Психокоррекция внимания

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 08:33, курсовая работа

Описание работы

Объем внимания, способность длительно сохранять его интенсивность и переключать его с одного предмета на другой с возрастом увеличиваются. Вместе с тем внимание становится более избирательным, зависящим от направленности интересов. Подростки и юноши часто жалуются на свою неспособность сконцентрироваться на чем-то одном, рассеянность и хроническую скуку. «Невоспитанность» внимания, неумение сосредотачиваться, переключаться и отвлекаться от каких-то стимулов и раздражителей – одна из главных причин плохой успеваемости школьников.

Содержание

Пояснительная записка
Актуальность проблем, связанных с нарушениями внимания
Общая характеристика внимания
Условия формирования и развития внимания
Нарушения внимания
Описание коррекционной программы
Приложение 1. Методика диагностического блока
Приложение 2. Конспекты коррекционно-развивающих занятий
Приложение 3. Рекомендации для родителей и педагогов
Библиография

Работа содержит 1 файл

психокоррекция.docx

— 453.36 Кб (Скачать)

     Таким образом, в развитии внимания можно  выделить два основных этапа. Первый – этап дошкольного развития, главной  особенностью которого является преобладание внешне опосредованного внимания, т. е. внимания, вызванного факторами внешней  среды. Второй – этап школьного развития, который характеризуется бурным развитием внутреннего внимания, т. е. внимания, опосредованного внутренними  установками ребенка.

     В старших классах произвольное внимание ребенка достигает более высокого уровня развития. Школьник уже в  состоянии достаточно длительное время  заниматься определенным видом деятельности, контролировать свое поведение. Нередко  родители жалуются на неустойчивость внимания, обвиняют подростка в рассеянности и лени. Они глубоко ошибаются. Если у человека нет увлеченности работой, его внимание непременно будет  отвлекаться.[3]

     Одной из особенностей учебной работы в  старших классах является необходимость  частого переключения внимания учащихся с одного содержания на другое. Урок математики сменяется историей, затем  физикой, биологией. Такое частое и  резкое переключение внимания представляет для людей инертного типа нервной  системы огромный труд.

     Однако  следует иметь в виду, что на качество внимания оказывают влияние  не только условия воспитания, но и  особенности возраста. Так, физиологические  изменения, наблюдаемые в возрасте 13-15 лет, сопровождаются повышенной утомляемостью  и раздражительностью и в некоторых  случаях приводят к снижению характеристик  внимания. Это явление обусловлено  не только физиологическими изменениями  организма ребенка, но и значительным возрастанием потока воспринимаемой информации и впечатлений школьника. Внимание снижается после перенесенных тяжелых  соматических заболеваний, черепно-мозговых травм, а также при наличии  нервно-психических заболеваний  у ребенка.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.4. Нарушения внимания

       Существуют отрицательные стороны процесса внимания или нарушения внимания - отвлекаемость, рассеяность, чрезмерная подвижность и инертность.

       Под нарушениями внимания понимают  патологические изменения направленности, избирательности психической деятельности, выражающиеся при состоянии утомления  или при органических поражениях  мозга, в сужении объекта внимания, когда одновременно человек может  воспринимать только небольшое  число объектов, в неустойчивости  внимания, когда нарушена концентрация  внимания и наблюдается его  отвлекаемость на побочные раздражители.

       Причины нарушения могут быть  внешними и внутренними. Внешними  причинами можно считать различные  негативные воздействия (стрессоры,  фрустаторы) и негативные отношения  ребенка с окружающими людьми. Действия внутренних причин можно  представить как влияние нарушенной  части психики на здоровую.

       К нарушениям внимания относятся  :

      - неспособность сохранять внимание: ребенок не может выполнить  задание до конца, не собран  при его выполнении;

      - снижение избирательного внимания, неспособность сосредоточиться  на предмете;

      - повышенная отвлекаемость: при  выполнении заданий дети суетятся, часто переключаются с одного  занятия на другое;

      - снижение внимания в непривычных  ситуациях, когда необходимо действовать  самостоятельно.

       Виды нарушений внимания: отвлекаемость,  рассеяность, гиперподвижность, инертность, сужение объема внимания, неустойчивость  внимания (при нарушении концентрации  внимания).

       Отвлекаемость (отвлечение внимания) - непроизвольное перемещение внимания  с одного объекта на другой. Оно возникает при действии  посторонних раздражителей на  человека, занятого в этот момент  какой либо деятельностью.

     Возможные причины отвлечения внимания у ребенка:

      - неполная нагрузка;

      - недостаточная сформированность  волевых качеств;

      - привычка быть невнимательным (привычная  невнимательность связана с отсутствием  серьезных интересов, поверхностным  отношением к предметам и явлениям);

      - повышенная утомляемость;

      - плохое самочувствие;

      - наличие психотравмы;

      - монотонная, неинтересная деятельность;

      - неподходящий тип деятельности;

      - наличие интенсивных посторонних  раздражителей;

       Чтобы организовать внимание  ребенка, надо включить его  в действие, пробудить интеллектуальный  интерес к содержанию и результатам  деятельности.

       Рассеянность внимания - это неспособность  сосредоточиться на чем-либо определенном  в течении длительного времени.  Термин «рассеянность» обозначает  поверхностное, «скользящее» внимание. Рассеянность может проявляться:  а) в неспособности к сосредоточению; б) в чрезмерной концентрации  на одном объекте деятельности;

       Рассеянность бывает двух видов:  мнимая и подлинная. Мнимая  рассеянность

      - это невнимание человека к  окружающим предметам и явлениям, вызванное сосредоточенностью на  каком-то одном предмете (явлении)  или переживании.

       «При сосредоточенном думании, - пишит И.П. Павлов, - и увлечении  каким-либо делом мы не видим  и не слышим, что около нас  происходит - явно отрицательная индукция»

           Причин подлинно рассеянного внимания много. Наиболее распространенными являются следующие:

      - общее ослабление нервной системы  (неврастения)

      - ухудшение состояния здоровья;

      - физическое и умственное переутомление;

      - эмоциональная перегрузка вследствие  большого количества впечатлений  (положительных и отрицательных);

      - недостатки воспитания;

      - нарушения режима труда и  отдыха;

       Инертность внимания - малая подвижность  внимания, патологическая ее фиксация  на ограниченном круге представлений  и мыслей.

       В детском возрасте очень часто  отмечается невнимательность.

       Невнимательность требует коррекции,  если перечисленные ниже признаки  проявляются у ребенка в течение  шести и более месяцев:

      - неумение сосредоточиться на  деталях, ошибки по невнимательности;

      - неспособность удерживать внимание  и вслушиваться в обращенную  к нему речь;

      - частая отвлекаемость на посторонние  раздражители;

      - беспомощность в доведении задания  до конца;

      - отрицательное отношение к заданиям, требующим напряжения, забывчивость (ребенок не способен сохранить  в памяти инструкцию к заданию  на протяжении его выполнения)

      - потеря предметов, необходимых  для выполнения задания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.5 Описание  коррекционной программы

     Корекционно-развивающая  программа имеет:

     Цель: преодоление трудностей в развитии внимания при обучении в школе.

     Задачи:

  1. Развить способность быть внимательным.
  2. Расширить объем внимания.
  3. Повысить способность концентрировать внимание.
  4. Развить устойчивость внимания при его сосредоточении.
  5. Развить способность быстро переключать внимание и распределять его.
  6. Закрепить полученные навыки в ходе проведения занятий.

     Программа содержит 4 блока:

     Диагностический блок:

     Цель- выявить нарушения во внимании учеников.

     Методы- методика. «Найди и вычеркни», методика. «Поставь значки», методика «Запомни и расставь точки».

     Установочный  блок:

     Цель  – просветить преподавателя и  родителей по проблемам нарушения  внимания, определить стратегии работы

     Методы- беседа

     Коррекционный блок:

     Цель  – преодоление проблем, связанных  с вниманием, развитие и коррекция  внимания.

     Методы  – методика «Минутка», методика «Живая картинка», «Слова – невидимки», «Восстановить пропущенное слово».

     Рабочий психокоррекционной программы:

Этапы Содержание  этапов Сроки выполнения
Диагностический 1)Диагностика  внимания 

2) Индентификация  проявления

Сентябрь
Установочный 1)Обсуждение  результатов диагностики внимания  с преподователем

2)Определение  стратегий и направлений в  работе по коррекции внимания

3)Консультации  с преподователем и родителями

Сентябрь, Октябрь
Проведение  психокоррекционной работы 1)Контроль за  работой педагога

2)Контроль за  работой родителей

3)Проведение  коррекционных занятий

Ноябрь
Оценка 1)Повторная  диагностика

2)Обсуждение  итогов работы

3)Рекомендации

Декабрь
 
 

     Психокоррекционная  программа ориентирована на групповую форму работы. Численность группы 6-10 человек (это эффективно с точки зрения психологических результатов). В группу включаются учащиеся, показавшие в результате проведения психолого-педагогической диагностики низкий уровень развития внимания, и испытывающие трудности в учёбе по причине невнимательности. Программа включает в себя 10 занятий. Частота групповых встреч – 2 раза в неделю. Приблизительная длительность каждого занятия – 1 час – 1 час 10 минут. Занятия проводятся в помещении со столами, стульями и доской. Через каждые пять занятий рекомендуется проводить консультацию родителей детей, занимающихся в группе. На консультациях родителям предлагаются игры и упражнения по развитию ребёнка в домашних условиях.

     Занятия представлены в виде блока упражнений и игр.

       В структуре занятий можно  выделить следующие этапы: 

    1. Ритуалы приветствия является важным моментом работы с группой.. В него должны быть включены все дети.

    Цель- настройка на позитивное проведение занятий, позволяющие сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия.

    1. Разминка не только служит элементом развития внимания, но и является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями.

    Цель -настройка на продуктивную групповую  деятельность, психофизическая мобилизация  организма.

    1. Основное содержание занятий представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приёмов. В основную часть занятий также включены психогимнастические упражнения, способствующие снятию мышечных зажимов, эмоционального напряжения, переключению внимания, повышению работоспособности.

    Цель- решение задач данного коррекционно-развивающего комплекса, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы, закрепление  результатов.

    1. Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают обратную эмоциональную связь друг другу и психологу.

Информация о работе Психокоррекция внимания