Психоаналитические теории детского развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 13:30, контрольная работа

Описание работы

Данная работа содержит подробное описание психоаналитических теорий детского развития с описанием стадий развития.

Содержание

1. Теория Зигмунда Фрейда
2. Проблемы психологии развития ребенка в психоанализе
3. Развитие классического психоанализа в работах Анны Фрейд
4. Эпигенетическая теория развития личности Эрика Эриксона
Список литературы

Работа содержит 1 файл

кр Пс развития и возрастная пс (И).doc

— 675.50 Кб (Скачать)

           На этой стадии не существует  еще инстанции "Сверх-Я", и  "Я" ребенка находится в  постоянном конфликте с "Оно". Недостаток удовлетворения желаний, потребностей ребенка на этой стадии развития как бы "замораживает" определенное количество психической энергии, происходит фиксация либидо, что составляет препятствие для дальнейшего нормального развития. Ребенок, который не получает достаточно удовлетворения своих оральных потребностей, вынужден продолжать искать замещение для их удовлетворения и не может поэтому перейти на следующую стадию генетического развития.

           Эти идеи З. Фрейда послужили  толчком к изучению критических  периодов, в течение которых складываются благоприятные условия для решения свойственной возрасту генетической задачи. Если она не решается, то ребенку гораздо труднее решать задачи следующего возрастного периода. Понятие "генетическая задача" было введено в психологию американским психологом Р. Хавигхерстом.

           На оральной стадии фиксации  либидо у человека, по мнению  З. Фрейда, формируются некоторые  черты личности: ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность  всем предлагаемым. Уже на оральной стадии, согласно его представлениям, люди делятся на оптимистов и пессимистов.

           2. Анальная стадия (1-3 года), как и оральная, состоит из двух фаз. На этой стадии либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности. Теперь детская сексуальность находит предмет своего удовлетворения в овладении функциями дефекации, выделения. Здесь ребенок встречается со многими запретами, поэтому внешний мир выступает перед ним как барьер, который он должен преодолеть, и развитие приобретает здесь конфликтный характер. По отношению к личности ребенка на этой стадии можно сказать, что полностью образована инстанция "Я", и теперь она способна контролировать импульсы "Оно". "Я" ребенка научается разрешать конфликты, находя компромиссы между стремлением к наслаждению и действительностью. Социальное принуждение, наказания родителей, страх потерять их любовь заставляют ребенка мысленно представлять себе, интериоризировать некоторые запреты. Таким образом, начинает формироваться "Сверх-Я" ребенка как часть его "Я", где в основном заложены авторитеты, влияние родителей и взрослых людей, которые играют очень важную роль в качестве воспитателей в жизни ребенка. Особенности характера, формирующиеся на анальной стадии, по мнению психоаналитиков, - аккуратность, опрятность, пунктуальность; упрямство, скрытность, агрессивность; накопительство, экономность, склонность к коллекционированию. Все эти качества - следствие разного отношения ребенка к естественным, телесным процессам, которые были объектом его внимания во время приучения к опрятности еще на доречевом уровне развития.

           3. Фаллическая стадия (3-5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся генитальные органы. До сих пор детская сексуальность была аутоэротичной, теперь она становится предметной, то есть дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям. Первые люди, которые привлекают внимание ребенка, - это родители. Либидонозную привязанность к родителям противоположного пола З. Фрейд назвал Эдиповым комплексом для мальчиков и комплексом Электры для девочек, определив их как мотивационно-аффективные отношения ребенка к родителю противоположного пола. В греческом мифе о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, скрыт, по мнению З. Фрейда, ключ к сексуальному комплексу: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего одновременно и ненависть, и страх.

           Разрешение, или освобождение от  Эдипова комплекса совершается в конце этой стадии под влиянием страха кастрации, который, по мнению З. Фрейда, вынуждает мальчика отказаться от сексуального влечения к матери и идентифицировать себя с отцом. Посредством вытеснения этого комплекса полностью дифференцируется инстанция "Сверх-Я". Именно поэтому преодоление Эдипова комплекса играет важную роль в психическом развитии ребенка. Таким образом, к концу фаллической стадии все три психические инстанции уже сформированы и находятся в постоянном конфликте друг с другом. Главную роль играет инстанция "Я". Она сохраняет память прошлого, действует на основе реалистического мышления. Однако эта инстанция должна теперь бороться на два фронта: против разрушительных принципов "Оно" и одновременно против строгости "Сверх-Я". В этих условиях появляется состояние тревоги как сигнал для ребенка, предупреждающий о внутренних или внешних опасностях. В этой борьбе механизмами защиты "Я" становятся вытеснение и сублимация. По З. Фрейду, самые важные периоды в жизни ребенка завершаются до пяти лет; именно в это время формируются главные структуры личности. По мнению З. Фрейда, фаллической стадии соответствует зарождение таких черт личности, как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление, а в дальнейшем утрирование мужского поведения с усиленной агрессивностью.

           4. Латентная стадия (5-12 лет) характеризуется снижением полового интереса. Психическая инстанция "Я" полностью контролирует потребности "Оно"; будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта, закрепленного в науке и культуре, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения. Если в этом возрасте в развитии ребенка Эдипов комплекс еще не преодолен, то может возникнуть феномен, который психоаналитики описывают как "семейный роман". Ребенок в фантазии придумывает себе другую семью. Например, он подкидыш или сын знатных родителей; он сам - законный сын, а его братья и сестры - незаконные.

           5. Генитальная стадия (12-I8 лет) - характеризуется возвращением детских сексуальных стремлений, теперь все бывшие эрогенные зоны объединяются, и подросток, с точки зрения З. Фрейда, стремится к одной цели - нормальному сексуальному общению. Однако осуществление нормального сексуального общения может быть затруднено, и тогда можно наблюдать в течение генитальной стадии феномены фиксации или регрессии к той или другой из предыдущих стадий развития со всеми их особенностями. На этой стадии инстанция "Я" должна бороться против агрессивных импульсов "Оно", которые вновь дают о себе знать. Так, например, на этом этапе может вновь возникнуть Эдипов комплекс, который толкает юношу к гомосексуальности, предпочтительному выбору для общения лиц своего пола. Чтобы бороться против агрессивных импульсов "Оно", инстанция "Я" использует два новых механизма защиты. Это аскетизм и интеллектуализация.

           Аскетизм - защитный механизм, используемый подростками для контроля над интенсивностью сексуальных влечений; это отрицание, отказ себе в удовольствии; такой отказ может относиться к пище, сну, сексуальным удовольствиям; он совершается с видом полного превосходства, как будто в результате его достигается что-то очень ценное.

           Интеллектуализация - это излишне "умственный" способ переживания конфликта и его обсуждение без переживания связанных с ними аффектов; подросток сводит его к простому представлению в воображении и таким путем освобождается от навязчивых желаний.

           Когда ребенок становится взрослым, его характер определяется процессом развития его "Оно", "Я" и "Сверх-Я" и их взаимодействиями. Нормальное развитие, по З. Фрейду, происходит с помощью механизма сублимации, а развитие, которое происходит посредством механизмов вытеснения, регрессии или фиксации, рождает патологические характеры.

           Описаны два наиболее ярких  типа характера, формирующихся  на этой стадии; психическая гомосексуальность  и нарциссизм. В психоанализе  психическую гомосексуальность  не всегда рассматривают как  грубое половое извращение. Это могут быть такие формы поведения, в которых любовь к другому полу замещается товарищеской привязанностью, дружбой, общественной деятельностью в обществе лиц своего пола. Такие люди строят свою жизнь и поступки на основе предпочтения общества семье и создают тесные социальные связи в компаниях лиц своего пола. Второй тип сексуального характера - нарциссизм. Он характерен тем, что либидо личности как бы отнимается от объекта и направляется на самого себя. Нарциссическая личность рассматривает себя как объект своих сексуальных стремлений; для нее внешние объекты удовольствия отступают на задний план, а главное место занимают самоудовлетворенность и самодовольство. Подобные характеры направляют свое внимание преимущественно на себя, свои действия, свои переживания.

           В работе "Я и Оно" З.  Фрейд писал, что развитие Я  идет от признания инстинктов  к господству над ними, от подчинения  к их затормаживанию и что  психоанализ является инструментом, предназначенным для прогрессивного  завоевания Оно. Цель психоанализа - показать, как возможна победа разума над страстями.

В чем же еще  секрет огромного влияния З. Фрейда на всю современную психологию вплоть до наших дней?

Во-первых, это динамическая концепция развития.

Во-вторых, это теория, которая показала, что для развития человека главное значение имеет другой человек, а не предметы, которые его окружают. 

По словам современных  американских психологов Дж. Уотсона  и Г. Лидгрена, З. Фрейд был впереди  своего века и, подобно Ч. Дарвину, разрушил узкие, ригидные границы здравого смысла своего времени и расчистил новую территорию для изучения человеческого поведения.

           "Необычайное развитие учения  З. Фрейда - мы не ошибемся, если  назовем этот успех необычайным, - писал современник З. Фрейда  Освальд Бюмке, - стало возможным только потому, что официальная наука была так далека от действительности; она, по-видимому, так мало знала о действительных душевных переживаниях, что желающему узнать что-нибудь о "душевной жизни" подавала камень вместо хлеба". "Старая "мозаичная" экспериментальная психология исследовала лишь отдельные элементы душевной жизни и мало занималась их функциональным единством в реальной человеческой личности; она почти не изучала ее поступков, поведения, сложных переживаний и динамики", - писал А.Р. Лурия.

           Л.С. Выготский так оценивает  историю психоанализа: "Идеи психоанализа  родились из частных открытий  в области неврозов; был с несомненностью  установлен факт подсознательной  определяемости ряда психических  явлений и факт скрытой сексуальности... Постепенно это частное открытие, подтвержденное успехом терапевтического воздействия... было перенесено на ряд соседних областей - на психопатологию обыденной жизни, на детскую психологию... Эта идея подчинила себе самые отдаленные ветви психологии... психологию искусства, этническую психологию... Сексуальность превратилась в метафизический принцип... Коммунизм и тотем, церковь и творчество Достоевского... - все это переодетый и замаскированный пол, секс и ничего больше" (Выготский Л.С., 1982. С. 306-307).

           Л.С. Выготский показал полезное  и ценное, что есть в психоанализе, и то, что в нем лишнее и  вредное. Так, он писал: "Найденное  Фрейдом решение... я не объявил  бы большим трактом в науке  или дорогой для всех, но альпийской тропинкой над пропастями для свободных от головокружения" (Там же. С. 336). В России такие люди были: И.Д. Ермаков, С.Н. Шпильрейн, В.Г. Шмидт и другие. 
 

2. ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ПСИХОАНАЛИЗЕ

П. Куттер представил развитие психоанализа на протяжении ХХ в. в виде разветвленного дерева различных направлений, некоторые из которых относятся к детской психологии. На основе двух открытий З. Фрейда - бессознательного и сексуального начала человеческого поведения - современники начали психоаналитическую работу с детьми. Если они акцентировали свое внимание на бессознательном в человеческой психике, то зарождалась теория травм (О. Ранк, М. Клейн). Если же в центре внимания ученых были сексуальные влечения ребенка, то создавалась теория влечений (З. Фрейд, А. Фрейд). В теории травмы особую роль играет внешняя причина, в теории влечений доминируют внутренние мотивы. В первом случае ребенок - жертва внешних обстоятельств (раны, шока, потрясения), во втором случае ребенок - виновник, не умеющий и не желающий контролировать свои влечения. Обе теории продолжают разрабатываться до сих пор.

           Во второй половине первого  года жизни ребенок начинает  выделять мать как объект, с  которым связано удовлетворение  его желаний. С этого момента  возникает новая проблема в жизни ребенка - необходимо строить отношения с этим объектом. Как это происходит? Ответ на этот вопрос содержится в теории объектных отношений, которая в детской психологии представлена авторами различных научных концепций.

           Дж. Боулби. Он считал, что для маленького ребенка самое главное - это ненарушенная любовь матери. Благодаря ей, между ребенком и взрослым складываются отношения привязанности. Последовательница Д. Боулби, известный детский психолог М. Айнворт (Эйнсуорт) определяла привязанность как стремление к близости, при достижении которой человек обретает чувство безопасности и покоя. В неблагоприятных условиях развития у ребенка появляется тревога разлуки, протестующее поведение, печаль и страдание.

           Р. Шпиц опирался в своих исследованиях на эксперименты американских психологов Харлоу, проводивших наблюдения за детенышами обезьян, которые воспитывались в лабораторных условиях с искусственными матерями, сделанными из проволоки. От одной "матери" обезьянка получала еду, возле другой могла согреться и успокоиться. Оказалось, что уже детеныши обезьяны предпочитают "теплую мать" Для описания отношений между матерью и ребенком Р. Шпиц ввел понятие аффективного диалога, который, по его мнению, представляет собой нечто большее, чем привязанность младенца к матери. Аффективная взаимность побуждает младенца исследовать окружающий мир, способствует развитию познавательных процессов и двигательной активности.

Информация о работе Психоаналитические теории детского развития