Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 20:31, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в исследовании выраженности волевых качеств студентов.
Задачи курсовой работы:
-изучить психолого-педагогическую литературу, освещающую вопросы психологии воли;
-определить понятие и значение воли в развитии личности юношеского возраста;
-проанализировать выраженность воли в юношеском возрасте;
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы воли ………………5
1.1. Сущность и содержание понятий «воля», «волевые качества»…………..5
1.2. Особенности волевой регуляции поведения в юношеском возрасте……13
1.3. Психологические особенности развития в юношеском возрасте………..17
Выводы к главе 1………………………………………………………………...23
Глава 2. Эмпирическое исследование проявления волевых качеств в юношеском возрасте………………………………………………………….....24
2.1. Организация и методы исследования……………………………………...24
2.2. Анализ проявления волевых качеств в юношеском возрасте……………25
Выводы к главе 2………………………………………………………………...32
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………………………35
Приложение……………………………………………………………………...36
n1=n2 n1=20; n2=20
х - Юноши
у – Девушки
В общем случае формула для расчета по t - критерию Стьюдента такова:
где
В этом случае n1 = n2 = n, тогда выражение будет вычисляться следующим образом:
В обоих случаях подсчет числа степеней свободы осуществляется по формуле:
Решение:
Вывод: попало в зону не значимости. Данное исследование опровергнуто т.к. значение попало в зону не значимости.
Методика «Социальная смелость»
№ |
x |
y |
||||
1 |
20 |
22 |
-1.1 |
1.05 |
1.21 |
1.1025 |
2 |
21 |
21 |
-0.1 |
0.05 |
0.01 |
0.0025 |
3 |
20 |
21 |
-1.1 |
0.05 |
1.21 |
0.0025 |
4 |
23 |
19 |
1.9 |
-1.95 |
3.61 |
3.8025 |
5 |
22 |
22 |
0.9 |
1.05 |
0.81 |
1.1025 |
6 |
22 |
18 |
0.9 |
-2.95 |
0.81 |
8.7025 |
7 |
22 |
24 |
0.9 |
3.05 |
0.81 |
9.3025 |
8 |
22 |
18 |
0.9 |
-2.95 |
0.81 |
8.7025 |
9 |
25 |
21 |
3.9 |
0.05 |
15.21 |
0.0025 |
10 |
17 |
21 |
-4.1 |
0.05 |
16.81 |
0.0025 |
11 |
23 |
22 |
1.9 |
1.05 |
3.61 |
1.1025 |
12 |
21 |
20 |
-0.1 |
-0.95 |
0.01 |
0.9025 |
13 |
21 |
21 |
-0.1 |
0.05 |
0.01 |
0.0025 |
14 |
24 |
23 |
2.9 |
2.05 |
8.41 |
4.2025 |
15 |
18 |
20 |
-3.1 |
-0.95 |
9.61 |
0.9025 |
16 |
21 |
22 |
-0.1 |
1.05 |
0.01 |
1.1025 |
17 |
21 |
23 |
-0.1 |
2.05 |
0.01 |
4.2025 |
18 |
20 |
21 |
-1.1 |
0.05 |
1.21 |
0.0025 |
19 |
19 |
18 |
-2.1 |
-2.95 |
4.41 |
8.7025 |
20 |
20 |
22 |
-1.1 |
1.05 |
1.21 |
1.1025 |
Сумма |
422 |
419 |
0 |
0 |
69.8 |
54.95 |
Ср.знач. |
21.1 |
20.95 |
n1=n2 n1=20; n2=20
х - Юноши
у – Девушки
В общем случае формула для расчета по t - критерию Стьюдента такова:
где
В этом случае n1 = n2 = n, тогда выражение будет вычисляться следующим образом:
В обоих случаях подсчет числа степеней свободы осуществляется по формуле:
Решение:
Вывод: попало в зону не значимости. Данное исследование опровергнуто т.к. значение попало в зону не значимости.
Таким образом, к сожалению наша гипотеза не нашла своего подтверждения, сила воли и социальная смелость у юношей и девушек выражены одинаково.
Это может быть обусловлено тем, что у юношей развитие взрослости связано с их ориентацией на определенное содержание мужского идеала "настоящего мужчины" и, развивая у себя силу воли и волевые качества различными упражнениями, они иногда выдают желаемое наличие силы воли за действительное.
Волевые качества девушек более выражены потому, что в последнее время их положение в обществе изменилось, и сегодня современные женщины ни в чём не хотят уступать мужчинам, подсознательно оберегая свою «территорию» от соперника противоположного пола, тем более что ранее, эта территория принадлежала ему.
На протяжении веков положение женщины в обществе менялось в самых противоположных направлениях. В период матриархата ее значение было доминирующим. В эпоху рыцарства она была предметом поклонения, но уже не играла в политической жизни общества существенного значения. Постепенно мужчины все больше оттесняли женщин на второй план, ограничив сферу ее интересов и влияния воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства. Это вызвало возмущение многих образованных женщин. Они начали борьбу за свои права. Причем, наибольших «успехов» добились женщины России. Здесь мужчины особенно легко уступили женщинам самую тяжелую физическую работу, всегда считавшуюся мужской. И выяснилось, что российским женщинам действительно любая работа оказалась по плечу.
.
Выводы к главе 2.
Данные, полученные при исследовании,
нашли своё подтверждение в том,
что сила воли и уровень социальной
смелости у юношей выражены в большей
степени, чем у девушек не полностью.
Сила воли у юношей выражена действительно
ярче, а вот социальная смелость
проявилась в ходе нашего эксперимента
одинаково. Возможно, это объясняется
тем, что в положение женщины
в обществе менялось в самых противоположных
направлениях. В период матриархата
ее значение было доминирующим. В эпоху
рыцарства она была предметом
поклонения, но уже не играла в политической
жизни общества существенного значения.
Постепенно мужчины все больше оттесняли
женщин на второй план, ограничив сферу
ее интересов и влияния
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась не полностью, социальная смелость у юношей и девушек выражена одинаково, а сила воли действительно у юношей выражена в большей степени, чем у девушек.
Заключение.
Подводя итоги данной работы можно сказать, что юношеский возраст – возраст, в котором завершается физическое и половое созревание. Его главная психологическая особенность - вступление в самостоятельную жизнь. Главное в самосознании является будущее, к которому он себя готовит.
В современной ситуации в
наиболее трудном положении оказались
молодые люди, находящиеся в юношеском
возрасте. Потребность молодежи в
самоопределении, стремление к самоутверждению,
самоусовершенствованию, с одной
стороны, стимулируются происходящими
в обществе процессами, с другой
– ограничиваются отсутствием социальной
поддержки в определении своего
места в системе социально-
Именно поэтому вопросы изучения и развития воли в юношеском возрасте особенно актуальны в настоящее время.
Говоря о воле и волевом самоконтроле необходимо подчеркнуть, что воля связана с познавательной и эмоциональной сторонами психики. В реализации волевого акта можно выделать несколько этапов: установка цели и задач, определение мотивов действий, принятие решения, планирование и исполнение действий. В полном объеме волевые качества обнаруживаются при выполнении решения. Существует три важных компонента самоконтроля: мотивационный, процессуальный, волевой.
Данные, полученные при проведении контрольного эксперимента, не подтвердили наше предположение о том, что сила воли и уровень социальной смелости у юношей выражены в большей степени, чем у девушек. Возможно, это обусловлено тем, что в житейском плане наши женщины намного выносливее мужчин. В отличие от некоторых зарубежных стран, где женщины низведены до унизительного и зависимого положения, роль женщин в нашем обществе продолжает с каждым годом возрастать. И наши женщины - свободные, гордые, талантливые и красивые не только с успехом справляются со своими прямыми обязанностями, но и пытаются конкурировать с сильным полом в традиционно мужских сферах деятельности.
Сегодня мы воочию видим, как
многие женщины обладают пытливым и
ясным умом, а также весьма высокими
деловыми и нравственными качествами,
в то время как некоторые
Однако следует помнить, что никакое человеческое общество не может гармонично развиваться, продвигаясь к более высокому состоянию, если в нем не сбалансировано соотношение двух взаимодополняющих начал - мужского и женского.
Список литературы
Приложение
Приложение 1
Тест «Самооценка силы воли».
Методика описана Н Н Обозовым (1976) и предназначена для характеристики проявления «силы воли».
Инструкция
На приведенные 15 вопросов можно ответить «да» — 2 балла, «не знаю» или «случается» — 1 балл, «нет» — 0 баллов.
При ответе необходимо сразу ставить очки
Текст опросника
Информация о работе Проявление волевых качеств в юношеском возрасте