Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 10:34, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности интеллектуальной готовности к школе.
Задачи исследования:
• Осуществить теоретический анализ литературы по теме курсовой работы;
• Осуществить эмпирическое исследование по диагностике интеллектуальной готовности к школе;
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Теоретические основы психологической готовности к школе 5
1.1. Понятие готовности к школьному обучению (компоненты психологической готовности к школе) 5
1.2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе (память, мышление, воображение, внимание) 8
1.3. Психологические условия, влияющие на интеллектуальную и готовность ребенка к школе 14
Глава 2 Эмпирическое исследование интеллектуальной готовности детей к школе 18
2.1 Описание эмпирического исследования 18
2.2 Исследование психологической готовности детей к школе 20
2.3 Анализ полученных результатов 24
2.4 Рекомендации по формированию психологической готовности ребенка к школьному обучению 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ
Как видно по тесту «Рисунок человека» испытуемые набрали в среднем 20,2 балла (11 усл. баллов), что говорит о высоком уровне развития данного признака дошкольника.
По методике «Образец и правило» испытуемые набрали в среднем 8,4 балла (11,2 усл. баллов), что говорит о высоком уровне развития уровня организации действий, умения руководствоваться системой условий задачи, преодолевая влияние посторонних факторов.
По методике «Графический диктант» испытуемые набрали в среднем 11,7 балла (10,5 усл. баллов), что говорит о высоком уровне развития уровня умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.
Рис. 1. Результаты исследования психологической готовности детей к школе Группа 1.
Таким образом, анализируя таблицу 3. видно, что:
в данной группе старших дошкольников 1 человек (7,1 %) имеет высокий уровень готовности (7 уровень);
6 человек (42,8 %) имеют (6 уровень) готовности к школе;
5 человек (35,7 %) имеют (5 уровень) готовности к школе;
2 человек (14,2 %) имеют (4 уровень) готовности к школе;
средний уровень готовности всего класса равен 5,4, что соответствует уровню выше среднего.
Таблица 4.
Результаты исследования психологической готовности детей к школе
Группа 2.
№ | Тест «Рисунок человека» | Методика «Образец и правило» | Методика «Графический диктант» | Итоговая оценка (∑ усл. баллов) | Итоговый уровень готовности к школе | ||||||||
Баллы | Усл. балл | Баллы | Усл. балл | Баллы | Усл. балл | ||||||||
1 | 5 | 6 | 4 | 9 | 3 | 6 | 21 | 3 | |||||
2 | 4 | 0 | 2 | 0 | 3 | 6 | 9 | 1 | |||||
3 | 8 | 6 | 4 | 9 | 3 | 6 | 21 | 3 | |||||
4 | 6 | 6 | 3 | 6 | 2 | 6 | 18 | 2 | |||||
5 | 5 | 6 | 2 | 0 | 2 | 6 | 11 | 1 | |||||
6 | 9 | 6 | 3 | 6 | 4 | 6 | 18 | 2 | |||||
7 | 7 | 6 | 2 | 0 | 3 | 6 | 12 | 1 | |||||
8 | 12 | 9 | 11 | 6 | 5 | 9 | 24 | 4 | |||||
9 | 3 | 0 | 2 | 0 | 2 | 6 | 6 | 1 | |||||
10 | 2 | 0 | 3 | 6 | 2 | 6 | 12 | 1 | |||||
11 | 5 | 6 | 4 | 9 | 3 | 6 | 21 | 3 | |||||
12 | 6 | 6 | 3 | 6 | 2 | 6 | 18 | 2 | |||||
13 | 5 | 6 | 2 | 0 | 3 | 6 | 12 | 1 | |||||
14 | 7 | 6 | 2 | 0 | 5 | 9 | 15 | 2 | |||||
15 | 8 | 6 | 3 | 6 | 4 | 6 | 18 | 2 | |||||
m | 6,1 | 4,8 | 3,5 | 4,2 | 3 | 6,4 | 15,7 | 1,9 |
Как видно по тесту «Рисунок человека» испытуемые набрали в среднем 6,1 балла (4,8 усл. баллов), что говорит о среднем уровне развития данного признака дошкольника.
По методике «Образец и правило» испытуемые набрали в среднем 3,5 балла (4,2 усл. баллов), что говорит о низком уровне развития уровня организации действий, умения руководствоваться системой условий задачи, преодолевая влияние посторонних факторов.
По методике «Графический диктант» испытуемые набрали в среднем 3 балла (6,4 усл. баллов), что говорит о среднем уровне развития уровня умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.
Рис. 2. Результаты исследования психологической готовности детей к школе группа 2.
Таким образом, анализируя таблицу 3. видно, что:
в данной группе старших дошкольников 1 человек (7,1 %) имеет высокий уровень готовности (4 уровень);
6 человек (42,8 %) имеют (1 уровень) готовности к школе;
4 человека (26,6 %) имеют (2 уровень) готовности к школе;
3 человека (20 %) имеют (3 уровень) готовности к школе;
средний уровень готовности всего класса равен 1,9, что соответствует уровню ниже среднего.
Итак, анализируя полученные данные в ходе эмпирического исследования психологической готовности к школе у детей дошкольного возраста группы 1. и детей группы 2. можно сделать следующие выводы:
в группе детей старших дошкольников группы 1.: 1 человек (7,1 %) имеет высокий уровень готовности к школе(7 уровень);
6 человек (42,8 %) имеют (6 уровень) готовности к школе;
5 человек (35,7 %) имеют (5 уровень) готовности к школе;
2 человек (14,2 %) имеют (4 уровень) готовности к школе;
средний уровень готовности всего класса равен 5,4, что соответствует уровню выше среднего;
в группе старших дошкольников группы 2.: 1 человек (7,1 %) имеет высокий уровень готовности (4 уровень);
6 человек (42,8 %) имеют (1 уровень) готовности к школе;
4 человека (26,6 %) имеют (2 уровень) готовности к школе;
3 человека (20 %) имеют (3 уровень) готовности к школе;
средний уровень готовности всего класса равен 1,9, что соответствует уровню ниже среднего.
Следовательно, можно увидеть, что у детей старшего дошкольного возраста группы 1. уровень готовности к школе значительно выше, чем у их же сверстников из группы 2., а это значит, что и уровень интеллектуального развития в группе 2. значительно ниже. Данные выводы подтверждают поставленную в начале работы гипотезу.
Для графического представления результатов был построен график различий показателей.
Рис. 3. Результаты обоих выборок детей
Ряд. 1 группа 1., Ряд 2. группа 2.
Как видно, результаты первой и второй выборки сильно отличаются по средним значениям. То есть подготовка к школе в одной группе значительно выше, чем во второй группе.
Таким образом, гипотеза была подтверждена статистически.
Основная роль профилактической диагностики старших дошкольников в начале учебного года – выявление психологических трудностей ребенка и оказание ему своевременной помощи. Воспитательно-образовательный процесс в дошкольных учреждениях носит спонтанный характер, рассчитанный на "среднего" ребенка, хотя во многих детских садах используются новаторские методики в обучении и развитии детей. Это связано с тем, что отсутствует информация об уровне развития ребенка, о его психологических трудностях в интеллектуальной и личностной сферах. Воспитатель работает без учета уровня развития ребенка, с ориентацией на некоего "среднего" ребенка. Проведя диагностику и сделав анализ индивидуальных карт психического развития старших дошкольников можно установить, что в коррекционно-стимулирующей работе нуждаются больше половины детей от общего количества в группе, у которых выявлен средне -низкий и низкий уровень развития по большинству показателей. С этими детьми были определены основные направления коррекционной работы, которая носит по своему содержанию развивающий, стимулирующий и выравнивающий характер.
В зависимости от характера выявленных психологических трудностей старших дошкольников проводились следующие виды коррекционно-стимулирующих занятий: развивающие занятия, интеллектуальный тренинг, сенсомоторный тренинг, мнемический тренинг, психомоторный тренинг.
Развивающие занятия.
Проводятся с детьми высокого и среднего уровня интеллектуального развития. Развивающие занятия – это комплекс игр и упражнений, направленных на стимулирование активности познавательных процессов. Занятие строится так, что дети имеют возможность самостоятельно решать проблемные задачи, экспериментировать индивидуально и коллективно. Снимается информативная, дидактическая функция педагога, активность в решении поставленных задач предоставляется детям. Принцип построения развивающих игр таков, что сначала предлагается игра на сосредоточение, концентрацию и распределение внимания; затем подключаются игры сесомоторного характера, стимулирующие процессы восприятия; наибольшая нагрузка приходится на комплекс игр, активизирующих мыслительные операции и мнемические процессы. Затем включаются игры на воображение и в заключение, упражнения на расслабление. Длительность занятий 25 – 30 минут, количество детей – 10 – 12. Конспект развивающего занятия дается в приложении
3. Интеллектуальный тренинг.
Интеллектуальный тренинг направлен на стимулирование активности мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенного, сопоставления, группировки, классификации.
Детям создаются условия для высокого уровня активности, высказывания различных точек зрения, выдвижения большого количества гипотез, разнообразных решений. Он формирует высокий уровень организованности и целенаправленности мышления, в нем используются схемы, модели. В тренинг включаются задания, игры с использованием хорошо знакомого материала в непринужденной, игровой обстановке. Игры располагаются в порядке возрастания их сложности, количество от 5 до 10 в зависимости от уровня интеллектуального развития детей. Длительность занятия 20 – 25 минут, количество детей 6-10. Проводится 1-2 раза в неделю.
При проведении тренинга задания могут повторяться, но на другом игровом материале, включающем новые (2 – 3), незнакомые ребенку проблемные ситуации. Можно использовать как коллективный, так и индивидуальный способ решения задач. Детям предоставляется возможность договориться о способе решения, обмениваться ответами, советоваться. Ведущий стимулирует мыслительную активность детей, всячески подбадривая и включая в работу тех, кто не проявляет достаточной активности. Конспект интеллектуального тренинга.
Сенсомоторный тренинг.
Сенсомоторный тренинг предназначен для развития и стимулирования активности процессов восприятия и воображения. Способствует более высокому уровню сформированности сенсорных умений старших дошкольников, аналитике – синтетической деятельности и творческого воображения. Комплекс игр, используемых на этих занятиях, стимулирует основные виды чувствительности (зрительную, слуховую, осязательную, кинетическую, тактильную); восприятие ребенком пространства, времени, движения. При проведении тренинга у детей формируется навык обследования формы, величины, удаленности и направления, в котором они находятся. Дети тренируются в различении цвета и оттенков, формируются комбинаторные способности.
Результаты диагностики показали, что у детей среднего и низкого уровня развития недостаточно сформированы механизмы восприятия: обнаружения, различения, соотнесения, расчленения. Это проявляется при решении задач на создание образа и его преобразование.
Главный принцип построения сенсомоторного тренинга заключается в том, чтобы приобретенные умения и навыки ребенок мог практически использовать в различных видах деятельности, в повседневной жизни. Комплекс игр и игровых упражнений подбирался так, чтобы у детей формировались навыки обследования, включались ситуации творческого характера в процессе апликации, лепки, конструирования. Длительность – 20 – 25 минут, количество участников – 6-10. Вариант тренинга представлен в приложении 5.
Мнемический тренинг.
Этот тренинг необходим для развития образной (зрительной, слуховой, тактильной, двигательной, эмоциональной) и словесно-логической памяти и умения детей использовать рациональные приемы запоминания: сравнение, группировка, классификация, образные связи по сходству, по смежности, функциональные, ассоциативные, такие занятия полезны для всех детей, т. к. у дошкольников в основном развито механическое запоминание и не развиты приемы продуктивного запоминания и воспроизведения. Продолжительность тренинга – 10-15 минут, количество участников – 3-6 детей. Сокращение времени проведения и количества участников связано с большой нагрузкой на ребенка и индивидуальной работой ведущего с каждым из них. Вариант тренинга представлен в приложении 6.
Психомоторный тренинг. 1
Этот вид тренинга направлен на интенсивное стимулирование мышечной системы рук, двигательной ловкости пальцев, осознанное их управление. В соответствии с этим – на развитие аналитике – синтетической деятельности, речедвигательной активности. Комплекс заданий и игр состоит из трех структурных компонентов:
1. Упражнения манипулятивного характера. Все занятия начинаются с пальчиковой гимнастики, разнообразных упражнений на перекладывание, нанизывание, растягивание, сжимание, раскатывание и т. д.
2. Второй вид упражнений связан с элементами графики штриховка, обведение, зрительные диктанты, элементы письма.
3. Традиционные виды деятельности – рисование, апликация, лепка, конструирование, используемые как часть занятий.
Тренинг имеет соревновательный характер с ограничением времени при выполнении заданий. Детям предоставляется максимум самостоятельности, свободы выбора решений предлагаемых заданий, игр, упражнений. Длительность – 20-25 минут. Количество участников – 8-12. Вариант тренинга представлен в приложении 7.
Для составления конспектов занятий использовалась литература: З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Ю.И.Матюгин «Как развивать внимание и память вашего ребенка», Л.Житкова «Учите детей запоминать», Н.Н.Васильева «Развивающие игры для дошкольников», О.М.Дьяченко «Чего на свете не бывает», А.А.Стомер «Давайте поиграем», А.Э.Симановский «Развитие творческого мышления детей», О.И.Перьякова «Раз, два, три – отвечай», НЛ.Кушнир «Введение в школьную жизнь», Б.Н.Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», З.М.Богуславская «Развивающие игры для детей дошкольного возраста» и другие.
Задания, которые включались в тренинг, учитывали уровень интеллектуального развития детей. Для детей с низким уровнем развития предлагалось 4-5 заданий и более простых. Для детей со средним уровнем интеллектуального развития задания усложнялись и их количество увеличивалось до 6 – 7. Для развивающих занятий подбиралось 7-10 игр и повышалась их сложность.
Информация о работе Психологическая готовность детей к школе