Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:32, курсовая работа
Целью проекта является выявление причин психологической адаптации и тревоги детей 11-12 лет при переходе из начального звена в среднее.
Для достижения цели необходимо решение ряда задач:
1) изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе;
2) определить содержание работ по психологической адаптации и тревоге детей 11-12 лет при переходе из начального в среднее звено;
3) составить основные рекомендации для учеников и родителей по адаптации пяти-шестиклассников в среднем звене.
Введение………………………………………………………………………....3
1. Психологическая адаптация и тревога пятиклассников..............................5
1.1 Период адаптации к новым условиям обучения
и рассогласованность требований к пятиклассникам.....................................6
1.2 Трудности, возникающие у детей при переходе
в средние классы...............................................................................................7
1.3 Психическая адаптация и тревога шестиклассников...............................9
2. Результативность работы по выявлению уровней
адаптации и тревоги у детей 11-12 лет при переходе их
с начального звена в среднее..........................................................................12
2.1 Выявление уровней адаптации и тревоги у детей 11-12 лет................12
2.2 Рекомендации для снижения уровня адаптации и тревоги
детей 11-12 лет в школе и вне его..................................................................14
Заключение....................................................................................................... 20
Использованная литература............................................................................ 21
Приложение 1....................................................................................................22
Приложение 2....................................................................................................24
Приложение 3....................................................................................................25
Приложение 4....................................................................................................26
Приложение 5....................................................................................................29
Результаты диагностики психологического состояния пятиклассников, полученные с помощью теста школьной тревожности Филипса выявили, что показатели общей тревожности в школе в начале года повышены (всего опрошено 75 пятиклассников, из них 36% имеют повышенный уровень тревожности). Получается, что в среднем, не более 64% учащихся имеют нормальные значения по этому показателю. Если рассматривать показатели тревожности по отдельным ее видам, то можно заметить, что наиболее высоки показатели по 4,5,6 факторам: страх самовыражения, оценивания и страх несоответствовать ожиданиям окружающих. Это видно на диаграмме
Напомним виды тревожности по тесту:
1 – общая тревожность;
2 – переживание социального стресса;
3 – фрустрация
потребности в достижении
4 – страх самовыражения;
5 - страх ситуации проверки знаний;
6 – страх несоответствовать ожиданиям окружающих;
7 – низкая
физиологическая
8 – страхи в отношениях с учителями.
Из этого
следует, что дети все же оказываются
в неблагоприятных
Степень выраженности
данных видов тревожности напрямую
связана с отношением взрослых к
результатам учебной
Поэтому кроме диагностики уровня тревожности обследовались еще уровни школьной мотивации и самооценки учащихся. Анализ результатов обследования учащихся показал, что школьная мотивация при переходе детей из начальной школы в среднюю значительно снижается:
где: 1 - высокая школьная мотивация
2 - нормальная школьная мотивация
3 - положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами
4 - низкая школьная мотивация
5 - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация
Это происходит в связи с теми же причинами, которые связаны с новой социальной средой обучения. Относительно самооценки учащихся можно сказать, что она становится более адекватной. Ребята начинают более реально подходить к оцениванию своих возможностей способностей, своих личных качеств.
Если у ребенка по результатам обследования высокий уровень тревожности и ему свойственны все признаки тревожности, то его родителям необходимо:
- проконсультироваться у
- не предъявлять ребенку
- скорректировать свои
- повышать самооценку ребенка, создавать для него ситуации успеха;
- обучить навыкам аутотренинга, снимать напряжение;
- развивать произвольность и
умение развивать свое
2.2 Рекомендации для снижения уровня адаптации и тревоги детей 11-12 лет в школе и вне его
Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений: например, ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше — за плохие. Такие правила, сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.
Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Столкновение с учебными трудностями может быстро привести к ухудшению успеваемости и погасить желание учиться.
1. Активно работай на уроке: внимательно слушай, отвечай на вопросы.
2. Задавай вопросы, если чего-то не понял или с чем-то не согласен.
3. Точно и как можно подробнее записывай, что задано по каждому предмету.
4. Научись пользоваться словарями и справочниками. Выясняй значение незнакомых слов, находи нужные факты и объяснения, правила, формулы в справочниках.
5. Если у тебя есть компьютер, научись с его помощью находить нужную информацию, производить нужные расчеты с помощью электронных таблиц и т.п.
6. Если то, что проходили на уроке, показалось тебе трудным, повтори материал в тот же день, даже если следующий урок будет через несколько дней.
7. Приступая к выполнению каждого задания, думай не только о том, что надо сделать (то есть о содержании задания), но и о том, как (с помощью каких приемов, средств) это можно сделать.
8. В случае необходимости обращайся за помощью к взрослым или к одноклассникам.
9. Приступая к выполнению уроков, раскрой дневник, посмотри, все ли задания записаны.
10. Продумай последовательность выполнения заданий по отдельным предметам и прикинь, сколько времени тебе понадобится для выполнения каждого задания.
11. Убери со стола все лишнее - то, что может отвлекать. Приготовь то, что нужно для выполнения первого задания (учебник, тетради, карты, карандаши, словари, справочники и т.п.). После того как подготовишься к первому уроку, все убери и приготовь то, что нужно для выполнения следующего, и т.п.
12. Между уроками делай перерывы.
13. Сначала постарайся понять материал, а затем его запомнить.
14. Прежде чем выполнять письменные задания, пойми и выучи правила, на которые оно направлено.
15. При чтении параграфа учебника задавай себе вопросы: о чем или о ком говорится в этом тексте, что об этом говорится.
16. Ищи связь каждого нового понятия, явления, о котором ты узнаешь, с тем, что ты уже знаешь. Соотноси новое с уже известным. Следи за тем, чтобы это были не случайные, внешние связи, а главные связи, связи по смыслу.
17. Если материал, который надо выучить, очень большой или трудный, разбей его на отдельные части и прорабатывай каждую часть в отдельности. Используй метод ключевых слов.
18. Не оставляй подготовку к докладам, сочинениям, творческим работам на последний день, поскольку это требует большого количества времени. Готовься к ним заранее, на протяжении нескольких дней, распределяя нагрузку равномерно.
19. При подготовке устных уроков используй карты, схемы. Они помогут тебе лучше понять и запомнить материал. К ним необходимо обращаться и при ответах на уроке. Чем лучше ты умеешь пользоваться картами, схемами, таблицами, тем выше будет оценка.
20. Составляй план устного ответа.
21. Проверяй себя. У тебя все получится!
Помни! Мы лучше всего запоминаем:
• то, чем постоянно пользуемся;
• то, к чему нам надо будет вернуться (прерванные действия);
• то, что нам нужно;
• то, что мы можем связать с другими нашими знаниями и умениями;
• то, что связано с нашими переживаниями (и приятными, и неприятными).
1. Игра «Дорога в пятый класс» с учащимися 4-х классов и педагогами
Цель игры: выявление уровня психологической готовности детей 9-10 лет к переходу в среднюю школу, а именно:
- сформированности учебной мотивации;
- нового отношения к школе как к среде жизнедеятельности и системе значимых отношений;
- умения занять ответственную позицию школьника;
- социальной зрелости, конструктивности
во взаимоотношениях со
Проводить эту игру можно с учащимися четвертых классов в конце учебного года. В ней хорошо выявляется уровень психологической готовности детей 9—10 лет к переходу в среднюю школу. Эта готовность проявляется в следующих позициях.
- сформированность учебной мотивации;
- новое отношение к школе как к среде жизнедеятельности и системе значимых отношений;
- умение занять ответственную позицию школьника;
- социальная зрелость; конструктивность во взаимоотношениях со сверстниками.
Приглашение в дорогу
Ведущий заходит в класс и приглашает детей вместе с педагогами пройти в актовый зал. Ведущий предлагает ребятам сесть на стулья, расставленные большим полукругом. На стенде перед ними прикреплен лист ватмана, на котором большими красочными буквами написано «Дорога в пятый класс» и что-то необычное и непонятное нарисовано снизу.
Ведущий. Сегодня нам предстоит собраться с вами в дорогу. Как вы думаете куда?...
Ведущий. Что обычно люди берут с собой в дорогу? (Чемодан, карту и т.д;)
Посмотрите на карту нашей дороги в пятый класс. На карте мы поместим ваши ожидания и те качества, которые есть у вашего классе и которые понадобятся вам в средней школе.
Информация о работе Психологическая адаптация и тревога пятиклассников