Прогностическая способность преподавателей в зависимости от стажа работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 07:43, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования обусловлена всё возрастающими требованиями в условиях современного, быстро меняющегося общества к личности педагога и его роли в учебно-воспитательном процессе. В педагогической деятельности, как и любой другой, существует необходимость в прогнозах, которые ориентированы на разную временную перспективу, на разные цели педагогической деятельности.
Цель: выявить особенности прогнозирования у преподавателей иностранного языка в зависимости от стажа работы.
Задачи:
1.Определить стаж работы педагогов.
2. Выявить уровень способности к прогнозированию у преподавателей.

Содержание

Введение
Глава 1. Психологический анализ педагогических способностей учителей.
1.1. Характеристика педагогических способностей педагогов.
1.2. Понятие прогнозирования в психологии
1.2.1 Прогностическая способность человека
1.2.2. Прогнозирование в педагогической деятельности
1.2.3. Прогностические умения педагога
Глава 2. Изучение прогностических способностей у учителей с разным стажем
2.1.Организация исследования
2.2. Изучение зависимости способности к прогнозированию у преподавателей с различным стажем
Заключение
Библиографический список
Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая 3.doc

— 209.50 Кб (Скачать)

       Также можно сказать, что не  многие авторы ссылаются на  такое важное качество учителя,  как педагогическое прогнозирование, т.е. предвидение появления результата действий еще до того, как они будут реально осуществлены. Наличие этой профессионально значимой способности всегда отличало творческих педагогов.

1.2 Понятие «прогнозирование»  в психологии

       Современный подход к проблемам прогнозирования складывался постепенно. Одна из первых работ, в которой вопросы, связанные с прогнозированием, получили свое научное освещение, - книга Г. Уэллса «Предвидения», изданная в 1901 г. В 30-е гг. XX в. наметились ростки научно обоснованного объяснения способности человека к опережающему отражению. Объективная возможность для научного прогнозирования была создана историей развития различных областей знания, практикой прогнозирования в различных областях деятельности, психологическими исследованиями прогнозирующего человека. Необходимость человека иметь знания о будущем способствовала в XX в. формированию прогностики - науки о закономерностях разработки прогноза. Прогностика ищет общие для разных предметных областей способы получения прогнозов. Экономическое, политическое, экологическое, психологическое, педагогическое и другое прогнозирование составляет отрасли соответствующих областей науки и практики. Психологический подход к прогнозированию состоит в изучении прогнозирования как психической деятельности, тех свойств человека, которые влияют на успешность/неуспешность прогнозирования. Это один из аспектов психологии прогнозирования. Психологию прогнозирования интересует человек как объект и субъект прогноза

     Попытаемся осмыслить сущность прогнозирования через систему психологических понятий. Как известно, психическое отражение наряду со свойствами активности, динамичности, правильности обладает свойствами опережения, иначе говоря, психическое отражение – опережающее отражение. Опережающее отражение существует в различных формах: предчувствия, предвидения, предугадывания, предсказания, прогнозирования и т.п. Наиболее общим понятием, охватывающим все формы проявления опережающего отражения, является понятие «антиципация».

     Антиципация как средство обучения и развития школьников еще не получила широкого практического применения. Между тем это одна из наиболее высоких форм интеллектуальной деятельности, которая в силу своих специфических особенностей воздействия на ребенка заслуживает большего внимания со стороны работников педагогической сферы.

     В переводе с латинского антиципация (anticipatio) означает «предвосхищение, предугадывание событий, заранее составленное представление о чем-либо». Этот термин как специальная психологическая категория был введен в научный оборот в 1880 г. Вундтом В.. Обобщая различные формулировки этого понятия, нашедшие отражение в трудах многих ученых, в качестве рабочего можно принять утверждение о том, что антиципация - это способность (в самом широком смысле) действовать и принимать те или иные решения с определенным временно-пространственным упреждением и предвосхищением в отношении ожидаемых событий и результатов деятельности, в том числе интеллектуальной. Антиципация как психологический феномен представляет собой категорию универсальную, поскольку в любой деятельности для человека наиболее типичным является не только отражение настоящего, не только сохранение прошлого, но и активное овладение перспективой будущего. Особенная ценность данного психологического явления состоит в том, что «память и вероятностное прогнозирование не только обеспечивают прогноз предстоящей ситуации, но и участвуют в построении плана действий». Иначе говоря, за счет вероятностного прогнозирования, определенного (с той или иной степенью точности) предвидения отражение окружающей действительности становится опережающим

       Бестужев-Лада И.В., представляя развернутую классификацию процессов научного предвидения, выделяет прогнозирование как одну из форм антиципации. Прогнозирование понимается как «специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явления». В отличие от других форм опережающего отражения, прогнозирование имеет целенаправленный характер, при этом сознательно ставится цель получения прогноза, исследуется или подбираются основания для его построения, иногда определяется форма, в которой должен быть получен прогноз. Это может быть прогностическое умозаключение, образ будущего в виде модели, план будущего, гипотеза и т.п.

       Уточним понятие «прогнозирование», взяв за исходное положение, что прогнозирование является одним из видов человеческой деятельности. Знание о будущем составляет «основной продукт» познавательной прогностической деятельности, а ее цель – получение прогноза. Выделим те признаки, которые составляют ее сущность как познавательной психической деятельности.

       Во-первых, прогнозирование понимается как процесс исследования, анализ, сторона познавательной деятельности, то есть как познавательная деятельность человека. Во-вторых, прогнозирование понимается как познавательная деятельность, которая приводит к знанию будущего при определенных условиях. В-третьих, прогнозирование определяется как познавательная прогностическая деятельность, результат которой имеет специфику: отражение будущего с учетом вероятности его наступления и различной временной перспективы. По цели построения прогноза выделяют прогнозирование поисковое, при этом в прогнозе описывается новое (будущее) состояние объекта, и нормативное, при котором прогнозируется процесс достижения заданного конечного состояния.

     Существует  особый вид прогнозирования, называемый вероятностным прогнозированием. В ситуациях вероятностного прогнозирования особенно зримо высвечивается проблема соотношения закономерности и случайности. Прогнозирующий должен принимать решение, предвидя его последствия, не найдя закономерности и полагать на удачу, то есть на случай. Ощущение субъективной вероятности наступления события, вера в случай формируют у некоторых людей определенное отношение к будущему, желание, а иногда и потребность «испытать судьбу».

1.2.1 Прогностические способности человека

     Под вероятностным прогнозированием  понимается предвосхищение будущего, основанное на вероятностной  структуре прошлого опыта и  информации о наличной ситуации. В деятельности человека практически нет ситуаций, в которых вероятностное прогнозирование не играло бы существенной роли. Выходя утром из дому, мы одеваемся соответственно погоде, которая прогнозируется нами как наиболее вероятная. Переходя улицу, мы прогнозируем ситуацию на проезжей части дороги в интервале времени, достаточном, чтобы пересечь улицу и т.д. Можно выделить четыре стратегии вероятностного прогнозирования: рефлекторно-бессознательное; интеллектуально - логическое; интуитивное; прогнозирование в особых состояниях сознания.

     Рефлекторно - бессознательное  прогнозирование собственных действий в изменяющейся среде отличается от обычного действия, основанного на принципе "стимул - реакция". Если в реагировании на раздражитель, срабатывает заложенная от рождения в организм программа действия, то это обычный рефлекс. (Например, человек прикоснувшись к горячему предмету, инстинктивно одернет руку). Индивид постоянно прогнозирует свои действия. Но вот ситуация резко изменилась, или человек попал в незнакомые условия и тут, если рефлекторно сработают его привычные установки, основанные на опыте другой ситуации, это может привести к нежелательным последствиям или вообще стоить жизни. Стратегия рефлекторно - бессознательного прогнозирования действует без участия воли, интеллекта и сознания, основываясь исключительно на личном опыте и приобретенных установках и навыках.

  Особенностями интеллектуально - логического прогнозирования являются три основных фактора: 1) Активное использование сознания, мышления, воли и интеллектуального аппарата;  2) Информацией для логического оперирования служат не только данные собственного опыта, но и опыт других людей; известные законы, теории, утверждения авторитетных лиц и причинно-следственные связи;  3)  Сознание ориентировано на конкретную цель.  Например, человеку необходимо приобрести телевизор (цель). Для того чтобы аппарат работал долговечно, соответствовал необходимым требованиям и т.п., индивид должен спрогнозировать, где произвести покупку, какой марки. В дело активно включается интеллект. Анализируется рекламная информация, опрашиваются специалисты, знакомые и на основании полученных данных, делается выбор. Интеллектуально - логическое прогнозирование имеет еще одну важную особенность. Назовем ее чувством вероятности. Сознание человека устроено так, что значимость и важность предстоящего события влияет на его субъективную оценку вероятности. Чем важнее для индивида цель, тем выше ему кажется вероятность ее достижения. Таким образом, происходит сдвиг мотива на цель, или как говориться, желаемое выдается за действительное.

     Интуитивное прогнозирование является одной из самых загадочных и малоизученных проявлений психической деятельности человека. Среди ученых нет единого мнения о природе этого феномена. Вот, например, что говорил об интуиции Юнг К.Г.в своих тевистокских лекциях: «Интуиция - это функция, с помощь которой можно видеть происходящее «за углом», что попросту невозможно; но кто-то как будто делает это за вас, и вы ему верите…». Некоторые ученые сходятся во мнении, что интуиция, инсайт или озарение это - неосознаваемый мыслительный процесс, который может использовать скрытую от сознания информацию, полученную на подпороговом уровне восприятия. Происходит сложный анализ, на первый взгляд, малозначительных факторов, и сознание, в итоге, получает готовый ответ в виде вспышки озарения. Отчасти такое утверждение верно, но оно не объясняет того, как человек способен узнать то, чего в принципе знать не может, так как он был полностью изолирован от любых факторов, способствующих прогнозированию события.

     Прогнозирование в особых состояниях сознания использует интуицию, но в отличие от предыдущей, сознание индивида находится в весьма пассивном состоянии и не вмешивается в интерпретацию полученной информации. Если в предыдущей стратегии человек мог игнорировать интуитивное сообщение, и отвергнуть его, склонившись к более «рациональному», на его взгляд варианту, то в особом, измененном состоянии сознания интуитивная информация сохраняется и воспроизводится полностью. Правда, сам человек этого может и не помнить, поэтому на таких психоделических сессиях зачастую присутствует несколько человек, способных зафиксировать данные. Под особыми состояниями сознания понимаются такие состояния как сон, гипнотический транс, интоксикация наркотическими веществами, медитация, транс, вызванный специальными психотехниками, спецаппаратурой и т.п.

     Изучая мозг человека, ученые  пришли к выводу, что за интуицию  и вероятностное прогнозирование  отвечает особый участок мозга  гипокамп. Этот орган работает на частоте порядка 4 Гц. Вероятностно - прогностические способности человека являются одним из важнейших психических функций. Они способствуют адаптации к окружающей среде, а также помогают адаптировать эту среду под свои потребности. Прогностические способности присущи не только человеку, но и животным и даже насекомым, ориентируя поведение на выживание и удовлетворение потребностей. Выбирая стиль поведения в повседневной жизни, человек должен учитывать изменчивость ситуации, прогнозировать не только свои действия, но и действия других участников событий. Высокая степень изменчивости условий деятельности требует выделения в системе деятельности такой подсистемы, как деятельность ожидания, экстраполяции со своей собственной системой действий и операций.

1.2.2 Прогнозирование  в педагогической  деятельности

     На  необходимость и адекватность оценки (самооценки) педагогической деятельности, создание благоприятных условий для профессионального роста мастерства, непрерывного самосовершенствования личности и труда учителя существенное влияние оказывает способность человека к построению и использованию прогноза, основным продуктом которого является знание о будущем. Проблемами педагогического прогнозирования занимались многие исследователи. Прогнозирование как любая сознательная деятельность представляет собой единство содержательного, операционного и мотивационного компонентов. Содержательная сторона прогнозирования включает его основания – знания, необходимые для получения прогноза (о развитии процесса или явления в прошлом, о циклах повторяемости объектов прогноза, знание закономерностей и теорий). Операционный состав прогнозирования включает следующие умственные действия: установление причинно-следственных связей, реконструкцию и преобразование представлений, выдвижение и анализ гипотез, планирование. Мотивация как компонент прогнозирования проявляется многопланово. Спецификой мотивов прогнозирования является то, что они фиксируют желаемое будущее, побуждают к активной деятельности с целью снимания этого противоречия между нежелательным настоящим и желательным будущим.

     С помощью исследователя проблемы прогнозирования Регуш Л.А. представим схему построения и использования прогноза:

     Построение  и использование  прогноза

     Построение  прогноза

Овладение основами

прогноза

Учет  условий,

влияющих

на  прогноз

Прогноз и его

формы

Использование прогноза
Научное знание предмета Состояние учителя Планы Обоснованный отбор содержания и методов
Знание  учебного предмета Особенности коллектива класса Последствия Организация деятельности учителя
Знание  возрастных и индивидуальных особенностей учеников Уровень готовности к уроку и общению Модели

Гипотезы

Организация деятельности учащихся
Использование опыта педагогической деятельности      

Информация о работе Прогностическая способность преподавателей в зависимости от стажа работы