Проявление волевых качеств в юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в исследовании выраженности волевых качеств студентов.
Задачи курсовой работы:
-изучить психолого-педагогическую литературу, освещающую вопросы психологии воли;
-определить понятие и значение воли в развитии личности юношеского возраста;
-проанализировать выраженность воли в юношеском возрасте;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы воли ………………5
1.1. Сущность и содержание понятий «воля», «волевые качества»…………..5
1.2. Особенности волевой регуляции поведения в юношеском возрасте……13
1.3. Психологические особенности развития в юношеском возрасте………..17
Выводы к главе 1………………………………………………………………...23
Глава 2. Эмпирическое исследование проявления волевых качеств в юношеском возрасте………………………………………………………….....24
2.1. Организация и методы исследования……………………………………...24
2.2. Анализ проявления волевых качеств в юношеском возрасте……………25
Выводы к главе 2………………………………………………………………...32
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………………………35
Приложение……………………………………………………………………...36

Работа содержит 1 файл

Dokument_Microsoft_Word.docx

— 203.76 Кб (Скачать)

Проявление волевых  качеств в юношеском возрасте.

Содержание.

 

Введение…………………………………………………………………………..2

 

Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы воли ………………5

1.1. Сущность и содержание  понятий «воля», «волевые качества»…………..5

1.2. Особенности волевой  регуляции поведения в юношеском возрасте……13

1.3. Психологические особенности  развития в юношеском возрасте………..17

Выводы к главе 1………………………………………………………………...23

Глава 2. Эмпирическое исследование проявления волевых качеств в  юношеском возрасте………………………………………………………….....24

2.1. Организация и методы  исследования……………………………………...24

2.2. Анализ проявления  волевых качеств в юношеском  возрасте……………25

Выводы к главе 2………………………………………………………………...32

Заключение……………………………………………………………………….33

Список литературы………………………………………………………………35

Приложение……………………………………………………………………...36

 

 

 

 

 

 

 

 

     Введение.

       «Воля  – это сознательное регулирование  человеком своего поведения, выраженное в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия на пути целенаправленных поступков и действий». (В. И. Селиванов).

Волевого человека отличают решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе.

Волевое действие, необходимость  в нем возникает тогда, когда  на пути осуществления мотивированной деятельности появилось препятствие. Волевой акт связан с его преодолением. Предварительно, однако, необходимо осознать, осмыслить суть возникшей проблемы.

Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи.

За последние годы значительно  возрос интерес к изучению психологической  науки, а также наблюдается повышенное внимание к воле, так как воля относится к числу тех психических явлений, жизненно важную роль, которых, нет особой необходимости доказывать.

 Многие ученые, исследующие  психологию юношеского  возраста, обращают внимание на преобладание  у молодых людей эмоциональной  сферы над волей, что проявляется,  например, в эмоциональной неустойчивости, раздражительности и даже агрессивности.  Поскольку жизненный опыт у  людей юношеского возраста недостаточен, то им свойственно стремление  к самоутверждению, к показу  своей самостоятельности. В кругу  своих сверстников они часто  стремятся утвердить свое положение,  показать себя людьми, знающими  жизнь. Такое утверждение связано  зачастую с подражанием асоциальным  формам поведения (неприятие воспитательных  мероприятий).

Центральное место в работе занимает исследование особенностей волевой  регуляции людей юношеского возраста. Работа базируется на теоретических исследованиях Е.П. Ильина, Б.Г. Ананьева, А.И. Высоцкого и др. Использованы, в основном, типология волевых актов К.К. Платонова,  П.А. Рудик, С.Л. Рубинштейна.

Актуальность  проблемы изучения особенностей и формирования воли в юношеском возрасте определяется, прежде всего, тем, что именно в этом возрасте формируются качественно новые характеристики воли, как и других процессов, а так же потребностями целого ряда общественных институтов, непосредственно включенных в процесс формирования и воспитания членов общества.  Семья, школа, общество с каждым годом предъявляют к подрастающему поколению все более высокие морально-этические, социально-политические, идеологические требования. Трудно представить себе то количество внешних и внутренних факторов, которые воздействуют на подрастающего человека и каждый раз изменяют мир его переживаний.

 Цель данной курсовой работы заключается в исследовании выраженности волевых качеств студентов.

    Объектом исследования являются студенты ЕФ КФУ (в количестве 40 студентов).

 Предметом этого исследования является волевые качества личности в юношеском возрасте.

  Гипотеза: сила воли и уровень социальной смелости у юношей выражены в большей степени, чем у девушек.

    Задачи курсовой работы:

-изучить психолого-педагогическую  литературу, освещающую вопросы  психологии воли;

-определить понятие и  значение воли в развитии личности  юношеского возраста;

-проанализировать выраженность воли в юношеском возрасте;

Методы исследования:

  • Теоретический анализ научной литературы по рассматриваемой проблеме;
  • Методика «Самооценка силы воли»;
  • Методика «Социальная смелость»;

   Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, глав, заключения, библиографического списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы исследования проблемы воли

1.1. Сущность и  содержание понятий «воля», «волевые  качества».

 

 ВОЛЯ - сторона сознания, его деятельное и регулирующее начало, призванное создать усилие и удерживать его так долго, как это надобно. Способность человека достигать поставленных целей в условиях преодоления препятствий, проявляемая в само детерминации и само регуляции своей деятельности и различных процессов психических. Благодаря ей человек может по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, выполнять действия в заранее спланированном направлении и с заранее предусмотренной силой. Более того, он может соответственно организовать свою деятельность психическую и направить ее. Усилием воли можно сдержать внешнее проявление эмоций или даже показать совершенно противоположные: Итак, воля направляет или сдерживает действия человека, а также организует деятельность психическую, исходя из наличных задач и требований. Первоначально понятие воли было введено для объяснения побуждений к действиям, выполняемым по собственным решениям человека, но не отвечающим его желаниям. Затем оно стало использоваться для объяснения возможности свободного выбора при конфликте желаний человека, связанном с постановкой проблем свободы воли (воля свободная). Как основные функции воли выделяются:

1) выбор мотивов и целей;

2) регуляция побуждения  к действиям - при недостаточной  или избыточной их мотивации;

3) организация процессов  психических - в систему, адекватную  выполняемой деятельности;

4) мобилизация физических  и психических возможностей - при  преодолении препятствий к достижению  поставленных целей. Возможность  произвольно регулировать действия  и процессы психические, подчиняя  их своим сознательным решениям, так же объясняется наличием воли, как и проявление в действиях человека качеств настойчивости, решительности, выдержки, смелости и пр. Для появления волевой регуляции нужны определенные условия - наличие препятствий и преград. Воля тогда и проявляется, когда появляются трудности на пути к цели: препятствия внешние - время, пространство, противодействие людей, физические свойства вещей и прочее; препятствия внутренние - отношения и установки, болезненные состояния, усталость и пр. Все эти препятствия, отражаясь в сознании, вызывают усилие волевое, кое создает нужный тонус, мобилизационную готовность для преодоления трудностей. Многообразие ситуаций, требующих срочной волевой регуляции - преодоление препятствий, направленность действия в будущее, конфликт мотивов, конфликт между требованием подчинения нормам социальным и имеющимися желаниями и прочим, - сводимо к трем реальностям, в основе коих лежит необходимость:

1) восполнение дефицита  побуждения к действиям - при  отсутствии их достаточной мотивации;

2) выбор мотивов, целей,  видов действия - при их конфликте;

3) произвольная регуляция  внешних и внутренних действий  и процессов психических. Как  социальное новообразование психики,  волю можно представить как  систему различных процессов  психических или как особое  внутреннее действие, включающее  различные внешние и внутренние  средства. Участие мышления, воображения,  эмоций, мотивов и прочего в  волевой регуляции приводило  в истории науки к преувеличенной  оценке либо интеллектуальных  процессов (теории воли интеллектуалистические), либо аффективных процессов (теории  воли эмоциональные). Появились теории, где воля рассматривалась как первичная способность души (волюнтаризм) [3, с. 61].

При помощи воли «человек не только познает мир, отражая его  в ощущениях, восприятии, памяти, воображении, мышлении, но и изменяет его, приспосабливает к своим нуждам, потребностям. С помощью разума он определяет, когда, где и какое приложить усилие, как организовать свою деятельность, чтобы получить необходимый результат. В большинстве случаев результат достигается сложным поведением, в ходе которого необходимо преодолевать объективные и субъективные трудности»            [10, с. 93].

  « Воля — это не проявление волюнтаризма (что хочу, то и делаю, не сообразуясь с обстоятельствами и окружающими людьми). Наоборот, подчас это подавление своих желаний и побуждений. Свобода воли означает не что иное, как возможность принимать решение со знанием дела, т. е. обоснованно. Поэтому еще со времен древнегреческого философа Аристотеля воля понималась как самоуправление, как управление своим поведением, исходящее от самого человека, от его разума. И сейчас воля понимается как сознательное и преднамеренное (произвольное) управление человеком своим поведением.»[5, с. 49].

Ни одна более или менее  сложная жизненная проблема человека не решается без участия воли. Никто  на Земле никогда еще не добился  выдающихся  успехов, не обладая  выдающейся  силой воли. Человек  в первую очередь тем и отличается от всех остальных живых существ, что у него кроме сознания и  интеллекта, есть и воля, без которой  способности оставались бы пустым звуком. 

В ходе жизненной практики из проявления воли в отдельных поступках  и действиях проявляются и  формируются соответствующие волевые качества личности.

 Когда способы осуществления  волевых актов приобретают в  поведении человека определенность  и устойчивость, они становятся  неотъемлемым признаком личности.

В психологии закрепившиеся  у человека волевые свойства обозначают специальными терминами:

• целеустремленность —  умение человека подчинять свои действия поставленным целям;

• настойчивость — умение человека мобилизовать свои возможности  для длительной борьбы с трудностями;

• выдержка — умение затормозить  действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения;

• решительность — умение принимать и претворять в жизнь  быстрые, обоснованные и твердые решения;

• инициативность — умение работать творчески, предпринимая действия и поступки по собственному почину;

• самостоятельность —  умение не поддаваться влиянию различных  факторов, отвлекающих от достижения цели, критически оценивать советы и предложения других, действовать  на основе собственных взглядов и  убеждений;

• организованность — разумное планирование и упорядоченная организация своей деятельности;

• дисциплинированность —  сознательное подчинение своего поведения  общепринятым нормам, установленному порядку;

• смелость — умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели;

• исполнительность — старательность, своевременное выполнение поручений и обязанностей [10, с. 95].

Мы рассмотрим подробнее  наиболее существенные: самостоятельность, решительность, настойчивость, самообладание.

    1.Самостоятельность проявляется   как в самой   мотивации 
волевого действия, так и в характере принятия решений. Сущность самостоятельности заключается в том, что человек определяет свои поступки, ориентируясь не на давление окружающих, 
не на случайные влияния, а исходя из своих убеждений, знаний 
и представлений о том, как надо  поступать в соответствующих 
ситуациях.

    Самостоятельность  в решении возникших задач  — характерное свойство развитой  воли. Ее противоположностью будет  внушаемость. Она заключается  в том, что человек легко  подвергается чужим влияниям  и мотивы его действий возникают  не из его собственных сложившихся  мнений и убеждений, а как  результат сторонних влияний.

   2.Решительность - волевое качество личности, которое  выражается в способности человека своевременно и без излишних 
колебаний принимать достаточно обоснованные решения, а затем обдуманно проводить их в жизнь.

   Противоположность  этого важного волевого качества  — нерешительность. Нерешительность может проявляться в актах принятия решения — человек колеблется, сомневается в том, как ему следует, поступить; борьба мотивов становится нескончаемой. Нерешительность обнаруживается и в реализации принятого решения. Страх перед окончательным шагом приводит к тому, что нерешительный человек сначала откладывает решение, а затем, решив, начинает его иногда неоднократно пересматривать.

   3.Наряду с решительностью  весьма существенным качеством, обеспечивающим успешность проведения   задуманных решений, является настойчивость. Настойчивость предполагает, что человек способен к длительному и неослабному   напряжению энергии; трудности достижения намеченной цели его не отпугивают, он неуклонно движется к намеченной цели. Настойчивость коренным образом отличается от упрямства, когда человек неспособен, несмотря на разумные основания, отказаться от намеченного плана действий, от принятого ранее мало продуманного 
решения. Упрямство выражается в неумении взглянуть в глаза 
реальным обстоятельствам, гибко отнестись к изменившейся ситуации. И в этом проявляется слабость воли человека.

   4.Высокий уровень  волевой деятельности человека  проявляется очень ярко в его умении владеть собой (выдержке, самообладании). Это умение сказывается в способности заставить себя выполнить принятое обоснованное решение, преодолевая такие мешающие побуждения, как лень, страх. Иначе говоря, самообладание состоит в умении подчинять себе нежелательные и при этом достаточно сильные побуждения. Воля выражается в умении сдерживать не одобряемые самим   человеком   проявления чувств: раздражение, аффекты страха, гнева, ярости, отчаяния и т. д. [11, с. 404]. 
«Обыденное сознание фиксирует огромный спектр индивидуальных особенностей воли, различающихся по интенсивности своих проявлений, характеризуемых с одной стороны как сила воли, а с другой — как ее слабость. 
Однако оценка волевого качества не может выражаться лишь одной шкалой «сила–слабость». Большое значение имеют моральная воспитанность воли, положительная или отрицательная направленность волевой активности, ее устойчивость и широта. 
Следует отметить, что далеко не при всех обстоятельствах может сформироваться и проявиться нужное волевое свойство. Большую роль в формировании волевых качеств личности играет процесс самовоспитания».[10, с. 93.].

Информация о работе Проявление волевых качеств в юношеском возрасте