Психологическая адаптация и тревога пятиклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:32, курсовая работа

Описание работы

Целью проекта является выявление причин психологической адаптации и тревоги детей 11-12 лет при переходе из начального звена в среднее.
Для достижения цели необходимо решение ряда задач:
1) изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе;
2) определить содержание работ по психологической адаптации и тревоге детей 11-12 лет при переходе из начального в среднее звено;
3) составить основные рекомендации для учеников и родителей по адаптации пяти-шестиклассников в среднем звене.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3
1. Психологическая адаптация и тревога пятиклассников..............................5
1.1 Период адаптации к новым условиям обучения
и рассогласованность требований к пятиклассникам.....................................6
1.2 Трудности, возникающие у детей при переходе
в средние классы...............................................................................................7
1.3 Психическая адаптация и тревога шестиклассников...............................9
2. Результативность работы по выявлению уровней
адаптации и тревоги у детей 11-12 лет при переходе их
с начального звена в среднее..........................................................................12
2.1 Выявление уровней адаптации и тревоги у детей 11-12 лет................12
2.2 Рекомендации для снижения уровня адаптации и тревоги
детей 11-12 лет в школе и вне его..................................................................14
Заключение....................................................................................................... 20
Использованная литература............................................................................ 21
Приложение 1....................................................................................................22
Приложение 2....................................................................................................24
Приложение 3....................................................................................................25
Приложение 4....................................................................................................26
Приложение 5....................................................................................................29

Работа содержит 1 файл

проект (2).docx

— 2.35 Мб (Скачать)

Давайте: сегодня  соберем  чемодан вашею класса.  Для этого надо решить, что мы возьмем с собой в дорогу. Что должно быть у учеников пятого класса, чтобы им жилось интересно и весело?

Дети активно  называют различные качества, а ведущий  фиксирует их на стенде. Ребята ожидают  от пятого класса добрых учителей, хороших  оценок, интересной школьной жизни, новых  одноклассников и дружного коллектива.

Ведущий: Вы назвали много разных вещей, которые  вам понадобятся в пятом классе, но среди них есть самые важные. Сейчас мы будем выяснять, же это?

Вам предстоит  пройти через испытания. Если вы с  ними справитесь и сумеете понять, какие качества вам помогали, то значит, эти качества есть у вашего класса. За каждое пройденное испытание вы получите пазлы, на которых будет написано то качество, которое вам помогало. В конце игры из набранных пазлов надо будет сложить предмет, который станет символом вашего класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Возрастание интереса к миру за пределами школы  и значимости общения со сверстниками ведет к проблемам, связанным  с так называемым «отходом подростка  от школы». Школа, учение закономерно  отходят на второй план. Это важный и необходимый этап развития. Однако подобное снижение значимости учения у ребенка требует от взрослых особого к нему внимания.

Знания, которые  учащийся должен теперь усвоить, существенно  отличаются от тех, которые он получал  в начальной школе. Там знания в основном соответствовали повседневному  опыту ребенка, в средних классах  школы связь школьных знаний с  окружающей действительностью, как  правило, опосредованна. Для того чтобы научиться видеть эту связь, требуются специальные усилия. Школьнику необходимо усвоить систему понятий и различные закономерности, научиться оперировать абстрактными понятиями. Если этого не происходит, то школьные знания усваиваются формально.

Нами было выявлено, что одна из основных причин формального усвоения знаний это — низкий уровень развития познавательной потребности, отсутствие стремления понять суть явлений действительности, понять реально существующие причинно-следственные связи. Формализм в усвоении школьных знаний отрицательно влияет не только на развитие познавательной сферы учащихся, но и на формирование их личности. Кроме того, формализм первого вида нередко ведет к учебной перегрузке ребенка и его повышенной утомляемости.

Для достижения цели были решены ряд задач:

1) изучено состояние проблемы в психолого-педагогической литературе;

2) определено содержание работ по психологической адаптации и тревоге   детей 11-12 лет при переходе из начального в среднее звено;

3) составлены основные рекомендации для учеников и родителей по адаптации пяти-шестиклассников в среднем звене.

Выявлена  научная новизна данного исследования в формировании банка методических материалов по адаптации детей 11-12 лет при переходе их из начального звена в средний;

          Разработка рекомендаций для учащихся и родителей, подготовка слайдов, содержащих информацию об особенностях детей данного возраста, о приемах помощи ребенку в адаптационный период и т.п. показывает практическую значимость научной работы.

 

Используемая литература

 

  1. Практическая психология образования. Под ред. И.В. Дубровиной. - М.,1997.
  2. Cocoeвa H.A. В пятый раз — в первый раз: пособие по профилактике и коррекции школьных проблем учеников 10—11 лет. - СПб., 2001.
  3. Цукерман Г.А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии! Вопросы психологии, 1998, - № 3.
  4. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. - М., 1995.
  5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - Москва-Воронеж, 1995, с. 228-244.
  6. Развитие творческой активности школьников.  Под ред. A.M. Матюшкина. М., 1991.
  7. Ротенберг B.C., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. - М.,1999.
  8. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения. - М., 1990.

Приложение 1.

 

Выявление уровня познавательного отношения к учению

 

Прочти внимательно каждое предложение  инструкции по выявлению уровня познавательного отношения к учению и отметь свое отношение к школьным знаниям, поставив галочку в соответствующую графу.

 

 

Совсем непохоже на меня

Пожалуй не похоже на  меня

Иногда, похоже, иногда нет

Похоже на меня

Точно про меня

1. Я стараюсь найти ответы на          вопросы, задаваемые учителем или напечатанные в конце параграфа

         

2. Если в объяснении  учителя или  в учебнике  мне что-то не понятно, я  обязательно выясняю это.

         

3. Читая параграф учебника, я всегда выделяю главное

         

4. При подготовке уроков  для меня важнее запомнить,  чем понять.

         

5. Я выясняю значение  незнакомых слов

         

6.Обычно я не пытаюсь  найти связь того, что изучается  сейчас, с тем что мы проходили раньше.

         

7. Мне интересно многое  из того, что изучают в школе

         

8. После объяснения учителя  я часто не могу выделить  главное в его рассказе.

         

9. Я люблю следить за  рассуждениями учителя, одноклассников, за объяснением того, как получен  результат.

         

10.Мне кажется, что многое  из того, что мы изучаем в  школе, не имеет никакого отношения  к жизни.

         

11. Для меня важно понять  причину явления, события.

         

12. Я не всегда могу  точно определить, что я знаю, а чего нет.

         

 

Обработка результатов

Подсчитывается общая сумма  баллов, которая затем сопоставляется с показателями оценки.

 

 

1

2

3

4

5

1

1

2

3

4

5

2

1

2

3

4

5

3

1

2

3

4

5

4

5

4

3

2

1

5

1

2

3

4

5

6

5

4

3

2

1

7

1

2

3

4

5

8

5

4

3

2

1

9

1

2

3

4

5

10

5

4

3

2

1

11

1

2

3

4

5

12

5

4

3

2

1


 

12-28 баллов - низкий уровень познавательного отношения к учению, велика вероятность формализма в усвоении знаний, трудностей в учении. Поэтому родителям и педагогам следует уделять особое внимание профилактике формализма в усвоении знаний, Для этого необходимо прежде всего ориентировать школьника не на заучивание, а на понимание содержания, сути учебного материала. Важно помнить, что нередко причиной плохого понимания является незнание или неправильное толкование необходимых слов, терминов, неумение понять логику изложения материала, представить событие или явление по описанию.

Наряду с  формированием абстрактного мышления и развития познавательных процессов, необходимо специально раскрывать подросткам связь между школьными знаниями и действительностью. Особое внимание следует обратить на формирование умения сравнительно легко переходить от абстрактных  знаний к конкретным и видеть в конкретном факте действительности проявление той или иной теоретической закономерности,

29-45 баллов - средний уровень познавательного отношения к учению, отражающий не систематичность усвоения материала. Опасность - в возникновении пробелов в знаниях, которые могут привести к непониманию и трудностям. Следует обратить внимание на последовательность в усвоении знаний, установление связи между новым и старым учебным материалом. Необходимо проанализировать причины непонимания учебного материала,

Более 45 баллов - высокий уровень познавательного отношения к учению.

Полезно также  проанализировать ответы на каждый из пунктов (с учетом пунктов-перевертышей»), для того чтобы выявить, какими навыками содержательного усвоения знаний школьник владеет, а какими - нет.

 

 

Приложение 2.

 

Анкета  для оценки уровня школьной мотивации  учащихся

(методика  Лускановой Н.Г.)

 

  1. Тебе нравится в школе или не очень? (нравиться — не очень - не нравиться).
  2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?(иду с радостью - бывает по-разному - чаще хочется остаться дома).
  3. Если бы учитель сказал, что завтра в школе не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома? (пошел бы в школу - не знаю - остался бы дома).
  4. Тебе нравиться, когда отменяют какие-нибудь уроки? (не нравиться - бывает по-разному - нравиться).
  5. Ты хотел бы, что тебе не задавали домашних заданий? ( не хотел бы - не знаю - хотел бы).
  6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?(не хотел бы- не знаю - хотел бы).
  7. Ты часто рассказываешь о школе родителям? (часто – редко - не рассказываю).
  8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был бы менее строгий учитель? (не хотел бы - точно   не знаю — хотел бы).        
  9. У тебя в классе много друзей? (много - мало - нет друзей).
  10. Тебе нравятся твои одноклассники? (нравятся - не очень - не нравятся).

 

Обработка  и интерпретация:  Для возможности дифференцировки детей по уровня школьной мотивации введена система бальных оценок.

3 балла - ответ ребенка, свидетельствующий  о его положительном отношении  к школе и предпочтении им  учебных ситуаций;

1 балл - нейтральные оценки;

0 баллов - ответ, позволяющий судить  об отрицательном отношении ребенка  к той или иной ситуации.

Оценки в 2 балла не были включены для более  жесткого разделения детей на группы с высокой, средней и низкой школьной мотивацией. Таким образом, максимальная оценка составляет 30 баллов, а уровень  в 10 баллов служит верхней границей дезадаптации. На основании различий между группами детей по критерию Стьюдента установлено 5 основных уровней школьной мотивации:

25-30 баллов - высокая школьная мотивация.

20-24 балла - нормальная школьная  мотивация.

15-19 баллов - положительное отношение  к школе, но школа привлекает  больше внеучебными сторонами.

10-14 баллов - низкая школьная мотивация.

ниже 10 баллов - негативное отношение  к школе, школьная дезадаптация.

Приложение 3.

 

Схема-характеристика учащихся (методика Лускановой Н.Г.)

                             (Для 1-х и 5-х классов.)

 

Инструкция: ответы на вопросы в  схеме обозначать цифрами – в  графе соответствующего вопроса  против фамилии ученика ставятся цифры:

«1» - «безусловно да»,

«2» - «скорее  да, чем нет»,

«3» - «скорее  нет, чем да»,

«4» - «безусловно нет».

 

Вопросы:

  1. Охотно ли, с интересом ребенок учится?
  2. Достаточно ли ответственно относится к учению?
  3. Переживает ли свои учебные удачи и неудачи?
  4. Стремиться ли к улучшению своих результатов?
  5. Активен ли на уроках? Часто ли выражает желание высказаться, ответить на вопросы?
  6. Вполне ли дисциплинирован ученик?
  7. Умеет ли организовать себя в работе?
  8. Достаточно ли при этом внимателен, целеустремлен и настойчив?
  9. Отвечает ли работоспособность ребенка предъявляемым школой требованиям?
  10. Достаточно ли контактен, доверчив ученик, легко ли откликается на воспитательные воздействия?
  11. Хорошо ли складываются его отношения с другими детьми в классе?
  12. Можете ли Вы опереться в работе с ребенком на помощь его родителей?
  13. Нуждается ли ребенок в дополнительной индивидуальной помощи: на уроках, при выполнении домашних заданий?
  14. Легко ли откликается на помощь?
  15. Успешно ли прошел процесс адаптации ребенка к школе?
  16. Вполне ли удовлетворительно усваивает ребенок программные знания, умения и навыки?

Информация о работе Психологическая адаптация и тревога пятиклассников