Проявление свойств внимания у детей раннего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 00:12, курсовая работа

Описание работы

Ранним возрастом принято считать период онтогенеза человека от 1 до 3 лет. Психофизиологическими особенностями этого периода можно считать: 1) наличие тесной взаимосвязи физического и психического развития (любые отклонения в физическом развитии могут привести к психическим нарушениям); 2) индивидуальные темпы развития (в силу неравномерности и гетерохронности органы и системы организма развиваются не одинаково быстро); 3) высокую ранимость ребенка, что предъявляет особые требования к его воспитанию; 4) восприимчивость детей к обучению (в этом возрасте легко образуются условные связи).

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..
Общая характеристика работы ………………………………………………..
1. Общее понятие о внимании в психологии…………………………………..
1.1. Внимание как психический познавательный процесс………………..
1.2. Анализ подходов к пониманию внимания в отечественной и зарубежной психологии………………………………………………………..
1.3. Психологические особенности раннего возраста…………………….
Выводы………………………………………………………………………….
2. Эмпирическое исследование проявления свойств внимания в раннем возрасте…………………………………………………………………………
2.1. Этапы проведения эмпирического исследования ………………….
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования проявления свойств внимания в раннем возрасте…………………………………………
Выводы………………………………………………………………………….
Заключение ……………………………………………………………………..
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Света -курсач.doc

— 453.50 Кб (Скачать)

    

  1. Объем внимания. Мы не нашли возможность применить какую-либо методику для изучения внимания у ребенка раннего возраста.
  2. Отвлекаемость. Во время исследования, когда ребенок увлеченно играл с игрушками, мы ввели посторонний стимул (хлопок в ладоши). Ребенок отвлекся от игры, чтобы понять, откуда звук. И через несколько секунд вернулся к прежней деятельности.

   Таким образом, можно заключить, что у  ребенка в возрасте 1 года 3 месяцев  устойчивость внимания напрямую зависит  от сложности деятельности. Концентрация внимания имеет высокие показатели. Распределение внимания не выражено. Ребенок не может удерживать в зоне своей деятельности несколько объектов. Он может заниматься только одним каким-либо видом деятельности одновременно. Переключаемость внимания имеет высокий уровень. Ребенок легко переключается с одного предмета на другой, меняет виды деятельности, просто забывая о том, что делал несколько минут назад. Отвлекаемость внимания – высокий уровень. Ребенок легко отвлекается на внешние раздражители.

      Проведя эмпирическое исследование  изучения проявления свойств  внимания у детей в возрасте  от 2 лет 11 месяцев до 3 лет 2 месяцев  были получены следующие результаты.

          В начале детям была предложена методика «Доска Сегена» - пластинка с тремя пазами в форме животных, разных по размеру и цвету. Детям были представлены пластины в собранном виде, затем я достала фигурки животных из пазов и предложила им собрать их снова. Исследовался уровень сформированности действий, идентификации и моделирования, уровень устойчивости и концентрации внимания.

    Все шестеро детей сразу поняли, что  от них требуется. Пятеро сделали  задание за время от 2 до 4 минут, правильно, примеривая фигурки, а не пытаясь  силой вставить неподходящую в паз  шаблона. Девочка Даша провела над заданием более 20 минут, но так и не сложила пластинку. Она пыталась силой вставить вкладыши в пазы пластинки. Когда я сказала, что так делать не нужно, а нужно пытаться подобрать правильный размер фигурки к каждому пазу, она продолжила действия по своему образцу. Когда ей надоел силовой метод решения задачи, она стала искать способы игры с элементами задания.

    Гаптар  Андрей – правильно подобрал фигурки  животных, соответствующие пазам, время, затраченное на задание составило 1 минуту 53 секунды, не применял силовой метод для решения задания. Андрей проявил высокий уровень концентрации, устойчивости внимания.

    Бутримович  Полина – правильно выполнила  задание, примеряла к каждому  из пазов имеющиеся фигурки, действовала  последовательно, выглядела сосредоточенной, сконцентрированной на выполнении поставленной перед ней задачи. Время, потраченное на задание, составило 1минуту 35 секунд. Полина проявила высокий уровень устойчивости внимания, была очень сконцентрирована на задаче, это привело ее к лучшему результату в группе.

    Клещ  Саша – выполнил задание правильно, но отвлекался на других детей, пытался  силой втиснуть неподходящую по размеру  фигуру, при этом было видно, что  ему важен сам результат, независимо от того, будет ли он верным. Саша показал низкий уровень устойчивости внимания, отвлекался на детей, это повлияло на скорость выполнения задания, которое составило 3 минуты, 40 секунд.

    Аникей  Ярослав – верно выполнил задание, не отвлекался, был сосредоточен на пластинке, пользовался методом  подбора, силовой метод не применял. Время выполнения составило 2 минуты 10 секунд. Ярослав проявил высокий уровень концентрации, устойчивости внимания.

    Нарейко Даша – не выполнила задание. Вставляла  фигурки силой, что привело к  потере времени и интереса к заданию. Даша не была нацелена на правильное выполнение задания, не выслушала инструкции. Несмотря на неверное выполнение задания и низкий уровень зрительно-пространственной ориентировки, от доски она не отвлекалась, выглядела сосредоточенной. Время выполнения задания 20 минут, 10 секунд, до остановки эксперимента мною, уровень концентрации и устойчивости внимания – высокий.

    Петрович  Маша – собрала пластинку быстро и правильно. Время выполнения составило 2минуты 3 секунды. Проявила интерес  к заданию, не отвлекалась на постороннее. Уровень концентрации и устойчивости внимания высокий.

    Затем детям было предложено сложить изображение  из составных частей. На кубики нанесены части одного изображения. Из четырех кубиков можно сложить шесть полных картинок. На каждой стороне кубика нанесены фрагменты изображения одной из шести картинок. Я предложила каждому из детей сложить картинку по выбору.

    Дети  увлеченно вертели кубики в поисках  подходящего фрагмента. Все выглядели  увлеченными процессом. Не отвлекались, не подсказывали друг-другу. Так как задание было сложнее предыдущего, оно потребовало большей концентрации внимания, сосредоточенности на конечном результате, без которой невозможно создать целое из частей. Потребовалось от 2 до 6 минут на выполнение задания.

    Гаптар Саша – собрал картинку за 4 минуты 23 секунды, поворачивал кубики, подбирал подходящие фрагменты. Саша выглядел увлеченным процессом, не отвлекался. Можно говорить о высоком уровне концентрации и устойчивости внимания, распределения внимания.

    Бутримович Полина – собрала картинку быстро и правильно. Действовала методом нахождения сначала всех составных частей картинки, а потом подбора правильного их сочетания. Проявила высокий уровень концентрации внимания, устойчивости, распределения внимания. Время выполнения составило 2 минуты 26 секунд.

    Клещ  Саша – собрал картинку за 3 минуты 52 секунды. Выглядел увлеченным процессом, не отвлекался на детей, был очень  рад предъявить результат своей  работы.

    Аникей  Ярослав заинтересовался заданием, очень внимательно рассматривал кубики в поисках подходящего фрагмента. Можно судить о высоком уровне концентрации, распределения, устойчивости внимания. Время выполнения задания составило 4 минуты 12 секунд.

    Нарейко Даша заинтересовалась заданием, но отвлекалась, смотрела, как его выполняют другие дети, потратила на задание больше всех времени, но очень радовалась успеху. Отвлекаемость средняя, в силу сложности задания,  скорее всего обусловлена физиологической утомляемостью. Концентрация внимания высокая, выглядела сосредоточенной на кубиках, распределение внимания высокое – сравнивала имеющуюся незаконченную картинку с фрагментом на кубике. Собрала картинку за 6 минут 3 секунды.

    Петрович  Маша -  обрадовалась новой игре. Собрала картинку за 3 минуты 57 секунд. Но отвлекалась на сидящую рядом Дашу, сравнивала, как продвигается выполнение задания у нее и у Даши. Уровень отвлекаемости высокий, концентрация внимания, переключение внимания на высоком уровне.

    На  следующем этапе детям были предложены изображения животных и предметов с недорисованными деталями: лиса без хвоста, щетка без некоторых зубьев, скамейка без одной ножки и т.д. От испытуемых требовалось внимательно посмотреть на рисунки и найти недостающие детали. (Приложение 1)

    Гаптар  Андрей нашел четыре из пяти недостающих деталей на картинках. Высокий уровень внимательности.

    Бутримович  Полина нашла четыре из пяти недостающих деталей. Высокий уровень внимательности.

    Клещ  Саша - на четырех из пяти картинках  заметил недостатки. Высокий уровень внимательности.

    Аникей  Ярослав нашел четыре из пяти деталей. Высокий уровень внимательности.

    Нарейко Даша - на трех картинках. Средний уровень наблюдательности.

    Петрович  Маша не нашла недостающие детали на двух картинках. Средний уровень наблюдательности.

    Дети не нашли одну и ту же недостающую деталь – бивни у слона. Думаю, это связано с тем, что дети не совсем точно знают особенности этого животного, ходя и узнают его.

   Затем детям было предложено рассмотреть и найти два одинаковых изображения среди шести однотипных: листа дерева, гриба, цветка. (Приложение 2).

   Гаптар  Андрей выполнил задание без ошибок. Внимательно рассматривал картинки. Высокий уровень устойчивости и концентрации внимания.

   Бутримович  Полина выполнила задание. С интересом рассматривала изображения, выглядела сосредоточенной на поиске одинаковых рисунков. Можно говорить о высоком уровне устойчивости и концентрации внимания.

   Клещ  Саша допустил ошибку в последней  серии рисунков. Активно рассматривал рисунки. Средний уровень устойчивости и концентрации внимания.

   Аникей  Ярослав допустил одну ошибку. В первой серии изображений. Это можно связать с тем, что он не предполагал уровня сложности задания и отнесся к нему по началу невнимательно. Средний уровень устойчивости и концентрации внимания.

   Нарейко Даша выполнила задание. С интересом рассматривала изображения, выглядела сосредоточенной на поиске одинаковых рисунков. Можно говорить о высоком уровне устойчивости и концентрации внимания.

   Петрович  Маша выполнила задание без ошибок. Внимательно рассматривала картинки. Высокий уровень устойчивости и концентрации внимания.

     Таким образом, можно заключить, что внимание развивается в процессе освоения речи и более сложных манипулятивный действий. Новые задания вызывают у детей активный интерес, проявляется возникновение послепроизвольного внимания. Знакомые, простые задания выполняются детьми невнимательно, дети отвлекаются, им не интересен сам процесс выполнения уже известного задания. Совершенно новые и довольно сложные задания вызывают большой интерес, но требуют повышенной концентрации внимания, что приводит к утомлению и, как следствие, появлению отвлекаемости от предмета деятельности. Новые не очень сложные задания дают хорошие результаты, доставляют удовлетворение детям от их успешного выполнения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Выводы 

   Проведенное нами исследование проявления свойств внимания у детей в раннем возрасте позволяет заключить, что дети данной выборки проявили достаточно высокий уровень концентрации, устойчивости, распределения и переключения внимания. Новые задания вызывают у детей активный интерес, проявляется возникновение послепроизвольного внимания. Знакомые, простые задания выполняются детьми невнимательно, дети отвлекаются, им не интересен сам процесс выполнения уже известного задания. Совершенно новые и довольно сложные задания вызывают большой интерес, но требуют повышенной концентрации внимания, что приводит к утомлению и как в следствие появлению отвлекаемости от предмета деятельности. Новые не очень сложные задания дают хорошие результаты, доставляют удовлетворение детям от их успешного выполнения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение 

    Таким образом, внимание — сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на некоем реальном или идеальном объекте — предмете, событии, образе, рассуждении и пр. Свойствами внимания являются: концентрация, устойчивость, распределение, переключаемость, объем и отвлекаемость. В изученной нами литературе авторы различают произвольное, послепроизвольное и непроизвольное внимание. Последнее свойственно именно раннему возрасту.

    У ребенка раннего возраста, при  нормальном психофизиологическом развитии, наиболее выражены проявления непроизвольного и послепроизвольного внимания. Свойства внимания, такие как распределение внимания и его объем, крайне сложно определить, в силу возраста ребенка. Внимание у детей развивается с освоением речи. Чем более развита речь у ребенка, тем более сложной деятельностью может заниматься ребенок (при начальной помощи взрослого), тем больше внимания требует объект действий. С возрастом ребенок учится удерживать несколько предметов в зоне своего внимания, распределять свое внимание.

    Между тем, устойчивость внимания у детей  раннего возраста не отличается от устойчивости внимания взрослых и колеблется от 3 до 10 секунд. Но ребенок в этом возрасте не может усилием воли удерживать  свое внимание в напряжении.

    Концентрация  внимания достаточно высока. Она требуется  для детального изучения окружающих предметов, приобретения навыков взаимодействия с ними, а значит, приобретения жизненного опыта.

Информация о работе Проявление свойств внимания у детей раннего возраста