Психокоррекция внимания

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 08:33, курсовая работа

Описание работы

Объем внимания, способность длительно сохранять его интенсивность и переключать его с одного предмета на другой с возрастом увеличиваются. Вместе с тем внимание становится более избирательным, зависящим от направленности интересов. Подростки и юноши часто жалуются на свою неспособность сконцентрироваться на чем-то одном, рассеянность и хроническую скуку. «Невоспитанность» внимания, неумение сосредотачиваться, переключаться и отвлекаться от каких-то стимулов и раздражителей – одна из главных причин плохой успеваемости школьников.

Содержание

Пояснительная записка
Актуальность проблем, связанных с нарушениями внимания
Общая характеристика внимания
Условия формирования и развития внимания
Нарушения внимания
Описание коррекционной программы
Приложение 1. Методика диагностического блока
Приложение 2. Конспекты коррекционно-развивающих занятий
Приложение 3. Рекомендации для родителей и педагогов
Библиография

Работа содержит 1 файл

психокоррекция.docx

— 453.36 Кб (Скачать)

Содержание

  1. Пояснительная записка
    1. Актуальность проблем, связанных с нарушениями внимания
    2. Общая характеристика внимания
    3. Условия формирования  и развития внимания
    4. Нарушения внимания
    5. Описание коррекционной программы
  2. Приложение 1. Методика диагностического блока
  3. Приложение 2. Конспекты коррекционно-развивающих занятий
  4. Приложение 3. Рекомендации для родителей и педагогов
  5. Библиография
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Пояснительная записка
      1. Актуальность проблем, связанных с нарушениями внимания

     Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу. Поэтому вниманием  называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы. Функция внимания и пути его организации занимают одно из центральных мест в школьном учебно-педагогическом процессе. Внимание является необходимым  условием оптимального функционирования всей познавательной деятельности человека. От развития и организации внимания зависят качество и успешность восприятия, усвоения и понимания учебного материала.[3]

     В  настоящее  время  стали  актуальными  проблемы  развития  внимания  ипроведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания.В  школах немалое число безразличных, скучающих учеников, которым учеба  кажется прозаичной по сравнению  с воображаемой «подлинной» жизнью. Отчасти это объясняется рутинностью  и монотонностью учебного процесса, не дающего простора индивидуальным способностям и инициативе учащихся. Некоторым ребятам не под силу сложная учебная программа. Но сказываются  также и внутренние противоречия развития внимания.

     Объем внимания, способность длительно  сохранять его интенсивность  и переключать его с одного предмета на другой с возрастом увеличиваются. Вместе с тем внимание становится более избирательным, зависящим  от направленности интересов. Подростки  и юноши часто жалуются на свою неспособность сконцентрироваться на чем-то одном, рассеянность и хроническую  скуку. «Невоспитанность» внимания, неумение сосредотачиваться, переключаться  и отвлекаться от каких-то стимулов и раздражителей – одна из главных  причин плохой успеваемости школьников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.  Общая характеристика внимания

     Внимание -  это  психическое  состояние,  характеризующее  интенсивность познавательной  деятельности  и  выражающееся  в  ее  сосредоточенности  на  сравнительно узком участке (действий, предмете, явлении).

     Внимание  делится на непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Если направленность и сосредоточенность непроизвольны, то говорят о непроизвольном внимании. Непроизвольное внимание обусловлено  как физическими характеристиками стимула (интенсивностью, контрастностью, длительностью, внезапностью и т. п.), так и значимостью стимула  для человека. Если направленность и сосредоточенность внимания человека связаны с сознательно поставленной целью, то говорят о произвольном внимании. Наряду с этими двумя  видами внимания различают и третий – послепроизвольный. В этом случае сознательное выполнение какой-либо задачи сопровождается, как говорит Добрынин, поглощением личности данной деятельностью  и не требует волевых усилий. [5]

       К числу основных характеристик  внимания относят объем, избирательность,  устойчивость, концентрацию, распределение  и переключение.

       Под объемом внимания понимается  то количество объектов, которые  могут быть отчетливо восприняты  в относительно короткий период  времени. Ряд исследователей в  понимании объема внимания предлагают  исходить из объема информации, на котором может сосредоточиться  сознание субъекта с тем, чтобы  оперировать этой информацией. 

       Устойчивость внимания – это  способность субъекта не отклоняться  от направленности психической  активности и сохранять сосредоточенность  на объекте внимания. Характеристиками  устойчивости внимания являются  временные параметры длительности  сохранения направленности и  сосредоточенности психической  активности без отклонения от  исходного качественного уровня. [3]

     Концентрация  внимания предусматривает также  определение способности субъекта сохранять сосредоточенность на объекте внимания при наличии  помех. Оценку концентрации внимания производят по интенсивности помех.

       Переключение внимания представляет  собой перемещение его направленности  и сосредоточенности с одного  объекта на другой или с  одного вида деятельности на  другую. Характеристикой переключения  внимания является степень трудности  его осуществления, измеряемая  скоростью перехода субъекта  от одного вида деятельности  к другому. Легкость или трудность  переключения внимания обусловливается  также индивидуальными особенностями  субъекта, а именно свойствами  его нервной системы. У лиц,  характеризующихся подвижной нервной  системой (быстрым переходом от  возбуждения к торможению и  обратно), переключение внимания  осуществляется легче. Не менее  значимы при переключении внимания  и личностные особенности испытуемых, а именно: их активность и заинтересованность, уровень мотивации и т. д.[3]

     Среди теорий внимания широкую известность  приобрела теория Т. Рибо, который  считал, что внимание всегда связано  с эмоциями и вызывается ими. Рибо полагал, что интенсивность и  продолжительность такого внимания обусловлена интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний. Кроме того, Рибо считал, что внимание всегда сопровождается изменениями физического и физиологического состояния организма. [9]

     Кроме теории Т. Рибо существуют и другие не менее известные подходы к  исследованию природы внимания. Например, Д. Н. Узнадзе полагал, что внимание напрямую связано с установкой. По его мнению, установка внутренне  выражает состояние внимания. Под  влиянием установки происходит выделение  определенного образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности. Этот образ, или впечатление, и становится объектом внимания, а  сам процесс был назван объективацией.

     Не  менее интересную концепцию внимания предложил П. Я. Гальперин. Его концепция  состоит из следующих основных положений:

     1. Внимание является одним из  моментов ориентировочно-исследовательской  деятельности и представляет  собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося  в данный момент в психике  человека.

     2. Главная функция внимания –  контроль над содержанием действия, психического образа и др. В  каждом действии человека есть  ориентировочная, исполнительная  и контрольная части. Эта последняя  и представлена вниманием.

     3. В отличие от действий, направленных  на производство определенного  продукта, деятельность контроля, или  внимание, не имеет отдельного  результата.

     4. Внимание как самостоятельный  акт выделяется лишь тогда,  когда действие становится не  только умственным, но и сокращенным.  При этом не всякий контроль  следует рассматривать как внимание. Контроль вообще лишь оценивает  действие, в то время как внимание  способствует его улучшению.

     5. Если рассматривать внимание  как деятельность психического  контроля, то все конкретные акты  внимания – и произвольного  и непроизвольного – являются  результатом формирования новых  умственных действий.

     6. Произвольное внимание есть планомерно  осуществляемое внимание, т. е.  форма контроля, выполняемого по  заранее составленному плану,  или образцу.

     В заключение следует отметить, что, несмотря на значительное количество имеющихся  теорий, проблема внимания не стала  менее значимой. По-прежнему продолжаются споры о природе внимания.[3] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Условия формирования  и развития внимания

     Внимание, как и большинство психических  процессов, имеет свои этапы развития. В первые месяцы жизни у ребенка  отмечается наличие только непроизвольного  внимания. Ребенок вначале реагирует  только на внешние раздражители. Причем это происходит только в случае их резкой смены, например при переходе из темноты к яркому свету, при  внезапных громких звуках, при  смене температуры и т. п.

     Начиная с третьего месяца ребенок все  больше интересуется объектами, тесно  связанными с его жизнью, т. е. наиболее близкими к нему. В пять-семь месяцев  ребенок уже в состоянии достаточно долго рассматривать какой-нибудь предмет, ощупывать его, брать в  рот. Особенно заметно проявление его  интереса к ярким и блестящим  предметам. Это позволяет говорить о том, что его непроизвольное внимание уже достаточно развито.

     Зачатки произвольного внимания обычно начинают проявляться к концу первого  – началу второго года жизни. Можно  предположить, что возникновение  и формирование произвольного внимания связано с процессом воспитания ребенка. Окружающие ребенка люди постепенно приучают его выполнять не то, что  ему хочется, а то, что ему нужно  делать. По мнению Н. Ф. Добрынина, в  результате воспитания дети вынуждены  обращать внимание на требуемое от них действие, и постепенно у них, пока еще в примитивной форме, начинает проявляться сознательность.[9]

     Большое значение для развития произвольного  внимания имеет игра. В процессе игры ребенок учится координировать свои движения сообразно задачам  игры и направлять свои действия в  соответствии с ее правилами. Параллельно  с произвольным вниманием на основе чувственного опыта развивается  и непроизвольное внимание. Знакомство с все большим и большим  количеством предметов и явлений, постепенное формирование умения разбираться  в простейших отношениях, постоянные беседы с родителями, прогулки с  ними, игры, в которых дети подражают  взрослым, манипулирование игрушками  и другими предметами – все  это обогащает опыт ребенка, а  вместе с тем развивает его  интересы и внимание.

     Основной  особенностью дошкольника является то, что его произвольное внимание достаточно неустойчиво. Ребенок легко  отвлекается на посторонние раздражители. Его внимание чрезмерно эмоционально, – он еще плохо владеет своими чувствами. При этом непроизвольное внимание достаточно устойчиво, длительно  и сосредоточено. Постепенно путем  упражнений и волевых усилий у  ребенка формируется способность  управлять своим вниманием.

     Особое  значение для развития произвольного  внимания имеет школа. В процессе школьных занятий ребенок приучается к дисциплине. У него формируется  усидчивость, способность контролировать свое поведение. Следует отметить, что  в школьном возрасте развитие произвольного  внимания также проходит определенные стадии. В первых классах ребенок  не может еще полностью контролировать свое поведение на уроках. У него по-прежнему преобладает непроизвольное внимание. Поэтому опытные учителя  стремятся сделать свои занятия  яркими, захватывающими внимание ребенка, что достигается периодической  сменой формы подачи учебного материала. При этом следует помнить, что  у ребенка в этом возрасте мышление в основном наглядно-образное. Поэтому, для того чтобы привлечь внимание ребенка, изложение учебного материала  должно быть предельно наглядным.

     Л. С. Выготский пытался в рамках своей культурно-исторической концепции  проследить закономерности возрастного  развития внимания. Он писал, что с  первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд – это окружающие ребенка предметы, которые своими яркими, необычными свойствами приковывают его внимание. С другой стороны – это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в виде стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка. Произвольное внимание возникает из того, что окружающие ребенка люди начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей воле и тем самым дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладевает своим вниманием. А это начинает происходить в процессе овладения ребенком речью.

     В процессе активного овладения речью  ребенок начинает управлять и  первичными процессами собственного внимания. Причем первоначально в отношении  других людей, ориентируя их внимание обращенным к ним словом в нужную сторону, а затем и в отношении  себя.

Информация о работе Психокоррекция внимания