Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 13:30, контрольная работа
Данная работа содержит подробное описание психоаналитических теорий детского развития с описанием стадий развития.
1. Теория Зигмунда Фрейда
2. Проблемы психологии развития ребенка в психоанализе
3. Развитие классического психоанализа в работах Анны Фрейд
4. Эпигенетическая теория развития личности Эрика Эриксона
Список литературы
Д. Винникотт. "Нет такой вещи как младенец", - считал он. Любые высказывания о ребенке должны быть и высказываниями о его матери. Нельзя рассматривать ребенка как отдельного индивида, его следует изучать в системе диадических отношений. Привязанность младенца должна рассматриваться наряду с эмоциональным вкладом "достаточно хорошей матери", которая способна эффективно "зеркалить" своего ребенка. Если мать не может почему-либо проявлять по отношению к ребенку удовольствие и радость, его развитие может пострадать. При разлуке с матерью ребенок использует "переходный объект" (любимая игрушка), который позволяет ему установить связь между прошлым и настоящим, между старым и новым, помогает успокоиться.
Х. Когут дал новое
Согласно теории самости, для того, чтобы личность ребенка развивалась нормально, необходимо удовлетворение трех базовых потребностей ребенка:
потребности в "отражении": ребенок ждет от родителей ответа на вопрос: "Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду расскажи, кто на свете всех милее, всех прекрасней и белее?";
потребности в идеализации родительского образа: для ребенка важно знать, что хотя бы один из родителей является самым умным и сильным;
потребности быть
похожим на других; если она удовлетворяется,
то у ребенка развивается чувство
социальной принадлежности, своего общественного
статуса.
Э. Фромм различал
первичный и вторичный нарциссизм. Первичный
нарциссизм свидетельствует о самоуважении.
Человек, неспособный по-настоящему любить
себя, не любит и других. Человек, не способный
любить других, не любит и себя. Вторичный
нарциссизм, проявляющийся в повышенном
интересе к своему телу, общем эгоцентризме
является не самовлюбленностью, а ненавистью
к себе из-за отсутствия любви со стороны
окружающих. Человек, испытывая любовь
к окружающим, не истощается, а обогащается.
3. РАЗВИТИЕ КЛАССИЧЕСКОГО ПСИХОАНАЛИЗА В РАБОТАХ АННЫ ФРЕЙД
Анна Фрейд - дочь Зигмунда Фрейда - продолжила и развила классическую теорию и практику психоанализа. Получив педагогическое образование, она работала учительницей в школе для детей пациентов своего отца и с 1923 г. начала собственную психоаналитическую практику. А. Фрейд - автор многих трудов о закономерностях развития ребенка, о трудностях, с которыми приходится сталкиваться при его воспитании и обучении; о природе и причинах нарушений нормального развития и путях их компенсации.
В работе "Норма и патология
детского развития" (1965) А. Фрейд
указала истоки
Следуя традиции классического
психоанализа, А. Фрейд разделяет
личность на ее устойчивые
составные части:
Соответствующие фазы развития агрессивности проявляются в таких видах поведения, как:
кусание, плевание, цепляние (оральная агрессивность) - оральная стадия
разрушение и жестокость (проявление анального садизма) - анальная стадия;
властолюбие, хвастовство, зазнайство (на фаллической стадии) - фаллическая стадия;
дисоциальные
начала - предпубертат
и пубертатная стадии.
Для развития инстанции "Я" А. Фрейд также намечает приблизительную хронологию развития защитных механизмов: вытеснения, реактивные образования, проекции и переносы, сублимация, расщепление, регрессии и др. Анализируя развитие "Сверх-Я", А. Фрейд описывает идентификацию с родителями и интериоризацию родительского авторитета. Каждая фаза развития ребенка, по мнению А. Фрейд, есть результат разрешения конфликта между внутренними инстинктивными влечениями и ограничительными требованиями внешнего социального окружения. А. Фрейд считает, что, учитывая фазы, можно построить линии развития для бесконечного количества сфер детской жизни. Признанной заслугой А. Фрейд считается описание ею линии развития кормления от младенческой стадии до разумных привычек питания взрослых; линии развития опрятности от первоначальной воспитательной программы взрослого до автоматического овладения функциями выделения; линии развития физической самостоятельности, отношения к старшим и т.п. Особое внимание в психоанализе уделяется линии развития от инфантильной зависимости к взрослой половой жизни.
С точки зрения А. Фрейд, не только выявление уровня развития, достигнутого по соответствующей линии, но и соотношение между всеми линиями позволяют поставить диагноз и дать рекомендации для решения практических вопросов детского воспитания. При этом, подчеркивала она, несоответствие, дисгармонию между различными линиями не следует рассматривать как патологическое явление, так как рассогласования в темпе развития, наблюдающиеся у людей с самого раннего возраста, могут быть всего лишь вариациями в пределах нормы. Ступени от незрелости к зрелости, а не хронологический возраст, рассматриваются ею как показатели развития. Если рост происходит путем прогрессивного продвижения к более высокому уровню, то нормальное детское развитие, согласно взглядам А. Фрейд, идет скачками, не постепенно шаг за шагом, а вперед и снова назад с прогрессивными и регрессивными процессами в их постоянном чередовании. Дети в ходе своего развития делают как бы два шага вперед и один назад.
В отличие от классического психоанализа, изучающего, прежде всего, скрытые от сознания психические явления, А. Фрейд, одна из первых в детской психоаналитической традиции, распространяет основные положения З. Фрейда на сферу сознания, изучая инстанцию "Я" личности. А. Фрейд рассматривает детское развитие как процесс постепенной социализации ребенка, подчиняющийся закону перехода от принципа удовольствия к принципу реальности. А. Фрейд намечает основные компоненты процесса социализации:
Первый - переход от принципа удовольствия
к принципу реальности. Новорожденный,
по ее мнению, знает лишь один закон, а
именно - принцип удовольствия, которому
слепо подчинены все его проявления. Однако
для удовлетворения таких телесных потребностей
ребенка, как голод, сон, температурная
регуляция, младенец полностью предоставлен
ухаживающему за ним взрослому. И если
поиск удовольствия - "внутренний принцип"
ребенка, то удовлетворение желаний зависит
от внешнего мира. С самого начала существует
разрыв между желанием и возможностью
его удовлетворить.
Мать исполняет или отвергает желания ребенка и благодаря этой роли становится не только первым объектом любви, но также и первым законодателем для ребенка. По мнению А. Фрейд, тот факт, что настроение матери оказывает на ребенка решающее влияние, принадлежит к самым ранним достижениям психоанализа, то есть основополагающим выводам исследований взрослых пациентов. З. Фрейд писал: "Если ребенок был неоспоримым любимцем матери, то в его жизни сохраняются такие пленительные чувства, такая уверенность в успехе, какие нередко влекут за собой успех".
Наблюдения за детьми вновь
подтверждают, что индивидуальные
пристрастия и антипатии
Несмотря на беспомощность,
Чем самостоятельнее
По мнению А. Фрейд, шансы
ребенка остаться психически
здоровым во многом зависят
от того, насколько его "Я"
способно вынести лишения, то
есть преодолеть
В раннем детстве принцип
А. Айхорн первым заметил, что
беспризорные дети и юные
Информация о работе Психоаналитические теории детского развития