Проявление свойств внимания у детей раннего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 00:12, курсовая работа

Описание работы

Ранним возрастом принято считать период онтогенеза человека от 1 до 3 лет. Психофизиологическими особенностями этого периода можно считать: 1) наличие тесной взаимосвязи физического и психического развития (любые отклонения в физическом развитии могут привести к психическим нарушениям); 2) индивидуальные темпы развития (в силу неравномерности и гетерохронности органы и системы организма развиваются не одинаково быстро); 3) высокую ранимость ребенка, что предъявляет особые требования к его воспитанию; 4) восприимчивость детей к обучению (в этом возрасте легко образуются условные связи).

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..
Общая характеристика работы ………………………………………………..
1. Общее понятие о внимании в психологии…………………………………..
1.1. Внимание как психический познавательный процесс………………..
1.2. Анализ подходов к пониманию внимания в отечественной и зарубежной психологии………………………………………………………..
1.3. Психологические особенности раннего возраста…………………….
Выводы………………………………………………………………………….
2. Эмпирическое исследование проявления свойств внимания в раннем возрасте…………………………………………………………………………
2.1. Этапы проведения эмпирического исследования ………………….
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования проявления свойств внимания в раннем возрасте…………………………………………
Выводы………………………………………………………………………….
Заключение ……………………………………………………………………..
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Света -курсач.doc

— 453.50 Кб (Скачать)

     Послепроизвольное внимание возникает в случае, когда мы, заставив себя заниматься чем-либо, увлекаемся, втягиваемся в работу. Дальнейшая деятельность уже не требует волевых усилий - мы работаем, потому что нам интересно. В этом случае наше внимание будет  устойчивым, а работа - продуктивной. Отвлечься мы сможем лишь тогда, когда исчерпаем интерес либо в случае, когда в результате усталости, истощенности сработают защитные механизмы психики - внимание начнет рассеиваться, т.е. отвлекаться на раздражители, которые до сих пор не были заметны.

      К основным свойствам внимания относят:

1.  Объем - количество одновременно отчетливо воспринимаемых предметов (обычно 5-7) при их одновременном однократном предъявлении.

2.  Распределение  внимания - способность одновременно  заниматься двумя или несколькими  делами сразу. В этом случае  объем внимания как бы делится на секторы, каждый из которых обеспечивает более или менее полноценную деятельность.

3.  Переключение  внимания - способность быстрого  переноса произвольного внимания  с одного вида деятельности  на другой.

4. Устойчивость внимания - глубина, длительность и интенсивность внимания.

5.  Концентрация - интенсивность сосредоточенности внимания на одном и том же предмете. Умение сконцентрировать, сосредоточить свое внимание необходимо для детального, подробного изучения объекта.

6. Отвлекаемость  - непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Отвлекаемость может быть внутренней и внешней. Внешняя отвлекаемость возникает из-за внешних раздражителей, а внутренняя связана с эмоциональными переживаниями, не позволяющими проникнуться достаточно в предмет деятельности, требующий внимания. Отвлекаемость у детей, исходя из моторной теории внимания, обусловлена быстрой мышечной усталостью. А, по мнению Т. Рибо, усилие, которое прилагается для сосредоточения и удержания внимания на чем-либо имеет физиологическую основу.

     Одной из основных особенностей  внимания является так называемые  колебания внимания - кратковременные  непроизвольные изменения его  интенсивности или нарушения  настройки на объект. Так, при  попытке подсчитать число ударов  пульса за минуту мы  в какой-то момент обнаружим, что потеряли его. То же самое произойдет, если мы в течение, например, минуты будем слушать тиканье механических часов. Также легко наблюдать колебания внимания, когда мы рассматриваем усеченную пирамиду, которая кажется то выпуклой, то вогнутой.

     Как и любая другая функция, внимание может подвергаться нарушениям, вследствие чего возникают расстройства. Всем известен такой вид расстройства внимания как рассеянность - нарушение устойчивости внимания, легкая отвлекаемость на посторонние раздражители - так называемое "порхающее внимание". Очаг возбуждения, возникающий при таком варианте внимания, слаб и неустойчив, легко разрушается. У детей первых лет жизни рассеянность обусловлена функциональной слабостью нервной системы, быстрой утомляемостью, а также новизной раздражителей. Рассеянность у взрослых объясняется многими причинами: от слабости волевых процессов, утомления, депрессии и стресса до нарушения физиологических механизмов высшей нервной деятельности.

     Также существует рассеянность  как односторонняя сверхсосредоточенность  сознания на внутреннем объекте  - так называемая "профессорская  рассеянность", при которой в  коре головного мозга возникает  сверхстойкий очаг возбуждения, "оттягивающий" на себя значительную часть сознательной деятельности и не позволяющий отвлекаться на посторонние раздражители. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Анализ  подходов к пониманию внимания  в психологии 

     Н. Н. Ланге, анализируя наиболее известные  подходы к пониманию природы внимания, объединил существующие теории и концепции внимания в несколько групп:

/. Внимание как результат двигательного приспособления. Приверженцы этого подхода исходят из того, что поскольку человек может произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание невозможно без мышечных движений. Именно мышечные движения обеспечивают приспособление органов чувств к условиям наилучшего восприятия.

2. Внимание как результат  ограниченности объема  сознания. Не объясняя, что понимается под объемом сознания, И. Герберт и У. Гамильтон считают, что более интенсивные представления в состоянии вытеснить или подавить менее интенсивные.

  3. Внимание как результат  эмоции. Эта теория получила наибольшее признание в английской ассоциационной психологии. Она основывается на утверждении о зависимости внимания от эмоциональной окраски представления. Например, достаточно хорошо известно следующее высказывание представителя данной точки зрения Дж. Миля: «Иметь приятное или тягостное ощущение или идею и быть к ним внимательным — это одно и то же».

  4. Внимание как результат  апперцепции, т. е. как результат жизненного опыта индивида.

  5. Внимание как особая  активная способность  духа. Сторонники данной позиции принимают внимание за первичную и активную способность, происхождение которой необъяснимо.

  6. Внимание как усиление  нервной раздражительности. Согласно данной гипотезе, внимание обусловлено увеличением местной раздражительности центральной нервной системы.

7. Теория нервного  подавления пытается объяснить основной факт внимания — преобладание одного представления над другими — тем, что один физиологический нервный процесс задерживает или подавляет другие физиологические процессы, результатом чего является факт особой концентрации сознания.

     Среди теорий внимания широкую известность также приобрела теория Т. Рибо, который считал, что внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Особенно тесную связь он усматривал между эмоциями и произвольным вниманием. Т. Рибо полагал, что интенсивность и продолжительность такого внимания обусловлена интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний.

     Кроме того, Т. Рибо считал, что внимание всегда сопровождается изменениями физического и физиологического состояния организма. Это связано с тем, что с точки зрения физиологии внимание как своеобразное состояние включает комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных или непроизвольных реакций. При этом особую роль в объяснении природы внимания Т. Рибо отводил движениям. Он считал, что состояние сосредоточенности внимания сопровождается движениями всех частей тела — лица, туловища, конечностей, которые вместе с органическими реакциями выступают как необходимое условие поддержания внимания на данном уровне. Движение физиологически поддерживает и усиливает данное состояние сознания. Так, для органов зрения и слуха внимание означает сосредоточение и задержку движений. Усилие, которое прилагается для сосредоточения и удержания внимания на чем-то, всегда имеет физиологическую основу. Этому состоянию соответствует, по мнению Рибо, мышечное напряжение. В то же время отвлечение внимания Т. Рибо связывал с мышечной усталостью. Следовательно, секрет произвольного внимания, как считал автор данного подхода, заключается в способности управлять движениями. Поэтому не случайно данная теория получила название моторной теории внимания.

  Кроме теории Т. Рибо существуют и другие не менее известные подходы к  исследованию природы внимания. Например, Д. Н. Узнадзе полагал, что внимание напрямую связано с установкой. По его мнению, установка внутренне выражает состояние внимания. Под влиянием установки происходит выделение определенного образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности. Этот образ, или впечатление, и становится объектом внимания, а сам процесс был назван объективацией.

  Не  менее интересную концепцию внимания предложил П. Я. Гальперин. Его концепция  состоит из следующих основных положений:

  1. Внимание является одним из  моментов ориентировочно-исследовательской деятельности и представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека.

  2. Главная функция внимания —  контроль над содержанием действия, психического образа и др. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительная и контрольная части. Эта последняя и представлена вниманием.

  3. В отличие от действий, направленных  на производство определенного  продукта, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного результата.

  4. Внимание как самостоятельный  акт выделяется лишь тогда,  когда действие становится не  только умственным, но и сокращенным.  При этом не всякий контроль  следует рассматривать как внимание. Контроль вообще лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению.

  5. Если рассматривать внимание  как деятельность психического  контроля, то все конкретные акты  внимания — и произвольного  и непроизвольного — являются результатом формирования новых умственных действий.

  6. Произвольное внимание есть планомерно  осуществляемое внимание, т. е.  форма контроля, выполняемого по  заранее составленному плану,  или образцу.

  В заключение следует отметить, что, несмотря на значительное количество имеющихся теорий, проблема внимания не стала менее значимой. По-прежнему продолжаются споры о природе внимания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.    Психологические  особенности раннего возраста
 

     Раннее  детство охватывает возраст от 1 до 3 лет.

      Уже в кризисе первого года жизни складываются основные противоречия, переводящие ребенка на новый этап развития. Во-первых, автономная речь как средство общения обращена к другому, но лишена постоянных значений, что требует ее преобразования в форму, которая понятна другим и используется как средство общения с другими и управления собой. Во-вторых, манипуляции с предметами должны смениться деятельностью с предметами по их общественно закрепленному назначению. В-третьих, из только осваивающего самостоятельное передвижение в пространстве существа ребенок должен превратиться в существо, для которого ходьба — лишь средство для достижения других целей, а не самостоятельное действие. Соответственно, три важных новообразования раннего детства — речь, предметная деятельность и ходьба [2].

     В раннем детстве обнаруживается связанность ребенка с конкретной ситуацией: поведение ребенка целиком определяется ситуацией, он не привносит в нее знаний о других возможных вещах и явлениях. Это связано со своеобразным единством между сенсорными и моторными функциями, тесной связанностью восприятия и эмоционального отношения. Восприятие является ведущей психической функцией этого периода, что обусловливает специфику других психических функций: память проявляет себя в узнавании, мышление — как его наглядно-действенная форма и т.д.

     Общение со взрослым принимает в раннем детстве  сначала форму ситуативно-делового, а к концу возраста — внеситуативно-познавательного  общения.

     Центральным новообразованием возраста является возникновение  у ребенка сознания, выступающего для других в виде собственного «Я». К трем годам обнаруживается осознание себя как отдельного активного субъекта, самоуправляющегося, имеющего свои чувства, желания и возможности. Все это проявляется в знаменитом кризисе 3 лет.

     Основные  симптомы кризиса 3 лет: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие (своенравие), протестное поведение, обесценивание требований взрослых, ревность, деспотизм. Конструктивное содержание кризиса связано с нарастающей эмансипацией ребенка от взрослого. Кризис 3 лет — это перестройка социальных отношений ребенка, смена его позиции по отношению к окружающим взрослым и прежде всего к авторитету родителей — он пытается установить новые, более высокие формы отношения с окружающими.

    Психофизиологическими особенностями  этого периода раннего детства можно считать:

Информация о работе Проявление свойств внимания у детей раннего возраста