Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 13:30, контрольная работа
Данная работа содержит подробное описание психоаналитических теорий детского развития с описанием стадий развития.
1. Теория Зигмунда Фрейда
2. Проблемы психологии развития ребенка в психоанализе
3. Развитие классического психоанализа в работах Анны Фрейд
4. Эпигенетическая теория развития личности Эрика Эриксона
Список литературы
Второй - выработка защитных механизмов против агрессивных импульсов "Оно".
По мнению А. Фрейд, почти
все нормальные элементы
Третий - становление и развитие психических процессов.
Продвижение ребенка от
Четвертый - формирование механизмов для возникновения инстанции "Сверх-Я".
Становление принципа
Пятый - формирование инстанции Идеал-Я.
Когда инстанция "Сверх-Я" формируется, она еще очень слаба и долгие годы нуждается в поддержке и опоре со стороны авторитетного лица (родители, учитель) - Идеал-Я. Эта инстанция может легко разрушиться из-за сильных переживаний и разочарования в нем. Именно поэтому процесс социализации очень труден.
Шестой - "шаги наружу".
Подражание, идентификация, интроекция
- необходимые предварительные
По глубокому убеждению А. Фрейд, негармоничное личностное развитие основывается на многих причинах. Это и неравномерный прогресс по линиям развития, и неравномерно длящиеся регрессии, и особенности обособления внутренних инстанций друг от друга, и формирование связей между ними, и многое другое. "При этих обстоятельствах не удивительно, что индивидуальные различия между людьми столь велики, отклонения от прямой линии развития заходят так далеко и определения строгой нормы так неудовлетворительны. Постоянные взаимовлияния прогресса и регресса приносят с собой бесчисленные вариации в рамках нормального развития", - подчеркивала А. Фрейд.
Однажды на вопрос о том,
что нормальный человек должен
уметь делать хорошо, З. Фрейд
ответил: "Любить и трудиться".
Позднее, как бы полемизируя с отцом,
А. Фрейд пыталась ответить на вопрос о
том, какое детское достижение заслуживает
названия жизненно важного. Она писала:
"Игры, учение, свободная деятельность
фантазии, тепло объектных отношений -
все являются важными для ребенка. Однако
по значению их нельзя сравнить с такими
фундаментальными понятиями, как "способность
любить" и "трудиться". Я возвращаюсь
к более ранней гипотезе (1945) , когда я утверждаю,
что только одна способность в детской
жизни заслуживает этого положения, а
именно способность нормально развиваться,
проходить предписанные по плану ступени,
формировать все стороны личности и выполнять
соответствующим образом требования внешнего
мира".
4. ЭПИГЕНЕТИЧЕСКАЯ
ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ЭРИКА ЭРИКСОНА
Теория Эрика Эриксона так же, как и теория Анны Фрейд, возникла из практики психоанализа. Как признавал сам Э. Эриксон, в послевоенной Америке, где он жил после эмиграции из Европы, требовали объяснения и коррекции такие явления, как тревожность у маленьких детей, апатия у индейцев, смятение у ветеранов войны, жестокость у нацистов. Во всех этих явлениях психоаналитический метод выявляет конфликт, а работы З. Фрейда сделали невротический конфликт наиболее изученным аспектом человеческого поведения. Э. Эриксон, однако, не считает, что перечисленные массовые явления - лишь аналоги неврозов. По его мнению, основы человеческого "Я" коренятся в социальной организации общества.
Э. Эриксон создал
Э. Эриксон трактует структуру
личности так же, как и З.
Фрейд. Если в какой-то момент
нашей повседневной жизни,
Как подчеркивается в ряде публикаций, работы Э. Эриксона знаменуют собой начало нового пути исследования психики - психоисторического метода, который представляет собой применение психоанализа к изучению развития личности с учетом того исторического времени, в котором личность живет. С помощью этого метода Э. Эриксон проанализировал биографии Мартина Лютера, Махатмы Ганди, Бернарда Шоу, Томаса Джефферсона и других выдающихся людей, а также истории жизни современников - взрослых и детей. Психоисторический метод требует равного внимания, как к психологии индивида, так и к характеру общества, в котором живет человек. Основная задача Э. Эриксона состояла в разработке новой психоисторической теории развития личности с учетом конкретной культурной среды.
Помимо исследований клинического характера, Э. Эриксон проводил полевые этнографические исследования воспитания детей в двух индейских племенах и сравнивал их с воспитанием детей в городских семьях США. Он обнаружил, как уже упоминалось, что в каждой культуре имеется свой особый стиль материнства, который каждая мать воспринимает как единственно правильный. Однако, как подчеркивал Э. Эриксон, стиль материнства всегда определяется тем, что именно ожидает от ребенка в будущем та социальная группа, к которой он принадлежит - его племя, класс или каста. По мнению Э. Эриксона, каждой стадии развития отвечают свои, присущие данному обществу ожидания, которые индивид может оправдать или не оправдать, и тогда он либо включается в общество, либо отвергается им. Эти соображения Э. Эриксона легли в основу двух наиболее важных понятий его концепции - "групповой идентичности" и "эгоидентичности".
Групповая идентичность
Эго-идентичность формируется
Формирование эго-идентичности
В своей первой крупной и
самой знаменитой работе Э.
Эриксон писал, что изучение
личностной индивидуальности
Для каждой стадии жизненного
цикла характерна
Задача младенческого
возраста - формирование базового доверия
к миру, преодоление чувства
Задача раннего возраста - борьба против чувства стыда и сильного сомнения в своих действиях за собственную независимость и самостоятельность.
Задача игрового возраста - развитие активной инициативы и в то же время переживание чувства вины и моральной ответственности за свои желания.
В период обучения
в школе встает новая задача -
формирование трудолюбия и умения обращаться
с орудиями труда, чему противостоит
осознание собственной
В подростковом и раннем юношеском возрасте появляется задача первого цельного осознания себя и своего места в мире; отрицательный полюс в решении этой задачи - неуверенность в понимании собственного "Я" ("диффузия идентичности").
Задача конца юности и начала зрелости - поиск спутника жизни и установление близких дружеских связей, преодолевающих чувство одиночества.
Задача зрелого периода - борьба творческих сил человека против косности и застоя.
Период старости
характеризуется становлением окончательного
цельного представления о себе, своем
жизненном пути в противовес возможному
разочарованию в жизни и нарастающему
отчаянию.
Решение каждой
из этих задач, по Э. Эриксону, сводится
к установлению определенного динамического
соотношения между двумя
Переход от одной формы
Информация о работе Психоаналитические теории детского развития