Психокоррекция внимания

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 08:33, курсовая работа

Описание работы

Объем внимания, способность длительно сохранять его интенсивность и переключать его с одного предмета на другой с возрастом увеличиваются. Вместе с тем внимание становится более избирательным, зависящим от направленности интересов. Подростки и юноши часто жалуются на свою неспособность сконцентрироваться на чем-то одном, рассеянность и хроническую скуку. «Невоспитанность» внимания, неумение сосредотачиваться, переключаться и отвлекаться от каких-то стимулов и раздражителей – одна из главных причин плохой успеваемости школьников.

Содержание

Пояснительная записка
Актуальность проблем, связанных с нарушениями внимания
Общая характеристика внимания
Условия формирования и развития внимания
Нарушения внимания
Описание коррекционной программы
Приложение 1. Методика диагностического блока
Приложение 2. Конспекты коррекционно-развивающих занятий
Приложение 3. Рекомендации для родителей и педагогов
Библиография

Работа содержит 1 файл

психокоррекция.docx

— 453.36 Кб (Скачать)

    Цель- снятие напряжения

    1. Ритуал прощания.

    Цель- плавное завершение коррекционной работы. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Приложение 1. Методика диагностического блока

     Методика. «Найди и вычеркни»

     Задания, содержащиеся в этой методике, предназначены  для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребенку  показывают рисунок . На нем в случайном порядке изображены простые фигурки: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок.

     

       Ребенок перед началом исследования  получает инструкцию следующего  содержания:

     «Сейчас мы с тобой поиграем в такую  игру: я покажу тебе картинку, на которой  нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу  слово «начинай», ты по строчкам этого  рисунка начнешь искать и зачеркивать  те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово «стоп». В это время  ты должен будешь остановиться и показать мне то изображение предмета, которое  ты увидел последним. После этого  я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу  слово «начинай». После этого  ты продолжишь делать тоже самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько  раз, пока я не скажу слово «конец». На этом выполнение задания завершится».

     В этой методике ребенок работает 2,5 минуты, в течение которых 5 раз подряд (через каждые 30 секунд) ему говорят  слова «стоп» и «начинай».

     Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание  искать и разными способами зачеркивать  какие-либо два предмета, например, звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке те места, где даются соответствующие  команды. Обработка и оценка результатов:

     При обработке и оценке результатов  сначала определяется количество предметов  на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 минут, т.е. за все время  выполнения задания, а так же отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносят в формулу, по которой  определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания, продуктивности и устойчивости: 

     S =  

     где S – показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка; N – количество изображенных предметов, рис.15 или 16, просмотренных ребенком за время работы; t – время работы; n – количество ошибок, допущенных ребенком за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.

     В итоге количественной обработки  психодиагностических данных, определяются по приведенной выше формуле 6 показателей, один для всего времени работы над методикой (2,5 минуты), а остальные  – для каждого 30-секундного интервала. Соответственно, переменная t в методике будут принимать значения 150 и 30. По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания, строится график, на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по 10-бальной системе следующим образом:

     10 баллов – показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла;

     8-9 балла – показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла;

     6-7 балла – показатель S находится в пределах от 0,75 до 1,00 балла;

     4-5 балла – показатель S находится в интервале от 0,50 до 0,75 балла;

     2-3 балла – показатель S находится в пределах от 0,25 до 0,50 балла;

     0-1 балл – показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,25.

     Устойчивость  внимания в свою очередь оценивается  так:

     10 баллов – все точки графика  не выходят за пределы одной  зоны, а сам график своей формой  напоминает кривую 1;

     8-9 баллов – все точки графика  расположены в двух зонах наподобие  кривой 2;

     6-7 баллов – все тоски графика  расположены в трех зонах, наподобие  кривой 3;

     4-5 балла все точки графика располагаются в четырех зонах, наподобие кривой 4;

     3 балла – все точки графика  располагаются в пяти зонах,  а его кривая похожа на график 5.

     Выводы  об уровне развития:

     10 баллов – продуктивность внимания  очень высокая, устойчивость внимания  очень высокая;

     8-9 баллов – продуктивность внимания  высокая, устойчивость внимания  высокая;

     4-7 баллов – продуктивность внимания  средняя, устойчивость внимания  средняя;

     2-3 балла – продуктивность внимания  низкая, устойчивость внимания низкая;

     0-1 балл – продуктивность внимания  очень низкая, устойчивость внимания  очень низкая. 

     Методика. «Поставь значки»

     

     Тестовое  задание в этой методике предназначено  для оценки переключения и распределения  внимания ребенка. Перед началом  выполнения задания ребенку показывают рисунок и объясняют, как с  ним работать. Эта работа заключается  в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков поставить тот знак, который задан  вверху на образце, т.е. соответственно галочку, черточку, плюс или точку.

     Ребенок непрерывно работает, выполняя это  задание в течение 2 минут, а общий  показатель переключения и распределения  его внимания определяется по формуле: 

     S =  

     где S – показатель переключения и распределения внимания; N – количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение 2 минут; n – количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считаются неправильно поставленные знаки или попущенные, т.е. не помеченными соответствующими знаками геометрические фигуры.

     Оценка  результатов:

     10 баллов – показатель S больше, чем 1,00;

     8-9 баллов – показатель S находится в пределах от 0,75 до 1,00;

     6-7 баллов – показатель S находится в интервале от 0,50 до 0,75;

     4-5 балла – показатель S находится в пределах от 0,25 до 0,50;

     0-3 балла – показатель S находится в пределах от 0,00 до 0,25.

     Выводы  об уровне развития:

     10 баллов – очень высокий;

     8-9 баллов – высокий;

     6-7 баллов – средний;

     4-5 баллов – низкий;

     0-3 балла – очень низкий. 

     Методика  «Запомни и расставь точки»

     

 

     С помощью данной методики оценивается  объем внимания ребенка. Для этого  используется стимулирующий материал. Лист с точками предварительно разрезают на 8 малых квадратиков, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадратик с 2-мя точками, а внизу – квадрат с 9-ю точками (остальные идут по порядку сверху вниз, в зависимости от числа точек).

     Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию: «сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках  в тех местах, где ты видел эти  точки на карточках».

     Далее ребенку последовательно, на 1-2 секунды  показывают каждую из 8 карточек с точками  сверху вниз по стопке, по очереди и  после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные  точки в пустой карточке за 15 секунд. Это время дается ребенку для  того, чтобы вспомнить, где находятся  увиденные точки, и отметить их в  пустой карточке.

     Оценка  результатов:

     Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок  смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно большее количество точек). Результаты эксперимента оценивается  в баллах следующим образом:

     10 баллов – ребенок правильно воспроизвел за отведенное время на карточке 6 и больше точек;

     8-9 баллов – ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 5 до 6 точек;

     6-7 баллов – правильно воспроизвел от 3 до 4 точек;

     4-5 баллов – ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек;

     0-3 балла – ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.

     Выводы  об уровне развития:

     10 баллов – очень высокий;

     8-9 баллов – высокий;

     6-7 баллов – средний;

     4-5 баллов – низкий;

     0-3 балла – очень низкий.

    Приложение 2. Конспекты коррекционно-развивающих  занятий

     Занятие 01.

     Создание  условий для более близкого знакомства детей в микро-группе.

     Задачи: создание условий для более близкого знакомства детей в микрогруппе, знакомство с правилами работы на занятиях; развитие устойчивости, концентрации, распределения внимания, слуховой и  кинестетической памяти, логического  мышления, временной ориентации.

     1. Приветствие

       Психолог приветствует всех детей  в связи с началом занятий.  Рассказывает, как они будут проходить,  вводит элементарные правила  поведения в группе, предлагает ритуал приветствия.

     2. Разминка

     Игра  «Волшебный клубок». Дети сидят в  кругу.

     Психолог: «У меня в руках клубок. Этот клубок поможет нам сейчас познакомиться  друг с другом. Мы будем передавать его по кругу. Каждый из вас, у кого окажется в руках клубок, расскажет  нам о себе: как зовут, из какого класса, что больше всего нравиться».

       Для примера психолог первым  начинает знакомство с ребятами. Затем он, разматывая клубок, берётся  за начало нити и передаёт  клубок ребёнку, сидящему рядом.  Участники передают клубок друг  другу, рассказывая о себе и  держа в руках разматываемую  нить. Когда клубок вновь приходит  к психологу, он говорит:«Вот  мы и познакомились друг с  другом. А теперь натяните нить  и закройте глаза. Представьте,  что вы одно целое, что каждый  из вас важен и значим в  этом целом».

     3.Основная  часть

     Упражнение, направленное на развитие временной ориентации, концентрации и устойчивости внимания, волевой  сферы «Минутка».

     Психолог:«Сейчас  мы попробуем внутренне измерить время, равное 1 минуте. Закройте глаза. Когда ваша внутренняя минутка пройдёт, поднимите руку».

       Психолог с помощью секундомера  измеряет реальное время и  записывает степень несовпадения  каждого ответа, юрист может проконтролировать  это действие.

Информация о работе Психокоррекция внимания