Психокоррекция внимания

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 08:33, курсовая работа

Описание работы

Объем внимания, способность длительно сохранять его интенсивность и переключать его с одного предмета на другой с возрастом увеличиваются. Вместе с тем внимание становится более избирательным, зависящим от направленности интересов. Подростки и юноши часто жалуются на свою неспособность сконцентрироваться на чем-то одном, рассеянность и хроническую скуку. «Невоспитанность» внимания, неумение сосредотачиваться, переключаться и отвлекаться от каких-то стимулов и раздражителей – одна из главных причин плохой успеваемости школьников.

Содержание

Пояснительная записка
Актуальность проблем, связанных с нарушениями внимания
Общая характеристика внимания
Условия формирования и развития внимания
Нарушения внимания
Описание коррекционной программы
Приложение 1. Методика диагностического блока
Приложение 2. Конспекты коррекционно-развивающих занятий
Приложение 3. Рекомендации для родителей и педагогов
Библиография

Работа содержит 1 файл

психокоррекция.docx

— 453.36 Кб (Скачать)

     Упражнение  на развитие объёма внимания, зрительной памяти «Живая картинка».

       Психолог организует детей в  группу. Участники замирают по  сигналу в какой-либо позе. Водящий  в течение 30 секунд рассматривает  эту скульптурную группу, затем  отворачивается. В «картинку» вносится  строго оговорённое количество  изменений (например, двое участников  меняются местами, третий –  опускает поднятую руку, четвёртый  поворачивается в другую сторону  – всего три изменения). Задача  водящего – восстановить первоначальную  картинку.

     Упражнение, направленное на развитие концентрации и устойчивости внимания «Слова –  невидимки».

       Психолог пишет на доске (или  в воздухе) пальцем слово по  одной букве. Дети записывают  буквы по мере их изображения  в тетрадях или пытаются их  запомнить. Затем обсуждается,  какое слово получилось у каждого.  Психолог может привлечь кого-нибудь  из детей к изображению слова.

     Психогимнастическое упражнение.

       Психолог: «Встаньте прямо. Поднимите руки вверх. Потянитесь. Представьте, что ваши руки – это стебельки с распустившимися на них цветами. Лепестки цветов тянутся вверх к солнышку. Глубоко вдохните. Закиньте сомкнутые руки за голову. Затем разъедините их и вытяните вверх. Дышите глубоко и ровно. Представьте, что хотите дотянуться руками до неба. Плавно опустите руки.»

     Упражнение  на развитие концентрации, устойчивости, объёма внимания, навыков  счёта «Счёт по командам».

       Группа делится на 2 команды, заранее  оговаривается порядок цифр (в  пределах 10 или 20) и используемых  арифметических операций 

      (+, -). Затем дети первой команды  называют по очереди цифры,  психолог называет арифметическое  действие с ними. Дети второй  команды следят за этим рядом  и в уме производят счётные  операции и называют окончательный  ответ. Затем команды меняются  ролями. Выигрывает команда, давшая  большее количество правильных  ответов.

     Упражнение  на развитие концентрации внимания, дедукции «Кто старше?»

     Психолог: «Послушайте внимательно.Иван моложе Сергея и старше Олега. Кто старше Сергей или Олег?»

     4. Рефлексия занятия

     Психолог  спрашивает детей, с чем они познакомились  на занятии, что понравилось, что  не понравилось? Сам рассказывает о  своём впечатлении от занятия. Предлагает участникам ритуал прощания.

     Занятие 02

       Развитие концентрации, объёма и  распределения внимания, зрительной  памяти.

     Задачи: развитие концентрации, объёма и распределения  внимания, зрительной памяти, конвергентного мышления, воображения.

     1. Приветствие. Ритуал приветствия.

     2. Разминка

       Упражнение на активизацию «Добрый  – злой мяч».

       Участники становятся в круг. Кидают друг другу мячик. «Добрый  мяч» легко поймать, «злой» - трудно. Научившись кидать добрый –  злой мяч, участники кидают  друг другу разные мячи. Тот,  кому адресован мяч, угадывает,  был ли этот мяч «добрым»  или «злым».

     3. Основная часть

       Упражнение, направленное  на развитие концентрации, объёма внимания, зрительной памяти  «Кто внимательнее?»

       Психолог предлагает детям посмотреть  на фигуры с расположенны-ми  в них числами в течение  10 секунд.По истечении заданного  времени психолог убирает рисунок  и про-сит участников написать  в своих тетрадях сумму всех  чисел, простав-ленных в фигурах.  Затем нарисовать фигуры в  правильной последова-тельности  и написать в каждой фигуре  своё число.

       Игра на развитие  распределения внимания, логического мышле-ния  «Анаграммы».

       Психолог предлагает участникам  анаграммы: АВОРОК ОШЛАК, КИЛЬВАТЕР,СПАНИЕЛЬ

     Психолог: « В этих словах буквы перепутали свои места. Поставьте каждую из букв на своё место, чтобы получились правильные слова и запишите их в своих тетрадях.»

     Психогимнастическое упражнение: «Дождик».

     Психолог: «Посмотрите, что-то падает с неба. Вытяните левую руку, от-кройте ладошку. Вытяните правую руку, откройте ладошку. Пой-майте ладошками капельки дождя. Потянитесь вверх. Глубоко вдох-ните. Опустите руки вниз, стряхните капельки с ладошек. Выдохните. Повторим ещё раз.»

     Игра  на развитие распределения  внимания, кинестетического восприятия «Опаздывающее  зеркало».

       Участники стоят в полукруге. 

     Психолог: «Первый слева (ведущий), представь себе, что ты стоишь перед зер-калом и прихорашиваешься не спеша. Сделал одно движение – задер-жался на секунду, посмотри в зеркало. Другое движение – пауза, третье движение – снова пауза. Левый сосед должен начать повто-рять первое движение ведущего только тогда, когда он начнёт вы-полнять второе движение. Третий слева повторит первое движение ведущего, когда его правый сосед начнёт воспроизводить второе дви-жение ведущего, а сам ведущий уже сделает третье движение. Таким образом, движения ведущего будут повторяться всеми стоящими в полукруге с отставанием на одно движение.»

     Упражнение, направленное на развитие распределение внимания и ковергентного  мышления «Переструктурирование  слова».

       Психолог: « Из букв данного слова составьте как можно больше новых слов. В новом слове каждую букву можно использовать столько раз, сколько она встречается в исходном слове.»

       Слово: ПЕРЕЛЕСОК

     Упражнение, направленное на развитие объёма и переключения внимания «Придумай  предмет».

       Психолог предлагает детям перечислить  предметы, например зелё-ного цвета.  Просит быть внимательными, чтобы  не повторять названия предметов.

     4. Рефлексия занятия. По той же  схеме. Прощание.

     Занятие 03

       Развитие концентрации, устойчивости, объёма, распределения, переключения внимания.

     Задачи: развитие концентрации, устойчивости, объёма, распределения, переключения внимания, пространственной ориентации, гибкости мышления, воображения.

     1. Приветствие. Ритуал приветствия.

     2. Разминка

       Игра на развитие объёма, распределения  и переключения внимания: «Небо  – земля – вода».

     Психолог: «Попробуйте перебрасывать друг другу мячик. Но не просто так, а произнося при этом «небо», «земля» или «птица». Если вы называете: «небо», то тот, кому вы бросаете мяч, должен назвать какую-либо птицу, если – «земля» - название зверя, «воды» - название какой-нибудь рыбы. Будьте внимательны, постарайтесь не повторять названия животных.»

     3. Основная часть

     Упражнение, направленное на развитие временной ориентации, концентрации и устойчивости внимания, волевой  сферы «Минутка».

     ( См. занятие 1.)

     Упражнение  на развитие устойчивости внимания, гибкости мышления «Заполнить пропуски в словах».

       Психолог предлагает участникам  найти пропущенные буквы в  сло-вах (4 слова).

     Дерво

     Внимние

     Восмь

     Помидр

     Психогимнастическое упражнение.

     Психолог: «Сделайте глубокий вдох. Руки медленно поднимаются через стороны вверх. Задержка дыхания на вдохе. Выдох с открытым сильным звуком А-А-А. Руки медленно опускаются. Вдох. Руки поднимаются до уровня плеч через стороны. Задержка дыхания. Медленный выдох с сильным звуком О-О-О, обнять себя за плечи, опустить голову на грудь. Медленный глубокий вдох. Руки поднять до уровня груди. Задержка дыхания. Медленный выдох с сильным звуком У-У-У. Руки опустить вниз».

     Игра, направленная на развитие концентрации, устойчивости внимания, пространственной ориентации «Муха».

       Психолог раздаёт участникам  таблицы и диктует «перелёт  мухи» внутри таблицы вправо  – влево, вверх – вниз, но  не по диагонали. Перелёт «мухи»  дети отслеживают визуально.

     Упражнение  на развитие воображения  «Дорисуй».

     

       Психолог предлагает участникам  дорисовать предложенные линии  так, чтобы получились изображения  каких-либо предметов или образов.

      4. Рефлексия занятия. По той  же схеме. Прощание.

     Занятие 04

     Распределения внимания, наблюдательности, зрительной памяти, логического мышления, воображения.

     Задачи: развитие концентрации, распределения  внимания, наблюдательности, зрительной памяти, логического мышления, воображения.

     1. Приветствие. Ритуал приветствия.

     2. Разминка. Игра, направленная на активизацию участников, развитие объё-ма внимания, слуховой памяти «Путешествие сказочных героев».

       Участники сидят в кругу, выбирается  водящий. Водящий подходит к  каждому. Участники шёпотом сообщают  ему выбранный для себя сказочный  персонаж (из сказки, фильма, мультфильма). Водящий дол-жен запомнить все  образы и подозвать участников  к себе. Например, «Ко мне идёт  Баба-Яга» и т.д. Все участники  выстраиваются за водя-щим, образуя  цепочку. Водящий ведёт за собой  группу, преодолевая препятствия,  придуманные психологом.

     3. Основная часть

     Упражнение  на развитие распределение  внимания «Каждой  руке своё дело».

       Психолог раздаёт участникам  книги с иллюстрациями.

     Психолог: «Левой рукой перелистывайте листы книги, внимательно рассмат-ривая иллюстрации, а правой рукой чертите геометрические фигуры по приведённому образцу:

       

     Работа  продолжается в течение минуты.

     Упражнение, направленное на развитие устойчивости внима-ния, умения устанавливать  закономерности «Числовые  ряды».

       Психолог предлагает участникам  установить логические закономер-ности  в построении числовых рядов  и продолжить их, написав два  по-следующих числа.

       Например:

     2 4 6 8 10 _ _

      5 1 8 1 11 _ _

      9 2 7 2 5 _ _

       Психогимнастическое  упражнение.

       Поднимаем руки вверх. Делаем  глубокий вдох. Задерживаем дыха-ние.  Тянемся вверх, пытаемся достать  яблоко, растущее на дереве. Не  получилось. Спокойно опускаем руки  вниз. Выдох. Руки встряхнули. Ещё  раз попытаемся сорвать яблоко. Поднимаем руки вверх, тянемся.  Вдох. Задержка дыхания. Сорвали  яблоко. Опускаем руки вниз. Выдох.

       Игра на развитие  концентрации внимания, наблюдательности, воображения  «Испорченный телефон».

       Группа участников становится  в ряд, спиной к водящему. Водящий  поворачивает к себе лицом  участника, стоящего рядом с  ним и показы-вает жестом какой-либо  предмет или действие. Затем водящий  отвора-чивается, а участник, которому  показали жест, демонстрирует его  сле-дующему игроку и т. д.  Затем сравниваются по сходности  жесты водя-щего и последнего  игрока. Если жесты не совпадают,  игроки анализи-руют в каком  месте цепочки произошёл сбой. Каждый участник дол-жен побывать  в роли водящего.

Информация о работе Психокоррекция внимания