Психологическая адаптация и тревога пятиклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:32, курсовая работа

Описание работы

Целью проекта является выявление причин психологической адаптации и тревоги детей 11-12 лет при переходе из начального звена в среднее.
Для достижения цели необходимо решение ряда задач:
1) изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе;
2) определить содержание работ по психологической адаптации и тревоге детей 11-12 лет при переходе из начального в среднее звено;
3) составить основные рекомендации для учеников и родителей по адаптации пяти-шестиклассников в среднем звене.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3
1. Психологическая адаптация и тревога пятиклассников..............................5
1.1 Период адаптации к новым условиям обучения
и рассогласованность требований к пятиклассникам.....................................6
1.2 Трудности, возникающие у детей при переходе
в средние классы...............................................................................................7
1.3 Психическая адаптация и тревога шестиклассников...............................9
2. Результативность работы по выявлению уровней
адаптации и тревоги у детей 11-12 лет при переходе их
с начального звена в среднее..........................................................................12
2.1 Выявление уровней адаптации и тревоги у детей 11-12 лет................12
2.2 Рекомендации для снижения уровня адаптации и тревоги
детей 11-12 лет в школе и вне его..................................................................14
Заключение....................................................................................................... 20
Использованная литература............................................................................ 21
Приложение 1....................................................................................................22
Приложение 2....................................................................................................24
Приложение 3....................................................................................................25
Приложение 4....................................................................................................26
Приложение 5....................................................................................................29

Работа содержит 1 файл

проект (2).docx

— 2.35 Мб (Скачать)

Результаты диагностики психологического состояния пятиклассников, полученные с помощью теста школьной тревожности Филипса выявили, что показатели общей тревожности в школе в начале года повышены (всего опрошено 75 пятиклассников, из них 36% имеют повышенный уровень тревожности). Получается, что в среднем, не более 64% учащихся имеют нормальные значения по этому показателю. Если рассматривать показатели тревожности по отдельным ее видам, то можно заметить, что наиболее высоки показатели по 4,5,6 факторам: страх самовыражения, оценивания и страх несоответствовать ожиданиям окружающих. Это видно на диаграмме

Напомним виды тревожности по тесту:

       1 – общая тревожность;

       2 – переживание  социального стресса;

       3 – фрустрация  потребности в достижении успеха;

       4 – страх самовыражения;

       5 - страх ситуации  проверки знаний;

       6 – страх несоответствовать ожиданиям окружающих;

       7 – низкая  физиологическая сопротивляемость  стрессу;

       8 – страхи  в отношениях с учителями.

Из этого  следует, что дети все же оказываются  в неблагоприятных психологических  условиях для развития потребностей в достижении успехов и психологу  и педагогам желательно чаще создавать  такие условия, ситуации, которые  вызывают положительные эмоции у  детей и желание достичь высокого результата. Кроме этого ребята испытывают страх несоответствовать ожиданиям окружающих, оценка другими их поступков, мыслей очень значима для них. Зачастую, ожидания взрослых оказываются для детей невыполнимыми.

 

Степень выраженности данных видов тревожности напрямую связана с отношением взрослых к  результатам учебной деятельности и поведению ребенка. Эти страхи в какой-то мере провоцируются родителями и педагогами, которые ориентируют  детей на получение только хорошей  оценки, требуют правильного поведения  и награждают за результат, а не за сам процесс его достижения. Но с другой стороны, если уверенность  ребенка в своих способностях так зависит от взрослого, то, значит, в наших силах создать благоприятные  условия не просто для коррекции  уровня тревожности, но и для развития эмоционально-волевой сферы учащихся.

Поэтому кроме  диагностики уровня тревожности  обследовались еще уровни школьной мотивации и самооценки учащихся. Анализ результатов обследования учащихся показал, что школьная мотивация  при переходе детей из начальной  школы в среднюю значительно снижается:

где: 1 - высокая  школьная мотивация

       2 - нормальная школьная мотивация

       3 - положительное отношение к  школе, но школа привлекает  больше внеучебными сторонами

       4 - низкая школьная мотивация

       5 - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация

Это происходит в связи с теми же причинами, которые  связаны с новой социальной средой обучения. Относительно самооценки учащихся можно сказать, что она становится более адекватной. Ребята начинают более реально подходить к  оцениванию своих возможностей способностей, своих личных качеств.

Если у ребенка по результатам обследования высокий уровень тревожности и ему свойственны все признаки тревожности, то его родителям необходимо:

- проконсультироваться у психолога,  невропатолога; 

- не предъявлять ребенку завышенных, невыполнимых требований;

- скорректировать свои требования  с требованиями школы и учителем;

- повышать самооценку ребенка,  создавать для него ситуации  успеха;

- обучить навыкам аутотренинга, снимать напряжение;

- развивать произвольность и  умение развивать свое поведение. 

 

2.2 Рекомендации для снижения уровня адаптации и тревоги детей 11-12 лет в школе и вне его

Рекомендации родителям

 

  1. Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.
  2. Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?» Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе.
  3. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем.
  4. Во время любой беседы с учителем выразите свое стремление сделать все возможное для того, чтобы улучшить школьную жизнь ребенка. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.
  5. Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость — как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий.

          Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений: например, ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше — за плохие. Такие правила, сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.

  1. Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок.
  2. Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребенка, и быть уверенным,  что он получает хорошее образование в хороших условиях. Следует также иметь информацию о квалификации учителя, дисциплинарных правилах, установленных в школе и классе, различных возможностях обучения, предоставляемых школой вашему ребенку. Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами
  3. Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.
  4. Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе. Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе.
  5. Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.

        Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Столкновение с учебными трудностями может быстро привести к ухудшению успеваемости и погасить желание учиться.

  1. Педагогам и родителям важно знать основные причины трудностей, возникающих у пятиклассника в учении, и помогать ему их преодолевать Хорошо зарекомендовали себя в качестве методов тренировки и коррекции внимания и памяти многочисленные игры по развитию наблюдательности (в сыщика, следопыта), сосредоточенности, зрительной памяти.

Как готовить домашние задания.

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

 

1. Активно работай на уроке: внимательно слушай, отвечай на вопросы.

2. Задавай вопросы, если чего-то не понял или с чем-то не согласен.

3. Точно и как можно подробнее записывай, что задано по каждому предмету.

4. Научись пользоваться словарями и справочниками. Выясняй значение незнакомых слов, находи нужные факты и объяснения, правила, формулы в справочниках.

5. Если у тебя есть компьютер, научись с его помощью находить нужную информацию, производить нужные расчеты с помощью электронных таблиц и т.п.

6. Если то, что проходили на уроке, показалось тебе трудным, повтори материал в тот же день, даже если следующий урок будет через несколько дней.

7. Приступая к выполнению каждого задания, думай не только о том, что надо сделать (то есть о содержании задания), но и о том, как (с помощью каких приемов, средств) это можно сделать.

8. В случае необходимости обращайся за помощью к взрослым или к одноклассникам.

9. Приступая к выполнению уроков, раскрой дневник, посмотри, все ли задания записаны.

10. Продумай последовательность выполнения заданий по отдельным предметам и прикинь, сколько времени тебе понадобится для выполнения каждого задания.

11. Убери со стола все лишнее - то, что может отвлекать. Приготовь то, что нужно для выполнения первого задания (учебник, тетради, карты, карандаши, словари, справочники и т.п.). После того как подготовишься к первому уроку, все убери и приготовь то, что нужно для выполнения следующего, и т.п.

12. Между уроками делай перерывы.

13. Сначала постарайся понять материал, а затем его запомнить.

14. Прежде чем выполнять письменные задания, пойми и выучи правила, на которые оно направлено.

15. При чтении параграфа учебника задавай себе вопросы: о чем или о ком говорится в этом тексте, что об этом говорится.

16. Ищи связь каждого нового понятия, явления, о котором ты узнаешь, с тем, что ты уже знаешь. Соотноси новое с уже известным. Следи за тем, чтобы это были не случайные, внешние связи, а главные связи, связи по смыслу.

17. Если материал, который надо выучить, очень большой или трудный, разбей его на отдельные части и прорабатывай каждую часть в отдельности. Используй метод ключевых слов.

18. Не оставляй подготовку к докладам, сочинениям, творческим работам на последний день, поскольку это требует большого количества времени. Готовься к ним заранее, на протяжении нескольких дней, распределяя нагрузку равномерно.

19. При подготовке устных уроков используй карты, схемы. Они помогут тебе лучше понять и запомнить материал. К ним необходимо обращаться и при ответах на уроке. Чем лучше ты умеешь пользоваться картами, схемами, таблицами, тем выше будет оценка.

20. Составляй план устного ответа.

      21.  Проверяй себя. У тебя все получится!

 

Помни! Мы лучше всего запоминаем:

 

• то, чем постоянно пользуемся;

• то, к чему нам надо будет вернуться (прерванные действия);

• то, что нам нужно;

• то, что мы можем связать с другими нашими знаниями и умениями;

• то, что связано с нашими переживаниями (и приятными, и неприятными).

1. Игра  «Дорога в пятый класс»  с учащимися 4-х классов и  педагогами 

Цель игры: выявление уровня психологической  готовности детей 9-10 лет к переходу в среднюю школу, а именно:

- сформированности учебной мотивации;

- нового отношения к школе  как к среде жизнедеятельности  и системе значимых отношений;

- умения занять ответственную  позицию школьника;

- социальной зрелости, конструктивности  во взаимоотношениях со сверстниками. 

Проводить эту  игру можно с учащимися четвертых  классов в конце учебного года. В ней хорошо выявляется уровень  психологической готовности детей 9—10 лет к переходу в среднюю  школу. Эта готовность проявляется  в следующих позициях.

- сформированность учебной мотивации;

- новое отношение к школе как к среде жизнедеятельности и системе значимых отношений;

- умение занять ответственную позицию школьника;

- социальная зрелость; конструктивность во взаимоотношениях со сверстниками.

Приглашение в дорогу

Ведущий заходит  в класс и приглашает детей  вместе с педагогами пройти в актовый  зал. Ведущий предлагает ребятам сесть на стулья, расставленные большим полукругом. На стенде перед ними прикреплен лист ватмана, на котором большими красочными буквами написано «Дорога в пятый класс» и что-то необычное и непонятное нарисовано снизу.

Ведущий. Сегодня  нам предстоит собраться с  вами в дорогу. Как вы думаете  куда?...  

Ведущий. Что  обычно люди берут с собой в  дорогу? (Чемодан, карту и т.д;)  

Посмотрите  на карту нашей дороги в пятый  класс. На карте мы поместим ваши ожидания и те качества, которые есть у вашего классе и которые понадобятся вам в средней школе.

Информация о работе Психологическая адаптация и тревога пятиклассников