Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 08:33, курсовая работа
Объем внимания, способность длительно сохранять его интенсивность и переключать его с одного предмета на другой с возрастом увеличиваются. Вместе с тем внимание становится более избирательным, зависящим от направленности интересов. Подростки и юноши часто жалуются на свою неспособность сконцентрироваться на чем-то одном, рассеянность и хроническую скуку. «Невоспитанность» внимания, неумение сосредотачиваться, переключаться и отвлекаться от каких-то стимулов и раздражителей – одна из главных причин плохой успеваемости школьников.
Пояснительная записка
Актуальность проблем, связанных с нарушениями внимания
Общая характеристика внимания
Условия формирования и развития внимания
Нарушения внимания
Описание коррекционной программы
Приложение 1. Методика диагностического блока
Приложение 2. Конспекты коррекционно-развивающих занятий
Приложение 3. Рекомендации для родителей и педагогов
Библиография
Содержание
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу. Поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы. Функция внимания и пути его организации занимают одно из центральных мест в школьном учебно-педагогическом процессе. Внимание является необходимым условием оптимального функционирования всей познавательной деятельности человека. От развития и организации внимания зависят качество и успешность восприятия, усвоения и понимания учебного материала.[3]
В
настоящее время стали актуальными
проблемы развития внимания
ипроведения психокоррекционной работы
с детьми, имеющими нарушения внимания.В
школах немалое число безразличных,
скучающих учеников, которым учеба
кажется прозаичной по сравнению
с воображаемой «подлинной» жизнью.
Отчасти это объясняется
Объем
внимания, способность длительно
сохранять его интенсивность
и переключать его с одного
предмета на другой с возрастом увеличиваются.
Вместе с тем внимание становится
более избирательным, зависящим
от направленности интересов. Подростки
и юноши часто жалуются на свою
неспособность
Внимание - это психическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке (действий, предмете, явлении).
Внимание
делится на непроизвольное, произвольное
и послепроизвольное. Если направленность
и сосредоточенность
К числу основных
Под объемом внимания
Устойчивость внимания – это
способность субъекта не
Концентрация
внимания предусматривает также
определение способности
Переключение внимания
Среди теорий внимания широкую известность приобрела теория Т. Рибо, который считал, что внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Рибо полагал, что интенсивность и продолжительность такого внимания обусловлена интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний. Кроме того, Рибо считал, что внимание всегда сопровождается изменениями физического и физиологического состояния организма. [9]
Кроме теории Т. Рибо существуют и другие не менее известные подходы к исследованию природы внимания. Например, Д. Н. Узнадзе полагал, что внимание напрямую связано с установкой. По его мнению, установка внутренне выражает состояние внимания. Под влиянием установки происходит выделение определенного образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности. Этот образ, или впечатление, и становится объектом внимания, а сам процесс был назван объективацией.
Не менее интересную концепцию внимания предложил П. Я. Гальперин. Его концепция состоит из следующих основных положений:
1.
Внимание является одним из
моментов ориентировочно-
2.
Главная функция внимания –
контроль над содержанием
3. В отличие от действий, направленных на производство определенного продукта, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного результата.
4.
Внимание как самостоятельный
акт выделяется лишь тогда,
когда действие становится не
только умственным, но и сокращенным.
При этом не всякий контроль
следует рассматривать как
5.
Если рассматривать внимание
как деятельность психического
контроля, то все конкретные акты
внимания – и произвольного
и непроизвольного – являются
результатом формирования
6.
Произвольное внимание есть
В
заключение следует отметить, что, несмотря
на значительное количество имеющихся
теорий, проблема внимания не стала
менее значимой. По-прежнему продолжаются
споры о природе внимания.[3]
Внимание, как и большинство психических процессов, имеет свои этапы развития. В первые месяцы жизни у ребенка отмечается наличие только непроизвольного внимания. Ребенок вначале реагирует только на внешние раздражители. Причем это происходит только в случае их резкой смены, например при переходе из темноты к яркому свету, при внезапных громких звуках, при смене температуры и т. п.
Начиная
с третьего месяца ребенок все
больше интересуется объектами, тесно
связанными с его жизнью, т. е. наиболее
близкими к нему. В пять-семь месяцев
ребенок уже в состоянии
Зачатки произвольного внимания обычно начинают проявляться к концу первого – началу второго года жизни. Можно предположить, что возникновение и формирование произвольного внимания связано с процессом воспитания ребенка. Окружающие ребенка люди постепенно приучают его выполнять не то, что ему хочется, а то, что ему нужно делать. По мнению Н. Ф. Добрынина, в результате воспитания дети вынуждены обращать внимание на требуемое от них действие, и постепенно у них, пока еще в примитивной форме, начинает проявляться сознательность.[9]
Большое
значение для развития произвольного
внимания имеет игра. В процессе
игры ребенок учится координировать
свои движения сообразно задачам
игры и направлять свои действия в
соответствии с ее правилами. Параллельно
с произвольным вниманием на основе
чувственного опыта развивается
и непроизвольное внимание. Знакомство
с все большим и большим
количеством предметов и
Основной
особенностью дошкольника является
то, что его произвольное внимание
достаточно неустойчиво. Ребенок легко
отвлекается на посторонние раздражители.
Его внимание чрезмерно эмоционально,
– он еще плохо владеет своими
чувствами. При этом непроизвольное
внимание достаточно устойчиво, длительно
и сосредоточено. Постепенно путем
упражнений и волевых усилий у
ребенка формируется
Особое
значение для развития произвольного
внимания имеет школа. В процессе
школьных занятий ребенок приучается
к дисциплине. У него формируется
усидчивость, способность контролировать
свое поведение. Следует отметить, что
в школьном возрасте развитие произвольного
внимания также проходит определенные
стадии. В первых классах ребенок
не может еще полностью
Л. С. Выготский пытался в рамках своей культурно-исторической концепции проследить закономерности возрастного развития внимания. Он писал, что с первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд – это окружающие ребенка предметы, которые своими яркими, необычными свойствами приковывают его внимание. С другой стороны – это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в виде стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка. Произвольное внимание возникает из того, что окружающие ребенка люди начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей воле и тем самым дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладевает своим вниманием. А это начинает происходить в процессе овладения ребенком речью.
В процессе активного овладения речью ребенок начинает управлять и первичными процессами собственного внимания. Причем первоначально в отношении других людей, ориентируя их внимание обращенным к ним словом в нужную сторону, а затем и в отношении себя.