Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:32, курсовая работа
Целью проекта является выявление причин психологической адаптации и тревоги детей 11-12 лет при переходе из начального звена в среднее.
Для достижения цели необходимо решение ряда задач:
1) изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе;
2) определить содержание работ по психологической адаптации и тревоге детей 11-12 лет при переходе из начального в среднее звено;
3) составить основные рекомендации для учеников и родителей по адаптации пяти-шестиклассников в среднем звене.
Введение………………………………………………………………………....3
1. Психологическая адаптация и тревога пятиклассников..............................5
1.1 Период адаптации к новым условиям обучения
и рассогласованность требований к пятиклассникам.....................................6
1.2 Трудности, возникающие у детей при переходе
в средние классы...............................................................................................7
1.3 Психическая адаптация и тревога шестиклассников...............................9
2. Результативность работы по выявлению уровней
адаптации и тревоги у детей 11-12 лет при переходе их
с начального звена в среднее..........................................................................12
2.1 Выявление уровней адаптации и тревоги у детей 11-12 лет................12
2.2 Рекомендации для снижения уровня адаптации и тревоги
детей 11-12 лет в школе и вне его..................................................................14
Заключение....................................................................................................... 20
Использованная литература............................................................................ 21
Приложение 1....................................................................................................22
Приложение 2....................................................................................................24
Приложение 3....................................................................................................25
Приложение 4....................................................................................................26
Приложение 5....................................................................................................29
Интерпретация: дети, набравшие средний балл от 3,1 до 4, испытывают трудности адаптации к школе.
Приложение 4.
Шкала самооценки (Ч.Д.Спилбергера — Ю.Л.Ханина)
Данный тест является надежным и информативным источником информации самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан Ч.Д.Спилбергером (США) и адаптирован Ю.Л.Ханиным.
Личностная
тревожность характеризует
Но тревожность изначально не является негативной чертой. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень "полезной тревоги".
Шкала самооценки состоит из 2 частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную ДТ, высказывания № 21-40) тревожность.
Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:
РТ = Е1 - Е2 + 35,
где Е1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке (по пунктам шкалы 3, 4, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18);
Е2 - сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20).
ЛТ = Е1 — Е2 + 35,
где Е1 — сумма зачеркнутых цифр на бланке (по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40);
Е2 — сумма остальных цифр (по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39).
При интерпретации результат можно оценивать так:
до 30 — низкая тревожность;
31-45 — умеренная тревожность;
46 и более — высокая тревожность.
Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к явлению состояния тревоги в ситуациях оценки собственной компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.
Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя "в лучшем свете".
Шкала самооценки
Фамилия
№
Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведённых ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.
1 Нет, это не так
2 Пожалуй, так
3 Верно
4 Совершенно верно
1 Я спокоен 1 2 3 4
2 Мне никто не угрожает 1 2 3 4
3 Я нахожусь в напряжении 1 2 3 4
4 Я испытываю сожаление 1 2 3 4
5 Я чувствую себя свободно 1 2 3 4
6 Я расстроен 1 2 3 4
7 Меня волнуют возможные варианты 1 2 3 4
8 Я чувствую себя отдохнувшим 1 2 3 4
9 Я встревожен 1 2 3 4
10 Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения1 2 3 4
11 Я уверен в себе 1 2 3 4
12 Я нервничаю 1 2 3 4
13 Я не нахожу себе места 1 2 3 4
14 Я взвинчен 1 2 3 4
15 Я не чувствую скованности, напряженности 1 2 3 4
16 Я доволен 1 2 3 4
17 Я озабочен 1 2 3 4
18 Я слишком возбуждён, и мне не по себе 1 2 3 4
19 Мне радостно 1 2 3 4
20 Мне приятно 1 2 3 4
Шкала самооценки
Фамилия
№
Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведённых ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.
Нет, это не так
Пожалуй, так
Верно
Совершен но верно
21 Я испытываю удовольствие 1 2 3 4
22 Я очень легко устаю 1 2 3 4
23 Я легко могу заплакать 1 2 3 4
24 Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие 1 2 3 4
25 Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения 1 2 3 4
26 Обычно я чувствую себя бодрым 1 2 3 4
27 Я спокоен, хладнокровен и собран 1 2 3 4
28 Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня 1 2 3 4
29 Я слишком переживаю из-за пустяков 1 2 3 4
30 Я вполне счастлив 1 2 3 4
31 Я принимаю всё близко к сердцу 1 2 3 4
32 Мне не хватает уверенности в себе 1 2 3 4
33 Обычно я чувствую себя в безопасности 1 2 3 4
34 Я стараюсь избегать критических ситуаций 1 2 3 4
35 У меня бывает хандра 1 2 3 4
36 Я доволен 1 2 3 4
37 Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня 1 2 3 4
38 Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу забыть о них 1 2 3 4
39 Я уравновешенный человек 1 2 3 4
40 Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах 1 2 3 4
Ключ к вопросам. “ +” – Да ; “ –“ – Нет
1. - 13. - 26. - 38. + 50. –
2. - 14. - 27. - 39. + 51. –
– 15. - 28. - 40. - 52. –
- 16. - 29. - 41. + 53. –
- 17. - 30. + 42. - 54. –
- 18. - 31. - 43. + 55. –
- 19. - 32. - 44. + 56. –
- 20. + 33. - 45. - 57. –
- 21. - 34. - 46. - 58. –
- 22. + 35. + 47. –
+ 23. - 36. + 48. –
- 24. + 37. - 49. –
Приложение 5.
Оценка уровня тревожности с помощью теста
школьной тревожности Филипса
Цель
исследования: изучение уровня
и характера тревожности,
Тесты состоят из 58 вопросов, средним школьникам зачитываются, а младшим предлагаются в письменном виде.
Инструкция: Ребята, сейчас вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.
На месте для ответов вверху запишите своё имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ « +», если вы согласны с ним, или « – « если не согласны.
Обработка и интерпретация
При
обработке результатов
При обработке подсчитывается:
а) общее число не совпадений по всему тесту. Если оно больше 50% можно говорить о повышенной тревожности ребёнка, если более 75% от общего числа вопросов теста - о высокой тревожности;
б) число совпадений по каждому
из восьми факторов тревожности, выделяемых
в тесте. Уровень тревожности
определяется так же, как в первом
случае. Анализируется общее внутреннее
эмоциональное состояние
Факторы
Номера
1. Общая тревожность в школе
2,4,7,12,16,21,26,28,46,47,48,
Е = 22
2. Переживание социального стресса
5,10,15,20,24,30,33,36,39,42,
3.Фрустрация
потребности в достижении
1,3,6,11,17,19,25,29,32,35,38,
Е = 13
4.Страх самовыражения
27,31,34,37,40,45,
Е = 6
5.Страх актуализации проверки знаний
2,7,12,16,21,26
Е = 6
6.Страх несоответствовать ожиданиям окружающих
3,8,13,17,22
Е = 5
7.Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу
9,14,18,23,28
Е = 5
8.Проблемы и
страхи в отношении с учителями
2,6,11,32,35,41,44,47
Е = 8
Аннотация
Актуальность и значимость решения психологических проблем, возникающих в подростковый период и именуемых подростковым кризисом, является общепризнанным, не требующим доказательства фактом. В данной работе рассмотрены некоторые аспекты школьной дезадаптации младшего подростка (11 - 12 лет), связанных не только с переходным возрастом, но и с фактом перехода из начальной школы в среднее учебное звено (появление новых предметов, смена учительского состава, качественно более высокие требования к учебной деятельности школьников и т.д.).
Переход из младшего звена школы в среднее - интересный и сложный период в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: само здание, учителя, предметы, форма обучения, иногда и одноклассники. И, как правило, к концу первой четверти 5 класса у ребят резко снижаются успеваемость, школьная мотивация, повышается утомляемость, появляется страх перед уроками, учителем, контрольной работой и т.д. Серьезность данной проблемы, наличие указанных тенденций у пятиклассников нашей школы, определяют актуальность данного исследования.
Информация о работе Психологическая адаптация и тревога пятиклассников