Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 08:33, курсовая работа
Объем внимания, способность длительно сохранять его интенсивность и переключать его с одного предмета на другой с возрастом увеличиваются. Вместе с тем внимание становится более избирательным, зависящим от направленности интересов. Подростки и юноши часто жалуются на свою неспособность сконцентрироваться на чем-то одном, рассеянность и хроническую скуку. «Невоспитанность» внимания, неумение сосредотачиваться, переключаться и отвлекаться от каких-то стимулов и раздражителей – одна из главных причин плохой успеваемости школьников.
Пояснительная записка
Актуальность проблем, связанных с нарушениями внимания
Общая характеристика внимания
Условия формирования и развития внимания
Нарушения внимания
Описание коррекционной программы
Приложение 1. Методика диагностического блока
Приложение 2. Конспекты коррекционно-развивающих занятий
Приложение 3. Рекомендации для родителей и педагогов
Библиография
Таким
образом, в развитии внимания можно
выделить два основных этапа. Первый
– этап дошкольного развития, главной
особенностью которого является преобладание
внешне опосредованного внимания, т.
е. внимания, вызванного факторами внешней
среды. Второй – этап школьного развития,
который характеризуется бурным
развитием внутреннего
В
старших классах произвольное внимание
ребенка достигает более
Одной из особенностей учебной работы в старших классах является необходимость частого переключения внимания учащихся с одного содержания на другое. Урок математики сменяется историей, затем физикой, биологией. Такое частое и резкое переключение внимания представляет для людей инертного типа нервной системы огромный труд.
Однако
следует иметь в виду, что на
качество внимания оказывают влияние
не только условия воспитания, но и
особенности возраста. Так, физиологические
изменения, наблюдаемые в возрасте
13-15 лет, сопровождаются повышенной утомляемостью
и раздражительностью и в некоторых
случаях приводят к снижению характеристик
внимания. Это явление обусловлено
не только физиологическими изменениями
организма ребенка, но и значительным
возрастанием потока воспринимаемой информации
и впечатлений школьника. Внимание
снижается после перенесенных тяжелых
соматических заболеваний, черепно-мозговых
травм, а также при наличии
нервно-психических
1.4. Нарушения внимания
Существуют отрицательные стороны процесса внимания или нарушения внимания - отвлекаемость, рассеяность, чрезмерная подвижность и инертность.
Под нарушениями внимания
Причины нарушения могут быть
внешними и внутренними.
К нарушениям внимания
- неспособность сохранять
- снижение избирательного
- повышенная отвлекаемость: при
выполнении заданий дети
- снижение внимания в
Виды нарушений внимания: отвлекаемость, рассеяность, гиперподвижность, инертность, сужение объема внимания, неустойчивость внимания (при нарушении концентрации внимания).
Отвлекаемость (отвлечение
Возможные причины отвлечения внимания у ребенка:
- неполная нагрузка;
- недостаточная
- привычка быть невнимательным (привычная
невнимательность связана с
- повышенная утомляемость;
- плохое самочувствие;
- наличие психотравмы;
- монотонная, неинтересная деятельность;
- неподходящий тип деятельности;
- наличие интенсивных
Чтобы организовать внимание
ребенка, надо включить его
в действие, пробудить интеллектуальный
интерес к содержанию и
Рассеянность внимания - это неспособность
сосредоточиться на чем-либо
Рассеянность бывает двух
- это невнимание человека к
окружающим предметам и
«При сосредоточенном думании, - пишит И.П. Павлов, - и увлечении каким-либо делом мы не видим и не слышим, что около нас происходит - явно отрицательная индукция»
Причин подлинно рассеянного внимания много. Наиболее распространенными являются следующие:
- общее ослабление нервной
- ухудшение состояния здоровья;
- физическое и умственное
- эмоциональная перегрузка
- недостатки воспитания;
- нарушения режима труда и отдыха;
Инертность внимания - малая подвижность
внимания, патологическая ее фиксация
на ограниченном круге
В детском возрасте очень
Невнимательность требует
- неумение сосредоточиться на
деталях, ошибки по
- неспособность удерживать
- частая отвлекаемость на
- беспомощность в доведении
- отрицательное отношение к
- потеря предметов, необходимых
для выполнения задания.
1.5 Описание коррекционной программы
Корекционно-развивающая программа имеет:
Цель: преодоление трудностей в развитии внимания при обучении в школе.
Задачи:
Программа содержит 4 блока:
Диагностический блок:
Цель- выявить нарушения во внимании учеников.
Методы- методика. «Найди и вычеркни», методика. «Поставь значки», методика «Запомни и расставь точки».
Установочный блок:
Цель – просветить преподавателя и родителей по проблемам нарушения внимания, определить стратегии работы
Методы- беседа
Коррекционный блок:
Цель – преодоление проблем, связанных с вниманием, развитие и коррекция внимания.
Методы – методика «Минутка», методика «Живая картинка», «Слова – невидимки», «Восстановить пропущенное слово».
Рабочий психокоррекционной программы:
Этапы | Содержание этапов | Сроки выполнения |
Диагностический | 1)Диагностика
внимания
2) Индентификация проявления |
Сентябрь |
Установочный | 1)Обсуждение
результатов диагностики 2)Определение стратегий и направлений в работе по коррекции внимания 3)Консультации с преподователем и родителями |
Сентябрь, Октябрь |
Проведение психокоррекционной работы | 1)Контроль за
работой педагога
2)Контроль за работой родителей 3)Проведение коррекционных занятий |
Ноябрь |
Оценка | 1)Повторная
диагностика
2)Обсуждение итогов работы 3)Рекомендации |
Декабрь |
Психокоррекционная программа ориентирована на групповую форму работы. Численность группы 6-10 человек (это эффективно с точки зрения психологических результатов). В группу включаются учащиеся, показавшие в результате проведения психолого-педагогической диагностики низкий уровень развития внимания, и испытывающие трудности в учёбе по причине невнимательности. Программа включает в себя 10 занятий. Частота групповых встреч – 2 раза в неделю. Приблизительная длительность каждого занятия – 1 час – 1 час 10 минут. Занятия проводятся в помещении со столами, стульями и доской. Через каждые пять занятий рекомендуется проводить консультацию родителей детей, занимающихся в группе. На консультациях родителям предлагаются игры и упражнения по развитию ребёнка в домашних условиях.
Занятия представлены в виде блока упражнений и игр.
В структуре занятий можно выделить следующие этапы:
Цель- настройка на позитивное проведение занятий, позволяющие сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия.
Цель -настройка на продуктивную групповую деятельность, психофизическая мобилизация организма.
Цель-
решение задач данного