Психоаналитические теории детского развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 13:30, контрольная работа

Описание работы

Данная работа содержит подробное описание психоаналитических теорий детского развития с описанием стадий развития.

Содержание

1. Теория Зигмунда Фрейда
2. Проблемы психологии развития ребенка в психоанализе
3. Развитие классического психоанализа в работах Анны Фрейд
4. Эпигенетическая теория развития личности Эрика Эриксона
Список литературы

Работа содержит 1 файл

кр Пс развития и возрастная пс (И).doc

— 675.50 Кб (Скачать)

           Чувство инициативности, по мнению  Э. Эриксона, имеет всеобщий характер. "Само слово инициативность, - пишет Э. Эриксон, - для многих имеет американский и предпринимательский оттенок. Тем не менее, инициативность является необходимым аспектом любого действия, и инициативность необходима людям во всем, чем они занимаются и чему учатся, начиная от собирания плодов и кончая системой свободного предпринимательства".

           Агрессивное поведение ребенка  неизбежно влечет за собой  ограничение инициативы и появление  чувства вины и тревожности.  Так, по Э. Эриксону, закладываются  новые внутренние инстанции поведения - совесть и моральная ответственность за свои мысли и действия. Именно на этой стадии развития, как ни на какой другой, ребенок готов быстро и жадно учиться. "Он может и хочет совместно действовать, объединяться с другими детьми для целей конструирования и планирования, и он же стремится извлекать пользу от общения со своим учителем и готов превзойти любой идеальный прототип", - отмечал Э. Эриксон.

           Четвертую стадию развития личности, которую психоанализ называет "латентным" периодом, а Э. Эриксон - временем "психосексуального моратория", характеризует определенная дремотность инфантильной сексуальности и отсрочка генитальной зрелости, необходимая для того, чтобы будущий взрослый человек научился техническим и социальным основам трудовой деятельности. Школа в систематическом виде приобщает ребенка к знаниям о будущей трудовой деятельности, передает в специально организованной форме "технологический этос" культуры, формирует трудолюбие. На этой стадии ребенок учится любить учиться и учится наиболее самоотверженно тем типам техники, которые соответствуют данному обществу.

           Опасность, подстерегающая ребенка  на этой стадии, состоит в чувствах  неадекватности и неполноценности.  По мнению Э. Эриксона, "ребенок  в этом случае переживает отчаяние от своей неумелости в мире орудий и видит себя обреченным на посредственность или неадекватность". Если в благоприятных случаях фигуры отца и матери, их значимость для ребенка отходят на второй план, то при появлении чувства своего несоответствия требованиям школы семья вновь становится убежищем для ребенка.

           Э. Эриксон подчеркивает, что на  каждой стадии развивающийся  ребенок должен приходить к  жизненно важному для него  чувству собственной состоятельности,  и его не должна удовлетворять безответственная похвала или снисходительное одобрение. Его эго-идентичность достигает реальной силы только тогда, когда он понимает, что его достижения проявляются в тех сферах жизни, которые значимы для данной культуры.

           Пятую стадию в развитии личности характеризует самый глубокий жизненный кризис. Детство подходит к концу. Завершение этого большого этапа жизненного пути характеризуется формированием первой цельной формы эго-идентичности. Три линии развития приводят к этому кризису: это бурный физический рост и половое созревание ("физиологическая революция"); озабоченность тем, "как я выгляжу в глазах других", "что я собой представляю"; необходимость найти свое профессиональное призвание, отвечающее приобретенным умениям, индивидуальным способностям и требованиям общества. В подростковом кризисе идентичности заново встают все пройденные критические моменты развития. Подросток теперь должен решить все старые задачи сознательно и с внутренней убежденностью, что именно такой выбор значим для него и для общества. Тогда социальное доверие к миру, самостоятельность, инициативность, освоенные умения создадут новую целостность личности.

           Юношеский возраст - наиболее  важный период развития, на который  приходится основной кризис идентичности. За ним следует либо обретение "взрослой идентичности", либо задержка в развитии, то есть "диффузия идентичности".

           Интервал между юностью и взрослым  состоянием, когда молодой человек  стремится (путем проб и ошибок) найти свое место в обществе, Э. Эриксон назвал "психическим мораторием". Острота этого кризиса зависит как от степени решения более ранних кризисов (доверия, независимости, активности и др.), так и от всей духовной атмосферы общества. Непреодоленный кризис ведет к состоянию острой диффузии идентичности, составляет основу социальной патологии юношеского возраста.

Синдром социальной патологии идентичности по Э. Эриксону:

регрессия к  инфантильному уровню и желание  как можно дольше отсрочить обретение  взрослого статуса;

смутное, но устойчивое состояние тревоги;

чувство изоляции и опустошенности;

постоянное пребывание в состоянии чего-то такого, что  сможет изменить жизнь;

страх перед  личным общением и неспособность  эмоционально воздействовать на лиц  другого пола;

враждебность  и презрение ко всем признанным общественным ролям, вплоть до мужских и женских ("унисекс");

презрение ко всему  американскому и иррациональное предпочтение всего иностранного (по принципу "хорошо там, где нас  нет"). 

В крайних случаях  имеет место поиск негативной идентичности, стремление "стать ничем" как единственный способ самоутверждения.

           Отметим еще несколько важных  наблюдений Э. Эриксона, относящихся  к периоду юности. Влюбленность, возникающая в этом возрасте, по мнению Э. Эриксона, первоначально  не носит сексуального характера. "В значительной степени юношеская влюбленность есть попытка прийти к определению собственной идентичности путем проекции собственного первоначально не отчетливого образа на кого-то другого и лицезрения его уже в отраженном и проясненном виде, - считает Э. Эриксон. - Вот почему проявление юношеской влюбленности во многом сводится к разговорам", - писал он. По логике развития личности молодым людям присущи избирательность в общении и жестокость по отношению ко всем "чужакам", отличающимся социальным происхождением, вкусами или способностями. "Часто специальные детали костюма или особые жесты временно избираются в качестве знаков, помогающих отличать "своего" от "чужака"... такая нетерпимость является защитой для чувства собственной идентичности от обезличивания и смешения", - писал он.

           Становление эго-идентичности позволяет  молодому человеку перейти на  шестую стадию развития, содержание которой - поиск спутника жизни, желание тесного сотрудничества с другими, стремление к близким дружеским связям с членами своей социальной группы. Молодой человек не боится теперь утраты своего "Я" и обезличивания. Достижения предыдущей стадии позволяют ему, как пишет Э. Эриксон, "с готовностью и желанием смешивать свою идентичность с другими". Основой стремления к сближению с окружающими служит полное овладение главными модальностями поведения. Уже не модус какого-то органа диктует содержание развития, а все рассмотренные модусы подчинены новому, целостному образованию эго-идентичности, появившемуся на предшествующей стадии. Молодой человек готов к близости, он способен отдать себя сотрудничеству с другими в конкретных социальных группах и обладает достаточной этической силой, чтобы твердо придерживаться такой групповой принадлежности, даже если это требует значительных жертв и компромиссов.

           Опасность же этой стадии представляет  одиночество, избегание контактов,  требующих полной близости. Такое  нарушение, по мнению Э. Эриксона, может вести к острым "проблемам  характера", к психопатологии. Если психический мораторий продолжается и на этой стадии, то вместо чувства близости возникает стремление сохранить дистанцию, не пускать на свою "территорию", в свой внутренний мир. Существует опасность, что эти стремления могут превратиться в личностные качества - в чувство изоляции и одиночества. Преодолеть эти негативные стороны идентичности помогает любовь. Э. Эриксон считает, что именно по отношению к молодому человеку, а не к юноше и тем более к подростку, можно говорить об "истинной генитальности". Э. Эриксон напоминает, что любовь не должна пониматься только как сексуальное влечение, ссылаясь на фрейдовское различение "генитальной любви" и "генитальной любви". Э. Эриксон указывает, что появление зрелого чувства любви и установление творческой атмосферы сотрудничества в трудовой деятельности подготавливают переход на следующую стадию развития.

           Седьмая стадия рассматривается как центральная на взрослом этапе жизненного пути человека. По Э. Эриксону, развитие личности продолжается в течение всей жизни. (Напомним, что для З. Фрейда человек остается только неизменным продуктом своего детства, постоянно испытывающим ограничения со стороны общества). Развитие личности продолжается благодаря влиянию со стороны детей, которое подтверждает субъективное ощущение своей нужности другим. Производительность и порождение (продолжение рода) как главные положительные характеристики личности на этой стадии реализуются в заботе о воспитании нового поколения, в продуктивной трудовой деятельности и в творчестве. Во все, что делает человек, он вкладывает частицу своего "Я", и это приводит к личностному обогащению. "Зрелый человек, - пишет Э. Эриксон, - нуждается в том, чтобы быть нужным, и зрелость нуждается в руководстве и поощрении со стороны своих отпрысков, о которых необходимо заботиться". При этом речь необязательно идет только о собственных детях.

           Напротив, в том случае, если складывается  неблагоприятная ситуация развития, появляется чрезмерная сосредоточенность  на себе, которая приводит к  косности и застою, к личностному опустошению. Такие люди часто рассматривают себя как свое собственное и единственное дитя. Если условия благоприятствуют такой тенденции, то наступает физическая и психологическая инвалидизация личности. Она подготовлена всеми предшествующими стадиями, если соотношение сил в их течении складывалось в пользу неуспешного выбора. Стремление к заботе о другом, творческий потенциал, желание творить вещи, в которые вложена частица неповторимой индивидуальности, помогает преодолеть возможное формирование самопоглощенности и личностное оскудевание.

           Восьмая стадия жизненного пути характеризуется достижением новой завершенной формы эго-идентичности. Только в человеке, который каким-то образом проявил заботу в отношении людей и вещей и приспособился к успехам и разочарованиям, неотъемлемым от жизни, в родителе детей и создателе вещей и идей - только в нем постепенно созревает плод всех семи стадий - целостность личности.

Э. Эриксон отмечает несколько составляющих такого состояния души:

это всевозрастающая  личностная уверенность в своей  приверженности к порядку и осмысленности;

это постнарцистическая любовь человеческой личности как переживание  мирового порядка и духовного  смысла прожитой жизни, независимо от того, какой ценой они достигаются;

это принятие своего жизненного пути как единственно  должного и не нуждающегося в замене;

это новая, отличная от прежней, любовь к своим родителям;

это приязненное  отношение к принципам прошлых  времен и различной деятельности в том виде, как они проявлялись в человеческой культуре. 

Обладатель такой  личности понимает, что жизнь отдельного человека есть лишь случайное совпадение единственного жизненного цикла  с единственным отрезком истории, и  перед лицом этого факта смерть теряет свою силу. Мудрый индеец, истинный джентльмен и добросовестный крестьянин в полной мере разделяют это итоговое состояние личностной целостности и узнают его друг у друга.

           На этой стадии развития возникает  мудрость, которую Э. Эриксон определяет  как отстраненный интерес к жизни как таковой перед лицом смерти.

           Напротив, отсутствие этой личностной  интеграции ведет к страху  смерти. Возникает отчаяние, ибо  слишком мало осталось времени,  чтобы начать жизнь сначала  и по-новому, чтобы попытаться  достичь личностной целостности иным путем. Это состояние можно передать словами русского поэта В.С. Высоцкого: "Вам вечным холодом и льдом сковало кровь от страха жить и от предчувствия кончины".

           В результате борьбы положительных  и отрицательных тенденций в решении основных задач на протяжении эпигенеза формируются основные "добродетели" личности.

Но поскольку  позитивные чувства всегда существуют и противостоят негативным, то и "добродетели" имеют два полюса. Так: базовая  вера против базового недоверия рождает НАДЕЖДУ - ОТДАЛЕНИЕ;

автономность  против стыда и сомнения - ВОЛЮ - ИМПУЛЬСИВНОСТЬ;

инициативность  против вины - ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ - АПАТИЮ;

трудолюбие против чувства собственной неполноценности - КОМПЕТЕНТНОСТЬ - ИНЕРЦИЮ;

идентичность  против диффузии идентичности - ВЕРНОСТЬ - ОТРЕЧЕНИЕ;

близость против одиночества - ЛЮБОВЬ - ЗАМКНУТОСТЬ;

порождение против самопоглощенности - ЗАБОТА - ОТВЕРЖЕНИЕ;

эгоинтеграция против потери интереса к жизни - МУДРОСТЬ - ПРЕЗРЕНИЕ. 

Э. Эриксон - последователь З. Фрейда. В "Словаре знаменитых американцев", вышедшем к 200-летию США, он был назван "наиболее ярким в творческом отношении из всех, кто работал в психоаналитической традиции после Фрейда". Как подчеркивает Д. Н. Ляликов, наиболее ценно у Э. Эриксона главное ядро его учения: разработка понятий личной и групповой идентичности, психического моратория, учения о юношеском кризисе идентичности. Сам Э. Эриксон считал, что он расширил фрейдистскую концепцию, вышел за ее рамки.

Информация о работе Психоаналитические теории детского развития