Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 20:31, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в исследовании выраженности волевых качеств студентов.
Задачи курсовой работы:
-изучить психолого-педагогическую литературу, освещающую вопросы психологии воли;
-определить понятие и значение воли в развитии личности юношеского возраста;
-проанализировать выраженность воли в юношеском возрасте;
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы воли ………………5
1.1. Сущность и содержание понятий «воля», «волевые качества»…………..5
1.2. Особенности волевой регуляции поведения в юношеском возрасте……13
1.3. Психологические особенности развития в юношеском возрасте………..17
Выводы к главе 1………………………………………………………………...23
Глава 2. Эмпирическое исследование проявления волевых качеств в юношеском возрасте………………………………………………………….....24
2.1. Организация и методы исследования……………………………………...24
2.2. Анализ проявления волевых качеств в юношеском возрасте……………25
Выводы к главе 2………………………………………………………………...32
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………………………35
Приложение……………………………………………………………………...36
-формирование социально
ответственного поведения,
-построение внутренней
системы ценностей и
В российской психологии
юность рассматривается как
В юношеском возрасте происходят существенные морфофункциональные изменения, завершаются процессы физического созревания человека. Жизнедеятельность в юности усложняется: расширяется диапазон социальных ролей с соответствующей им мерой самостоятельности и ответственности. На этот возраст приходится много критических социальных событий: получение паспорта, наступление уголовной ответственности, возможность вступить в брак. Социальная ситуация развития в ранней юности - порог самостоятельной жизни.
В психологических
периодизации Д.Б. Эльконина и
А.Н. Леонтьева ведущей
Промежуточность общественного положения и статуса юношества определяет и некоторые особенности его психики. Юношей еще остро волнуют проблемы, унаследованные от подросткового этапа, - собственная возрастная специфика, право на автономию от старших и т.д. Но социальное и личностное самоопределение предполагает не столько автономию от взрослых, сколько четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире.
Юноша страстно хочет знать, кто он такой, чего он стоит, на что он способен. Есть два способа самооценки. Один состоит в том, чтобы соизмерить уровень своих притязаний с достигнутым результатом. Второй путь самооценки – социальное сравнение, сопоставление мнений о себе окружающих [12, с. 98].
Юность – это
период, которому свойственны
Адекватность самооценки
с возрастом повышается. Несовпадение
реального и идеального "Я"
вполне естественное следствие роста
самосознания и необходимая предпосылка
целенаправленного
Исключительно важной чертой личности, во многом закладываемой в ранней юности, является самоуважение, т.е. обобщенная самооценка, степень принятия или неприятия себя как личности. На формирование самоуважения влияют многие факторы – отношение родителей, положение среди сверстников и другие [9, с. 34-35].
Одной из важных потребностей переходного возраста становится потребность в самостоятельности: в освобождении от установленных правил и порядков старших, а так же контроля и опеки родителей, учителей. Значительное влияние на личность юноши оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением.
Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности.
"Значимость" для юношей и девушек их родителей и сверстников принципиально не одинакова в разных сферах деятельности. Наибольшая автономия от родителей при ориентации на сверстников наблюдается в сфере досуга, развлечений, свободного общения, потребительских ориентаций» [14, с. 37-38].
Содержание и характер общения юношей со всеми категориями партнеров определяются решением проблем, связанных со становлением и реализацией их как субъектов отношений в значимых сферах жизнедеятельности [8, с. 141]. Общение со взрослыми включает в себя проблемы поиска смысла жизни, познания самого себя, жизненных планов и путей их реализации, взаимоотношений между людьми, получение информации, связанной с областью интересов старшеклассника и профессиональной принадлежностью взрослого.
В юношеском возрасте
происходит увеличение
Социальный статус юношества неоднороден. Юность – завершающий этап социализации. Деятельность и ролевая структура личности на этом этапе уже приобретают ряд новых, взрослых качеств.
Выводы к главе 1.
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
ВОЛЯ - сторона сознания, его деятельное и регулирующее начало, призванное создать усилие и удерживать его так долго, как это надобно.
В реализации волевого акта можно выделать несколько этапов: установка цели и задач, определение мотивов действий, принятие решения, планирование и исполнение действий. В полном объеме волевые качества обнаруживаются при выполнении решения.
Основным условием воспитания воли является обязательное выполнение принятых решений.
Юношеский возраст – возраст,
в котором завершается
Главная психологическая особенность этого возраста - вступление в самостоятельную жизнь. Главное в самосознании является будущее, к которому он себя готовит.
Глава 2. Эмпирическое исследование проявления волевых качеств в юношеском возрасте
2.1. Организация и методы исследования.
Исследование проводилось среди студентов ЕФ КФУ.
Для проверки выдвинутой гипотезы была выбрана группа испытуемых 19 – 21 года в количестве 40 человек, из них 20 юношей и 20 девушек. В ходе исследования были использованы следующие методики: тест-опросник «Самооценка силы воли» (приложение 1) и опросник «Социальная смелость» (приложение 2).
Тест «Самооценка силы воли»: методика описана Н. Н. Обозовым в 1976 и предназначена для характеристики проявления «силы воли».На приведенные 15 вопросов можно ответить «да» — 2 балла, «не знаю» или «случается» — 1 балл, «нет» — 0 баллов. При ответе необходимо сразу ставить очки. Подсчитывается сумма набранных баллов: 0-12 баллов — «сила воли» слабая; 13-баллов — «сила воли» средняя; 22-30 баллов — «сила воли» большая.
Методика «Социальная смелость»: данная методика является фрагментом методики многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (фактор Н).Обработка данных опроса: за ответы «а» и «в» начисляется по 2 балла, за ответ «б» — 1 балл. Учитываются ответы «да» по пунктам 1,2,4, б, 8,10, 12,13 и ответы «нет» по пунктам 7, 9, 11. Высчитывается общая сумма баллов. Чем больше набранная сумма баллов, тем больше выражена социальная смелость.
2.2. Анализ проявления волевых качеств в юношеском возрасте.
Социальная смелость юношей согласно методике «Социальная смелость» практически одинакова с девушками, значит наше исследование не нашло доказательств (приложение 5). Это возможно объясняется тем, что мужчины сегодня «подустали» от первенства. Ведь на протяжении многих веков мужчины занимали повсеместно лидирующие позиции, а женщины долгое время оставались в тени, занимаясь семьёй, детьми, бытом. Современные женщины очень активны в социальном плане, словно стараясь наверстать упущенное время, они торопятся заполнить пустующие ниши в обществе. Сегодня не редкость встретить не только женщину – солдата, женщину – тракториста, но и женщину – министра.
Тест «Самооценка силы воли» у девушек и юношей.
Уровень самооценки |
Количество ответов девушек |
Количество ответов юношей |
Ответы девушек (%) |
Ответы юношей (%) |
Слабый |
1 |
- |
5 |
- |
Средний |
12 |
10 |
60 |
50 |
Сильный |
7 |
10 |
35 |
50 |
Сила воли у молодых людей мужского пола, согласно тесту «Самооценка силы воли» (приложение 3), показала, что для данной группы характерно следующее: у юношей уровень силы воли незначительно выше, чем у девушек (приложение 5), что частично подтверждает наше исследование .Анализ результатов исследования показал, что у 5% девушек сила воли слабая, в то время как среди юношей таковых не оказалось вообще. А вот сильных волей мужчин у нас оказалось – 50 %, тогда как среди девушек их только 35% - что тоже не так уж и мало для слабого пола. Но как видим, среди сильных волей людей мужчин существенно больше.
Если вдуматься, то для хрупких и нежных женщин, 5% слабых духом всё-таки маловато. Это можно объяснить тем, что волевые качества девушек растут, возможно, потому, что в последнее время их положение в обществе изменилось, и сегодня современные женщины ни в чём не хотят уступать мужчинам, подсознательно оберегая свою «территорию» от соперника противоположного пола, тем более что ранее, эта территория принадлежала ему.
Конечно, сильных волей мужчин предполагалось увидеть не 50 %, а больше, но факты – вещь упрямая и с ними не поспоришь. Это может быть обусловлено тем, что у юношей развитие взрослости связано с их ориентацией на определенное содержание мужского идеала "настоящего мужчины" и, развивая у себя силу воли и волевые качества различными упражнениями, они иногда выдают желаемое наличие силы воли за действительное.
Таким образом, к сожалению наша гипотеза нашла своё подтверждение частично, сила воли у юношей выражена в большей степени, чем у девушек, а вот социальная смелость у юношей и девушек выражена одинаково. (приложения 6; 7).
t - Критерий Стьюдента
Тест «Самооценка силы воли»
№ |
x |
y |
||||
1 |
22 |
23 |
1.8 |
3 |
3.24 |
9 |
2 |
25 |
22 |
4.8 |
2 |
23.04 |
4 |
3 |
24 |
26 |
3.8 |
6 |
14.44 |
36 |
4 |
22 |
24 |
1.8 |
4 |
3.24 |
16 |
5 |
24 |
24 |
3.8 |
4 |
14.44 |
16 |
6 |
22 |
24 |
1.8 |
4 |
3.24 |
16 |
7 |
24 |
27 |
3.8 |
7 |
14.44 |
49 |
8 |
22 |
18 |
1.8 |
-2 |
3.24 |
4 |
9 |
24 |
16 |
3.8 |
-4 |
14.44 |
16 |
10 |
22 |
19 |
1.8 |
-1 |
3.24 |
1 |
11 |
19 |
18 |
-1.2 |
-2 |
1.44 |
4 |
12 |
16 |
18 |
-4.2 |
-2 |
17.64 |
4 |
13 |
14 |
17 |
-6.2 |
-3 |
38.44 |
9 |
14 |
20 |
17 |
-0.2 |
-3 |
0.04 |
9 |
15 |
18 |
21 |
-2.2 |
1 |
4.84 |
1 |
16 |
20 |
20 |
-0.2 |
0 |
0.04 |
0 |
17 |
19 |
21 |
-1.2 |
1 |
1.44 |
1 |
18 |
14 |
15 |
-6.2 |
-5 |
38.44 |
25 |
19 |
17 |
19 |
-3.2 |
-1 |
10.24 |
1 |
20 |
16 |
11 |
-4.2 |
-9 |
17.64 |
81 |
Сумма |
404 |
400 |
1.8 |
0 |
227.2 |
302 |
Ср.знач. |
20.2 |
20 |
Информация о работе Проявление волевых качеств в юношеском возрасте