Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 07:43, курсовая работа
Актуальность исследования обусловлена всё возрастающими требованиями в условиях современного, быстро меняющегося общества к личности педагога и его роли в учебно-воспитательном процессе. В педагогической деятельности, как и любой другой, существует необходимость в прогнозах, которые ориентированы на разную временную перспективу, на разные цели педагогической деятельности.
Цель: выявить особенности прогнозирования у преподавателей иностранного языка в зависимости от стажа работы.
Задачи:
1.Определить стаж работы педагогов.
2. Выявить уровень способности к прогнозированию у преподавателей.
Введение
Глава 1. Психологический анализ педагогических способностей учителей.
1.1. Характеристика педагогических способностей педагогов.
1.2. Понятие прогнозирования в психологии
1.2.1 Прогностическая способность человека
1.2.2. Прогнозирование в педагогической деятельности
1.2.3. Прогностические умения педагога
Глава 2. Изучение прогностических способностей у учителей с разным стажем
2.1.Организация исследования
2.2. Изучение зависимости способности к прогнозированию у преподавателей с различным стажем
Заключение
Библиографический список
Приложение
Современные условия быстро меняющегося общества предъявляют новые требования к личности педагога и его роли в педагогическом процессе. Будущий учитель должен действовать в пространстве современной культуры, уметь предвидеть результат изменений в образовании, прогнозировать ход педагогического процесса и развитие конкретной педагогической ситуации. Сухомлинский В.А. пишет: «без научного предвидения, без умения закладывать в человеке те зерна, которые взойдут через десятилетия, воспитание превратилось бы в примитивный присмотр, воспитатель в неграмотную няньку, педагогика в знахарство». Приведенное высказывание очень точно показывает значение педагогического прогнозирования в педагогической деятельности.
Прогресс общественного развития в конце ХХ столетия - начале ХХІ все более ощутимо утверждает ценности человеческой личности. В этой ситуации ключевой фигурой системы образования как главного общественного института, которому доверено воспитание и развитие каждого человека, становится педагог. Именно он является эталоном, носителем общечеловеческих ценностей. Ему принадлежит главная роль в созидании новых личностей. Традиционные задачи, к решению которых готовится каждый педагог, сегодня усложняются необходимостью анализа и рефлексии педагогического процесса как органической целостности; определения причин возникающих трудностей и способов их преодоления; прогнозирования результатов педагогической деятельности и последствий принимаемых решений; коррекции и регуляции коммуникативных связей. Все это требует перехода от стандартных, типовых технологий организации педагогического процесса к креативным, личностно-ориентированным.
1.2.3 Прогностические умения педагога
Прогнозирование деятельности педагога как процесс получения опережающей информации о результатах действий строится на основе знания сущности и логики педагогического процесса, закономерностей возрастного и индивидуального развития учащихся. Это позволяет предвидеть, что учащимися может быть неправильно понято, какой смысл они могут вложить в те или иные педагогические действия; какие могут быть ошибки при восприятии материала в связи с имеющимися у школьников житейскими представлениями и, напротив, какой их опыт будет способствовать более глубокому проникновению в сущность изучаемого. Педагогическое прогнозирование предполагает также видение тех качеств учащихся и особенностей коллектива, которые могут быть сформированы за тот или иной промежуток времени. Без прогностических умений не обойтись и в том случае, если педагог обращается к проблеме выдвижения близких, средних и далеких перспектив развития коллектива и личности. Здесь проявляется взаимосвязь процессов прогнозирования и целеполагания. Состав прогностических умений можно представить следующим образом:
Умения
педагогического
• формулировка
диагностируемых
• отбор методов их достижения;
• предвидение возможных отклонений при достижении результата, нежелательных явлений и выбор способов их преодоления;
• мысленная проработка структуры и отдельных компонентов образовательного процесса;
• предварительная оценка затрат средств, труда и времени участников образовательного процесса;
• конструирование содержания взаимодействия участников образовательного процесса.
В зависимости от объекта прогнозирования прогностические умения объединяются в три группы:
1) прогнозирование
развития коллектива (его уровня,
динамики, структуры, системы
2) прогнозирование
развития личности (интегративных
личностных качеств, чувств, воли,
поведения, возможные
3) прогнозирование
педагогического процесса (образовательных,
развивающих и воспитательных
возможностей содержания
В качестве вывода можно
Глава 2. Изучение прогностических способностей у преподавателей с разным стажем работы
Цель: выявить особенности прогнозирования у преподавателей вуза в зависимости от их стажа работы.
Объект исследования: педагоги ФГОУ ВПО «АмГПГУ» с разным стажем работы.
Предмет исследования: способность к прогнозированию педагогов вуза с разным стажем работы.
Гипотеза: мы предполагаем, что способность преподавателей к прогнозированию зависит от стажа. Чем больше педагогический стаж, тем выше уровень прогностических способностей.
Задачи:
Для решения поставленных задач использовались следующие методики:
1. Опрос. Цель опроса: определение стажа работы преподавателей.
Вопрос:
Сколько лет вашей
2. Тест
«Способность к
1. а) без полного, всестороннего анализа обстоятельств, я, как правило, не принимаю решений, не начинаю действовать;
б) думаю, что достаточно иметь минимальную информацию, чтобы принять решение и начать действовать.
2. а) обычно я не задумываюсь о далеких последствиях принимаемых решений;
б) как правило, я пытаюсь продумать не только близкие, но и отдаленные по времени последствия.
3. а) я согласен с утверждением, что риск себя не оправдывает;
б) я считаю, что тот не выигрывает, кто не рискует.
4. а) рассказывая о чем-либо, я предпочитаю не упустить подробности, излагая их в конкретной, образной форме;
б) рассказывая о чем-либо, я предпочитаю передавать только суть в обобщенной форме.
5. а) бывает, что я составляю планы, а иногда и действую, совсем забывая о цели;
б) как правило, я не забываю цели тех планов, которые задумываю.
6. а) «заглянув в будущее», я обычно задумываюсь над тем, почему у меня сложилось именно это представление о будущем;
б) «заглянув в будущее», я не пытаюсь понять, где источники этого знания.
7. а) при установлении связи знакомого и незнакомого, нового и старого, прошлого и настоящего я обычно вижу одну - две линии этой связи;
б) сравнивая новое и старое, знакомое и незнакомое, прошлое и будущее, я стараюсь установить несколько линий связи
8. а) если у человека есть способности, то у него есть и больше времени для развлечений;
б) если у человека есть способности, то у него есть и большие шансы на успех в деле.
9. а) находясь у киоска «Лотерея спринт», я предпочитаю смотреть, как играют другие, не играя сам;
б) в любой лотерее я предпочитаю играть сам, а не смотреть, как это делают другие.
10.а) при решении самых различных задач я обычно двигаюсь вперед «короткими шагами», проверяя правильность каждого из них;
б) при решении любой проблемы я обычно ищу общий подход к решению, делаю прикидку его правильности, а потом уже начинаю действовать.
Полученные данные теста оцениваются по следующей шкале:
Уровень прогнозирования | Количество баллов |
Высокий | 12-16 |
Средний | 11-8 |
Низкий | 7-4 |
3. Затем, чтобы установить достоверность полученных результатов и наличие между ними связи, применяется коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Коэффициент ранговой корреляции – это число, по которому можно определить характер и силу связи.
2.2. Изучение зависимости способности к прогнозированию у преподавателей с различным стажем
На первом этапе нашей работы мы опросили преподавателей на предмет их стажа работы по специальности иностранный язык. На втором этапе провели тест с целью выявления склонности преподавателей к риску. Результаты опроса и теста представлены в таблице 1.
Преподаватели ФГОУ ВПО «АмГПГУ» Табл.1
№ | Стаж | Уровень прогнозирования |
1 | 11 | Средний (11баллов) |
2 | 25 | Средний (11баллов) |
3 | 29 | Высокий (12баллов) |
4 | 30 | Высокий (12 баллов) |
5 | 35 | Высокий (14 баллов) |
Как
показывают данные представленные в
таблице, средний уровень
Чтобы произвести расчет ранговой корреляции Спирмена нужно выполнить следующие шаги:
Шаг 1.Ввести данные двух признаков в колонках А и В. Вводятся только цифры.
№ | А | В |
1 | 11 | 11 |
2 | 11 | 25 |
3 | 12 | 29 |
4 | 12 | 30 |
5 | 14 | 35 |
Информация о работе Прогностическая способность преподавателей в зависимости от стажа работы