Проявление волевых качеств в юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в исследовании выраженности волевых качеств студентов.
Задачи курсовой работы:
-изучить психолого-педагогическую литературу, освещающую вопросы психологии воли;
-определить понятие и значение воли в развитии личности юношеского возраста;
-проанализировать выраженность воли в юношеском возрасте;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы воли ………………5
1.1. Сущность и содержание понятий «воля», «волевые качества»…………..5
1.2. Особенности волевой регуляции поведения в юношеском возрасте……13
1.3. Психологические особенности развития в юношеском возрасте………..17
Выводы к главе 1………………………………………………………………...23
Глава 2. Эмпирическое исследование проявления волевых качеств в юношеском возрасте………………………………………………………….....24
2.1. Организация и методы исследования……………………………………...24
2.2. Анализ проявления волевых качеств в юношеском возрасте……………25
Выводы к главе 2………………………………………………………………...32
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………………………35
Приложение……………………………………………………………………...36

Работа содержит 1 файл

Dokument_Microsoft_Word.docx

— 203.76 Кб (Скачать)

 

n1=n2               n1=20; n2=20

х -  Юноши

у – Девушки

В общем случае формула  для расчета по t - критерию Стьюдента  такова:

где

В этом случае n1 = n2 = n, тогда  выражение  будет вычисляться  следующим образом:

В обоих случаях подсчет  числа степеней свободы осуществляется по формуле:

Решение:

 

Вывод: попало в зону не значимости. Данное исследование опровергнуто т.к. значение попало в зону не значимости.

Методика «Социальная  смелость»

x

y

1

20

22

-1.1

1.05

1.21

1.1025

2

21

21

-0.1

0.05

0.01

0.0025

3

20

21

-1.1

0.05

1.21

0.0025

4

23

19

1.9

-1.95

3.61

3.8025

5

22

22

0.9

1.05

0.81

1.1025

6

22

18

0.9

-2.95

0.81

8.7025

7

22

24

0.9

3.05

0.81

9.3025

8

22

18

0.9

-2.95

0.81

8.7025

9

25

21

3.9

0.05

15.21

0.0025

10

17

21

-4.1

0.05

16.81

0.0025

11

23

22

1.9

1.05

3.61

1.1025

12

21

20

-0.1

-0.95

0.01

0.9025

13

21

21

-0.1

0.05

0.01

0.0025

14

24

23

2.9

2.05

8.41

4.2025

15

18

20

-3.1

-0.95

9.61

0.9025

16

21

22

-0.1

1.05

0.01

1.1025

17

21

23

-0.1

2.05

0.01

4.2025

18

20

21

-1.1

0.05

1.21

0.0025

19

19

18

-2.1

-2.95

4.41

8.7025

20

20

22

-1.1

1.05

1.21

1.1025

Сумма

422

419

0

0

69.8

54.95

Ср.знач.

21.1

20.95

       

 

n1=n2               n1=20; n2=20

х -  Юноши

у – Девушки

В общем случае формула  для расчета по t - критерию Стьюдента  такова:

где

В этом случае n1 = n2 = n, тогда  выражение  будет вычисляться  следующим образом:

В обоих случаях подсчет  числа степеней свободы осуществляется по формуле:

Решение:

Вывод: попало в зону не значимости. Данное исследование опровергнуто т.к. значение попало в зону не значимости.

Таким образом, к сожалению наша гипотеза не нашла своего подтверждения, сила воли и социальная смелость у юношей и девушек выражены одинаково.

 Это может быть обусловлено  тем, что у юношей развитие взрослости связано с их ориентацией на определенное содержание мужского идеала "настоящего мужчины" и, развивая у себя силу воли и волевые качества различными упражнениями, они  иногда выдают желаемое наличие силы воли за действительное.

Волевые качества девушек более выражены потому, что в последнее время их положение в обществе изменилось, и сегодня современные женщины ни в чём не хотят уступать мужчинам, подсознательно оберегая  свою  «территорию»  от  соперника противоположного  пола, тем  более что  ранее,  эта  территория  принадлежала  ему.

На протяжении веков положение женщины в обществе менялось в самых противоположных направлениях. В период матриархата ее значение было доминирующим. В эпоху рыцарства она была предметом поклонения, но уже не играла в политической жизни общества существенного значения. Постепенно мужчины все больше оттесняли женщин на второй план, ограничив сферу ее интересов и влияния воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства. Это вызвало возмущение многих образованных женщин. Они начали борьбу за свои права. Причем, наибольших «успехов» добились женщины России. Здесь мужчины особенно легко уступили женщинам самую тяжелую физическую работу, всегда считавшуюся мужской. И выяснилось, что российским женщинам действительно любая работа оказалась по плечу.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы к главе 2.

 

Данные, полученные при исследовании,  нашли своё подтверждение в том, что сила воли и уровень социальной смелости у юношей выражены в большей  степени, чем у девушек не полностью. Сила воли у юношей выражена действительно  ярче, а вот социальная смелость проявилась в ходе нашего эксперимента одинаково. Возможно, это объясняется  тем, что в положение женщины  в обществе менялось в самых противоположных  направлениях. В период матриархата  ее значение было доминирующим. В эпоху  рыцарства она была предметом  поклонения, но уже не играла в политической жизни общества существенного значения. Постепенно мужчины все больше оттесняли  женщин на второй план, ограничив сферу  ее интересов и влияния воспитанием  детей и ведением домашнего хозяйства. Это вызвало возмущение многих образованных женщин. Они начали борьбу за свои права. Причем, наибольших «успехов» добились женщины России. Здесь мужчины  особенно легко уступили женщинам самую  трудную работу, всегда считавшуюся  мужской. И выяснилось, что российским женщинам действительно любая работа оказалась по плечу.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась не полностью, социальная смелость у юношей и девушек выражена одинаково, а сила воли действительно  у юношей выражена в большей степени, чем у девушек.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Подводя итоги данной работы можно сказать, что юношеский  возраст – возраст, в котором  завершается физическое и половое  созревание. Его главная психологическая  особенность - вступление в самостоятельную  жизнь. Главное в самосознании является будущее, к которому он себя готовит.

В современной ситуации в  наиболее трудном положении оказались  молодые люди, находящиеся в юношеском  возрасте. Потребность молодежи в  самоопределении, стремление к самоутверждению, самоусовершенствованию, с одной  стороны, стимулируются происходящими  в обществе процессами, с другой – ограничиваются отсутствием социальной поддержки в определении своего места в системе социально-профессиональных отношений. Общество говорит его  члену, что он свободен, независим, может  строить свою жизнь в соответствии со своей свободной волей, он может  получить то, что хочет, если будет  деятелен и энергичен. В действительности для большинства людей все  эти возможности ограничены, так  как современное общество основывается на принципе индивидуального соперничества.

Именно поэтому вопросы  изучения и развития воли в юношеском  возрасте особенно актуальны в настоящее  время.

Говоря о воле и волевом  самоконтроле необходимо подчеркнуть, что воля связана с познавательной и эмоциональной сторонами психики. В реализации волевого акта можно выделать несколько этапов: установка цели и задач, определение мотивов действий, принятие  решения, планирование и исполнение действий. В полном объеме волевые качества обнаруживаются при выполнении решения. Существует три важных компонента самоконтроля: мотивационный, процессуальный, волевой.

Данные, полученные при проведении контрольного эксперимента, не подтвердили наше предположение о том, что сила воли и уровень социальной смелости у юношей выражены в большей степени, чем у девушек. Возможно, это обусловлено тем, что в житейском плане наши женщины намного выносливее мужчин. В отличие от некоторых зарубежных стран, где женщины низведены до унизительного и зависимого положения, роль женщин в нашем обществе продолжает с каждым годом возрастать. И наши женщины - свободные, гордые, талантливые и красивые не только с успехом справляются со своими прямыми обязанностями, но и пытаются конкурировать с сильным полом в традиционно мужских сферах деятельности.

Сегодня мы воочию видим, как  многие женщины обладают пытливым и  ясным умом, а также весьма высокими деловыми и нравственными качествами, в то время как некоторые современные  мужчины, напротив, опускаются до самого беспомощного и унизительного состояния. Если так пойдёт и дальше, то в недалеком будущем стиль жизни и взаимоотношений будет формировать мужчин нового типа, чьи чувства и поступки ориентированы более на эмоции и менее — на представление о власти и стойкости.

Однако следует помнить, что никакое человеческое общество не может гармонично развиваться, продвигаясь  к более высокому состоянию, если в нем не сбалансировано соотношение  двух взаимодополняющих начал - мужского и женского.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Воля, волевые качества личности: психологический анализ. – М.: ВЛАДОС, 2003.
  2. Гинзбург, М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределение ∕ М. Р. Гинзбург. Вопросы психологии. 2004. №3.
  3. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога / С. Ю. Головин (около 2000 терминов) 1998 . – 300с.
  4. Гроф, С. Путешествие в поисках себя / С. Гроф. – М.: Изд. центр «Академия», 2010.
  5. Ильин, Е. П. Психология. ∕ Е.П.Ильин. – СПб., 2004
  6. Как построить своё «Я». / под ред. В.П. Зинченко.- М.: «Айрис», 2004. 
  7. Кон, И. С. Психология юношеского возраста. / И.С.Кон. – М.: Изд. центр «Академия»,2005.
  8. Мудрик, А. В. Общение в процессе воспитания. / А.В.Мудрик. – М., 2001.
  9. Немов, Р. С. Психология. Книга I / Р. С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2009.
  10. Общая психология: Конспект лекций / Сост. М.В. Оленникова. – М.:ООО «Издательство ACT»; СПб.: ООО «Сова», 2004.
  11. Общая психология. ∕  Под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение. Изд. центр «Академия»,2005.
  12. Развитие социальных эмоций у детей старшего школьного возраста./ Под ред. А.В. Запорожца., Л.З. Неверович. – М.: Изд. «Эфлакс», 2003.
  13. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. / Х.Ремшмидт. – М.: ООО «Фирма» Вариант», 2003.
  14. Румянцева, Н. М. Агрессия и контроль.// «Аргументы и факты в Удмуртии» 47, 2006.
  15. Якобсон, П. М. Психология чувств и мотивации. / П.М.Якобсон. – М.: Изд. центр «Академия»,2005.

Приложение

Приложение 1

Тест «Самооценка  силы воли».

Методика описана Н  Н Обозовым (1976) и предназначена  для  характеристики проявления «силы  воли».

Инструкция

На приведенные 15 вопросов можно ответить «да» — 2 балла, «не  знаю» или «случается» — 1 балл, «нет» — 0 баллов.

При ответе необходимо сразу  ставить очки

 

Текст опросника

 

  1. В состоянии ли Вы завершить начатую работу, которая вам неинтересна, независимо от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться от нее и потом снова вернуться к ней?
  2. Преодолевали ли Вы без особых усилий внутреннее сопротивление когда нужно было сделать что-то вам неприятное (например, пойти на дежурство в выходной день)?
  3. Когда попадаете в конфликтную ситуацию на работе или в быту, в состоянии ли вы взятьсебя в руки настолько, чтобы взглянуть на нее с максимальной объективностью?
  4. Если Вам прописана диета, сможете ли Вы преодолеть все кулинарные соблазны?
  5. Найдете ли Вы силы утром встать раньше обычного,  как было запланировано вечером?
  6. Останетесь ли Вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?
  7. Быстро ли Вы отвечаете на письма?
  8. Если у Вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубного кабинета, сумеете ли Вы без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?
  9. Будете ли Вы принимать очень неприятное лекарство, которое Вам рекомендовал врач?
  10. Сдержите ли Вы данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет немало хлопот, являетесь ли Вы человеком слова?
  11. Без колебании ли Вы отправляетесь в поездку в незнакомый город, если это необходимо?
  12. Строго ли Вы придерживаетесь распорядка дня  времени пробуждения, приема пищи, занятии, уборки и прочих дел?
  13. Относитесь ли Вы неодобрительно к библиотечным задолжникам?
  14. Самая интересная телепередача не заставит Вас отложить выполнение срочной работы. Так ли это?
  15. Сможете ли Вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались Вам слова противоположной стороны?

Информация о работе Проявление волевых качеств в юношеском возрасте