Психологическая адаптация и тревога пятиклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:32, курсовая работа

Описание работы

Целью проекта является выявление причин психологической адаптации и тревоги детей 11-12 лет при переходе из начального звена в среднее.
Для достижения цели необходимо решение ряда задач:
1) изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе;
2) определить содержание работ по психологической адаптации и тревоге детей 11-12 лет при переходе из начального в среднее звено;
3) составить основные рекомендации для учеников и родителей по адаптации пяти-шестиклассников в среднем звене.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3
1. Психологическая адаптация и тревога пятиклассников..............................5
1.1 Период адаптации к новым условиям обучения
и рассогласованность требований к пятиклассникам.....................................6
1.2 Трудности, возникающие у детей при переходе
в средние классы...............................................................................................7
1.3 Психическая адаптация и тревога шестиклассников...............................9
2. Результативность работы по выявлению уровней
адаптации и тревоги у детей 11-12 лет при переходе их
с начального звена в среднее..........................................................................12
2.1 Выявление уровней адаптации и тревоги у детей 11-12 лет................12
2.2 Рекомендации для снижения уровня адаптации и тревоги
детей 11-12 лет в школе и вне его..................................................................14
Заключение....................................................................................................... 20
Использованная литература............................................................................ 21
Приложение 1....................................................................................................22
Приложение 2....................................................................................................24
Приложение 3....................................................................................................25
Приложение 4....................................................................................................26
Приложение 5....................................................................................................29

Работа содержит 1 файл

проект (2).docx

— 2.35 Мб (Скачать)

Малая Академия наук

Средняя школа  №1 г.Эмба Мугалжарского района

 

Проект подготовила  ученица 10 класса

Ержанова Гульназ

Малая Академия наук

Средняя школа № 1 г. Эмба Мугалжарского района  

 

 

 

Тема: «Психологическая адаптация и тревога детей 11-12 лет при переходе из начального звена в среднее»

 

 

Секция: Психология

 

 

Выполнила:      Ержанова Гульназ

      Ученица 10 класса

 

Руководитель: Шайдуллина Гульмира Муратовна

                            Психолог

 

Научный руководитель:  

                            Сибагатова Г.К.

                            кандидат педагогических наук, доцент,

                            Актюбинский университет им. К.Жубанова

 

 

 

 

 

 

 

 

2012 год

Содержание

         

Введение………………………………………………………………………....3

1. Психологическая адаптация и  тревога пятиклассников..............................5

    1. Период адаптации к новым условиям обучения

и рассогласованность требований к пятиклассникам.....................................6

    1. Трудности, возникающие у детей при переходе

в средние  классы...............................................................................................7

1.3  Психическая адаптация и  тревога шестиклассников...............................9

  1. Результативность работы по выявлению уровней

адаптации и тревоги у детей 11-12 лет припереходе их

с начального звена в среднее..........................................................................12

    1. Выявление уровней адаптации и тревоги у детей 11-12 лет................12
    2. Рекомендации для снижения уровня адаптации и тревоги

детей 11-12 лет  в школе и вне его..................................................................14

Заключение....................................................................................................... 20

Использованная литература............................................................................ 21

Приложение 1....................................................................................................22

Приложение 2....................................................................................................24

Приложение 3....................................................................................................25

Приложение 4....................................................................................................26

Приложение 5....................................................................................................29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность и значимость решения психологических проблем, возникающих в подростковый период и именуемых подростковым кризисом, является общепризнанным, не требующим доказательства фактом. Многие именитые ученые, психологи обращались к проблемам этого возраста. Но нам хотелось бы остановиться лишь на некоторых аспектах школьной дезадаптации младшего подростка (11 - 12 лет), связанных не только с переходным возрастом, но и с фактом перехода из начальной школы в среднее учебное звено (появление новых предметов, смена учительского состава, качественно более высокие требования к учебной деятельности школьников и т.д.).

Школьники вынуждены  неоднократно переживать так называемый адаптационный синдром, в котором  выделяются[6]:

  • состояние тревоги (идёт мобилизация защитных сил организма);
  • резистентности (необходимость приспособления к трудной ситуации).

Очень часто  в научной литературе проблемы и  трудности пятиклассников объясняют  началом подросткового кризиса. Однако в последнее время все  соглашаются с тем, что образование  и развитие процессы взаимосвязанные, но не тождественные.

Практика  показывает, что большинство детей  переживает этот переход как важный шаг в жизни. Центральное место  занимает, во-первых, сам факт окончания  начального звена, который в той или иной степени подчеркивается учителями и родителями, и, во-вторых, предметное обучение. Несмотря на то, что и ранее дети изучали разные предметы, именно при переходе в среднюю школу они начинают понимать и осознавать связь этих предметов с определенной областью знаний. Для многих детей, обучавшихся первоначально у одного учителя, переход к нескольким учителям с разными требованиями, разными характерами и разным стилем отношений является зримым внешним показателем их взросления.

Проблем много, но радует то, что переход в среднюю  школу совпадает с концом детства - достаточно стабильным периодом психического развития детей. Это, несомненно, облегчает  адаптацию школьника к новым  учителям и новым условиям.

Переход из младшего звена школы в среднее - интересный и сложный период в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: само здание, учителя, предметы, форма обучения, иногда и одноклассники. И, как правило, к концу первой четверти 5 класса у ребят резко снижаются успеваемость, школьная мотивация, повышается утомляемость, появляется страх перед уроками, учителем, контрольной работой и т.д. Серьезность данной проблемы, наличие указанных тенденций у пятиклассников нашей школы, подтолкнули нас ответственно отнестись к этой проблеме и начать работу в данном направлении.

Целью проекта является выявление причин психологической адаптации и тревоги детей 11-12 лет при переходе из начального звена в среднее.

Для достижения цели необходимо решение ряда задач:

1) изучить состояние проблемы  в психолого-педагогической литературе;

2) определить содержание работ по психологической адаптации и тревоге   детей 11-12 лет при переходе из начального в среднее звено;

3) составить основные рекомендации для учеников и родителей по адаптации пяти-шестиклассников в среднем звене.

Объект  исследования - психоэмоциональное состояние школьников.

Предмет исследования – процесс адаптации выпускников начальной школы к условиям обучения в среднем звене школы.

Гипотеза: Выявление причин психологической адаптации и тревоги детей 11-12 лет при переходе из начального в среднее звено обеспечит оптимизацию процесса адаптации школьников к обучению в средней школе: уменьшение внутренней и внешней напряженности пятиклассников, повышение интереса к учебе, становления более спокойных, неконфликтных отношений между детьми. Мы предполагаем, что по итогам работы у детей будет отмечено повышение самооценки, адекватизация уровня тревожности и мотивации к обучению в школе.

В процессе реализации данного проекта использовались следующие методы исследования:

теоретические (изучение литературы);

экспериментальные (анкетирование, тестирование, наблюдение);

эмпирические (количественный и качественный анализ).

В данной работе использованы следующие методики:

- Анкета для определения уровня школьной мотивации учащихся, (методика Лускановой Н.Г.) позволяющий определить отношения учащихся к обучению в школе;

- Схема-характеристика учащихся Н.Г. Лускановой (диагностика трудностей в адаптации учащихся педагогами);

- Шкала самооценки Ч.Д. Спилбергера – Ю. Л. Ханина (позволяет определить определение уровень ситуативной и личностной тревожности ребенка);

- Тест школьной тревожности Филлипса (изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего школьного и среднего школьного возраста).

Научная новизна:

сформирован банк методических материалов по адаптации детей 11-12 лет при переходе их из начального звена в средний;

Практическая значимость состоит:

в разработке рекомендаций для учащихся и родителей;

в подготовке слайдов, содержащих информацию об особенностях детей данного возраста, о приемах помощи ребенку в адаптационный период и т.п.

  1. Психологическая адаптация и тревога пятиклассников

 

  Существенным элементом процесса психической адаптации является тревога, которая определяется как эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Проявления тревоги отмечаются на различных уровнях психофизиологической организации, тревога связана с восприятием угрозы, что обусловливает ее сигнальное, биологическое значение в качестве сигнала возможного неблагополучия и опасности. Целесообразность тревоги зависит от степени ее выраженности: адаптивное значение тревожности проявляется при умеренной выраженности тревожной реакции; в то же время тревога, по интенсивности и длительности неадекватная ситуации, препятствует формированию адаптивного поведения.

В настоящее время переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства - достаточно стабильным периодом развития. Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. Они с удовольствием и с определенной гордостью рассказывают родителям, младшим братьям, друзьям о «доброй» математичке или «вредном» историке. Кроме того, определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся отношения с педагогами.

Необходимо  обратить их внимание на адаптацию  детей к обучению в средней  школе, на ее позитивные и негативные стороны, а также на те условия, которые могут способствовать или препятствовать успешному прохождению адаптационного периода.

Основное  внимание родителям в это время  следует уделять развитию учебной  деятельности детей, их умению учиться, приобретать с помощью взрослых и самостоятельно новые знания и  навыки.

В пятом классе условия обучения коренным образом  меняются: дети переходят от одного основного учителя к системе  «классный руководитель - учителя-предметники», уроки, как правило, проходят в разных кабинетах. Нередко дети меняют школу (например, поступают в гимназию), у них появляются не только новые  учителя, но и новые одноклассники. Переход из начальной школы в среднюю также связан с возрастанием нагрузки на психику ученика.

Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе.

Резкое изменение  условий обучения, разнообразие и  качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными  учителями, и даже смена позиции  «старшего» в начальной школе  на «самого маленького» в средней - все это является довольно серьезным  испытанием для психики школьника.

1.1 Период адаптации к новым условиям обучения и рассогласованность требований к пятиклассникам

 

В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит... Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70-60% школьников.

У большинства  детей подобные отклонения носят  единичный характер и исчезают, как  правило, через 2-4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых  процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше. С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобные заболевания носят психосоматический характер.

В период адаптации  важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и  помощь со стороны родителей. При слишком длительном процессе адаптации, а также при наличии множества функциональных отклонений необходимо обратиться к школьному психологу.

Что же может  затруднить адаптацию детей к  средней школе? Прежде всего, это  рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов: в тетради  по математике поля должны быть с двух сторон, в тетради по русскому языку - с одной, а по иностранному языку  нужны три тетради, и каждая из них ведется по-разному; учительница  истории требует, чтобы, отвечая  урок, ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а учительница  литературы хвалит за собственное мнение и т.п. Такие «мелочи» нередко существенно затрудняют жизнь школьника.

Важно обратить внимание родителей на позитивную сторону такого рассогласования. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.

Поэтому надо, чтобы родители объяснили, с чем  связаны эти различия, помогли  подростку справиться с возникающими трудностями (составить расписание с указанием на требования, например: «история - составить план ответа по учебнику», «иностранный язык - приносить с собой, помимо основной тетрадь, словарную тетрадь и тетрадь для записи устных тем» и т.п.).

Информация о работе Психологическая адаптация и тревога пятиклассников