Психодиагностика

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 15:19, контрольная работа

Описание работы

Становление психодиагностики в бывшем СССР (1970-е гг.) начиналось буквально на пустом месте. За исключением немногочисленных, так называемых «качественных» методик диагностики умственного развития, не было тестов, в которых остро нуждалась возрождающаяся в здравоохранении, образовании и промышленности психологическая практика. Поэтому вполне естественно внимание психологов к многочисленным зарубежным тестам, которые переводят на русский язык и начинают активно использовать в разнообразных исследованиях.

Содержание

Вопрос 1. Проблемы адаптации зарубежных тестов 1
Вопрос 2. Диагностика интеллектуальных способностей: понятия, методические приемы, методики 3
Вопрос 3. Психодиагностическое исследование интеллектуальных способностей 10
Анализ и оценка результатов уровня развития интеллекта. 12
Заключение 14
Приложение 1. 15
Обработка результатов теста 23
Список литературы 24

Работа содержит 1 файл

контрольная работапсиходиаг1.docx

— 578.64 Кб (Скачать)

   В сжатом виде социально-психологический норматив (СПН) можно определить как систему требований, которые общество предъявляет к уровню  психического и личностного развития каждого из своих членов. Содержание СПН, в сущности, является идеальной моделью требований социальной общности к личности. Следовательно, оценка результатов тестирования должна проводиться по степени близости к СПН, который дифференцируется в образовательно-возрастных границах. Такие требования могут быть закреплены в форме правил, предписаний, требований к человеку и включать самые разнообразные аспекты: умственное развитие, нравственное, эстетическое и т. д.

   Требования  СПН присутствуют в образовательных  программах, в квалификационных профессиональных характеристиках, собирательном мнении учителей, воспитателей, родителей. Они  отражают интеллектуальные, духовно-нравственные приоритеты данного общества. Такие  нормативы динамичны, они меняются вместе с развитием общества.

   Рассмотрим  психодиагностические методики по их отнесенности к разным возрастам. Для  диагностики умственного развития учащихся младших классов может  быть применен тест Д. Векслера и тест Дж. Равена[7,c.61]. Тест Векслера необычайно популярен во многих странах мира, поэтому рассмотрим его подробнее.

   В 1939 году была опубликована первая форма шкал Дэвида Векслера, известная как шкала  интеллекта Векслера-Беллевью.

   Тест включал две шкалы: вербальную и невербальную (шкалу действия), при этом предусматривалось вычисление IQ для каждой шкалы в отдельности и суммарного IQ. Он предусматривал возможность установления психиатрического диагноза, связанного с умственной отсталостью. По форме проведения тест индивидуальный – т.е. может проводиться только с одним испытуемым.

   В настоящее время имеются три  формы шкал Векслера, предназначенные  для разных возрастов. В 1955 году была опубликована одна из последних шкал интеллекта для взрослых (WAIS), в которую вошло 11 субтестов.

   Помимо  шкал для взрослых, Векслером были созданы шкалы для детей (от 6,5 до 16,5 лет). Детский вариант теста  включает 12 субтестов:

   1. “Осведомленность”. Испытуемому  задаются 30 вопросов из разных  областей знаний (житейских, научных)  и диагностируются особенности  памяти и мышления.

   2. “Понятливость”. Субтест включает 14 вопросов, ответы на которые требуют умения строить умозаключения.

   3. “Арифметический” субтест представляет из себя 16 задач, решение которых требует сообразительности, внимания, умения оперировать числовым материалом.

   4. “Сходство”. Испытуемому необходимо  выполнить 16 заданий на нахождение  сходства понятий, что требует  умения логически обрабатывать  понятия и проводить операцию  обобщения.

   5. “Словарный” субтест требует от испытуемого определить 40 понятий – как конкретных, так и абстрактных. Для выполнения заданий необходим большой словарный запас, эрудированность, определенная культура мышления.

   6. “Повторение цифр”. Этот субтест диагностирует особенности внимания и оперативной памяти, в нем требуется повторить за экспериментатором цифры, ряд которых может включать от трех до девяти знаков.

   7. “Недостающие детали”. Испытуемому  предъявляются 20 картинок с изображениями  предметов, у которых отсутствуют  какие-то детали, их и необходимо  назвать. Здесь особенно важны  внимание, перцептивные способности.

   8. “Последовательные картинки”. Испытуемому  предъявляются 11 сюжетных картинок, которые следует положить в  таком порядке, чтобы получился  рассказ с последовательными  событиями. Необходимо логическое  мышление, понимание сюжета, умение  организовать его в единое  целое.

   9. “Кубики Косса”. Испытуемому предлагается из кубиков с разно окрашенными гранями сложить модель по образцу, изображенному на карточке. Диагностируются аналитико-синтетические способности испытуемого, пространственные способности.

   10. “Складывание фигур”. Необходимо  из разрезанных частей сложить  завершенные фигуры (лошадь, машина  и др.). Нужно уметь работать  по эталону, соотносить части  и целое.

   11. “Кодирование”. Даны цифры от 1 до 9, каждой из которых соответствует  какой-то знак, требуется, глядя  на образец, проставить значки, соответствующие предлагаемым рядом цифр. Анализируется внимание, его концентрация, распределение, переключение.

   12. “Лабиринты”. Требуется найти  выход из изображенных на листе  бумаги лабиринтов. Диагностируется  умение решать перцептивные задачи, произвольность, устойчивость внимания.

   Тест  прошел все необходимые проверки. Получены высокие показатели его  надежности и валидности.

   Векслером была создана также шкала для  дошкольников и младших школьников (для возраста от 4 до 6,5 лет). Эта шкала  была опубликована в 1967 году. Она состоит  из 11 субтестов. Стандартный IQ, вычисляемый по тесту, имеет среднее 100 и квадратическое (стандартное) отклонение 15.

   В нашей стране тест Векслера был адаптирован  А. Ю. Панасюком (1973) и позднее опубликован  в обновленной редакции в Санкт-Петербурге [Ю.И. Филимоненко, В. И. Тимофеев, 1992].

   Одним из самых существенных недостатков  теста Векслера является неотчетливость его содержательного наполнения (что характерно для многих зарубежных методов), поэтому по результатам  тестирования трудно строить коррекционно-развивающую работу с испытуемыми [А.Г. Шмелев, 1996].

   Еще одним очень популярным тестом умственного  развития, который пригоден для младших  школьников, является тест Дж. Равена, или “Прогрессивные матрицы Равена”. Тест Равена – тест интеллекта, предназначенный для диагностики умственных способностей личности с помощью цветного и черно-белого вариантов рисунков, которые надо проанализировать и найти закономерные связи между ними.

   Это невербальный тест, разработанный Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 году в черно-белом варианте и в 1949 году – в цветном. Черно-белый вариант теста предназначен для обследования детей, начиная с 8 лет и взрослых до 65 лет. Тест состоит из 60 матриц или композиций с пропущенным элементом. Испытуемый выбирает недостающий элемент среди 6-8 предложенных. Задания сгруппированы в пять серий (А, В, С, Д, Е), каждая из которых включает 12 однотипных матриц, расположенных в порядке возрастающей трудности. Тест не ограничен во времени и может проводиться как индивидуально, так и в группе.

   При выполнении теста испытуемый должен проанализировать структуру образца, понять характер связей между элементами и выбрать отсутствующую часть  путем сравнения с предлагаемыми  на выбор ответами. Для успешного  выполнения заданий от обследуемого требуется умение концентрировать  внимание, мысленно оперировать образами в пространстве, хорошо развитая перцепция, логическое мышление (своеобразная “визуальная  логика”).

   Более простой вариант “Цветные матрицы  Равена” включает серии заданий (А, Ав, В). Он предназначен для обследования детей от 5 до 11 лет, для лиц старше 65 лет, для лиц с языковыми затруднениями, для различных групп пациентов, имеющих нарушения в интеллектуальной сфере. Помимо обычной бланковой формы тест существует в виде так называемых “вкладышей”, когда испытуемый может пользоваться вырезанными карточками с вариантами ответов, вкладывая выбранную часть в качестве недостающей детали (чаще всего это используется для дошкольников).

   Результаты  тестирования с помощью теста  Равена высоко коррелируют с результатами по тестам Векслера и Стэнфорда-Бине, его надежность высока. Предусмотрен перевод показателей в стандартные с вычислением IQ.

   Для диагностики умственного развития учащихся 3-6-х классов словацким  психологом Дж. Вандой разработан Групповой  интеллектуальный тест (ГИТ). Тест переведен  и адаптирован для выборки российских школьников в ЛПИ [М.К. Акимова, Е. М. Борисова и др., 1993].

   ГИТ, как и другие тесты интеллекта, выявляет, насколько испытуемый к  моменту обследования овладел предлагаемыми  ему в заданиях словами и терминами, а также умениями выполнять с  ними некоторые логические действия – все это характеризует уровень  умственного развития испытуемого, существенный для успешного прохождения  школьного курса.

   ГИТ содержит 7 субтестов: исполнение инструкций, арифметические задачи, дополнение предложений, определение сходства и различия понятий, числовые ряды, аналогии, символы.

   В первом субтесте от испытуемого требуется как можно быстрее и точнее выполнить ряд простых указаний (подчеркнуть самое большое из чисел, оценить число букв в трех словах и подчеркнуть то, которое является самым длинным, и т. д.). Для правильного выполнения всех заданий требуются элементарные знания в объеме третьего класса средней школы. Сложность состоит в том, чтобы быстро схватить смысл инструкции и как можно точнее ее выполнить.

   Второй  субтест (арифметические задачи) построен по принципу теста достижений. Он выявляет овладение конкретными учебными навыками в области математики.

   Третий  субтест содержит 20 заданий, представляющих собой предложения с пропущенными словами. Эти пропуски должен самостоятельно заполнить сам школьник. Успешность выполнения заданий зависит от умения улавливать смысл предложения, навыков его правильного построения и словарного запаса. Ошибки допускаются теми учащимися, которые еще недостаточно овладели умением строить сложные конструкции предложений с использованием слов, не несущих основную информативную нагрузку.

   Выполнение  следующего субтеста (определение сходства и различия понятий) показало, что он слабо дифференцирует испытуемых – почти все учащиеся успешно справились с входящими в него заданиями. Затруднения вызывают пары слов, значения которых малознакомы учащимся данного возраста (“трудность-проблема”, “мнение-взгляд” и др.). Сама логическая операция, задействованная в этом субтесте, вполне доступна школьникам, она отрабатывается в школе при необходимости нахождения синонимов и антонимов.

   Субтест “аналогии” включает 40 заданий. Овладение этой операцией необходимо и на этапе усвоения ребенком знаний и на этапе их применения. Включенные в субтест слова должны быть хорошо известны учащимся данного возраста. Задания субтеста включали логические отношения “вид – род”, “часть – целое”, “противоположность”, “порядок следования” и др.

   В следующем субтесте требовалось закончить числовые ряды, поняв закономерность их построения. В ГИТ ряды образуются: 1) путем увеличения или уменьшения каждого последующего члена ряда за счет  приближения к предыдущему или вычитания из него определенного целого числа – 14 заданий; 2) путем умножения (или деления) каждого последующего числа на целое число – 2 задания; 3) путем чередования действий сложения и вычитания – 3 задания; 4) путем чередования действий умножения и сложения – 1 задание.

   Данный  субтест оказался малодоступным для учащихся, входивших в обследованную выборку. Большой процент ошибок начинается уже с четвертого задания и значительно возрастает с одиннадцатого, где вводится более сложный алгоритм построения ряда. Ошибочные решения возникают из-за недостаточно развитого умения анализировать условия. Сложившийся стереотип отыскивания правил построения ряда направляет мысль ученика на то, что правило должно остаться неизменным. Недостаточная гибкость мышления, неумение быстро найти новый способ действия приводят к ошибкам. В учебной деятельности школьники этого возраста редко сталкиваются с необходимостью резкой смены алгоритмов решения задач. Чаще алгоритмы решения задаются учителем, и от детей требуется только их освоение и закрепление путем решения школьных однотипных заданий.

   Качественный  анализ теста показал основные причины  затруднений, которые могут испытывать учащиеся при его выполнении. Среди  них: а) отсутствие конкретных знаний в  определенной области (незнание понятий, сложных синтаксических структур и  др.); б) недостаточное владение некоторыми логико-функциональными отношениями между словами; в) определенная ригидность, стереотипность подходов к решению некоторых заданий; г) некоторые особенности мышления младших подростков (ассоциативность, недостаточно глубокий анализ понятий и др.). Необходимо учитывать, что все эти затруднения связаны с особенностями психического развития и жизненного опыта детей этого возраста.

   Для диагностики умственного развития учащихся 7-9-х классов коллективом  К.М. Гуревича разработан Школьный Тест Умственного Развития (ШТУР).

Информация о работе Психодиагностика