Прогностическая способность преподавателей в зависимости от стажа работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 07:43, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования обусловлена всё возрастающими требованиями в условиях современного, быстро меняющегося общества к личности педагога и его роли в учебно-воспитательном процессе. В педагогической деятельности, как и любой другой, существует необходимость в прогнозах, которые ориентированы на разную временную перспективу, на разные цели педагогической деятельности.
Цель: выявить особенности прогнозирования у преподавателей иностранного языка в зависимости от стажа работы.
Задачи:
1.Определить стаж работы педагогов.
2. Выявить уровень способности к прогнозированию у преподавателей.

Содержание

Введение
Глава 1. Психологический анализ педагогических способностей учителей.
1.1. Характеристика педагогических способностей педагогов.
1.2. Понятие прогнозирования в психологии
1.2.1 Прогностическая способность человека
1.2.2. Прогнозирование в педагогической деятельности
1.2.3. Прогностические умения педагога
Глава 2. Изучение прогностических способностей у учителей с разным стажем
2.1.Организация исследования
2.2. Изучение зависимости способности к прогнозированию у преподавателей с различным стажем
Заключение
Библиографический список
Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая 3.doc

— 209.50 Кб (Скачать)

     Современные условия быстро меняющегося общества предъявляют новые требования к  личности педагога и его роли в  педагогическом процессе. Будущий учитель  должен действовать в пространстве современной культуры, уметь предвидеть результат изменений в образовании, прогнозировать ход педагогического процесса и развитие конкретной педагогической ситуации. Сухомлинский В.А. пишет: «без научного предвидения, без умения закладывать в человеке те зерна, которые взойдут через десятилетия, воспитание превратилось бы в примитивный присмотр, воспитатель в неграмотную няньку, педагогика в знахарство». Приведенное высказывание очень точно показывает значение педагогического прогнозирования в педагогической деятельности.

      Прогресс  общественного развития в конце  ХХ столетия - начале ХХІ все более  ощутимо утверждает ценности человеческой личности. В этой ситуации ключевой фигурой системы образования  как главного общественного института, которому доверено воспитание и развитие каждого человека, становится педагог. Именно он является эталоном, носителем общечеловеческих ценностей. Ему принадлежит главная роль в созидании новых личностей. Традиционные задачи, к решению которых готовится каждый педагог, сегодня усложняются необходимостью анализа и рефлексии педагогического процесса как органической целостности; определения причин возникающих трудностей и способов их преодоления; прогнозирования результатов педагогической деятельности и последствий принимаемых решений; коррекции и регуляции коммуникативных связей. Все это требует перехода от стандартных, типовых технологий организации педагогического процесса к креативным, личностно-ориентированным.

1.2.3 Прогностические  умения педагога

     Прогнозирование деятельности педагога как процесс получения опережающей информации о результатах действий  строится  на  основе  знания  сущности  и логики   педагогического    процесса,    закономерностей    возрастного    и индивидуального развития учащихся. Это позволяет предвидеть, что  учащимися может быть неправильно понято, какой смысл они могут вложить в те  или  иные педагогические действия; какие могут быть ошибки при восприятии материала  в связи с имеющимися у  школьников  житейскими  представлениями  и,  напротив, какой их опыт будет способствовать более глубокому проникновению в сущность изучаемого. Педагогическое прогнозирование предполагает  также  видение  тех качеств учащихся и особенностей коллектива, которые могут быть  сформированы за тот или иной промежуток времени. Без прогностических умений  не  обойтись и в том случае, если  педагог  обращается  к  проблеме  выдвижения  близких, средних  и  далеких  перспектив  развития  коллектива  и   личности.   Здесь проявляется взаимосвязь процессов прогнозирования и целеполагания. Состав прогностических  умений  можно  представить  следующим  образом:

  • выдвижение  педагогических  целей  и  задач;  
  • отбор   способов   достижения педагогических  целей; 
  • предвидение  результата,  возможных   отклонений   и нежелательных  явлений; 
  • определение  этапов  (или  стадий)  педагогического процесса;  распределение  времени;  
  • планировать   совместно   с   учащимися жизнедеятельности.

     Умения  педагогического прогнозирования  требуют  от  педагога  овладения такими   методами   интеллектуальной   деятельности,   как    моделирование, выдвижение гипотез, мысленный эксперимент, экстраполирование и др. Прогностические умения связаны с четким представлением в сознании учителя (который является субъектом управления) цели своей деятельности в виде предвидимого им результата. Педагогическое прогнозирование опирается на достоверное знание сущности и логики педагогического процесса, закономерностей возрастного и индивидуального развития учащихся. Оно выводит на правильное управление учебно-воспитательным процессом. В состав прогностических умений педагога входят:

• формулировка диагностируемых образовательных  целей и задач;

• отбор  методов их достижения;

• предвидение  возможных отклонений при достижении результата, нежелательных явлений  и выбор способов их преодоления;

• мысленная  проработка структуры и отдельных  компонентов образовательного процесса;

• предварительная  оценка затрат средств, труда и времени  участников образовательного процесса;

• конструирование  содержания взаимодействия участников образовательного процесса.

     В зависимости от объекта прогнозирования  прогностические умения объединяются в три группы:

1) прогнозирование  развития коллектива (его уровня, динамики, структуры, системы взаимоотношений;  изменение положения актива и  отдельной личности в коллективе и т. д.);

2) прогнозирование  развития личности (интегративных  личностных качеств, чувств, воли, поведения, возможные отклонения  в развитии и поведении личности; трудности в установлении контактов  и взаимоотношениях со сверстниками);

3) прогнозирование  педагогического процесса (образовательных,  развивающих и воспитательных  возможностей содержания образования,  затруднений учащихся в учении  и других видах деятельности; прогнозирование результатов использования  тех или иных методов, средств и приемов образования).

       В качестве вывода можно сказать,  что способность к прогнозированию  является важной и необходимой  способностью человека в любом  виде деятельности. Она присуща людям творческим, способным к исследованию, анализу и синтезу каких-либо явлений или процессов, умеющих заглянуть в будущее и составить его план или прогноз, выдвинуть гипотезу и т.д., и на основе своих прогностических умозаключений сделать соответствующие преобразования. Особую роль прогнозирование имеет в педагогической деятельности. Учитель и воспитатель должен обладать и развивать свои прогностические способности с целью повышения эффективности своего труда.

Глава 2. Изучение прогностических  способностей у преподавателей с разным стажем работы

    1. Организация исследования

  Цель: выявить особенности прогнозирования у преподавателей вуза в зависимости от их стажа работы.

  Объект исследования: педагоги ФГОУ ВПО «АмГПГУ» с разным стажем работы.

Предмет исследования: способность к прогнозированию педагогов вуза с разным стажем работы.

Гипотеза: мы предполагаем, что способность преподавателей к прогнозированию зависит от стажа. Чем больше педагогический стаж, тем выше уровень прогностических способностей.

Задачи:

  1. Определить стаж работы преподавателей.
  2. Выявить уровень способности к прогнозированию у преподавателей.

Для решения  поставленных задач использовались следующие методики:

1. Опрос. Цель опроса: определение стажа работы преподавателей.

Вопрос: Сколько лет вашей педагогической деятельности?

2. Тест  «Способность к прогнозированию» Л.А.Регуш. Цель теста: выявление склонности преподавателей к риску. Каждый пункт вопросника имеет два высказывания: а и б. Выбрать то, которое в большей степени соответствует своей точке зрения.

      1. а) без полного, всестороннего анализа обстоятельств, я, как правило, не принимаю решений, не начинаю действовать;

          б) думаю, что достаточно иметь минимальную информацию, чтобы принять решение и начать действовать.

      2. а) обычно я не задумываюсь о далеких последствиях принимаемых решений;

          б) как правило, я пытаюсь продумать не только близкие, но и отдаленные по времени последствия.

      3. а) я согласен с утверждением, что риск себя не оправдывает;

          б) я считаю, что тот не выигрывает, кто не рискует.

      4. а) рассказывая о чем-либо, я предпочитаю не упустить подробности, излагая их в конкретной, образной форме;

          б) рассказывая о чем-либо, я предпочитаю передавать только суть в обобщенной форме.

      5. а) бывает, что я составляю планы, а иногда и действую, совсем забывая о цели;

          б) как правило, я не забываю цели тех планов, которые задумываю.

      6. а) «заглянув в будущее», я обычно задумываюсь над тем, почему у меня сложилось именно это представление о будущем;

          б) «заглянув в будущее», я не пытаюсь понять, где источники этого знания.

      7. а) при установлении связи знакомого и незнакомого, нового и старого, прошлого и настоящего я обычно вижу одну - две линии этой связи;

          б) сравнивая новое и старое, знакомое и незнакомое, прошлое и будущее, я стараюсь установить несколько линий связи

      8. а) если у человека есть способности, то у него есть и больше времени для развлечений;

          б) если у человека есть способности, то у него есть и большие шансы на успех в деле.

      9. а) находясь у киоска «Лотерея спринт», я предпочитаю смотреть, как играют другие, не играя сам;

          б) в любой лотерее я предпочитаю играть сам, а не смотреть, как это делают другие.

     10.а) при решении самых различных задач я обычно двигаюсь вперед «короткими шагами», проверяя правильность каждого из них;

          б) при решении любой проблемы я обычно ищу общий подход к решению, делаю прикидку его правильности, а потом уже начинаю действовать.

Полученные  данные теста оцениваются по следующей шкале:

Уровень прогнозирования Количество  баллов
Высокий 12-16
Средний 11-8
Низкий 7-4

3. Затем, чтобы установить достоверность полученных результатов и наличие между ними связи, применяется коэффициент ранговой корреляции Спирмена.     Коэффициент ранговой корреляции – это число, по которому можно определить характер и силу связи.

 

2.2. Изучение зависимости  способности к  прогнозированию  у преподавателей  с различным стажем

     На  первом этапе нашей работы мы опросили преподавателей на предмет их стажа работы по специальности иностранный язык. На втором этапе провели тест с целью выявления склонности преподавателей к риску. Результаты опроса и теста представлены в таблице 1.

 
 

                       Преподаватели ФГОУ ВПО «АмГПГУ»                    Табл.1

Стаж Уровень прогнозирования
1 11 Средний (11баллов)
2 25 Средний (11баллов)
3 29 Высокий (12баллов)
4 30  Высокий  (12 баллов)
5 35 Высокий (14 баллов)

     Как показывают данные представленные в  таблице, средний уровень прогнозирования  имеют преподаватели со стажем 11 и 25 лет. Высокий уровень прогнозирования имеют преподаватели со стажем 29, 30 и 35 лет. В своей исследовательской работе мы не выявили преподавателей с низким уровнем прогнозирования.

     Чтобы произвести расчет ранговой корреляции Спирмена нужно выполнить следующие шаги:

Шаг 1.Ввести данные двух признаков в колонках А и В. Вводятся только цифры.

А В
1 11 11
2 11 25
3 12 29
4 12 30
5 14 35

Информация о работе Прогностическая способность преподавателей в зависимости от стажа работы