Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:32, курсовая работа
Целью проекта является выявление причин психологической адаптации и тревоги детей 11-12 лет при переходе из начального звена в среднее.
Для достижения цели необходимо решение ряда задач:
1) изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе;
2) определить содержание работ по психологической адаптации и тревоге детей 11-12 лет при переходе из начального в среднее звено;
3) составить основные рекомендации для учеников и родителей по адаптации пяти-шестиклассников в среднем звене.
Введение………………………………………………………………………....3
1. Психологическая адаптация и тревога пятиклассников..............................5
1.1 Период адаптации к новым условиям обучения
и рассогласованность требований к пятиклассникам.....................................6
1.2 Трудности, возникающие у детей при переходе
в средние классы...............................................................................................7
1.3 Психическая адаптация и тревога шестиклассников...............................9
2. Результативность работы по выявлению уровней
адаптации и тревоги у детей 11-12 лет при переходе их
с начального звена в среднее..........................................................................12
2.1 Выявление уровней адаптации и тревоги у детей 11-12 лет................12
2.2 Рекомендации для снижения уровня адаптации и тревоги
детей 11-12 лет в школе и вне его..................................................................14
Заключение....................................................................................................... 20
Использованная литература............................................................................ 21
Приложение 1....................................................................................................22
Приложение 2....................................................................................................24
Приложение 3....................................................................................................25
Приложение 4....................................................................................................26
Приложение 5....................................................................................................29
Давайте: сегодня соберем чемодан вашею класса. Для этого надо решить, что мы возьмем с собой в дорогу. Что должно быть у учеников пятого класса, чтобы им жилось интересно и весело?
Дети активно называют различные качества, а ведущий фиксирует их на стенде. Ребята ожидают от пятого класса добрых учителей, хороших оценок, интересной школьной жизни, новых одноклассников и дружного коллектива.
Ведущий: Вы
назвали много разных вещей, которые
вам понадобятся в пятом
Вам предстоит пройти через испытания. Если вы с ними справитесь и сумеете понять, какие качества вам помогали, то значит, эти качества есть у вашего класса. За каждое пройденное испытание вы получите пазлы, на которых будет написано то качество, которое вам помогало. В конце игры из набранных пазлов надо будет сложить предмет, который станет символом вашего класса.
Заключение
Возрастание интереса к миру за пределами школы и значимости общения со сверстниками ведет к проблемам, связанным с так называемым «отходом подростка от школы». Школа, учение закономерно отходят на второй план. Это важный и необходимый этап развития. Однако подобное снижение значимости учения у ребенка требует от взрослых особого к нему внимания.
Знания, которые учащийся должен теперь усвоить, существенно отличаются от тех, которые он получал в начальной школе. Там знания в основном соответствовали повседневному опыту ребенка, в средних классах школы связь школьных знаний с окружающей действительностью, как правило, опосредованна. Для того чтобы научиться видеть эту связь, требуются специальные усилия. Школьнику необходимо усвоить систему понятий и различные закономерности, научиться оперировать абстрактными понятиями. Если этого не происходит, то школьные знания усваиваются формально.
Нами было выявлено, что одна из основных причин формального усвоения знаний это — низкий уровень развития познавательной потребности, отсутствие стремления понять суть явлений действительности, понять реально существующие причинно-следственные связи. Формализм в усвоении школьных знаний отрицательно влияет не только на развитие познавательной сферы учащихся, но и на формирование их личности. Кроме того, формализм первого вида нередко ведет к учебной перегрузке ребенка и его повышенной утомляемости.
Для достижения цели были решены ряд задач:
1) изучено состояние проблемы в психолого-педагогической литературе;
2) определено содержание работ по психологической адаптации и тревоге детей 11-12 лет при переходе из начального в среднее звено;
3) составлены основные рекомендации для учеников и родителей по адаптации пяти-шестиклассников в среднем звене.
Выявлена научная новизна данного исследования в формировании банка методических материалов по адаптации детей 11-12 лет при переходе их из начального звена в средний;
Разработка рекомендаций для учащихся и родителей, подготовка слайдов, содержащих информацию об особенностях детей данного возраста, о приемах помощи ребенку в адаптационный период и т.п. показывает практическую значимость научной работы.
Выявление уровня познавательного отношения к учению
Прочти внимательно каждое предложение инструкции по выявлению уровня познавательного отношения к учению и отметь свое отношение к школьным знаниям, поставив галочку в соответствующую графу.
Совсем непохоже на меня |
Пожалуй не похоже на меня |
Иногда, похоже, иногда нет |
Похоже на меня |
Точно про меня | |
1. Я стараюсь найти ответы на вопросы, задаваемые учителем или напечатанные в конце параграфа |
|||||
2. Если в объяснении учителя или в учебнике мне что-то не понятно, я обязательно выясняю это. |
|||||
3. Читая параграф учебника, я всегда выделяю главное |
|||||
4. При подготовке уроков для меня важнее запомнить, чем понять. |
|||||
5. Я выясняю значение незнакомых слов |
|||||
6.Обычно я не пытаюсь найти связь того, что изучается сейчас, с тем что мы проходили раньше. |
|||||
7. Мне интересно многое из того, что изучают в школе |
|||||
8. После объяснения учителя я часто не могу выделить главное в его рассказе. |
|||||
9. Я люблю следить за
рассуждениями учителя, |
|||||
10.Мне кажется, что многое
из того, что мы изучаем в
школе, не имеет никакого |
|||||
11. Для меня важно понять причину явления, события. |
|||||
12. Я не всегда могу точно определить, что я знаю, а чего нет. |
Подсчитывается общая сумма баллов, которая затем сопоставляется с показателями оценки.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
4 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
7 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
8 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
9 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
10 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
11 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
12 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
12-28 баллов - низкий уровень познавательного отношения к учению, велика вероятность формализма в усвоении знаний, трудностей в учении. Поэтому родителям и педагогам следует уделять особое внимание профилактике формализма в усвоении знаний, Для этого необходимо прежде всего ориентировать школьника не на заучивание, а на понимание содержания, сути учебного материала. Важно помнить, что нередко причиной плохого понимания является незнание или неправильное толкование необходимых слов, терминов, неумение понять логику изложения материала, представить событие или явление по описанию.
Наряду с формированием абстрактного мышления и развития познавательных процессов, необходимо специально раскрывать подросткам связь между школьными знаниями и действительностью. Особое внимание следует обратить на формирование умения сравнительно легко переходить от абстрактных знаний к конкретным и видеть в конкретном факте действительности проявление той или иной теоретической закономерности,
29-45 баллов - средний уровень познавательного отношения к учению, отражающий не систематичность усвоения материала. Опасность - в возникновении пробелов в знаниях, которые могут привести к непониманию и трудностям. Следует обратить внимание на последовательность в усвоении знаний, установление связи между новым и старым учебным материалом. Необходимо проанализировать причины непонимания учебного материала,
Более 45 баллов - высокий уровень познавательного отношения к учению.
Полезно также проанализировать ответы на каждый из пунктов (с учетом пунктов-перевертышей»), для того чтобы выявить, какими навыками содержательного усвоения знаний школьник владеет, а какими - нет.
Приложение 2.
Анкета для оценки уровня школьной мотивации учащихся
(методика Лускановой Н.Г.)
Обработка и интерпретация: Для возможности дифференцировки детей по уровня школьной мотивации введена система бальных оценок.
3 балла - ответ ребенка,
1 балл - нейтральные оценки;
0 баллов - ответ, позволяющий судить
об отрицательном отношении
Оценки в 2 балла не были включены для более жесткого разделения детей на группы с высокой, средней и низкой школьной мотивацией. Таким образом, максимальная оценка составляет 30 баллов, а уровень в 10 баллов служит верхней границей дезадаптации. На основании различий между группами детей по критерию Стьюдента установлено 5 основных уровней школьной мотивации:
25-30 баллов - высокая школьная мотивация.
20-24 балла - нормальная школьная мотивация.
15-19 баллов - положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.
10-14 баллов - низкая школьная мотивация.
ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Приложение 3.
Схема-характеристика учащихся (методика Лускановой Н.Г.)
(Для 1-х и 5-х классов.)
Инструкция: ответы на вопросы в схеме обозначать цифрами – в графе соответствующего вопроса против фамилии ученика ставятся цифры:
«1» - «безусловно да»,
«2» - «скорее да, чем нет»,
«3» - «скорее нет, чем да»,
«4» - «безусловно нет».
Вопросы:
Информация о работе Психологическая адаптация и тревога пятиклассников