Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 20:31, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в исследовании выраженности волевых качеств студентов.
Задачи курсовой работы:
-изучить психолого-педагогическую литературу, освещающую вопросы психологии воли;
-определить понятие и значение воли в развитии личности юношеского возраста;
-проанализировать выраженность воли в юношеском возрасте;
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы воли ………………5
1.1. Сущность и содержание понятий «воля», «волевые качества»…………..5
1.2. Особенности волевой регуляции поведения в юношеском возрасте……13
1.3. Психологические особенности развития в юношеском возрасте………..17
Выводы к главе 1………………………………………………………………...23
Глава 2. Эмпирическое исследование проявления волевых качеств в юношеском возрасте………………………………………………………….....24
2.1. Организация и методы исследования……………………………………...24
2.2. Анализ проявления волевых качеств в юношеском возрасте……………25
Выводы к главе 2………………………………………………………………...32
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………………………35
Приложение……………………………………………………………………...36
Волевая сфера
постоянно стимулирует
Волевые качества
человека формируются не
Поэтому существенным этапом в становлении личности делается такой период в ее развитии, когда растущий человек не только критически, оценивает свои действия и поступки, но начинает ставить перед собой задачу самовоспитания, переделки качеств своей личности. Самовоспитание происходит в соответствии с тем образом (идеалом), который представляется ценным и привлекательным. Такое сознательное переключение активности личности на процесс самосовершенствования знаменует собой иногда переломный момент в жизни человека, поскольку меняется характер самосознания, появляются новые аспекты в восприятии самого себя. И этот процесс самовоспитания обычно начинается с работы над собой в сфере волевых действий.
Поскольку это
важный момент в жизни
Необходима тренировка
в волевых действиях (нелегких,
но выполнимых), чтобы появлялось
и укреплялось у человека
Тренировка воли заключается о систематическом выполнении неинтересных (непосредственно не привлекающих), но осмысленных и полезных действий. А это значит, что надо заставлять себя регулярно совершать волевые усилия в разных делах. И человек сознательно идет на это, чтобы преодолеть свою лень, неорганизованность, несобранность и т. д. В результате регулярного совершении таких действий человек может переходить к выполнению более трудных полевых задач, поскольку у него появляется все больше умеренности и своих силах.
Через волевую деятельность, проводимую в плане самовоспитании, у человека могут возникать уже и новые мотивы действий, связанные с процессом самосовершенствования»[11, с. 404]. Активность личности, вызываемыми естественными и культурными, материальными и духовными потребностями и приобретающая целенаправленный характер, реализуется в разнообразных действиях, с помощью которых осуществляется преобразование человеком окружающего мира. Развитый интеллект, имеющий гуманистическую направленность, согретый теплом благородных чувств и опирающиеся на сильную волю, позволяет личности постигать сущность явлений, выделять главное из многого, успешно выполнять свои обязанности – систематически, настойчиво и целеустремленно учиться. Гибкое мышление, базирующееся на глубоких знаниях, тренировке ума, воли и высоких чувствах, укрепляет нравственные силы человека, постоянно нацеливает его на творческий поиск и приучает к активному умственному труду, формирует сознание и чувство радости познания.
При формировании
волевых качеств человека
При выполнении
нарастающих по трудности
Благодаря практике
успешных волевых действий
1.2. Особенности волевой регуляции поведения в юношеском возрасте.
Волевая регуляция поведения
и действий - это произвольная регуляция
активности, формируемая и развиваемая
под воздействием контроля за поведением
со стороны общества, а затем - самоконтроля
личности. Как основание волевых
процессов выступает
1) переоценкой значимости мотива;
2) привлечением дополнительных мотивов;
3) предвидением и переживанием последствий действия;
4) актуализацией мотивов
- посредством воображаемой
1) богатой сферы мотивационно - смысловой;
2) стойкого мировоззрения и убеждений;
3) способности к волевым
усилиям в особых ситуациях
действия. А также - с переходом
от внешних способов изменения
смысла действия к внутренним.
Закрепленные волевые свойства
обозначаются специальными
В реализации волевого акта можно выделать несколько этапов: установка цели и задач, определение мотивов действий, принятие решения, планирование и исполнение действий.
Мотивы и стимулы человеческих действий многообразны: физиологические и духовные потребности, влечения, желания и т.д. Зарождающаяся потребность проявляется в виде сметного, неясного влечения. Влечение - это стремление к чему-то неопределенному. По мере возрастания потребности влечение превращается в желание. Желание характеризуется так, что человек осознает не только возникшую у него потребность или другое побуждение, но и знает, что и в каком направлении действовать для исполнения своих желаний. Но это не означает, что он будет обязательно действовать. Желать человек может многого. Нередко сталкиваются между собой несовместимые желания, а также доводы и мотивы. В этих случаях возникает борьба чувств и разума, мотивов действий, необходимость сделать выбор и принять какое-то решение (например, уйти с работы или остаться; сохранить супружескую верность или отдать предпочтение чувству вновь возникшей любви, влечения, желания). Принять решение - это значит отграничить одно желание от другого ("Буду делать так", "Решено, сделаем это", "Остановимся на так» варианте работы" и т.д.), сделать окончательный выбор действий. Нередко принятие решения приносит удовлетворение, явное облегчение, снятие напряжения, связанного с борьбой мотивов [4, с. 133].
Принятие решения - сложный процесс, требующий определенных знаний об условиях, средствах и способах действий, взвешивания шансов на успех или неуспех. В жизни нередко человек испытывает колебания при решении вопроса даже самого пустячного. Чем слабее у человека развита воля, тем труднее ему приходится при выборе возможных вариантов действий. Такие люди чаше всего оказываются во власти ситуаций, влияний, случайностей. Духовное состояние этих людей характеризуют сомнения, колебания, нерешительность [6, с. 257].
Формирование волевых качеств особенно успешно происходит в юношеском возрасте. К окончанию среднего учебного заведения основные волевые процессы превращаются в устойчивые свойства личности. Однако это не означает, что в дальнейшем не происходит совершенствование этих качеств.
«Обычно под самоконтролем понимается умение критически отнестись к своим поступкам, действиям, регулировать своё поведение и управлять им.
В учебной деятельности
самоконтроль – это процесс
сопоставления достигнутых
Существует три важных компонента самоконтроля:
Под мотивационным компонентом самоконтроля мы понимаем внутренние побуждения, возникающие в результате осознания противоречия между имеющимися у юношей знаниями, умениями и навыками и необходимостью овладения новыми более объёмными и качественно совершенными.
Процессуальный компонент самоконтроля включает в себя овладение системой базовых знаний о жизни.
В основе волевого компонента
лежит готовность к совершению волевого
усилия по преодолению познавательного
затруднения и его
1.3. Психологические
особенности развития в
Юношеский возраст стадия онтогенетического развития между подростковым возрастом и взрослостью. У юношей этот временной интервал охватывает 17-21год, у девушек 16-20.
В этом возрасте завершается физическое и половое созревание организма. В психологическом плане главной особенностью данного возраста является вступление в самостоятельную жизнь, когда происходит выбор профессии, резко меняется социальная позиция. «Главное психологическое приобретение ранней юности - это открытие своего внутреннего мира. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Вполне осознавая свои поступки, он еще не осознает собственных психических состояний. Если ребенок сердится, он объясняет это тем, что кто-то его обидел. Напротив, для юноши внешний, физический мир - только одна из возможностей субъективного опыта, средоточием которого является он сам. Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, юное существо открывает целый мир эмоций, красоту природы, звуки музыки, новые краски. «Открытие» своего внутреннего мира - очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает и немало тревожных, драматических переживаний. Оказывается, «внутреннее Я» может не совпадать с внешним поведением, актуализируя проблему самоконтроля. Не случайно жалобы на слабоволие - самая распространенная форма подростковой и юношеской самокритики. Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Это порождает острую потребность в общении и одновременно повышение его избирательности, потребность в уединении, в тишине природы, в молчании, в том, чтобы услышать свой внутренний голос, не заглушенный суетливой будничной повседневностью.
Главным измерением времени в самосознании юноши является будущее, к которому он себя готовит. Мечты о будущем занимают центральное место в его переживаниях [14, с. 35-37].
Психоаналитические теории (З. Фрейд, А. Фрейд) видят в юности определенный этап психосексуального развития, когда приток инстинктивной энергии либидо должен быть компенсирован защитными механизмами Я.
Борьба тенденций
со стороны Оно и Я
Социологические теории юности рассматривают ее, прежде всего как определенный этап социализации, как переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной деятельности взрослого при решающей детерминации со стороны общества.
Психологические
теории придают важнейшее
Так, Р. Хавигхерст в период взросления выделил такие возрастные задачи:
- принятие собственной
внешности, осознание
-усвоение мужской или женской роли ( складывание индивидуальной структуры) своего гендерного поведения, своего «образа» гендерной роли, внутренней позиции мужчины или женщины; например, для девушки это может быть образ «тургеневской девушки», «своей в доску» девчонки или «роковой красавицы»;
-установление новых и более зрелых отношений со сверстниками обоих полов;
- завоевание эмоциональной независимости от родителей и других взрослых;
-подготовка к
-подготовка к браку
и семейной жизни,
Информация о работе Проявление волевых качеств в юношеском возрасте