Проявление волевых качеств в юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в исследовании выраженности волевых качеств студентов.
Задачи курсовой работы:
-изучить психолого-педагогическую литературу, освещающую вопросы психологии воли;
-определить понятие и значение воли в развитии личности юношеского возраста;
-проанализировать выраженность воли в юношеском возрасте;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы воли ………………5
1.1. Сущность и содержание понятий «воля», «волевые качества»…………..5
1.2. Особенности волевой регуляции поведения в юношеском возрасте……13
1.3. Психологические особенности развития в юношеском возрасте………..17
Выводы к главе 1………………………………………………………………...23
Глава 2. Эмпирическое исследование проявления волевых качеств в юношеском возрасте………………………………………………………….....24
2.1. Организация и методы исследования……………………………………...24
2.2. Анализ проявления волевых качеств в юношеском возрасте……………25
Выводы к главе 2………………………………………………………………...32
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………………………35
Приложение……………………………………………………………………...36

Работа содержит 1 файл

Dokument_Microsoft_Word.docx

— 203.76 Кб (Скачать)

   Волевая сфера  постоянно стимулирует активность  человека. Успешные действия его  деятельности вызывают у него  состояние уверенности. Каждое успешно осуществленное волевое действие стимулирует человека на дальнейшее развитие его волевых качеств.

   Волевые качества  человека формируются не только  под воздействием окружающих  людей и при выполнении поставленных  задач, но и в процессе работы над собой. «В ходе формирования волевых качеств личности включается новый существенный момент — самовоспитание. Человек начинает сознательно воспитывать в себе нужные волевые черты. Надо подчеркнуть, что ни в одной области психической жизни человека не выступает с такой яркостью и отчетливостью начало саморегулирования, как в сфере волевых действий. И ни в одной сфере психической деятельности — коснемся ли мы памяти, воображения, мышления и т. д. — человек не испытывает с такой остротой переживание власти над собой, как в области волевых действий.

   Поэтому существенным  этапом в становлении личности  делается такой период в ее развитии, когда растущий человек не только критически, оценивает свои действия и поступки, но начинает ставить перед собой задачу самовоспитания, переделки качеств своей личности. Самовоспитание происходит в соответствии с тем образом (идеалом), который представляется ценным и привлекательным. Такое сознательное переключение активности личности на процесс самосовершенствования знаменует собой иногда переломный момент в жизни человека, поскольку меняется характер самосознания, появляются новые аспекты в восприятии самого себя. И этот процесс самовоспитания обычно начинается с работы над собой в сфере волевых действий.

   Поскольку это  важный момент в жизни личности, то очень существенно, чтобы  процесс самовоспитания оказался  успешным и принес бы некоторые  новые элементы в характер  самосознания. Работа человека над собой в сфере волевой деятельности бывает успешной, когда человек не ставит перед собой сразу слишком больших и неосуществимых задач. Например, будучи страстным курильщиком, человек без всякой предварительной подготовки, недостаточно зная свои силы, решает сразу бросить курить. И очень часто это приводит через некоторое время к срыву, человек вновь начинает курить и тяжело переживает свое слабоволие.

   Необходима тренировка  в волевых действиях (нелегких, но выполнимых), чтобы появлялось  и укреплялось у человека сознание того, что он владеет собой, что он может заставить себя не поддаться сильному, но неодобряемому импульсу, влечению, что оп может воздержаться от соблазна, отложить реализацию большого желания.  

Тренировка воли заключается  о систематическом выполнении неинтересных (непосредственно не привлекающих), но осмысленных и полезных действий. А это значит, что надо заставлять себя регулярно совершать волевые усилия в разных делах. И человек сознательно идет на это, чтобы преодолеть свою лень, неорганизованность, несобранность и т. д. В результате регулярного совершении таких действий человек может переходить к выполнению более трудных полевых задач, поскольку у него появляется все больше умеренности и своих силах.

   Через волевую деятельность, проводимую в плане самовоспитании, у человека могут возникать уже и новые мотивы действий, связанные с процессом самосовершенствования»[11, с. 404]. Активность личности, вызываемыми естественными и культурными, материальными и духовными потребностями и приобретающая целенаправленный характер, реализуется в разнообразных действиях, с помощью которых осуществляется преобразование человеком окружающего мира. Развитый интеллект, имеющий гуманистическую направленность, согретый теплом благородных чувств и опирающиеся на сильную волю, позволяет личности постигать сущность явлений, выделять главное из многого, успешно выполнять свои обязанности – систематически, настойчиво и целеустремленно учиться. Гибкое мышление, базирующееся на глубоких знаниях, тренировке ума, воли и высоких чувствах, укрепляет нравственные силы человека, постоянно нацеливает его на творческий поиск и приучает к активному умственному труду, формирует сознание и чувство радости познания.

   При формировании  волевых качеств человека велика  роль коллектива. Особенно велика  роль в воспитании воли такого  коллектива, принадлежность к которому  дорога человеку, с мнением которого он считается. В коллективе, с которым человек чувствует себя глубоко связанным, он видит для себя образцы поведения. Всякий сплоченный коллектив предъявляет своим членам определенные требования в отношении поведения — выполнение взятых на себя обязанностей, проявление активности и заботы о товарищах, стремление не опорочить свой коллектив и т. д. Все это ставит члена коллектива в такие ситуации, когда ему приходится принимать решения, проявлять себя в действиях, обнаруживать самообладание для того, чтобы не упасть в мнении окружающих. Одобрение коллектива является для него наградой за усилия, иногда за пережитые неприятные эмоции.

   При выполнении  нарастающих по трудности поручений  коллектива и осуществлении действий, которые требуют все большей самостоятельности и инициативы, формируются необходимые волевые качества личности.

   Благодаря практике  успешных волевых действий человек  приобретает уверенность в своих  силах, испытывает чувство удовлетворения от совместной деятельности с другими людьми».[11, с. 403].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Особенности  волевой регуляции поведения  в юношеском возрасте.

Волевая регуляция поведения  и действий - это произвольная регуляция  активности, формируемая и развиваемая  под воздействием контроля за поведением со стороны общества, а затем - самоконтроля личности. Как основание волевых  процессов выступает характерная  человеку опосредованность поведения  за счет использования общественно  выработанных орудий или средств. На этом строится процесс сознательного  контроля над эмоциональными состояниями  или мотивами, значительно вариативный  индивидуально. За счет этого контроля обретается возможность действовать  вопреки сильной мотивации или  игнорировать сильные эмоциональные  переживания. Волевая регуляция  проявляется как личностный уровень  произвольной регуляции, отличающийся тем, что решение о ней исходит  от самой личности и в регуляции  используются личностные средства. Одно из таких средств личностной регуляции - изменение смысла действий. Намеренное изменение смысла действия, приводящее к изменению побуждения, может  достигаться:

1) переоценкой значимости  мотива;

2) привлечением дополнительных  мотивов;

3) предвидением и переживанием  последствий действия;

4) актуализацией мотивов  - посредством воображаемой ситуации, и пр. Развитие волевой регуляции, прежде всего, связано с формированием:

1) богатой сферы мотивационно - смысловой;

2) стойкого мировоззрения  и убеждений;

3) способности к волевым  усилиям в особых ситуациях  действия. А также - с переходом  от внешних способов изменения  смысла действия к внутренним. Закрепленные волевые свойства  обозначаются специальными терминами,  такими как целеустремленность, решительность, выдержка, самостоятельность,  мужество, настойчивость. Нужное  волевое свойство можно сформировать  и проявить далеко не при  всех обстоятельствах; сверх того, эти свойства своеобразно зависят  от характера дел, где проявляются.

 В реализации волевого акта можно выделать несколько этапов: установка цели и задач, определение мотивов действий, принятие  решения, планирование и исполнение действий.

Мотивы и стимулы человеческих действий многообразны: физиологические и духовные потребности, влечения, желания и т.д. Зарождающаяся потребность проявляется в виде сметного, неясного влечения. Влечение - это стремление к чему-то неопределенному. По мере возрастания потребности влечение превращается в желание. Желание характеризуется так, что человек осознает не только возникшую у него потребность или другое побуждение, но и знает, что и в каком направлении действовать для исполнения своих желаний. Но это не означает, что он будет обязательно действовать. Желать человек может многого. Нередко сталкиваются между собой несовместимые желания, а также доводы и  мотивы. В этих случаях возникает борьба чувств и разума, мотивов действий, необходимость сделать выбор и принять какое-то решение (например, уйти с работы или остаться; сохранить супружескую верность или отдать предпочтение чувству вновь возникшей любви, влечения, желания). Принять решение - это значит отграничить одно желание от другого ("Буду делать так", "Решено, сделаем это", "Остановимся на так» варианте работы" и т.д.), сделать окончательный выбор действий. Нередко принятие решения приносит удовлетворение, явное облегчение, снятие напряжения, связанного с борьбой мотивов [4, с. 133].

Принятие решения - сложный  процесс, требующий определенных знаний об условиях, средствах и способах действий, взвешивания шансов на успех  или неуспех. В жизни нередко  человек испытывает колебания при  решении вопроса даже самого пустячного. Чем слабее у человека развита воля, тем труднее ему приходится при выборе возможных вариантов действий. Такие люди чаше всего оказываются во власти ситуаций, влияний, случайностей. Духовное состояние этих людей характеризуют сомнения, колебания, нерешительность [6, с. 257].

Формирование волевых  качеств особенно успешно происходит в юношеском возрасте. К окончанию  среднего учебного заведения основные волевые процессы превращаются в  устойчивые свойства личности. Однако это не означает, что в дальнейшем не происходит совершенствование этих качеств.

 «Обычно под самоконтролем  понимается умение критически  отнестись к своим поступкам,  действиям, регулировать своё  поведение и управлять им.

 В учебной деятельности  самоконтроль – это процесс  сопоставления достигнутых результатов  с заданной программой на данном  этапе обучения.

Существует три важных компонента самоконтроля:

    • Мотивационный;
    • Процессуальный;
    • Волевой.

Под мотивационным компонентом  самоконтроля мы понимаем внутренние побуждения, возникающие в результате осознания противоречия между имеющимися у юношей знаниями, умениями и навыками и необходимостью овладения новыми более объёмными и качественно  совершенными.

Процессуальный компонент  самоконтроля включает в себя овладение  системой базовых знаний о жизни.

В основе волевого компонента лежит готовность к совершению волевого усилия по преодолению познавательного  затруднения и его осуществление  в деятельности» [1, с. 278]. Самоконтроль не может быть осуществлён в полной мере, если нет в наличии хоть одного компонента, так как каждый из компонентов играет определённую роль.

 

 

 

1.3. Психологические  особенности развития в юношеском  возрасте.

 

 

Юношеский возраст стадия онтогенетического развития между  подростковым возрастом и взрослостью. У юношей этот временной интервал охватывает 17-21год, у девушек 16-20.

В этом возрасте завершается  физическое и половое созревание организма. В психологическом плане  главной особенностью данного возраста является вступление в самостоятельную  жизнь, когда происходит выбор профессии, резко меняется социальная позиция. «Главное психологическое приобретение ранней юности - это открытие своего внутреннего мира. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Вполне осознавая свои поступки, он еще не осознает собственных психических состояний. Если ребенок сердится, он объясняет это тем, что кто-то его обидел. Напротив, для юноши внешний, физический мир - только одна из возможностей субъективного опыта, средоточием которого является он сам. Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, юное существо открывает целый мир эмоций, красоту природы, звуки музыки, новые краски. «Открытие» своего внутреннего мира - очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает и немало тревожных, драматических переживаний. Оказывается, «внутреннее Я» может не совпадать с внешним поведением, актуализируя проблему самоконтроля. Не случайно жалобы на слабоволие - самая распространенная форма подростковой и юношеской самокритики. Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Это порождает острую потребность в общении и одновременно повышение его избирательности, потребность в уединении, в тишине природы, в молчании, в том, чтобы услышать свой внутренний голос, не заглушенный суетливой будничной повседневностью.

Главным измерением времени  в самосознании юноши является будущее, к которому он себя готовит. Мечты о будущем занимают центральное место в его переживаниях [14, с. 35-37].

  Психоаналитические теории (З. Фрейд, А. Фрейд) видят в юности определенный этап психосексуального развития, когда приток инстинктивной энергии либидо должен быть компенсирован защитными механизмами Я.

   Борьба тенденций  со стороны Оно и Я проявляется  в возрастающем беспокойстве  и увеличении конфликтных ситуаций, которые постепенно, по мере установления  новой гармонии Я и Оно, преодолеваются.

   Социологические  теории юности рассматривают  ее, прежде всего как определенный этап социализации, как переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной деятельности взрослого при решающей детерминации со стороны общества.

   Психологические  теории придают важнейшее значение  субъективной стороне, характерным  чертам внутреннего мира и  самосознания взрослеющего индивида, его вкладу как активного творца  собственного взросления. Разнообразие  индивидуальных вариантов перехода  к взрослости привело к тому, что в последние десятилетия  исследователи все чаще используют  понятие задачи развития. В первую  очередь они были сформулированы  в области юношеской психологии. Решение возрастных задач определяется  как появление способности человека  решать те или иные проблемы.

   Так, Р. Хавигхерст  в период взросления выделил  такие возрастные задачи:

   - принятие собственной  внешности, осознание особенностей  своего тела и формирование  умений эффективно его использовать ( в труде, спорте и т.д.);

   -усвоение мужской  или женской роли ( складывание индивидуальной структуры) своего гендерного поведения, своего «образа» гендерной роли, внутренней позиции мужчины или женщины; например, для девушки это может быть образ «тургеневской девушки», «своей в доску» девчонки или «роковой красавицы»;

   -установление новых  и более зрелых отношений со  сверстниками обоих полов;

   - завоевание эмоциональной  независимости от родителей и  других взрослых;

   -подготовка к профессиональной  карьере, обучение нацелено на  получение профессии (в вузе или непосредственно на рабочем месте, и даже еще в школе – при дифференцированном отношении к разным учебным предметам, при посещении подготовительных курсов);

   -подготовка к браку  и семейной жизни, приобретение  знаний и социальной готовности  принять на себя ответственность,  связанную с партнерством и  семьей;

Информация о работе Проявление волевых качеств в юношеском возрасте