Проявление свойств внимания у детей раннего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 00:12, курсовая работа

Описание работы

Ранним возрастом принято считать период онтогенеза человека от 1 до 3 лет. Психофизиологическими особенностями этого периода можно считать: 1) наличие тесной взаимосвязи физического и психического развития (любые отклонения в физическом развитии могут привести к психическим нарушениям); 2) индивидуальные темпы развития (в силу неравномерности и гетерохронности органы и системы организма развиваются не одинаково быстро); 3) высокую ранимость ребенка, что предъявляет особые требования к его воспитанию; 4) восприимчивость детей к обучению (в этом возрасте легко образуются условные связи).

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..
Общая характеристика работы ………………………………………………..
1. Общее понятие о внимании в психологии…………………………………..
1.1. Внимание как психический познавательный процесс………………..
1.2. Анализ подходов к пониманию внимания в отечественной и зарубежной психологии………………………………………………………..
1.3. Психологические особенности раннего возраста…………………….
Выводы………………………………………………………………………….
2. Эмпирическое исследование проявления свойств внимания в раннем возрасте…………………………………………………………………………
2.1. Этапы проведения эмпирического исследования ………………….
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования проявления свойств внимания в раннем возрасте…………………………………………
Выводы………………………………………………………………………….
Заключение ……………………………………………………………………..
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Света -курсач.doc

— 453.50 Кб (Скачать)

    1) наличие тесной взаимосвязи физического и психического развития (любые отклонения в физическом развитии могут привести к психическим нарушениям);  

    2) индивидуальные темпы развития (в  силу неравномерности и несинхронности органы и системы организма развиваются не одинаково быстро);

     3) высокую ранимость ребенка, что предъявляет особые требования к его воспитанию;

    4) восприимчивость детей к обучению (в этом возрасте легко образуются  условные связи).

    В период раннего детства ребенок целиком поглощен предметом. Но в наличной социальной ситуации способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие должно разрешиться в новом типе деятельности — предметной деятельности, направленной на активное усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. В этой деятельности возникает речь, смысловое обозначение вещей, и наглядно-действенное мышление.

    Говоря  об общепсихологических характеристиках периода раннего детства, Л. С. Выготский отмечал ряд существенных моментов.

    Прежде  всего, это связанность ребенка с конкретной ситуацией: ребенок входит в ситуацию, и его поведение целиком определяется ею, входит в нее как составная динамическая связь. Ребенок раннего возраста, в отличие от более поздних возрастов, не привносит в наличную ситуацию знаний о других возможных вещах, его вообще не привлекает ничего, что лежит за пределами этой ситуации, ничего, что могло бы ее изменить.

    Это поведение обусловлено несколькими  факторами: во-первых, возникновением единства между сенсорными и моторными функциями, появляющимися в начале раннего детства, во-вторых, тесной связанностью восприятия и эмоционального отношения. Взрослые люди научаются смотреть на вещи, отвлекаясь от непосредственной эмоции.

    К составляющим этого образа И.И.Раку относит: узнавание себя на фотографии, чувство собственности, чувство эмпатии, отношение к себе. В развитии образа «Я» автор выделяет четыре этапа.

    На  первом этапе (1-1,5 года) происходит начальное  формирование перечисленных комплексов. Представление о себе, пока еще  аморфно и расплывчато. У ребенка  только начинают развиваться знания о себе, происходит выделение и  узнавание своего физического облика, узнавание себя в зеркале и на фотографии, появляется представление о себе как субъекте действий: в частности, у 50% фиксируется чувство собственности: «это моя игрушка»; у 20% детей отмечается полоролевая идентификация: «Я - мальчик», «Я -девочка»; у 20% имеются знания о себе: «Я - хороший», «Я – красивый»; у 20% возникает чувство эмпатии. В этот период у ребенка формируется в целом положительное эмоциональное к себе отношение.

    На  втором этапе (1,5 - конец 2-го года) у детей  происходит дифференциация этих представлений:

-  все  дети демонстрируют чувство собственности:  «это мои игрушки»;

- 90% детей  безошибочно узнают себя в  зеркале и на фотографии;

- 80% детей  имеют устойчивые знания о  себе как о девочке или мальчике;

- 70% детей  демонстрируют чувство эмпатии;

- 50% детей  способны оказывать влияние на  поведение других детей.

     На  третьем этапе (конец 2-го - начало 3-го года) у детей были сформированы все изучавшиеся элементы представления о себе. Таким образом, к началу третьего года у ребенка складываются предпосылки самосознания.

На четвертом  этапе (второе полугодие 3-го года жизни) резко возрастает роль индивидуального опыта ребенка в ходе формирования образа себя. Обостряется его чувствительность к успеху или неуспеху своих действий, к оценкам со стороны взрослых, что сопровождается эмоциональными реакциями ребенка.

    Важная  роль в становлении «Я» ребенка  принадлежит процессу полоролевой идентификации. Усваивая половую роль, ребенок усваивает ту или иную модель поведения и соответствует ей на протяжении своей жизни. Половая идентичность предполагает единство самосознания и поведения индивида, его ориентацию на требования соответствующей половой роли. Иными словами, идентичность - это субъективное переживание половой роли, а роль - проявление идентичности в поведении. Полоролевая идентичность - это составная часть самосознания личности, одна из сфер процесса социализации. Процесс полоролевой идентификации обусловлен взаимодействием биологических и социокультурных детерминант развития. Биологическая детерминанта половой дифференциации реализуется посредством гормонального пола, половой дифференциации мозга и генитальной морфологии. Средовая (социальная) детерминанта реализуется посредством взаимодействия ребенка с семьей, сверстниками, другими взрослыми, воспитателями и педагогами, средствами массовой информацией, в целом - с культурой.

    Первичное становление полоролевой идентичности осуществляется в раннем детстве. В этой связи нужно помнить, что первая категория, в которой ребенок осмысляет свое «Я», это категория пола. Первичная идентичность, по мнению Д.Н.Исаева и В.Е.Кагана связана с взаимодействием результатов антенатальной (внутриутробной) дифференциации, с одной стороны, и общения с ребенком в раннем детстве, с другой. К 1,5-2 годам ребенок знает, мальчик он или девочка, но не знает, почему это так. Затем в соответствии с первичной идентичностью ребенок идентифицирует себя с родителем своего пола, имитирует его поведение и обучается ему. Пройдя эти этапы, ребенок к 5-6 годам формирует окончательную половую идентичность. Если же до этого возраста воспитывать ребенка как представителя противоположного пола, то результаты такого воспитания могут стать необратимым. По мнению этих же авторов одним из отправных моментов формирования первичной полоролевой идентичности до начала речевого развития ребенка являются используемые в общении с ним коммуникативные средства и обозначения (указания пола - «мой мальчик», скрытая в именах детей информация о поле, тембровая и эмоциональная окраска мужской и женской речи). Таким образом, становится понятным, что добиться соответствия психологического и биологического пола психологическими методами при неправильном определении пола при рождении и соответствующем воспитании можно лишь впервые два года, а после этого такие попытки ведут к серьезным нарушениям в развитии ребенка. Возраст до 3-4 лет оказывается наиболее сенситивным периодом формирования половой принадлежности.

    Для психики ребенка этого возраста характерны: высокая зависимость  от наглядной ситуации; психическое  отражение функционирует в неразрывной  связи с практическими действиями; выраженный аффективный характер направленности на внешний мир. Ведущей деятельностью в этом возрасте выступает предметно–манипупятивная деятельность, в рамках которой происходит овладение культурно основными обиходными способами употребления предметов. При этом формирование предметных действий ребенка неотделимо от его общения со взрослыми. В этот период происходит особенно интенсивное развитие речи ребенка: на втором году ребенок уже понимает названия некоторых предметов, с которыми он взаимодействует, а на третьем году понимание распространяется и на предметы, которые находятся вне непосредственного опыта ребенка.

    Дети  раннего возраста еще не умеют  перерабатывать жизненные впечатления, обобщать их, поэтому им свойственно  устанавливать «прямое замыкание» между тем, что они слышат от взрослых, и образами конкретных предметов, взятыми из опыта.

    Иногда  кажется, что у детей воображение  отличается богатством и творческим характером. Но это впечатление связано  с видимой легкостью, с которой  дети создают образы, ориентируясь на малейшее сходство одних предметов с другими. В действительности здесь проявляется не богатство воображения, а его недостаточная управляемость, расплывчатость, склонность связывать «все со всем» по случайным основаниям. Это особенно видно в сочинительстве 3-летних детей, когда собственные рассказы и сказки — не более чем компиляции из уже знакомых произведений.

    Преобладающие виды памяти — двигательная, эмоциональная  и частично образная. Ребенок в  раннем детстве лучше запоминает то, что он сам сделал или прочувствовал, чем то, что видел или слышал.

    Память, хотя и играет большую роль в познании (ребенок запоминает представления  о свойствах предметов, их назначении, схемы практических действий и т.д.), еще непроизвольна и никаких  специальных действий с целью  запомнить или припомнить ребенок не выполняет. Для запоминания имеет значение частота повторения действий.

    Внимание  в данном возрасте, преимущественно, носит непроизвольный характер. Развитие произвольного внимания осуществляется через собственные телодвижения (поворот головы, звуки и т.д.). 
 
 

    Выводы 

    Таким образом, внимание — сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на некоем реальном или идеальном объекте — предмете, событии, образе, рассуждении и пр. Свойствами внимания являются: концентрация, устойчивость, распределение, переключаемость, объем и отвлекаемость. В изученной нами литературе авторы различают произвольное, послепроизвольное и непроизвольное внимание. Последнее свойственно именно раннему возрасту. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Эмпирическое  исследование проявления свойств внимания в раннем возрасте 

2.1. Этапы  проведения эмпирического исследования 

      Наше исследование состоит из двух этапов:

    1. подготовительный этап
    2. констатирующий этап

      Данное психологическое исследование  проводилось на базе детского сада № 138 г. Минска.

      данное психологическое исследование  проводилось на базе детского  сада № 138 г. Минска

      Обследовалось 7 человек (6 воспитанников ясельной группы раннего возраста (от 2 лет 11 месяцев до 3 лет 2 месяцев) и мальчик возраста 1 год 3 месяца):

      57, 1 % из общей численности составляют  мальчики (4 человека).

      42, 9 % из общей численности составляют  девочки (3 человека).

      Методы диагностики:

  • Анализ литературы по проблеме исследования
  • Метод тестирования.

      В рамках метода тестирование проводились методики для диагностики внимания у детей раннего возраста [13]. 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Анализ  результатов эмпирического исследования  проявления свойств внимания  в раннем возрасте 

      Проведя эмпирическое исследование  изучения проявления свойств внимания у ребенка в возрасте 1 год 3 месяца (мальчик) были получены следующие результаты.

    Ребенок коммуникабельный, легко принимает  приглашение поиграть. Говорит простые  слова. Следит за действиями взрослого, пытается подражать, к примеру, придвигает стул к компьютерному столу, залезает на него, водит мышкой по столу, при этом смотрит на монитор.

  1. Для изучения устойчивости внимания было проведено следующее исследование:  мальчику был дан новый мячик с рисунком. Ребенок с радостью взял его, повертел в руках. Через 4 секунды отвлекся на проходящего мимо кота, а ещё через 2 секунды он бросил его и побежал в другую комнату. Результаты исследования: устойчивость внимания составляет 4 секунды. Через несколько секунд мы дали ребенку пирамидку, состоящую из трёх сегментов. Он собрал её  за 40 секунд. При этом отвлекался в среднем каждые 8-10 секунд. В этом случае деятельность была более сложная, это заставило ребенка дольше удерживать свое внимание на предметах.

  1. Концентрация  внимания. Владиславу была предложена яркая коробка из-под новогодних игрушек. Мальчик вертел ее в разные стороны, рассматривал, тыкал пальцем в рисунки. При этом выглядел очень сосредоточенным, увлеченным новым предметом. Прежде, чем он бросил коробку, прошло более двух минут.
  2. Распределение внимания. На ребенке провести тест на распределение внимания крайне сложно, в силу отсутствия развитой речи. Но по нашим наблюдениям, ребенок пока не может достаточно распределять свое внимание. Если он отвлекся с одной игрушки на другую, он к ней не вернется без напоминания, привлечения внимания со стороны взрослого.
  3. Переключаемость внимания тесно переплетается с распределением внимания. Когда мы фотографировала для этой работы Владислава, его внимание, часто было приковано к фотоаппарату. Он требовал, чтобы ему дали аппарат в руки. После отказа, малыш огорчался и начинал плакать. Для того чтобы убрать последствия раздражителя, необходимо переключить внимание ребенка, отвлечь его. Как только Влад получал взамен фотоаппарата игрушку не менее интересную по его субъективному мнению, он тут же забывал о предыдущем объекте его страстного внимания. Нами был сделан вывод о достаточно высоком уровне переключаемости внимания.                                                                                                  

Информация о работе Проявление свойств внимания у детей раннего возраста