Психодиагностика

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 15:19, контрольная работа

Описание работы

Становление психодиагностики в бывшем СССР (1970-е гг.) начиналось буквально на пустом месте. За исключением немногочисленных, так называемых «качественных» методик диагностики умственного развития, не было тестов, в которых остро нуждалась возрождающаяся в здравоохранении, образовании и промышленности психологическая практика. Поэтому вполне естественно внимание психологов к многочисленным зарубежным тестам, которые переводят на русский язык и начинают активно использовать в разнообразных исследованиях.

Содержание

Вопрос 1. Проблемы адаптации зарубежных тестов 1
Вопрос 2. Диагностика интеллектуальных способностей: понятия, методические приемы, методики 3
Вопрос 3. Психодиагностическое исследование интеллектуальных способностей 10
Анализ и оценка результатов уровня развития интеллекта. 12
Заключение 14
Приложение 1. 15
Обработка результатов теста 23
Список литературы 24

Работа содержит 1 файл

контрольная работапсиходиаг1.docx

— 578.64 Кб (Скачать)

   В задания ШТУР были включены понятия, подлежащие обязательному усвоению, в учебных предметах трех циклов: математического, гуманитарного и  естественно-научного. Помимо этого, определялась осведомленность в некоторых понятиях общественно-политического и научно-культурного содержания.

   Тест  состоит из 6 субтестов: 1 и 2 – на общую осведомленность, 3 – на установление аналогий, 4 – на классификацию, 5 – на обобщение и 6 – на установление закономерностей в числовых рядах.

   От  традиционных тестов ШТУР отличает ряд  особенностей:

   – особое содержание, которое представлено в заданиях (не житейские, а школьные понятия, обязательные для усвоения);

   – иные способы репрезентации и обработки диагностических результатов (отказ от статистической нормы и использование степени приближения к социально-психологическому нормативу в качестве критерия оценки индивидуальных результатов);

   – коррекционная направленность методики, то есть возможность предусматривать на ее основе специальные способы исправления замеченных дефектов развития.

   ШТУР  соответствует высоким статистическим критериям, которым должен соответствовать  любой диагностический тест. Он апробирован  на больших выборках и доказал  свою эффективность при решении  задач определения умственного  развития учащихся подросткового возраста.

   Для диагностики умственного развития старшеклассников (8-10-е классы) может  быть использован Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Он создан в 1953 году (последняя редакция 1973 г.). Тест предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года.

   Тест  разрабатывался, в первую очередь, для  диагностирования уровня общих способностей в связи с проблемами профессиональной психодиагностики. При создании теста  Р. Амтхауэр исходил из концепции, согласно которой интеллект является специализированной подструктурой в целостной структуре личности и тесно связан с другими компонентами личности, такими, как волевая и эмоциональная сферы, интересы и потребности.

   Интеллект понимается Амтхауэром как единство некоторых психических способностей, проявляющихся в различных формах деятельности. В тест им были включены задания на диагностику следующих компонентов интеллекта: вербального, счетно-математического, пространственного, мнемического.

   Тест  состоит из девяти субтестов, каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта. Шесть субтестов диагностируют вербальную сферу, два – пространственное воображение, один – память. Тест содержит 9 субтестов: осведомленность, классификации, аналогии, обобщения, арифметические задачи, числовые ряды, пространственные представления (2 субтеста), запоминание вербального материала.

   Р. Амтхауэр при интерпретации результатов теста предполагал, что с его помощью можно судить о структуре интеллекта испытуемых (по успешности выполнения каждого субтеста). Для грубого анализа “умственного профиля” он предлагал подсчитать отдельно результаты по первым четырем и по следующим пяти субтестам. Если суммарная оценка первых четырех субтестов превышает суммарную оценку следующих пяти субтестов, значит, у испытуемого больше развиты теоретические способности. Если наоборот, то практические.

   Кроме того, по результатам тестирования можно выделить приоритетное развитие гуманитарных (по результатам выполнения первых 4-х субтестов), математических (5-й и 6-й субтесты) или технических (7-й и 8-й субтесты) способностей, что может быть использовано в проведении профориентационной работы.

   Для диагностики умственного развития выпускников средней школы и  абитуриентов в Психологическом  институте РАО был разработан специальный тест умственного развития – АСТУР (для Абитуриентов и Старшеклассников Тест Умственного Развития). Тест создан на тех же теоретических принципах нормативной диагностики, что и ШТУР (авторский коллектив: М.К. Акимова, Е.М. Борисова, К.М. Гуревич, В.Г. Зархин, В.Т. Козлова, Г.П. Логинова, А.М. Раевский, Н. А. Ференс).

   Тест включает 8 субтестов: 1. Осведомленность. 2. Двойные аналогии. 3. Лабильность. 4. Классификации. 5. Обобщение. 6. Логические схемы. 7. Числовые ряды. 8. Геометрические фигуры.

   Все задания теста составлены на материале  школьных программ и учебников и  предназначены для изучения уровня умственного развития выпускников  средней школы. При обработке  результатов тестирования можно  не только получить общий балл, но и  определить индивидуальный тестовый профиль  испытуемого, свидетельствующий о  приоритетном овладении понятиями  и логическими операциями на материале  основных циклов учебных дисциплин (общественно-гуманитарного, физико-математического, естественно-научного) и о преобладании вербального или образного мышления.

   Таким образом, на основе тестирования можно  прогнозировать успешность последующего обучения выпускников в учебных  заведениях разного профиля. Наряду с особенностями умственного  развития тест позволяет получить характеристику скорости протекания мыслительного  процесса (субтест “лабильность”), что является показателем выраженности свойств нервной системы (“лабильности – инертности”). Ниже приводятся, примеры субтестов, входящих в тест АСТУР.

   1. Осведомленность. От испытуемого  требуется правильно дополнить  предложение из пяти приведенных слов, например:

   “Противоположным  к слову “отрицательный” будет  слово...

   а) неудачный, б) спорный, в) важный, г) случайный, д) положительный”.

   2. Двойные аналогии. Испытуемому необходимо  определить логические отношения,  существующие между двумя понятиями,  при условии, что в обеих  парах пропущено по одному  понятию. Необходимо подобрать  пропущенные понятия таким образом,  чтобы между первым словом  задания и первым словом одной  из данных на выбор пар было  такое же соотношение, как между  вторым словом задания и вторым  словом этой же пары. Например: “Стол: х = чашка: 

   а) мебель – кофейник

   б) обеденный – посуда

   в) мебель – посуда

   г) круглый – ложка

   д) стул – пить”

   Правильным  ответом будет “мебель – посуда”.

   3. “Лабильность”. В субтесте требуется в очень короткий период времени быстро и без ошибок выполнить ряд простых указаний, например, таких: “Напишите первую букву своего имени и последнюю букву названия текущего месяца”.

   4. Классификации. Даются шесть слов. Среди них нужно найти два,  только два, которые можно объединить  по какому-то общему признаку. Например: “а) кошка, б) попугай,  в) дог, г) жук, д) спаниель, е) ящерица”. Искомые слова будут  “дог” и “спаниель”, поскольку  их можно объединить по общему  признаку: и то, и другое слово  обозначает породу собак.

   5. Обобщение. Испытуемому предлагаются  два слова. Нужно определить, что  между ними общего (найти наиболее  существенные признаки для обоих  слов), и записать это понятие  в бланк для ответов. Например, “дождь – град”. Правильным  ответом будет слово “осадки”.

   6. Логические схемы. Испытуемому  предлагается расположить в логическую  схему от общего к частному  несколько понятий. То есть  требуется построить “дерево”  логических отношений, обозначив  место каждого понятия соответствующей  буквой, а отношения между ними  – стрелкой. Например: “а) такса,  б) животное, в) карликовый пудель, г) собака, д) жесткошерстная такса, е) пудель”. Схема такова:

   

   7. Числовые ряды. Предлагаются числовые  ряды, расположенные по определенному  правилу. Необходимо определить  два числа, которые были бы  продолжением соответствующего  ряда. Например: “24681012??” В этом  ряду каждое последующее число  на 2 единицы больше предыдущего.  Поэтому следующие числа будут  14 и 16.

   8. Геометрические фигуры. Этот субтест диагностирует особенности пространственного мышления испытуемых и включает разнообразные задания на понимание чертежей, определение геометрических фигур по разверткам и др.

   Проведение  теста занимает около полутора часов. Тест проверен на надежность и валидность и пригоден для отбора студентов на разные факультеты.

Вопрос 3. Психодиагностическое исследование интеллектуальных способностей

Введение

   Интеллект (от лат. intellectus – понимание, познание) — способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Выделяют общие способности, связанные с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности и специальные, которые связаны с отдельными видами деятельности.

   К общим  способностям относят, прежде всего, свойства ума, и поэтому часто общие  способности называют общими умственными  способностями или интеллектом. Существует много определений интеллекта, но до сих пор нет какой-либо общепринятой формулы.

   В психологической  литературе имеется, по меньшей мере, три значения понятия "интеллект":

   1) общая  способность к познанию и решению  проблем, определяющая успешность  любой деятельности и лежащая  в основе других способностей;

   2) система  всех познавательных способностей  индивида (от ощущения до мышления);

   3) способность  к решению проблем без внешних  проб и ошибок, противоположная  способности к интуитивному познанию.

   Определение интеллекта как совокупности общих  способностей связано с работами С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, Б. Г. Ананьева, В. Н. Дружинина, также проблемой  исследования интеллекта в разное время  занимались Г.Айзенк, Ф.Гальтон, Дж.Кеттелл, Ч. Спирман, в отечественной науке – Л.С. Выготский, Б.Г.Ананьев и др. Но и в настоящее время эта проблема не является до конца решенной. Основываясь на Ч. Спирмена, Гилфорда, Кэттелла, В.Н. Дружинина работах, можно вывести наиболее общее определение интеллекта.

   Основным  критерием выделения интеллекта как самостоятельной реальности является его функция в регуляции  поведения. Когда говорят об интеллекте как о некоторой способности, то в первую очередь опираются  на его адаптационное значение для  человека.

   В соответствии же со второй точкой зрения интеллект  связан со скоростью восприятия или  реагирования на внешние стимулы.

   Сегодня многие психологи рассматривают  интеллект как способность индивидуума  адаптироваться к окружающей среде. Проблема дифференциации интеллектуальных способностей стала предметом ряда специальных исследований отечественных специалистов (С. Д. Бирюков, А. Н. Воронин, В. Н. Дружинин, А. М. Матюшкин, И. П. Ищенко, М. А. Холодная и др.).

   Понимая интеллект в широком смысле как психические способности и умения, необходимые для эффективной работы этих механизмов, можно сказать, что он есть инструмент, с помощью которого сознание выполняет познавательную функцию. Важнейшей интеллектуальной способностью, без которой невозможно сознательное решение познавательных задач, является способность мышления — ум, разум.

   Продуктивность  мышления зависит не только от генетически  заданных особенностей интеллекта, но и от эрудиции, компетенции, начитанности, владения методами и навыками умственной работы. Ум — это не просто природный дар, а результат усвоения культуры, овладения духовными ценностями, созданными человечеством.

   Тема  интеллектуальных способностей является актуальной, так как проблема исследования интеллекта занимает особое место в  психологической науке не только потому, что с нее началась психодиагностика, но и в связи с дерзким стремлением  исследователей оценить возможности  ума человека, как важнейшего органа познания как самого себя, так и явлений окружающей действительности, а диагностика интеллекта играет важную роль в повышении качества образования школьников, позволяет выявить отклонения в умственном развитии учащихся и, как следствие, правильно организовать педагогическую работу, специально направленную на развитие тех или иных способностей.

Информация о работе Психодиагностика