Психологическая адаптация и тревога пятиклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:32, курсовая работа

Описание работы

Целью проекта является выявление причин психологической адаптации и тревоги детей 11-12 лет при переходе из начального звена в среднее.
Для достижения цели необходимо решение ряда задач:
1) изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе;
2) определить содержание работ по психологической адаптации и тревоге детей 11-12 лет при переходе из начального в среднее звено;
3) составить основные рекомендации для учеников и родителей по адаптации пяти-шестиклассников в среднем звене.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3
1. Психологическая адаптация и тревога пятиклассников..............................5
1.1 Период адаптации к новым условиям обучения
и рассогласованность требований к пятиклассникам.....................................6
1.2 Трудности, возникающие у детей при переходе
в средние классы...............................................................................................7
1.3 Психическая адаптация и тревога шестиклассников...............................9
2. Результативность работы по выявлению уровней
адаптации и тревоги у детей 11-12 лет при переходе их
с начального звена в среднее..........................................................................12
2.1 Выявление уровней адаптации и тревоги у детей 11-12 лет................12
2.2 Рекомендации для снижения уровня адаптации и тревоги
детей 11-12 лет в школе и вне его..................................................................14
Заключение....................................................................................................... 20
Использованная литература............................................................................ 21
Приложение 1....................................................................................................22
Приложение 2....................................................................................................24
Приложение 3....................................................................................................25
Приложение 4....................................................................................................26
Приложение 5....................................................................................................29

Работа содержит 1 файл

проект (2).docx

— 2.35 Мб (Скачать)

 

Интерпретация: дети, набравшие средний балл от 3,1 до 4, испытывают трудности адаптации  к школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4.

Шкала самооценки (Ч.Д.Спилбергера — Ю.Л.Ханина)

 

Данный тест является надежным и информативным  источником информации самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан Ч.Д.Спилбергером (США) и адаптирован Ю.Л.Ханиным.

Личностная  тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать  на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется  напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность  вызывает нарушения внимания, иногда нарушения тонкой координации. Очень  высокая личностная тревожность  прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Но тревожность  изначально не является негативной чертой. Определенный уровень тревожности  — естественная и обязательная особенность  активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень "полезной тревоги".

 Шкала самооценки состоит из 2 частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ,  высказывания №  1-20) и личностную ДТ, высказывания № 21-40) тревожность. 

Показатели  РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:

РТ =  Е1  - Е2 + 35,

где Е1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке (по пунктам шкалы 3, 4, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18);

Е2 - сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20).

ЛТ = Е1 — Е2 + 35,

где Е1 — сумма зачеркнутых цифр на бланке (по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40);

Е2 — сумма остальных цифр (по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39).

При интерпретации  результат можно оценивать так:

до 30 — низкая тревожность;

31-45 — умеренная  тревожность; 

46 и более  — высокая тревожность.

Значительные  отклонения от уровня умеренной тревожности  требуют особого внимания, высокая  тревожность предполагает склонность к явлению состояния тревоги  в ситуациях оценки собственной  компетентности. В этом случае следует  снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.

Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения  чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя "в лучшем свете".

 

Шкала самооценки

 

        Фамилия

№ 

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведённых  ниже предложений и зачеркните соответствующую  цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет. 

1 Нет, это не так 

2 Пожалуй, так 

3 Верно 

4 Совершенно верно

 

1 Я спокоен  1 2 3 4

2 Мне никто не угрожает 1 2 3 4

3 Я нахожусь в напряжении 1 2 3 4

4 Я испытываю сожаление 1 2 3 4

5 Я чувствую себя свободно 1 2 3 4

6 Я расстроен 1 2 3 4

7 Меня волнуют возможные варианты 1 2 3 4

8 Я чувствую себя отдохнувшим 1 2 3 4

9 Я встревожен 1 2 3 4

10 Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения1 2 3 4 

11 Я уверен в себе 1 2 3 4

12 Я нервничаю 1 2 3 4

13 Я не нахожу себе места 1 2 3 4

14 Я взвинчен 1 2 3 4

15 Я не чувствую скованности, напряженности  1 2 3 4

16 Я доволен  1 2 3 4 

17 Я озабочен 1 2 3 4

18 Я слишком возбуждён, и мне не по себе 1 2 3 4

19 Мне радостно   1 2 3 4

20 Мне приятно 1 2 3 4

 

Шкала самооценки

 

Фамилия

№ 

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведённых  ниже предложений и зачеркните соответствующую  цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет. 

Нет, это  не так 

Пожалуй, так 

Верно 

Совершен но верно

 

21 Я испытываю удовольствие 1 2 3 4

22  Я очень легко устаю  1 2 3 4 

23 Я легко могу заплакать 1 2 3 4

24 Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие 1    2 3 4 

25 Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения  1   2 3 4 

26 Обычно я чувствую себя бодрым  1  2 3 4 

27 Я спокоен, хладнокровен и собран 1 2 3 4

28 Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня 1    2 3 4 

29 Я слишком переживаю из-за пустяков   1 2 3 4

30 Я вполне счастлив 1 2 3 4

31 Я принимаю всё близко к сердцу 1 2 3 4 

32 Мне не хватает уверенности в себе 1 2 3 4

33 Обычно я чувствую себя в безопасности 1 2 3 4

34 Я стараюсь избегать критических ситуаций 1 2 3 4

35 У меня бывает хандра 1 2 3 4

36 Я доволен  1 2 3 4 

37 Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня  1 2 3 4

38 Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу забыть о них   1 2 3 4 

39 Я уравновешенный человек 1 2 3 4

40 Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах 1 2 3 4

 

Ключ к  вопросам.    “ +” – Да ;    “ –“ – Нет

       1.  -      13. -      26.  -      38.  +       50.   – 

       2.  -      14.  -     27.  -      39.   +      51.   –

–     15.  -     28.  -      40.   -       52.   – 

-      16.  -     29.  -      41.   +      53.  –

-      17.  -     30.  +     42.   -       54.  –

-      18.  -     31.  -      43.  +       55.  –

-      19.  -     32.  -      44.  +       56.  –

-      20.  +    33.  -       45.  -       57.  –

-      21.  -     34.  -      46.  -        58.  –

-      22.  +    35.  +     47.  –

+    23.  -     36.  +      48.  –

-     24.  +    37.  -       49.  –

 

Приложение 5.

Оценка  уровня тревожности с помощью  теста

школьной  тревожности Филипса

 

    Цель  исследования:  изучение уровня  и характера тревожности, связанной  со школой у детей младшего  и среднего школьного возраста.

    Тесты  состоят из 58 вопросов, средним школьникам  зачитываются, а младшим предлагаются  в письменном виде.

     Инструкция: Ребята, сейчас вам будет  предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

       На месте для ответов вверху  запишите своё имя, фамилию  и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ  « +», если вы согласны с  ним, или « – « если не  согласны.

                                                    Текст опросника:

  1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
  2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
  3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
  4. Сниться ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
  5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
  6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймёшь, что он говорил?     
  7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
  8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что, боишься сделать глупую ошибку?
  9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
  10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
  11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
  12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
  13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
  14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
  15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников
  16. не хочет делать то, что делаешь ты?
  17. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
  18. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
  19. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
  20. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?
  21. Похож ли ты на своих одноклассников?
  22. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли ты с ним справился?
  23. Когда ты работаешь в классе, уверен ты в том, что всё хорошо запомнишь?
  24. Сниться ли тебе иногда, что ты в классе и не можешь ответить на вопрос учителя?
  25. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?
  26. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы, будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
  27. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
  28. Боишься ли ты временами вступать в спор?
  29. Чувствуешь ли ты, что твоё сердце начало сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
  30. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслуживаться?
  31. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
  32. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
  33. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учёбой?
  34. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
  35. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
  36. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
  37. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
  38. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
  39. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
  40. Считаешь ли ты, что одеваться в школу, также хорошо как твои одноклассники?
  41. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
  42. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правилами, которых нет у других ребят в классе?
  43. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удаётся быть лучше их?
  44. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
  45. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаёшься один на один с учителем?
  46. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
  47. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих некоторых делах больше, чем другие ребята?
  48. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот - вот расплачешься?
  49. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
  50. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
  51. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
  52. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
  53. Пугает ли тебя проверка твоих знакомых в школе?
  54. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
  55. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могли сделать то, что не мог сделать ты?
  56. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
  57. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
  58. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
  59. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

             Обработка и интерпретация результатов:

    При  обработке результатов выделяют  вопросы, ответы на которые  не совпадают с ключом теста.  Ответы не совпадающие с ключом- это проявление тревожности.

    При  обработке подсчитывается:

а) общее число не совпадений по всему тесту. Если оно больше 50% можно  говорить о повышенной тревожности  ребёнка, если более 75% от общего числа  вопросов теста - о высокой тревожности;         

б) число совпадений по каждому  из восьми факторов тревожности, выделяемых в тесте. Уровень тревожности  определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех  или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.   

    

Факторы 

Номера

1. Общая тревожность  в школе 

2,4,7,12,16,21,26,28,46,47,48,49,50, 51,52,53,54,55,56,57,58, ‎‎‎‎

Е = 22

2. Переживание  социального стресса 

5,10,15,20,24,30,33,36,39,42,44 Е = 11

3.Фрустрация  потребности в достижении успеха 

1,3,6,11,17,19,25,29,32,35,38,41, 49

Е = 13

4.Страх самовыражения 

27,31,34,37,40,45,

Е = 6

5.Страх актуализации проверки знаний 

2,7,12,16,21,26

Е = 6

6.Страх не‎соответствовать ожиданиям окружающих 

3,8,13,17,22

Е = 5

7.Низкая физиологическая  сопротивляемость стрессу 

9,14,18,23,28

Е = 5

8.Проблемы и  страхи в отношении с учителями 

2,6,11,32,35,41,44,47

Е = 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация

 

Актуальность и значимость решения психологических проблем, возникающих в подростковый период и именуемых подростковым кризисом, является общепризнанным, не требующим доказательства фактом. В данной работе рассмотрены некоторые аспекты школьной дезадаптации младшего подростка (11 - 12 лет), связанных не только с переходным возрастом, но и с фактом перехода из начальной школы в среднее учебное звено (появление новых предметов, смена учительского состава, качественно более высокие требования к учебной деятельности школьников и т.д.).

Переход из младшего звена школы в среднее - интересный и сложный период в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: само здание, учителя, предметы, форма обучения, иногда и одноклассники. И, как правило, к концу первой четверти 5 класса у ребят резко снижаются успеваемость, школьная мотивация, повышается утомляемость, появляется страх перед уроками, учителем, контрольной работой и т.д. Серьезность данной проблемы, наличие указанных тенденций у пятиклассников нашей школы, определяют актуальность данного исследования.


Информация о работе Психологическая адаптация и тревога пятиклассников