участников – 8-12. Вариант тренинга представлен в приложении 7.

Для составления конспектов занятий использовалась литература: З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Ю.И.Матюгин «Как развивать внимание и память вашего ребенка», Л.Житкова «Учите детей запоминать», Н.Н.Васильева «Развивающие игры для дошкольников», О.М.Дьяченко «Чего на свете не бывает», А.А.Стомер «Давайте поиграем», А.Э.Симановский «Развитие творческого мышления детей», О.И.Перьякова «Раз, два, три – отвечай», НЛ.Кушнир «Введение в школьную жизнь», Б.Н.Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», З.М.Богуславская «Развивающие игры для детей дошкольного возраста» и другие.

Задания, которые включались в тренинг, учитывали уровень интеллектуального развития детей. Для детей с низким уровнем развития предлагалось 4-5 заданий и более простых. Для детей со средним уровнем интеллектуального развития задания усложнялись и их количество увеличивалось до 6 – 7. Для развивающих занятий подбиралось 7-10 игр и повышалась их сложность.

Информация о работе Психологическая готовность детей к школе