Проявление волевых качеств в юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в исследовании выраженности волевых качеств студентов.
Задачи курсовой работы:
-изучить психолого-педагогическую литературу, освещающую вопросы психологии воли;
-определить понятие и значение воли в развитии личности юношеского возраста;
-проанализировать выраженность воли в юношеском возрасте;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы воли ………………5
1.1. Сущность и содержание понятий «воля», «волевые качества»…………..5
1.2. Особенности волевой регуляции поведения в юношеском возрасте……13
1.3. Психологические особенности развития в юношеском возрасте………..17
Выводы к главе 1………………………………………………………………...23
Глава 2. Эмпирическое исследование проявления волевых качеств в юношеском возрасте………………………………………………………….....24
2.1. Организация и методы исследования……………………………………...24
2.2. Анализ проявления волевых качеств в юношеском возрасте……………25
Выводы к главе 2………………………………………………………………...32
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………………………35
Приложение……………………………………………………………………...36

Работа содержит 1 файл

Dokument_Microsoft_Word.docx

— 203.76 Кб (Скачать)

   -формирование социально  ответственного поведения, гражданской  активности (в том числе политической, идеологической, экологической и т.д.);

   -построение внутренней  системы ценностей и этического  сознания как руководства для поведения» [13, с. 191].

   В российской психологии  юность рассматривается как психологический  возраст перехода к самостоятельности,  период формирования мировоззрения,  морального сознания и самосознания, самоопределения, приобретения психической,  идейной и гражданской зрелости. Наиболее часто исследователи  выделяют раннюю юность ( от 15 до 18 лет) и позднюю юность ( от 18 до 23 лет).

   В юношеском возрасте происходят существенные морфофункциональные изменения, завершаются процессы физического созревания человека. Жизнедеятельность в юности усложняется: расширяется диапазон социальных ролей с соответствующей им мерой самостоятельности и ответственности. На этот возраст приходится много критических социальных событий: получение паспорта, наступление уголовной ответственности, возможность вступить в брак. Социальная ситуация развития в ранней юности - порог самостоятельной жизни.

   В психологических  периодизации Д.Б. Эльконина и  А.Н. Леонтьева ведущей деятельностью в юности признается учебно-профессиональная деятельность. В раннем юношеском возрасте профессиональное самоопределение составляет важный момент личностного самоопределения, но не исчерпывает его [7, с. 155]. Видение себя будущим профессионалом является показателем связи молодого человека с обществом, вхождение в общество. Выбор профессии фактически означает проецирование в будущее определенной социальной позиции [2, с. 52].

 Промежуточность общественного положения и статуса юношества определяет и некоторые особенности его психики. Юношей еще остро волнуют проблемы, унаследованные от подросткового этапа, - собственная возрастная специфика, право на автономию от старших и т.д. Но социальное и личностное самоопределение предполагает не столько автономию от взрослых, сколько четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире.

Юноша страстно хочет знать, кто он такой, чего он стоит, на что  он способен. Есть два способа самооценки. Один состоит в том, чтобы соизмерить уровень своих притязаний с достигнутым  результатом. Второй путь самооценки –  социальное сравнение, сопоставление мнений о себе окружающих [12, с. 98].

   Юность – это  период, которому свойственны противоречивые  переживания, внутреннее недовольство, тревожность, метания, но они  менее демонстративны, чем в подростковом  периоде. «Эмоциональная сфера  в юности становится значительно  богаче по содержанию и тоньше  по оттенкам переживания, повышается  эмоциональное восприимчивость  и способность  к сопереживанию» [15, с. 96]. Образы собственного "я", как известно, сложны и неоднозначны. Тут и реальное "я" (каким я вижу себя в реальный момент), и динамическое "я" (каким я стараюсь стать), и идеальное "я" (каким я должен стать, исходя из своих моральных принципов), и фантастическое "я" (каким я хотел бы быть, если бы все было возможным), и целый ряд других представляемых "я". Даже самосознание зрелой личности не свободно от противоречий и не все самооценки адекватны.

Адекватность самооценки с возрастом повышается. Несовпадение реального и идеального "Я" вполне естественное следствие роста  самосознания и необходимая предпосылка  целенаправленного самовоспитания.

Исключительно важной чертой личности, во многом закладываемой  в ранней юности, является самоуважение, т.е. обобщенная самооценка, степень  принятия или неприятия себя как  личности. На формирование самоуважения влияют многие факторы – отношение  родителей, положение среди сверстников и другие [9, с. 34-35].

Одной из важных потребностей переходного возраста становится потребность  в самостоятельности: в освобождении от установленных правил и порядков старших, а так же контроля и опеки  родителей, учителей. Значительное влияние на личность юноши оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением.

Наилучшие взаимоотношения  старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени  способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности.

"Значимость" для юношей  и девушек их родителей и  сверстников принципиально не  одинакова в разных сферах  деятельности. Наибольшая автономия  от родителей при ориентации  на сверстников наблюдается в  сфере досуга, развлечений, свободного  общения, потребительских ориентаций» [14, с. 37-38].

 Содержание и характер общения юношей со всеми категориями партнеров определяются решением проблем, связанных со становлением и реализацией их как субъектов отношений  в значимых сферах жизнедеятельности [8, с. 141]. Общение со взрослыми включает в себя проблемы поиска смысла жизни, познания самого себя, жизненных планов и путей их реализации, взаимоотношений между людьми, получение информации, связанной с областью интересов старшеклассника и профессиональной принадлежностью взрослого.

   В юношеском возрасте  происходит увеличение потребности  в общении, увеличении времени  на общение и расширение его  круга. Параллельно с расширением  сферы общения происходит и  углубление, индивидуализация общения.  У молодых людей развивается  способность устанавливать дружеские  отношения, более избирательные,  тесные и глубокие. Поиск друга  начинается уже в подростковом  возрасте, но юношеская дружба  интимнее и стабильнее. Дружба  характеризуется верностью, близостью  и устойчивостью. Другу можно  излить душу, с ним можно поделиться  своими переживаниями, секретами  и надеяться на совет, взаимопонимание,  эмоциональное тепло, искренность [15, с. 98].

Социальный статус юношества  неоднороден. Юность – завершающий  этап социализации. Деятельность и  ролевая структура личности на этом этапе уже приобретают ряд  новых, взрослых качеств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы к главе 1.

 

Таким образом, можно сделать  следующие выводы.

ВОЛЯ - сторона сознания, его деятельное и регулирующее начало, призванное создать усилие и удерживать его так долго, как это надобно.

В реализации волевого акта можно выделать несколько этапов: установка цели и задач, определение  мотивов действий, принятие  решения, планирование и исполнение действий. В полном объеме волевые качества обнаруживаются при выполнении решения.

Основным условием воспитания воли является обязательное выполнение принятых решений.

Юношеский возраст – возраст, в котором завершается физическое и половое созревание.

Главная психологическая  особенность этого возраста - вступление в самостоятельную жизнь. Главное в самосознании является будущее, к которому он себя готовит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Эмпирическое исследование проявления волевых качеств  в юношеском возрасте

 

2.1. Организация  и методы исследования.

 

Исследование проводилось  среди студентов ЕФ КФУ.

Для проверки выдвинутой гипотезы была выбрана группа испытуемых 19 – 21 года в количестве  40  человек, из них 20 юношей  и 20 девушек. В ходе исследования были использованы следующие методики: тест-опросник «Самооценка силы воли» (приложение 1) и опросник «Социальная смелость» (приложение 2).

Тест «Самооценка силы воли»: методика описана Н. Н. Обозовым в 1976 и предназначена для характеристики проявления «силы воли».На приведенные 15 вопросов можно ответить «да» — 2 балла, «не знаю» или «случается» — 1 балл, «нет» — 0 баллов. При ответе необходимо сразу ставить очки. Подсчитывается сумма набранных баллов: 0-12 баллов — «сила воли» слабая; 13-баллов — «сила воли» средняя; 22-30 баллов — «сила воли» большая.

Методика «Социальная  смелость»: данная методика является фрагментом методики многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (фактор Н).Обработка данных опроса: за ответы «а» и «в» начисляется по 2 балла, за ответ «б» — 1 балл. Учитываются ответы «да» по пунктам 1,2,4, б, 8,10, 12,13 и ответы «нет» по пунктам 7, 9, 11. Высчитывается общая сумма баллов. Чем больше набранная сумма баллов, тем больше выражена социальная смелость.

 

 

 

2.2. Анализ проявления  волевых качеств в юношеском  возрасте.

Социальная смелость юношей согласно методике «Социальная смелость»        практически одинакова с девушками,  значит наше исследование не нашло доказательств (приложение 5). Это возможно объясняется тем, что мужчины сегодня «подустали» от первенства. Ведь на протяжении многих веков мужчины занимали повсеместно лидирующие позиции, а женщины долгое время оставались в тени, занимаясь семьёй, детьми, бытом.  Современные женщины очень активны в социальном плане, словно стараясь наверстать упущенное время, они торопятся заполнить пустующие ниши в обществе. Сегодня не редкость встретить не только женщину – солдата, женщину – тракториста, но и женщину – министра.

Тест «Самооценка силы воли» у девушек и юношей.

Уровень самооценки

Количество ответов девушек

Количество ответов юношей

Ответы девушек (%)

Ответы юношей (%)

Слабый

1

-

5

-

Средний

12

10

60

50

Сильный

7

10

35

50


 

Сила воли у молодых  людей мужского пола, согласно тесту «Самооценка силы воли» (приложение 3), показала, что для данной группы характерно следующее: у юношей уровень силы воли незначительно выше, чем у девушек (приложение 5), что частично подтверждает наше исследование .Анализ результатов исследования показал, что у 5% девушек сила воли слабая, в то время как среди юношей таковых не оказалось вообще. А вот сильных волей мужчин у нас оказалось – 50 %, тогда как среди девушек их только 35% - что тоже не так уж и мало для слабого пола. Но как видим, среди сильных волей людей мужчин существенно больше. 

Если вдуматься, то для  хрупких и нежных женщин, 5% слабых духом всё-таки маловато. Это можно  объяснить тем, что волевые качества девушек растут, возможно, потому, что в последнее время их положение в обществе изменилось, и сегодня современные женщины ни в чём не хотят уступать мужчинам, подсознательно оберегая  свою  «территорию»  от  соперника противоположного  пола, тем более что ранее,  эта территория  принадлежала  ему.

Конечно, сильных волей  мужчин предполагалось увидеть не 50 %, а больше, но факты – вещь упрямая и с ними не поспоришь. Это может быть обусловлено тем, что у юношей развитие взрослости связано с их ориентацией на определенное содержание мужского идеала "настоящего мужчины" и, развивая у себя силу воли и волевые качества различными упражнениями, они  иногда выдают желаемое наличие силы воли за действительное.

Таким образом, к сожалению  наша гипотеза нашла своё подтверждение  частично, сила воли у юношей выражена в большей степени, чем у девушек, а вот социальная смелость у юношей и девушек выражена одинаково. (приложения 6; 7).

 

t - Критерий Стьюдента

Тест «Самооценка силы воли»

x

y

1

22

23

1.8

3

3.24

9

2

25

22

4.8

2

23.04

4

3

24

26

3.8

6

14.44

36

4

22

24

1.8

4

3.24

16

5

24

24

3.8

4

14.44

16

6

22

24

1.8

4

3.24

16

7

24

27

3.8

7

14.44

49

8

22

18

1.8

-2

3.24

4

9

24

16

3.8

-4

14.44

16

10

22

19

1.8

-1

3.24

1

11

19

18

-1.2

-2

1.44

4

12

16

18

-4.2

-2

17.64

4

13

14

17

-6.2

-3

38.44

9

14

20

17

-0.2

-3

0.04

9

15

18

21

-2.2

1

4.84

1

16

20

20

-0.2

0

0.04

0

17

19

21

-1.2

1

1.44

1

18

14

15

-6.2

-5

38.44

25

19

17

19

-3.2

-1

10.24

1

20

16

11

-4.2

-9

17.64

81

Сумма

404

400

1.8

0

227.2

302

Ср.знач.

20.2

20

       

Информация о работе Проявление волевых качеств в юношеском возрасте