Психологическая адаптация и тревога пятиклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:32, курсовая работа

Описание работы

Целью проекта является выявление причин психологической адаптации и тревоги детей 11-12 лет при переходе из начального звена в среднее.
Для достижения цели необходимо решение ряда задач:
1) изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе;
2) определить содержание работ по психологической адаптации и тревоге детей 11-12 лет при переходе из начального в среднее звено;
3) составить основные рекомендации для учеников и родителей по адаптации пяти-шестиклассников в среднем звене.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3
1. Психологическая адаптация и тревога пятиклассников..............................5
1.1 Период адаптации к новым условиям обучения
и рассогласованность требований к пятиклассникам.....................................6
1.2 Трудности, возникающие у детей при переходе
в средние классы...............................................................................................7
1.3 Психическая адаптация и тревога шестиклассников...............................9
2. Результативность работы по выявлению уровней
адаптации и тревоги у детей 11-12 лет при переходе их
с начального звена в среднее..........................................................................12
2.1 Выявление уровней адаптации и тревоги у детей 11-12 лет................12
2.2 Рекомендации для снижения уровня адаптации и тревоги
детей 11-12 лет в школе и вне его..................................................................14
Заключение....................................................................................................... 20
Использованная литература............................................................................ 21
Приложение 1....................................................................................................22
Приложение 2....................................................................................................24
Приложение 3....................................................................................................25
Приложение 4....................................................................................................26
Приложение 5....................................................................................................29

Работа содержит 1 файл

проект (2).docx

— 2.35 Мб (Скачать)

Трудности у пятиклассников может  вызывать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному  темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

 

    1. Трудности, возникающие у детей при переходе в среднее звено

 

Необходимо, чтобы школьники правильно понимали употребляемые учителем и встречающиеся  в текстах учебников термины. Сейчас много специальных школьных словарей, и хорошо, если дети будут  иметь их и научатся ими пользоваться. Важно разъяснить, что неполное, неточное понимание слов нередко  лежит в основе непонимания школьного  материала.

Трудности, возникающие у детей при переходе в средние классы, могут быть связаны  также с определенной деиндивидуализацией, обезличиванием подхода педагога к школьнику. У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества: никому из взрослых в школе они не нужны. Другие, наоборот, как бы «шалеют» от внезапной свободы - они бегают, но школе, исследуя «тайные уголки», иногда даже задирают ребят из старших классов.

Отсюда повышенная зависимость определенной части  детей от взрослых, «прилипчивость»  к классному руководителю плач, капризы, интерес к книгам и играм для  маленьких детей. Иногда за одной  и той же формой поведения (например, посещение класса, где работает бывшая учительница) скрываются совершенно разные потребности и мотивы. 

Это может  желание вновь оказаться в  знакомой, привычной ситуации опеки  и зависимости, когда тебя знают, о тебе думают. Но может быть и  стремление утвердить себя как «старшего», «выросшего», того, кто может опекать  малышей. Причем у одного и того же подростка это может сочетаться. Необходимо показать родителям, что некоторое «обезличивание» подхода к школьнику — очень значимый момент для его развития, укрепления у него чувства взрослости. Важно только помочь ему освоить эту новую позицию. Помощь родителей на первых порах нередко нужна школьникам и в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе.

Следует обратить внимание родителей на то, что ухудшение  успеваемости в значительной степени  связано с особенностями адаптационного периода. Причиной снижения успеваемости может быть слабая произвольность поведения и деятельности - нежелание, «невозможность», по словам школьников, заставить себя постоянно заниматься.

Хотя школьники-пятиклассники  могут выполнять достаточно сложную  деятельность, преодолевая значительные препятствия ради непосредственно  привлекательной цели, они испытывают немалые затруднения в преодолении  и внешних, и тем более внутренних препятствий в тех случаях, когда  цель их не привлекает.

Для пятиклассников характерно преимущественно эмоциональное  отношение к любой деятельности, которую они выполняют. Исследования показывают, что практически все  пятиклассники считают себя способными к тому или иному учебному предмету, причем критерием такой оценки служит не реальная успешность по этому предмету, а субъективное отношение к нему. Такое отношение к собственным возможностям создает благоприятные условия для развития способностей, умений, интересов школьника. Нужно, чтобы учебные занятия вызывали у десятилетнего ученика положительные эмоциональные переживания.

Общее положительное  отношение к себе и представление  о своих возможностях, не опирающееся  на оценку своей реальной успешности, нередко приводит к тому, что дети охотно берутся за многие дела, будучи уверены, что они смогут это сделать, но при первой же трудности их бросают, не испытывая при этом особых угрызений  совести. Стандартное объяснение этому - «разонравилось, не хочется, не смогу» отражает, как это ни странно для  взрослых, реальную причину: теряется положительное отношение к делу и, как следствие, снижается самооценка, а этой области.

При этом из-за преобладания эмоциональной регуляции  такие ситуации не влияют на общее  положительное отношение школьника  к себе. Негативные оценки окружающих, собственные неудачи воспринимаются детьми как ситуативные, временные, а главное, не имеющие прямого отношения к их способностям и возможностям.

В этот период жизни ребенка эмоции доминируют, подчиняют себе всю его психическую  жизнь, в том числе и течение  психических процессов. Но известно, что слишком сильные или слишком длительные позитивные эмоции могут оказать такое же отрицательное влияние, как и сильные отрицательные эмоции. Положительные эмоции могут способствовать возникновению своеобразной «эмоциональной усталости», проявляющейся в раздражении, капризах, «скандалах», плаче и т.п. Таким образом, чрезмерное увлечение эмоциональной стороной, стремление максимально позитивно окрасить любую деятельность школьника могут привести к обратному эффекту.

В общении  с пятиклассниками, в оказании им помощи в учебе важно использовать юмор. Юмор имеет очень большое значение для познавательного развития ребенка этого возраста. Дети очень любят шутить, рассказывать анекдоты, которые взрослым часто кажутся несмешными, глупыми и грубыми. Важно, чтобы взрослые понимали значение юмора для развития детей, были терпимы к детским шуткам и умели использовать юмор в своих целях.

Как известно, многие достаточно сложные вещи запоминаются довольно легко (иногда на всю жизнь), если они представлены в шутливой форме: «Биссектриса - это такая крыса, которая бегает по углам и делит  угол пополам», «Меридиана - это такая обезьяна, которая прыгает на сторону и делит ее поровну», «Как однажды Жак звонарь городской сломал фонарь» (расположение цветов радуги). Можно научить детей создавать подобные фразы, используя юмор для лучшего запоминания.

В подростковом возрасте продолжительная неуспеваемость практически всегда сопровождается определенными личностными нарушениями (низкой или, напротив, защитно-высокой  самооценкой, прямой или оборонительной агрессивностью, чувством беспомощности  и др.). Поэтому и в учебных, и во всех других занятиях важно  помочь школьнику выработать объективные  критерии собственной успешности и  не успешности, развить у него стремление проверять свои возможности и  находить (с помощью взрослых) пути их совершенствования.

Начать можно  с выработки собственных критериев  того, насколько полно и хорошо выполнены домашние задания. В этом может помочь памятка для школьников. Она может быть создана самим школьником с помощью родителей. Желательно, чтобы первоначально родители помогли детям готовиться к урокам, пользуясь этой памяткой. Ниже предлагается вариант такой памятки.

 

1.3  Психическая адаптация и тревога шестиклассников

 

Шестиклассники (дети 11-12 лет) характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Его начинают интересовать вопросы прошлого и будущего, проблемы войны и мира, жизни и смерти, экологические и социальные темы, возможности познания мира, инопланетяне, ведьмы и гороскопы.

Многие исследователи  рассматривают этот возраст как  период «зенита любознательности» (по сравнению с младшими и старшими детьми). Обратим внимание также  на поверхностность, разбросанность этих проявлений любознательности, а также  на практически полное отсутствие их связи со школьной программой. Недаром  среди психологов распространена шутка, что, подросток знает все и  интересуется всем, что не входит в  школьную программу. Очевидно, что эта любознательность отражает увеличивающийся интерес школьника к окружающему миру. Подросток ощущает свои возросшие возможности, что имеет существенное значение для «подпитки» чувства взрослости.

В это время  школьные интересы уступают свое место  внеучебным лишь у части учеников интересы связаны с учебными предметами, у большинства же они гораздо шире и далеко выходят за рамки школьной программы. Вместе с тем эти интересы еще достаточно неустойчивы, легко меняются. Любознательность в этом возрасте носит еще довольно инфантильный характер. Это пока еще не собственно интересы, а создание некоторой основы, которая может позволить ребенку в дальнейшем найти область подлинных, имеющих личностный смысл интересов и обеспечить полноценный профессиональный выбор.

Специфика интересов  подростков заключается в том, что  эти интересы во многом обслуживают  потребность в общении со сверстниками: общие увлечения дают повод для  общения, его содержание и средства. В значительной части случаев  подросток интересуется тем, чем  интересуются его друзья, и если хочет войти в какую-то компанию, подружиться с кем-нибудь, то начинает действительно интересоваться тем, что интересно этой компании (например, какой-либо рок или панк группой, ездой на мотоцикле или направлением в моде).

С этим связана  и характерная для подростков «мода на интересы», когда какое-либо увлечение как бы внезапно охватывает весь класс, параллель, а иногда даже чуть ли не всю школу и так же внезапно гаснет. Подобная «мода» может причудливо соединять в различные комбинации самые разные интересы — от достаточно возвышенных до простых и даже вредных. Известны, например, случаи, когда детская токсикомания возникала вследствие появившейся в школе моды нюхать различные бытовые химические препараты. Нередки случаи, когда мода перерастает в подлинное, устойчивое увлечение. Если увлечение носит позитивный характер, то родителям и педагогам важно помочь ребенку в его делах.

Своеобразной  чертой подростковых интересов является безоглядность увлечений, когда  интерес, часто случайный и ситуативный, вдруг приобретает сверхценный характер, становится чрезмерным. Такое встречается и в более младшем, и в более старшем возрастах, но наиболее часто - в 11-12 лет. «Сверхценными» могут стать и ситуативные, и достаточно устойчивые желания, то есть любые мотивы и потребности подростка. Подобные интересы обычно достаточно быстро проходят, однако при отсутствии каких-либо сильных конкурирующих мотивов и поддержке группы сверстников они могут приобрести характер длительного сверхценного увлечения. Примером этого служат многочисленные фанклубы спортивных команд, музыкантов, актеров и т.п.

Отдельно  следует сказать о музыкальных  пристрастиях школьников. Именно в  это время у подростков обычно возникает интерес к различным  ансамблям, группам, исполнителям. Во многом он определяется существующей в школе, в компании сверстников модой  на те или иные музыкальные направления. Но, кроме того, интерес, можно сказать, даже страсть к определенным музыкальным стилям связаны с особенностями эмоциональной жизни подростков. Они испытывают потребность в эмоциональном насыщении, в соответствующем эмоциональном резонансе, а слова песен являются как бы ответом на многие мучающие подростка вопросы.

Подростку становится неинтересным многое из того, чем он увлекался раньше. С этим связано  чрезвычайно сложное и серьезное  по своим последствиям полное отсутствие интересов, которое можно наблюдать  в этот период, но чаще — в начале старшего подросткового возраста. Как уже отмечалось, значение интересов в подростковом возрасте чрезвычайно велико. По их содержанию во многом можно судить о развитии личности ребенка. Причины устойчивого и полного отсутствия интересов у подростка кроются часто в отсутствии каких-либо ярких увлечений у окружающих взрослых. Отрицательно может повлиять и их чрезмерная активность, направленная на развитие какого-либо интереса у школьника.          

Влияют на отсутствие интересов у детей  также социальные условия: нехватка кружков, книг в библиотеках, спортивных секций или высокая, недоступная  семье школьника стоимость средств  удовлетворения этих интересов (инструментов, оплаты секций и др.). Развитие интересов в подростковом возрасте определяется общей атмосферой школы: увлеченностью педагогов собственным предметом и наличием у них более широких интересов, желанием передать это ученикам, поддержкой увлечений школьников.

Нередко интересы школьника быстро гаснут, так как  он испытывает вполне закономерную для  деятельности в новой сфере неуверенность  в себе. Сталкиваясь с первым неуспехом (или недостаточным успехом), он быстро разочаровывается в этой сфере или  в самом себе. Поэтому поддержка  подростка, укрепление его самооценки, обучение анализу причин неудач являются значимыми факторами развития интересов.

Вместе с  тем необходимо иметь в виду, что  часто отсутствие интересов отмечается у подростков с ярко выраженной тенденцией к «отказу от усилия». Они легко  поддаются чужому влиянию и готовы пойти за любым, кто покажет им, как можно без особого труда  преодолеть скуку и чем-нибудь занять себя. Поэтому такие подростки  составляют основной контингент всевозможных асоциальных группировок. Эти школьники  нуждаются в особом внимании и  родителей, и педагогов.

"Ключом  ко всей проблеме психологического  развития подростка является  проблема интересов в переходном  возрасте, — писал Л.С. Выготский. — Все психологические функции человека на каждой ступени развития действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые определенными, сложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.   Результативность работы по выявлению уровней адаптации и тревоги у детей 11-12 лет припереходе их с начального звена в среднее

 

    1.  Выявление уровней адаптации и тревоги у детей 11-12 лет

 

На этапе диагностики выявления уровней адаптации и тревожностей у детей 11-12 лет исследуются уровни умственного развития и наглядно-образного мышления учащихся, их самооценка, уровень школьной мотивации и тревожности, т.е. определяется уровень сформированности всех новообразований для данного возраста.

Тест школьной тревожности Филипса не только позволяет изучать выраженность и причины школьной тревожности, но и помогает ребенку осознать свое излишнее волнение и беспокойство на уроках, во время проводимых контрольных работ, страх при общении с определенным учителем, проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками.

Информация о работе Психологическая адаптация и тревога пятиклассников