Психическое развитие в младшем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 19:13, лекция

Описание работы

Хронологические вехи и психологические особенности младшего школьного возраста как особого звена всего школьного детства также нельзя считать окончательными и неизмененными. С научной точки зрения речь пока может идти об относительно устоявшихся, наиболее характерных чертах этого возраста. Его роль в психологическом развитии ребенка может меняться в зависимости от изменения целей и значения начального обучения в общей исторически складывающейся системе общественного воспитания детей от детского сада до завершения среднего образования.

Содержание

Особенности начального периода школьной жизни ребенка;
Психологические новообразования в младшем школьном возрасте;
Развитие личности младших школьников.

Работа содержит 1 файл

лекция №8 полный.docx

— 64.89 Кб (Скачать)

     Таким образом, при первоначальном вхождении  в школьную жизнь у ребенка  происходит существенная психологическая  перестройка. Он приобретает некоторые  важные привычки нового режима, устанавливает  доверительные отношения с учителем и товарищами. На основе появившихся  интересов к содержанию учебного материала у него закрепляется положительное отношение к учению. Дальнейшее развитие этих интересов и динамика отношения младших школьников к учению зависят от процесса формирования у них учебной деятельности. Поэтому особое значение для педагогической психологии представляет вопрос о строении этой деятельности и особенностях ее отдельных компонентов.

     Психологические новообразования  в младшем школьном возрасте

     Развитие  психики младших школьников происходит главным образом на основе ведущей для них деятельности учения. Включаясь в учебную работу, дети постепенно подчиняются ее требованиям, а выполнение этих требований предполагает появление новых качеств психики, отсутствующих у дошкольников. Новые качества возникают и развиваются у младших школьника по мере формирования учебной деятельности.

     Организация фронтальных занятий в классе возможна лишь в том случае, если все дети одновременно слушают учителя, следуют его указаниям. Поэтому  каждый школьник приучается управлять  своим вниманием согласно требованиям  таких занятий. Ребенку хочется  смотреть в окно, где бойко снуют  голуби, но нужно слушать объяснение нового способа решения задачи, и  не просто слушать, а хорошо запомнить  все детали этого способа, чтобы  правильно выполнить завтрашнюю контрольную работу. Постоянное следование таким "нужно", управление своим  поведением на основе задаваемых образцов способствует развитию у детей произвольности как особого качества психических  процессов. Она проявляется в  умении сознательно ставить цели действия и преднамеренно искать и находить средства их достижения, преодолевая трудности и препятствия.

     При выполнении тех или иных заданий  по разным предметам дети обычно отыскивают наилучшие пути их решения, выбирают и сопоставляют варианты действий, планируют их порядок и средства реализации (особенно наглядно эта  внутренняя работа проявляется на занятиях по труду). Чем больше "шагов" своих  действий может предусмотреть ребенок  и чем тщательнее он может сопоставить  их разные варианты, тем более успешно  он будет контролировать фактическое  решение задачи. Необходимость контроля и самоконтроля в учебной деятельности, а также ряд других ее особенностей (например, требование словесного отчета, оценка) создают благоприятные условия  для формирования у младших школьников способности к планированию и  выполнению действий про себя, во внутреннем плане.

     Одно  из важных требований учебной деятельности состоит в том, что дети должны развернуто обосновывать справедливость своих высказываний и действий. Многие приемы такого обоснования указывает учитель. Необходимость различать образцы рассуждения и самостоятельные попытки их построить предполагают формирование у младших школьников умения как бы со стороны рассматривать и оценивать собственные мысли и действия. Это умение лежит в основе рефлексии как важного качества, позволяющего разумно и объективно анализировать свои суждения и поступки с точки зрения их соответствия замыслу и условиям деятельности.

     Произвольность, внутренний план действия и рефлексия - основные новообразования ребенка  младшего школьного возраста. Благодаря  им психика младшего школьника достигает  уровня развития, необходимого для  дальнейшего обучения в средней  школе, для нормального перехода в подростковый возраст с его  особыми возможностями и требованиями. Неподготовленность некоторых младших  школьников к средней школе чаще всего связана с несформированностью  этих общих качеств и способностей личности, определяющих уровень психических  процессов и самой учебной  деятельности.

     Развитие  личности младших  школьников

     Усвоение  моральных норм и правил поведения. Моральное воспитание ребенка начинается задолго до школы. Но только здесь  он встречается с такой четкой и развернутой системой моральных  требований, соблюдение которых контролируется постоянно и целенаправленно. Младшим  школьникам указывают весьма широкий  свод норм и правил поведения, которыми они должны руководствоваться во взаимоотношениях с учителем и взрослыми  в разных ситуациях, при общении  с товарищами на уроках и переменах, во время пребывания в общественных местах и на улице. Дети семи-восьми лет психологически подготовлены к  ясному пониманию смысла этих норм и правил и к их повседневному  выполнению. Но нередко эта готовность своевременно не используется учителем и другими взрослыми. Формулируя требования к ребенку, порой долго "разжевывая" их, воспитатели не всегда последовательно и строго проверяют действительное выполнение своих указаний. У детей возникает  ощущение того, что соблюдение норм и правил поведения во многом зависит  от настроения взрослых, от складывающейся ситуации, от их собственных желаний. Появляется самый опасный враг нормального  становления моральной сферы  ребенка - представление о том, будто  нормы и правила поведения  имеют формальный характер и должны выполняться не из-за их внутренней необходимости, а под влиянием тех  или иных внешних обстоятельств, в том числе боязни наказания.

     Действительное  и органическое усвоение детьми норм и правил поведения предполагает прежде всего наличие у учителя хорошо разработанной системы приемов и средств контроля за их выполнением. Четкая формулировка этих норм и правил, обязательное поощрение исполнительности и не менее обязательная и соответствующая реакция на нерадивость и разболтанность - важные условия воспитания дисциплинированности и организованности у младших школьников. Будучи сформированными у ребенка в этом возрасте, такие моральные качества становятся внутренним и органическим достоянием его личности.

     Взаимоотношения младших школьников между собой  и с учителем. В процессе совместной учебной деятельности у детей  устанавливаются новые взаимоотношения. Через несколько недель, проведенных  в школе, у большинства первоклассников исчезают робость и смущение от массы новых впечатлений. Они начинают внимательно присматриваться к поведению соседа по парте, устанавливают контакты с одноклассниками, которые симпатизируют им или обнаруживают сходство интересов. На первых этапах ориентации в новом коллективе у части детей проявляются в общем несвойственные им черты характера (у одних - чрезмерная застенчивость, у других - развязность). Но по мере установления взаимоотношений с другими детьми каждый школьник обнаруживает свои подлинные индивидуальные особенности.

     Характерная черта взаимоотношений младших  школьников состоит в том, что  их дружба основана, как правило, на общности внешних жизненных обстоятельств  и случайных интересов (дети сидят  за одной партой, живут в одном  доме, интересуются приключенческой  литературой и т.п.). Сознание младших  школьников еще не достигает того уровня, чтобы мнение сверстников  служило критерием подлинной  оценки самого себя. Конечно, дети девяти-десяти лет с большим интересом относятся  к оценке, которую дают им одноклассники  за ловкость, сообразительность, смелость, и остро переживают, если эта оценка расходится с желаемой. Но такие переживания кратковременны и, главное, их легко изменить оценкой со стороны взрослых или учителя. Мнение последнего является для младших школьников наиболее существенным и безапелляционным.

     Младшие школьники безоговорочно признают авторитет учителя. Они обращаются к нему по самым разным поводам - от случайных и мелких до самых глубоких и личностных. Дети откровенно делятся с учителем своими заботами, переживаниями, домашними событиями. В случае обиды младший школьник также обращается к учителю, и обидчик чаще всего воспринимает это как должное, поскольку учитель для всех выступает общим нравственным арбитром.

     Эмоции  младших школьников и их развитие. Усвоение новых норм и правил поведения существенно меняет особенности эмоций младших школьников. Как правило, у многих это происходит без отрицательных переживаний и положительно воспринимается самими детьми. Так, они радуются новой дружбе с одноклассниками, гордятся поручениями, начинают ответственно относиться к нормам поведения в школе.

     Как и другие психические процессы, в  условиях учебной деятельности изменяется общий характер эмоций детей. Эта  деятельность связана с системой строгих требований к совместным действиям, с сознательной дисциплиной, с произвольным вниманием и памятью. Все это влияет на эмоции детей. На протяжении младшего школьного возраста наблюдается усиление сдержанности и осознанности в проявлениях  эмоций, повышение устойчивости эмоциональных  состояний. Младшие школьники уже  умеют управлять своими настроениями, а иногда даже маскировать их (в  этом обнаруживается характерная черта  возраста - формирование произвольности психических процессов). Младшие  школьники более уравновешены, чем  дошкольники, а также подростки. Им присущи длительные, устойчивые радостные и бодрые настроения. Вместе с тем у некоторых детей наблюдаются отрицательные аффективные состояния. Главная их причина - расхождение между уровнем притязаний и возможностями их удовлетворения. Если это расхождение длительно и ребенок не находит средств его преодоления или смягчения, то отрицательные переживания выливаются в злых и гневных высказываниях и поступках. Для предупреждения подобных эмоциональных срывов учитель должен хорошо знать индивидуальные особенности своих воспитанников. При осуществлении самой учебной деятельности формируются такие чувства, как удовлетворение, любознательность и восхищение. 

 

     Анатомо-физиологические  особенности младших  школьников. В этом возрасте происходят существенные изменения во всех органах и тканях тела. Так, формируются все изгибы позвоночника - шейный, грудной и поясничный. Однако окостенение скелета еще не заканчивается отсюда - его большая гибкость и подвижность, открывающие как большие возможности для правильного физического воспитания и занятий многими видами спорта, так и таящие отрицательные последствия (при отсутствии нормальных условий физического развития). Вот почему соразмерность мебели, за которой сидит младший школьник, правильная посадка за столом и партой - это важнейшие условия нормального физического развития ребенка, его осанки, условия всей его дальнейшей работоспособности.

     У младших школьников энергично крепнут  мышцы и связки, растет их объем, возрастает общая мышечная сила. При  этом крупные мышцы развиваются  раньше мелких. Поэтому дети более способны к сравнительно сильным и размашистым движениям, но труднее справляются с движениями мелкими, требующими точности. Окостенение фаланг пясти рук заканчивается к девяти-одиннадцати годам, а запястья - к десяти-двенадцати. Если учесть это обстоятельство, то становится понятным, почему младший школьник нередко с большим трудом справляется с письменными заданиями. У него быстро утомляется кисть руки, он не может писать очень быстро и чрезмерно длительно. Перегружать младших школьников, особенно учащихся I-II классов, письменными заданиями не следуете. Встречающееся у детей желание переписать графически плохо сделанное задание чаще всего не улучшает результатов: рука ребенка быстро утомляется.

     У младшего школьника интенсивно растет и хорошо снабжается кровью мышца  сердца, поэтому оно сравнительно выносливо. Благодаря большому диаметру сонных артерий головной мозг получает достаточно крови, что является важным условием его работоспособности. Вес  головного мозга заметно увеличивается  после семи лет. Особенно увеличиваются  лобные доли мозга, играющие большую  роль в формировании высших и наиболее сложных функций психической  деятельности человека.

     Изменяется  взаимоотношение процессов возбуждения  и торможения. Торможение (основа сдерживания, самоконтроля) становится более заметным, чем у дошкольников. Однако склонность к возбуждению еще очень велика, отсюда - непоседливость младших школьников. Сознательная и разумная дисциплина, систематичность требований взрослых являются необходимыми внешними условиями  формирования у детей нормального  взаимоотношения процессов возбуждения  и торможения. Вместе с тем к  семи годам их общий баланс соответствует  новым, школьным, требованиям к дисциплине, усидчивости и выдержке.

     Таким образом, в младшем школьном возрасте, по сравнению с дошкольным, происходит значительное укрепление скелетно-мышечной, системы, относительно устойчивой становится сердечнососудистая деятельность, большее равновесие приобретают процессы нервного возбуждения и торможения. Все это исключительно важно потому, что начало школьной жизни - это начало особой учебной деятельности, требующей от ребенка не только значительного умственного напряжения, но и большой физической выносливости. 

     Развитие  познавательных процессов  у младших школьников

Информация о работе Психическое развитие в младшем школьном возрасте