Психоаналитические теории детского развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 13:30, контрольная работа

Описание работы

Данная работа содержит подробное описание психоаналитических теорий детского развития с описанием стадий развития.

Содержание

1. Теория Зигмунда Фрейда
2. Проблемы психологии развития ребенка в психоанализе
3. Развитие классического психоанализа в работах Анны Фрейд
4. Эпигенетическая теория развития личности Эрика Эриксона
Список литературы

Работа содержит 1 файл

кр Пс развития и возрастная пс (И).doc

— 675.50 Кб (Скачать)

           Д. Винникотт. "Нет такой вещи  как младенец", - считал он. Любые высказывания о ребенке должны быть и высказываниями о его матери. Нельзя рассматривать ребенка как отдельного индивида, его следует изучать в системе диадических отношений. Привязанность младенца должна рассматриваться наряду с эмоциональным вкладом "достаточно хорошей матери", которая способна эффективно "зеркалить" своего ребенка. Если мать не может почему-либо проявлять по отношению к ребенку удовольствие и радость, его развитие может пострадать. При разлуке с матерью ребенок использует "переходный объект" (любимая игрушка), который позволяет ему установить связь между прошлым и настоящим, между старым и новым, помогает успокоиться.

           Х. Когут дал новое направление  психоанализу. З. Фрейд считал, что  по мере развития личности  либидонозная (психическая) энергия отрывается от ребенка и переносится на другой объект. Другой объект становится источником удовольствия для ребенка. Чем более полно произошло это перемещение, тем лучше; тем более здоровой, менее нарцисстической будет личность. По мнению Х. Когута, не вся либидонозная энергия должна направляться во внешний мир. Какая-то часть энергии должна сохраниться и быть направлена на развитие самости.

Согласно теории самости, для того, чтобы личность ребенка развивалась нормально, необходимо удовлетворение трех базовых потребностей ребенка:

потребности в "отражении": ребенок ждет от родителей ответа на вопрос: "Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду расскажи, кто на свете  всех милее, всех прекрасней и белее?";

потребности в  идеализации родительского образа: для ребенка важно знать, что хотя бы один из родителей является самым умным и сильным;

потребности быть похожим на других; если она удовлетворяется, то у ребенка развивается чувство  социальной принадлежности, своего общественного  статуса. 

Э. Фромм различал первичный и вторичный нарциссизм. Первичный нарциссизм свидетельствует о самоуважении. Человек, неспособный по-настоящему любить себя, не любит и других. Человек, не способный любить других, не любит и себя. Вторичный нарциссизм, проявляющийся в повышенном интересе к своему телу, общем эгоцентризме является не самовлюбленностью, а ненавистью к себе из-за отсутствия любви со стороны окружающих. Человек, испытывая любовь к окружающим, не истощается, а обогащается. 
 

3.  РАЗВИТИЕ  КЛАССИЧЕСКОГО ПСИХОАНАЛИЗА В РАБОТАХ АННЫ ФРЕЙД

Анна Фрейд - дочь Зигмунда Фрейда - продолжила и  развила классическую теорию и практику психоанализа. Получив педагогическое образование, она работала учительницей в школе для детей пациентов  своего отца и с 1923 г. начала собственную психоаналитическую практику. А. Фрейд - автор многих трудов о закономерностях развития ребенка, о трудностях, с которыми приходится сталкиваться при его воспитании и обучении; о природе и причинах нарушений нормального развития и путях их компенсации.

           В работе "Норма и патология  детского развития" (1965) А. Фрейд  указала истоки психоаналитического  интереса к детям. Она писала, что после выхода в свет  книги ее отца "Три очерка  по теории сексуальности" (1905), многие аналитики стали наблюдать своих детей и находить подтверждение всем отмеченным З. Фрейдом особенностям детского развития: детской сексуальности, Эдипова и кастрационного комплексов. В этом направлении в 20-30-е гг. педагогический факультет Венского психоаналитического института готовил воспитательниц детских садов и учителей. Тогда же известные ученые-психоаналитики (А. Айхорн, С. Бернфельд и др.) вели наблюдения за беспризорными детьми и юными правонарушителями. Во время и после второй мировой войны эти исследования продолжались в специализированных учреждениях, где в центре внимания были наблюдения за младенцами и детьми раннего возраста, лишенными родителей. Большой вклад в разработку психоаналитического изучения детства внесли Р. Спиц, Дж. Боулби, М. Риббл и др. Теоретические идеи развивали Э. Криз и X. Гартман.

           Следуя традиции классического  психоанализа, А. Фрейд разделяет  личность на ее устойчивые  составные части: бессознательное,  или "Оно", "Я", "Сверх-Я". Инстинктивная часть, в свою  очередь, делится на сексуальную и агрессивную составляющие (психоаналитический закон биполярности). Развитие сексуального инстинкта определяется, как и в классическом психоанализе, последовательностью либидонозных фаз (оральная, анально-садистическая, фаллическая, латентная, предпубертатная, пубертатная).

Соответствующие фазы развития агрессивности проявляются  в таких видах поведения, как:

кусание, плевание, цепляние (оральная агрессивность) - оральная стадия

разрушение и  жестокость (проявление анального садизма) - анальная стадия;

властолюбие, хвастовство, зазнайство (на фаллической стадии) - фаллическая стадия;

дисоциальные  начала - предпубертат и пубертатная стадии. 

Для развития инстанции "Я" А. Фрейд также намечает приблизительную хронологию развития защитных механизмов: вытеснения, реактивные образования, проекции и переносы, сублимация, расщепление, регрессии и др. Анализируя развитие "Сверх-Я", А. Фрейд описывает идентификацию с родителями и интериоризацию родительского авторитета. Каждая фаза развития ребенка, по мнению А. Фрейд, есть результат разрешения конфликта между внутренними инстинктивными влечениями и ограничительными требованиями внешнего социального окружения. А. Фрейд считает, что, учитывая фазы, можно построить линии развития для бесконечного количества сфер детской жизни. Признанной заслугой А. Фрейд считается описание ею линии развития кормления от младенческой стадии до разумных привычек питания взрослых; линии развития опрятности от первоначальной воспитательной программы взрослого до автоматического овладения функциями выделения; линии развития физической самостоятельности, отношения к старшим и т.п. Особое внимание в психоанализе уделяется линии развития от инфантильной зависимости к взрослой половой жизни.

           С точки зрения А. Фрейд,  не только выявление уровня развития, достигнутого по соответствующей линии, но и соотношение между всеми линиями позволяют поставить диагноз и дать рекомендации для решения практических вопросов детского воспитания. При этом, подчеркивала она, несоответствие, дисгармонию между различными линиями не следует рассматривать как патологическое явление, так как рассогласования в темпе развития, наблюдающиеся у людей с самого раннего возраста, могут быть всего лишь вариациями в пределах нормы. Ступени от незрелости к зрелости, а не хронологический возраст, рассматриваются ею как показатели развития. Если рост происходит путем прогрессивного продвижения к более высокому уровню, то нормальное детское развитие, согласно взглядам А. Фрейд, идет скачками, не постепенно шаг за шагом, а вперед и снова назад с прогрессивными и регрессивными процессами в их постоянном чередовании. Дети в ходе своего развития делают как бы два шага вперед и один назад.

           В отличие от классического  психоанализа, изучающего, прежде всего,  скрытые от сознания психические явления, А. Фрейд, одна из первых в детской психоаналитической традиции, распространяет основные положения З. Фрейда на сферу сознания, изучая инстанцию "Я" личности. А. Фрейд рассматривает детское развитие как процесс постепенной социализации ребенка, подчиняющийся закону перехода от принципа удовольствия к принципу реальности. А. Фрейд намечает основные компоненты процесса социализации:

           Первый - переход от принципа удовольствия к принципу реальности. Новорожденный, по ее мнению, знает лишь один закон, а именно - принцип удовольствия, которому слепо подчинены все его проявления. Однако для удовлетворения таких телесных потребностей ребенка, как голод, сон, температурная регуляция, младенец полностью предоставлен ухаживающему за ним взрослому. И если поиск удовольствия - "внутренний принцип" ребенка, то удовлетворение желаний зависит от внешнего мира. С самого начала существует разрыв между желанием и возможностью его удовлетворить. 

 

Мать исполняет  или отвергает желания ребенка и благодаря этой роли становится не только первым объектом любви, но также и первым законодателем для ребенка. По мнению А. Фрейд, тот факт, что настроение матери оказывает на ребенка решающее влияние, принадлежит к самым ранним достижениям психоанализа, то есть основополагающим выводам исследований взрослых пациентов. З. Фрейд писал: "Если ребенок был неоспоримым любимцем матери, то в его жизни сохраняются такие пленительные чувства, такая уверенность в успехе, какие нередко влекут за собой успех".

           Наблюдения за детьми вновь  подтверждают, что индивидуальные  пристрастия и антипатии матери  оказывают существенное влияние  на развитие ребенка. "Быстрее  всего развивается то, что больше  всего нравится матери, и что  ею оживленнее всего приветствуется; процесс развития замедляется там, где она остается равнодушной или скрывает свое одобрение", - замечает А. Фрейд.

           Несмотря на беспомощность, ребенку  очень рано удается научиться  проявлять определенные отношения  к матери. Уже в этом раннем возрасте можно различать детей послушных, "хороших", легко управляемых, и детей нетерпимых, своевольных, "тяжелых", которые буйно протестуют против каждого требуемого от них ограничения.

           Чем самостоятельнее становится  ребенок в отношении еды, сна и т.д., считает А. Фрейд, тем более отходят на задний план телесные потребности, уступая место новым инстинктивным желаниям. Ребенок стремится к их удовлетворению с тем же рвением, как прежде стремился к насыщению при чувстве голода. И снова он сталкивается с ограничениями, которые налагает на него внешний мир. Ребенок, естественно, стремится осуществить свои инстинктивные цели безотлагательно, не учитывая внешних обстоятельств, но это может стать опасным для его жизни, поэтому взрослый, хочет он того или нет, вынужден ограничивать ребенка. В результате этого несоответствия между внутренним и внешним, стремлением к удовольствию и учетом реальности все дети этого возраста, по выражению А. Фрейд, "запутаны" в постоянных сложностях внешнего мира и, естественно, непослушны, невежливы и упрямы.

           По мнению А. Фрейд, шансы  ребенка остаться психически  здоровым во многом зависят  от того, насколько его "Я"  способно вынести лишения, то  есть преодолеть неудовольствие. Для некоторых детей совершенно  непереносима любая отсрочка или любое ограничение удовлетворения желаний. Они отвечают реакциями гнева, ярости, нетерпения; ничто не может их удовлетворить, любые замещения отвергаются ими как недостаточные. У других детей те же самые ограничения не вызывают такого возмущения. Интересно, что подобные установки, возникая очень рано, сохраняются на долгие годы. А. Фрейд характеризует ребенка как незрелого до тех пор, пока инстинктивные желания и их осуществление разделены между ним и его окружением таким образом, что желания остаются на стороне ребенка, а решение об их удовлетворении или отказе - на стороне внешнего мира. От этой моральной зависимости, которая для детства вполне нормальна, начинается длинный и трудный путь развития к нормальному взрослому состоянию, когда зрелый человек, становясь "судьей в своем деле", способен контролировать свои намерения, подвергать их рассудительному анализу и самостоятельно решать, нужно ли то или иное побуждение отклонить, отложить или превратить в действие. Такая моральная независимость - результат многочисленных внутренних столкновений.

           В раннем детстве принцип удовольствия  господствует без внутреннего  сопротивления. У более старших  детей он все еще владеет  такими сторонами психики, как  бессознательная и, отчасти, сознательная жизнь фантазий, сновидений и др. Тот, кто находится под властью принципа удовольствия, руководствуется в своих действиях исключительно своим стремлением к удовлетворению желаний. Лишь принцип реальности создает, по словам А. Фрейд, пространство для отсрочки, задержки и учета социального окружения и его требований. На этом основании можно предположить, что принцип удовольствия и дисоциальное, или асоциальное, поведение сплетены так же тесно, как принцип реальности и состоявшаяся социализация. Но все это не так просто, как кажется на первый взгляд.

           А. Айхорн первым заметил, что  беспризорные дети и юные преступники  могут достичь высокой степени  развития принципа реальности, не  используя его для социализации. Переход от принципа удовольствия к принципу реальности - лишь предварительное условие социализации индивида. Продвижение к принципу реальности само по себе еще не дает никакой уверенности, что индивид будет следовать социальным требованиям.

Информация о работе Психоаналитические теории детского развития