Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 13:30, контрольная работа
Данная работа содержит подробное описание психоаналитических теорий детского развития с описанием стадий развития.
1. Теория Зигмунда Фрейда
2. Проблемы психологии развития ребенка в психоанализе
3. Развитие классического психоанализа в работах Анны Фрейд
4. Эпигенетическая теория развития личности Эрика Эриксона
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБОУ «Иркутский государственный университет»
Филиал
в г. Братске
Контрольная
работа
по дисциплине: Психология развития и возрастная психология
тема:
Психоаналитические
теории детского развития
Выполнил
Студентка группы:
Пз - 09
Проверил
Преподаватель:
Братск – 2011
Содержание.
1. Теория Зигмунда
Фрейда……………………………………..……………………
2. Проблемы психологии развития ребенка в психоанализе………………………...….10
3. Развитие классического психоанализа в работах Анны Фрейд………………………12
4. Эпигенетическая теория развития личности Эрика Эриксона……………………….17
Список литературы…………………………………
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ
ТЕОРИИ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ
1. ТЕОРИЯ ЗИГМУНДА
ФРЕЙДА
В одной из старых книг о психоанализе приводятся слова А. Шопенгауэра о том, что человеческая душа - это тугой узел, который невозможно развязать, и З. Фрейд - первый ученый, сделавший попытку распутать этот узел.
Психоанализ возник как метод лечения, но почти сразу же был воспринят как средство получения психологических фактов, которые стали основой психологической системы
.
Анализ свободных ассоциаций
пациентов привел З. Фрейда
к выводу, что болезни взрослой
личности сводятся к
В первые годы своей работы
З. Фрейд представлял психическую жизнь
состоящей из трех уровней: бессознательного,
предсознательного и сознательного, которые
отделены друг от друга полупроницаемыми
перегородками. Это была топографическая
модель личности.
Источником инстинктивного заряда, придающего поведению мотивационную силу, он считал бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. З. Фрейд обозначил ее термином "либидо". Эта сфера закрыта от сознания в силу запретов, налагаемых обществом.
В предсознательном теснятся психические переживания и образы, которые без особого труда могут стать предметом осознания.
Сознание не пассивно отражает
процессы, которые содержатся в
сфере бессознательного, но находится
с ними в состоянии
Позднее в работах "Я и Оно", "По ту сторону удовольствия" З. Фрейд предложил иную, структурную модель человеческой личности. Он утверждал, что личность состоит из трех основных компонентов: "Оно", "Я" и "Сверх-Я". "Оно" - наиболее примитивный компонент, носитель инстинктов, "бурлящий котел влечений". Будучи иррациональным и бессознательным, "Оно" подчиняется принципу удовольствия. Инстанция "Я" следует принципу реальности и учитывает особенности внешнего мира, его свойства и отношения. "Сверх-Я" служит носителем моральных норм. Эта часть личности выполняет роль критика и цензора. Если "Я" примет решение или совершит действие в угоду "Оно", но в противовес "Сверх-Я", то оно испытает наказание в виде чувства вины, укоров совести.
Поскольку требования к "Я" со стороны "Оно", "Сверх-Я" и реальности несовместимы, неизбежно его пребывание в ситуации конфликта, создающего невыносимое напряжение, от которого личность спасается с помощью специальных "защитных механизмов" - таких, например, как вытеснение, проекция, регрессия, сублимация.
Вытеснение означает непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию.
Проекция - это перенос на другое лицо своих аффективных переживаний любви или ненависти.
Регрессия - соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления.
Сублимация - один из механизмов, благодаря которому запретная сексуальная энергия переносится на виды деятельности, приемлемые для индивида и общества, в котором он живет.
В книге П. Куттера "
Как же происходит нормальное развитие личности?
Личность, по З. Фрейду, - это динамическое взаимодействие взаимно побуждающих и сдерживающих сил. В психоанализе изучается природа этих сил и структуры, в соответствии с которыми это реципрокное взаимодействие осуществляется.
Динамика личности определяется действием инстинктов, а точнее говоря, - влечений. Они состоят из четырех компонентов:
побуждение;
цель, т.е. достигнутое удовлетворение;
объект, с помощью которого цель может быть достигнута;
источник или
часть тела (эрогенная зона), где
побуждение возникает.
Одно из основных положений психоаналитического учения о развитии личности заключается в том, что сексуальность и есть основной человеческий мотив. Важно подчеркнуть, что З. Фрейд трактовал сексуальность очень широко. По его мнению, это все то, что доставляет телесное удовольствие. Для маленького ребенка - это ласки, прикосновения, поглаживания тела, обнимания, поцелуи, удовольствие от сосания, от освобождения кишечника, от теплой ванны и многое другое, без чего невозможна жизнь и что каждый младенец постоянно в той или иной мере получает от матери. В детстве сексуальные чувства очень общи и диффузны. Инфантильная сексуальность предшествует взрослой сексуальности, но никогда не определяет полностью сексуальные переживания взрослого.
Сексуальные влечения, по З. Фрейду, носят амбивалентный характер. Существуют инстинкты жизни и смерти, следовательно, личности изначально свойственны конструктивные и деструктивные тенденции.
В соответствии со своей
Эрогенные зоны - это области тела, чувствительные к стимулу; будучи стимулированы, вызывают удовлетворение либидонозных чувств. Каждая стадия имеет свою либидонозную зону, возбуждение которой создает либидонозное удовольствие. Перемещение этих зон создает последовательность стадий психического развития. Таким образом, психоаналитические стадии - это стадии психического генеза в течение жизни ребенка. В них отражено развитие "Оно", "Я", "Сверх-Я" и взаимовлияние между ними.
1. Оральная стадия (0-1 год). Оральная стадия характеризуется тем, что основной источник удовольствия, а, следовательно, и потенциальной фрустрации, сосредоточивается на зоне активности, связанной с кормлением. Оральная стадия состоит из двух "фаз" - ранней и поздней, занимающих первый и второй полугодия жизни. Она характеризуется двумя последовательными либидонозными действиями (сосание и кусание материнской груди). Ведущая эрогенная область на этой стадии - рот, орудие питания, сосания и первичного обследования предметов. Сосание, по З. Фрейду, это тип сексуальных проявлений ребенка. Если бы младенец мог выразить свои переживания, то это было бы, несомненно, признание, что "сосание материнской груди есть самая важная вещь в жизни".
Сначала сосание связано с
пищевым наслаждением, но после
некоторого времени сосание
Внутриутробное существование
Во второй половине оральной стадии с появлением зубов к сосанию добавляется кусание материнской груди, которое придает действию агрессивный характер, удовлетворяя либидонозную потребность ребенка. Мать не позволяет ребенку кусать свою грудь. Таким образом, стремление к наслаждению начинает вступать в конфликт с реальностью. По З. Фрейду, у новорожденного нет "Я". Эта психическая инстанция постепенно дифференцируется от его "Оно". Инстанция "Я" - часть "Оно", модифицированная под прямым влиянием внешнего мира. Функционирование инстанции "Я" связано с принципом "удовлетворение - отсутствие удовлетворения". Как только что отмечалось, первое познание ребенком предметов внешнего мира происходит через мать. При ее отсутствии ребенок испытывает состояние неудовлетворенности и благодаря этому начинает различать, выделять мать, так как отсутствие матери для него есть, прежде всего, отсутствие наслаждения.
Информация о работе Психоаналитические теории детского развития