Психоаналитические теории детского развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 13:30, контрольная работа

Описание работы

Данная работа содержит подробное описание психоаналитических теорий детского развития с описанием стадий развития.

Содержание

1. Теория Зигмунда Фрейда
2. Проблемы психологии развития ребенка в психоанализе
3. Развитие классического психоанализа в работах Анны Фрейд
4. Эпигенетическая теория развития личности Эрика Эриксона
Список литературы

Работа содержит 1 файл

кр Пс развития и возрастная пс (И).doc

— 675.50 Кб (Скачать)
 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ «Иркутский государственный университет»

Филиал  в г. Братске 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 

по дисциплине:   Психология развития и возрастная психология

тема:                      Психоаналитические теории детского развития 
 
 
 
 
 
 
 

 Выполнил

 Студентка  группы:

 Пз - 09                                                                                 Шаренко Н. В.  

Проверил           

Преподаватель:                                                                 Коряпина Ю.В. 
 
 
 
 
 
 
 

Братск  – 2011

Содержание. 

1. Теория Зигмунда  Фрейда……………………………………..…………………………..3

2. Проблемы психологии развития ребенка в психоанализе………………………...….10

3. Развитие классического психоанализа в работах Анны Фрейд………………………12

4. Эпигенетическая теория развития личности Эрика Эриксона……………………….17

Список литературы………………………………………………………………………...36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ  ТЕОРИИ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ 

1. ТЕОРИЯ ЗИГМУНДА ФРЕЙДА 

В одной из старых книг о психоанализе приводятся слова А. Шопенгауэра о том, что человеческая душа - это тугой узел, который невозможно развязать, и З. Фрейд - первый ученый, сделавший попытку распутать этот узел.

           Психоанализ возник как метод  лечения, но почти сразу же  был воспринят как средство получения психологических фактов, которые стали основой психологической системы

.

           Анализ свободных ассоциаций  пациентов привел З. Фрейда  к выводу, что болезни взрослой  личности сводятся к переживаниям  детства. Детские переживания, по З. Фрейду, имеют сексуальную природу. Это чувство любви и ненависти к отцу или матери, ревность к брату или сестре и т.п. З. Фрейд считал, что этот опыт оказывает неосознанное влияние на последующее поведение взрослого. Несмотря на то, что метод психоанализа был разработан на взрослых испытуемых и требует существенных дополнений для исследования детей, полученные З. Фрейдом данные указывают на определяющую роль детского опыта в развитии личности. Проводя исследования, З. Фрейд был удивлен неспособностью пациентов понимать значение своих воспоминаний, свободных ассоциаций и сновидений. То, что было ясно для самого З. Фрейда, пациенты решительно отрицали. Пациенты думали и жили в одной системе координат, в то время как другой пласт их жизни - уровень бессознательного - крайне важный детерминант их поведения, отвергался ими как не существующий. Только после многих психоаналитических сеансов пациенты начинали понимать неосознанное значение того, что они говорят и делают. Именно эти крайне важные, неосознанные детерминанты поведения стали для З. Фрейда предметом исследования. Два открытия З. Фрейда - открытие бессознательного и открытие сексуального начала - составляют основу теоретической концепции психоанализа.

           В первые годы своей работы  З. Фрейд представлял психическую жизнь состоящей из трех уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного, которые отделены друг от друга полупроницаемыми перегородками. Это была топографическая модель личности. 

 

Источником инстинктивного заряда, придающего поведению мотивационную силу, он считал бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. З. Фрейд обозначил ее термином "либидо". Эта сфера закрыта от сознания в силу запретов, налагаемых обществом.

           В предсознательном теснятся  психические переживания и образы, которые без особого труда могут стать предметом осознания.

           Сознание не пассивно отражает  процессы, которые содержатся в  сфере бессознательного, но находится  с ними в состоянии постоянного  антагонизма, конфликта, вызванного необходимостью подавлять сексуальные влечения. Первоначально эта схема и была приложена к объяснению клинических фактов, полученных в результате анализа поведения невротиков.

           Позднее в работах "Я и  Оно", "По ту сторону удовольствия" З. Фрейд предложил иную, структурную модель человеческой личности. Он утверждал, что личность состоит из трех основных компонентов: "Оно", "Я" и "Сверх-Я". "Оно" - наиболее примитивный компонент, носитель инстинктов, "бурлящий котел влечений". Будучи иррациональным и бессознательным, "Оно" подчиняется принципу удовольствия. Инстанция "Я" следует принципу реальности и учитывает особенности внешнего мира, его свойства и отношения. "Сверх-Я" служит носителем моральных норм. Эта часть личности выполняет роль критика и цензора. Если "Я" примет решение или совершит действие в угоду "Оно", но в противовес "Сверх-Я", то оно испытает наказание в виде чувства вины, укоров совести.

           Поскольку требования к "Я"  со стороны "Оно", "Сверх-Я"  и реальности несовместимы, неизбежно его пребывание в ситуации конфликта, создающего невыносимое напряжение, от которого личность спасается с помощью специальных "защитных механизмов" - таких, например, как вытеснение, проекция, регрессия, сублимация.

           Вытеснение означает непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию.

           Проекция - это перенос на другое лицо своих аффективных переживаний любви или ненависти.

           Регрессия - соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления.

           Сублимация - один из механизмов, благодаря которому запретная сексуальная энергия переносится на виды деятельности, приемлемые для индивида и общества, в котором он живет.

           В книге П. Куттера "Современный  психоанализ"  представлены две схемы, в которых показано соотношение структур личности у человека в состоянии невротического расстройства и нормально развивающейся личности. 
 

 

 

Как же происходит нормальное развитие личности?

           Личность, по З. Фрейду, - это динамическое взаимодействие взаимно побуждающих и сдерживающих сил. В психоанализе изучается природа этих сил и структуры, в соответствии с которыми это реципрокное взаимодействие осуществляется.

Динамика личности определяется действием инстинктов, а точнее говоря, - влечений. Они состоят из четырех компонентов:

побуждение;

цель, т.е. достигнутое  удовлетворение;

объект, с помощью  которого цель может быть достигнута;

источник или  часть тела (эрогенная зона), где  побуждение возникает. 

Одно из основных положений психоаналитического учения о развитии личности заключается в том, что сексуальность и есть основной человеческий мотив. Важно подчеркнуть, что З. Фрейд трактовал сексуальность очень широко. По его мнению, это все то, что доставляет телесное удовольствие. Для маленького ребенка - это ласки, прикосновения, поглаживания тела, обнимания, поцелуи, удовольствие от сосания, от освобождения кишечника, от теплой ванны и многое другое, без чего невозможна жизнь и что каждый младенец постоянно в той или иной мере получает от матери. В детстве сексуальные чувства очень общи и диффузны. Инфантильная сексуальность предшествует взрослой сексуальности, но никогда не определяет полностью сексуальные переживания взрослого.

           Сексуальные влечения, по З. Фрейду, носят амбивалентный характер. Существуют инстинкты жизни и смерти, следовательно, личности изначально свойственны конструктивные и деструктивные тенденции.

           В соответствии со своей сексуальной  теорией психики З. Фрейд все  стадии психического развития человека сводит к стадиям преобразования и перемещения по разным эрогенным зонам либидонозной, или сексуальной, энергии.

           Эрогенные зоны - это области тела, чувствительные к стимулу; будучи стимулированы, вызывают удовлетворение либидонозных чувств. Каждая стадия имеет свою либидонозную зону, возбуждение которой создает либидонозное удовольствие. Перемещение этих зон создает последовательность стадий психического развития. Таким образом, психоаналитические стадии - это стадии психического генеза в течение жизни ребенка. В них отражено развитие "Оно", "Я", "Сверх-Я" и взаимовлияние между ними.

           1. Оральная стадия (0-1 год). Оральная стадия характеризуется тем, что основной источник удовольствия, а, следовательно, и потенциальной фрустрации, сосредоточивается на зоне активности, связанной с кормлением. Оральная стадия состоит из двух "фаз" - ранней и поздней, занимающих первый и второй полугодия жизни. Она характеризуется двумя последовательными либидонозными действиями (сосание и кусание материнской груди). Ведущая эрогенная область на этой стадии - рот, орудие питания, сосания и первичного обследования предметов. Сосание, по З. Фрейду, это тип сексуальных проявлений ребенка. Если бы младенец мог выразить свои переживания, то это было бы, несомненно, признание, что "сосание материнской груди есть самая важная вещь в жизни".

           Сначала сосание связано с  пищевым наслаждением, но после  некоторого времени сосание становится  либидонозным действием, на почве  которого закрепляются инстинкты "Оно": ребенок иногда сосет в отсутствии пищи и даже сосет свой большой палец. Этот тип наслаждения в трактовке З. Фрейда совпадает с сексуальным наслаждением и находит предметы своего удовлетворения в стимуляции собственного тела. Поэтому эту стадию он называет аутоэротичной. В первое полугодие жизни, считал З. Фрейд, ребенок еще не отделяет свои ощущения от объекта, которым они были вызваны. Можно предположить, что мир ребенка - это мир без объектов. Ребенок живет в состоянии первичного нарциссизма, при котором он не осознает существования других объектов в мире. Глобальное базисное нарциссическое состояние - это сон, когда младенец ощущает тепло и не имеет никакого интереса к внешнему миру. Во второй фазе младенческого возраста у ребенка начинает формироваться представление о другом объекте (матери) как существе, независимом от него. Можно заметить, что ребенок испытывает беспокойство, когда мать уходит или вместо нее появляется незнакомый человек.

           Внутриутробное существование человека, по З. Фрейду, в противоположность большинству животных, относительно укорочено; на свет он появляется менее подготовленным, чем они. Тем самым усиливается влияние реального внешнего мира, развивается дифференциация "Я" и "Оно", повышаются опасности со стороны внешнего мира и чрезмерно вырастает значение объекта, который один может защитить от этих опасностей и как бы возместить потерянную внутриутробную жизнь. И этот объект - мать. Биологическая связь с матерью вызывает потребность быть любимым, которая уже больше никогда не покидает человека. Разумеется, мать не может по первому требованию удовлетворять все желания младенца, при самом лучшем уходе неизбежны ограничения. Они и есть источник дифференциации, выделения объекта. Таким образом, в начале жизни различение между внутренним и внешним, согласно взглядам З. Фрейда, достигается не на основе восприятия объективной реальности, а на основе переживания удовольствия и неудовольствия, связанных с действиями другого человека.

           Во второй половине оральной  стадии с появлением зубов к сосанию добавляется кусание материнской груди, которое придает действию агрессивный характер, удовлетворяя либидонозную потребность ребенка. Мать не позволяет ребенку кусать свою грудь. Таким образом, стремление к наслаждению начинает вступать в конфликт с реальностью. По З. Фрейду, у новорожденного нет "Я". Эта психическая инстанция постепенно дифференцируется от его "Оно". Инстанция "Я" - часть "Оно", модифицированная под прямым влиянием внешнего мира. Функционирование инстанции "Я" связано с принципом "удовлетворение - отсутствие удовлетворения". Как только что отмечалось, первое познание ребенком предметов внешнего мира происходит через мать. При ее отсутствии ребенок испытывает состояние неудовлетворенности и благодаря этому начинает различать, выделять мать, так как отсутствие матери для него есть, прежде всего, отсутствие наслаждения.

Информация о работе Психоаналитические теории детского развития