Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 00:12, курсовая работа
Ранним возрастом принято считать период онтогенеза человека от 1 до 3 лет. Психофизиологическими особенностями этого периода можно считать: 1) наличие тесной взаимосвязи физического и психического развития (любые отклонения в физическом развитии могут привести к психическим нарушениям); 2) индивидуальные темпы развития (в силу неравномерности и гетерохронности органы и системы организма развиваются не одинаково быстро); 3) высокую ранимость ребенка, что предъявляет особые требования к его воспитанию; 4) восприимчивость детей к обучению (в этом возрасте легко образуются условные связи).
Введение ………………………………………………………………………..
Общая характеристика работы ………………………………………………..
1. Общее понятие о внимании в психологии…………………………………..
1.1. Внимание как психический познавательный процесс………………..
1.2. Анализ подходов к пониманию внимания в отечественной и зарубежной психологии………………………………………………………..
1.3. Психологические особенности раннего возраста…………………….
Выводы………………………………………………………………………….
2. Эмпирическое исследование проявления свойств внимания в раннем возрасте…………………………………………………………………………
2.1. Этапы проведения эмпирического исследования ………………….
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования проявления свойств внимания в раннем возрасте…………………………………………
Выводы………………………………………………………………………….
Заключение ……………………………………………………………………..
Список использованных источников
1)
наличие тесной взаимосвязи
2)
индивидуальные темпы развития (в
силу неравномерности и
3) высокую ранимость ребенка, что предъявляет особые требования к его воспитанию;
4)
восприимчивость детей к
В период раннего детства ребенок целиком поглощен предметом. Но в наличной социальной ситуации способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие должно разрешиться в новом типе деятельности — предметной деятельности, направленной на активное усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. В этой деятельности возникает речь, смысловое обозначение вещей, и наглядно-действенное мышление.
Говоря об общепсихологических характеристиках периода раннего детства, Л. С. Выготский отмечал ряд существенных моментов.
Прежде всего, это связанность ребенка с конкретной ситуацией: ребенок входит в ситуацию, и его поведение целиком определяется ею, входит в нее как составная динамическая связь. Ребенок раннего возраста, в отличие от более поздних возрастов, не привносит в наличную ситуацию знаний о других возможных вещах, его вообще не привлекает ничего, что лежит за пределами этой ситуации, ничего, что могло бы ее изменить.
Это
поведение обусловлено
К составляющим этого образа И.И.Раку относит: узнавание себя на фотографии, чувство собственности, чувство эмпатии, отношение к себе. В развитии образа «Я» автор выделяет четыре этапа.
На первом этапе (1-1,5 года) происходит начальное формирование перечисленных комплексов. Представление о себе, пока еще аморфно и расплывчато. У ребенка только начинают развиваться знания о себе, происходит выделение и узнавание своего физического облика, узнавание себя в зеркале и на фотографии, появляется представление о себе как субъекте действий: в частности, у 50% фиксируется чувство собственности: «это моя игрушка»; у 20% детей отмечается полоролевая идентификация: «Я - мальчик», «Я -девочка»; у 20% имеются знания о себе: «Я - хороший», «Я – красивый»; у 20% возникает чувство эмпатии. В этот период у ребенка формируется в целом положительное эмоциональное к себе отношение.
На втором этапе (1,5 - конец 2-го года) у детей происходит дифференциация этих представлений:
- все
дети демонстрируют чувство
- 90% детей безошибочно узнают себя в зеркале и на фотографии;
- 80% детей
имеют устойчивые знания о
себе как о девочке или
- 70% детей демонстрируют чувство эмпатии;
- 50% детей способны оказывать влияние на поведение других детей.
На третьем этапе (конец 2-го - начало 3-го года) у детей были сформированы все изучавшиеся элементы представления о себе. Таким образом, к началу третьего года у ребенка складываются предпосылки самосознания.
На четвертом этапе (второе полугодие 3-го года жизни) резко возрастает роль индивидуального опыта ребенка в ходе формирования образа себя. Обостряется его чувствительность к успеху или неуспеху своих действий, к оценкам со стороны взрослых, что сопровождается эмоциональными реакциями ребенка.
Важная роль в становлении «Я» ребенка принадлежит процессу полоролевой идентификации. Усваивая половую роль, ребенок усваивает ту или иную модель поведения и соответствует ей на протяжении своей жизни. Половая идентичность предполагает единство самосознания и поведения индивида, его ориентацию на требования соответствующей половой роли. Иными словами, идентичность - это субъективное переживание половой роли, а роль - проявление идентичности в поведении. Полоролевая идентичность - это составная часть самосознания личности, одна из сфер процесса социализации. Процесс полоролевой идентификации обусловлен взаимодействием биологических и социокультурных детерминант развития. Биологическая детерминанта половой дифференциации реализуется посредством гормонального пола, половой дифференциации мозга и генитальной морфологии. Средовая (социальная) детерминанта реализуется посредством взаимодействия ребенка с семьей, сверстниками, другими взрослыми, воспитателями и педагогами, средствами массовой информацией, в целом - с культурой.
Первичное становление полоролевой идентичности осуществляется в раннем детстве. В этой связи нужно помнить, что первая категория, в которой ребенок осмысляет свое «Я», это категория пола. Первичная идентичность, по мнению Д.Н.Исаева и В.Е.Кагана связана с взаимодействием результатов антенатальной (внутриутробной) дифференциации, с одной стороны, и общения с ребенком в раннем детстве, с другой. К 1,5-2 годам ребенок знает, мальчик он или девочка, но не знает, почему это так. Затем в соответствии с первичной идентичностью ребенок идентифицирует себя с родителем своего пола, имитирует его поведение и обучается ему. Пройдя эти этапы, ребенок к 5-6 годам формирует окончательную половую идентичность. Если же до этого возраста воспитывать ребенка как представителя противоположного пола, то результаты такого воспитания могут стать необратимым. По мнению этих же авторов одним из отправных моментов формирования первичной полоролевой идентичности до начала речевого развития ребенка являются используемые в общении с ним коммуникативные средства и обозначения (указания пола - «мой мальчик», скрытая в именах детей информация о поле, тембровая и эмоциональная окраска мужской и женской речи). Таким образом, становится понятным, что добиться соответствия психологического и биологического пола психологическими методами при неправильном определении пола при рождении и соответствующем воспитании можно лишь впервые два года, а после этого такие попытки ведут к серьезным нарушениям в развитии ребенка. Возраст до 3-4 лет оказывается наиболее сенситивным периодом формирования половой принадлежности.
Для
психики ребенка этого возраста
характерны: высокая зависимость
от наглядной ситуации; психическое
отражение функционирует в
Дети
раннего возраста еще не умеют
перерабатывать жизненные впечатления,
обобщать их, поэтому им свойственно
устанавливать «прямое
Иногда кажется, что у детей воображение отличается богатством и творческим характером. Но это впечатление связано с видимой легкостью, с которой дети создают образы, ориентируясь на малейшее сходство одних предметов с другими. В действительности здесь проявляется не богатство воображения, а его недостаточная управляемость, расплывчатость, склонность связывать «все со всем» по случайным основаниям. Это особенно видно в сочинительстве 3-летних детей, когда собственные рассказы и сказки — не более чем компиляции из уже знакомых произведений.
Преобладающие виды памяти — двигательная, эмоциональная и частично образная. Ребенок в раннем детстве лучше запоминает то, что он сам сделал или прочувствовал, чем то, что видел или слышал.
Память, хотя и играет большую роль в познании (ребенок запоминает представления о свойствах предметов, их назначении, схемы практических действий и т.д.), еще непроизвольна и никаких специальных действий с целью запомнить или припомнить ребенок не выполняет. Для запоминания имеет значение частота повторения действий.
Внимание
в данном возрасте, преимущественно,
носит непроизвольный характер. Развитие
произвольного внимания осуществляется
через собственные телодвижения
(поворот головы, звуки и т.д.).
Выводы
Таким
образом, внимание — сосредоточенность
деятельности субъекта в данный момент
времени на некоем реальном или идеальном
объекте — предмете, событии, образе, рассуждении
и пр. Свойствами внимания являются: концентрация,
устойчивость, распределение, переключаемость,
объем и отвлекаемость. В изученной нами
литературе авторы различают произвольное,
послепроизвольное и непроизвольное внимание.
Последнее свойственно именно раннему
возрасту.
2. Эмпирическое
исследование проявления свойств внимания
в раннем возрасте
2.1. Этапы
проведения эмпирического
Наше исследование состоит из двух этапов:
Данное психологическое
данное психологическое
Обследовалось 7 человек (6 воспитанников ясельной группы раннего возраста (от 2 лет 11 месяцев до 3 лет 2 месяцев) и мальчик возраста 1 год 3 месяца):
57, 1 % из общей численности
42, 9 % из общей численности
Методы диагностики:
В рамках метода тестирование проводились
методики для диагностики внимания у детей
раннего возраста [13].
2.2. Анализ
результатов эмпирического
Проведя эмпирическое
Ребенок коммуникабельный, легко принимает приглашение поиграть. Говорит простые слова. Следит за действиями взрослого, пытается подражать, к примеру, придвигает стул к компьютерному столу, залезает на него, водит мышкой по столу, при этом смотрит на монитор.
Информация о работе Проявление свойств внимания у детей раннего возраста