Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 07:43, курсовая работа
Актуальность исследования обусловлена всё возрастающими требованиями в условиях современного, быстро меняющегося общества к личности педагога и его роли в учебно-воспитательном процессе. В педагогической деятельности, как и любой другой, существует необходимость в прогнозах, которые ориентированы на разную временную перспективу, на разные цели педагогической деятельности.
Цель: выявить особенности прогнозирования у преподавателей иностранного языка в зависимости от стажа работы.
Задачи:
1.Определить стаж работы педагогов.
2. Выявить уровень способности к прогнозированию у преподавателей.
Введение
Глава 1. Психологический анализ педагогических способностей учителей.
1.1. Характеристика педагогических способностей педагогов.
1.2. Понятие прогнозирования в психологии
1.2.1 Прогностическая способность человека
1.2.2. Прогнозирование в педагогической деятельности
1.2.3. Прогностические умения педагога
Глава 2. Изучение прогностических способностей у учителей с разным стажем
2.1.Организация исследования
2.2. Изучение зависимости способности к прогнозированию у преподавателей с различным стажем
Заключение
Библиографический список
Приложение
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Федеральное
государственное
Высшего профессионального образования
Амурский гуманитарно-педагогический
государственный университет
(ФГОУ
ВПО «АмГПГУ»)
Институт филологии
Кафедра:
иностранный язык
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу «Психология»
Тема: «Прогностическая
способность преподавателей в зависимости
от стажа работы»
Выполнил: Березовская Юлия Евгеньевна,
студентка III курса,
группа ИЯ 33
Научный руководитель:
Дрокова
Светлана Владимировна
г. Комсомольск-на-Амуре
2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Психологический анализ педагогических способностей учителей. ...5
1.1. Характеристика педагогических способностей педагогов. ……………….5
1.2. Понятие
прогнозирования в психологии……
1.2.1 Прогностическая способность человека…………………………………12
1.2.2. Прогнозирование
в педагогической деятельности…
1.2.3. Прогностические
умения педагога………………………….....
Глава
2. Изучение прогностических способностей
у учителей с разным стажем………………………………………………………………
2.1.Организация исследования …………………………………………………19
2.2. Изучение зависимости способности к прогнозированию у преподавателей с различным стажем…………………………………………..21
Заключение……………………………………………………
Библиографический список …………………………………………………….26
Приложение
…………………………………………………………….......
Введение
Актуальность исследования
обусловлена всё возрастающими требованиями
в условиях современного, быстро меняющегося
общества к личности педагога и его роли
в учебно-воспитательном процессе. В педагогической
деятельности, как и любой другой, существует
необходимость в прогнозах, которые ориентированы
на разную временную перспективу, на разные
цели педагогической деятельности. Кроме
того, в условиях совместной деятельности
роль прогнозирования в регуляции действия
обнаруживается особенно отчётливо, поскольку
без него подстройка действия индивида
к действиям других людей невозможна.
При этом субъект должен предвидеть тенденцию
изменений в окружающей его среде в целом.
И проблема подготовки учителей к решению
конкретных ситуаций в процессе формирования
профессионального мышления - одна
из важнейших в педагогической деятельности.
Прогнозирование в педагогической деятельности специально не изучалось, за исключением прогнозирования педагогических явлений у студентов педагогических вузов (Л.А.Регуш).
Практические данные свидетельствуют о том, что основной комплекс многочисленных трудностей молодых специалистов и опытных педагогов зачастую связан с невысокими способностями предвидеть результаты педагогических воздействий, определять «зону ближайшего развития учащихся», а также с отсутствием умений и навыков эффективно реагировать на непредвиденные изменения условий учебно-воспитательного процесса. Многие авторы при этом склонны считать, что препятствием для эффективного прогнозирования являются слабые связи между системами психолого-педагогических, методических и специальных знаний. Существует противоречие: между необходимостью использования прогнозирования в профессиональной педагогической деятельности при наличии достаточного уровня знаний и низким уровнем используемости этих знаний для прогноза (отсутствием мотивации на прогнозирование) или низким уровнем операциональности знаний и неприменимости их для адекватного прогноза.
Цель: выявить особенности прогнозирования у преподавателей иностранного языка в зависимости от стажа работы.
Объект исследования: преподаватели вуза с различным стажем работы.
Предмет исследования: способность к прогнозированию педагогов с различным стажем.
Гипотеза: мы предполагаем, что способность преподавателей к прогнозированию зависит от стажа. Чем больше педагогический стаж, тем выше уровень прогностических способностей.
Задачи: 1. Определить стаж работы педагогов.
2. Выявить уровень способности к прогнозированию у преподавателей.
Методы: опрос, тест «Склонность к риску», коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Характеристика выборки: в нашем исследовании принимали участие:
1) 5 преподавателей иностранного языка высшей школы со стажем работы от 11 до 35 лет.
База
исследования: ФГОУ ВПО «АмГПГУ»
Глава 1. Психологический анализ педагогических способностей учителей
1.1. Характеристика педагогических способностей педагогов
Педагогические способности определяются как индивидуально-типологические способности человека, выражающие его готовность к овладению педагогической деятельностью и ее успешному выполнению. Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности - это особенности личности, а педагогические умения - это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне. Отечественные исследователи педагогических способностей выделили целый набор педагогических способностей. Круг этих способностей очень велик.
В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены Крутецким В.А., который и дал им соответствующие общие определения:
1. Дидактические способности – способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль.
2. Академические способности – способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т.д.).
3. Перцептивные способности – способности проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.
4. Речевые способности – способности ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.
5. Организаторские способности – это, во-первых, способности организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способности правильно организовать свою собственную работу.
6. Авторитарные способности – способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.
7. Коммуникативные способности – способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта
8. Педагогическое воображение (или прогностические способности) – это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащихся.
9. Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности имеет особое значение для работы учителя.
Аминов Н.А. считает, что в качестве основы дифференциации педагогических способностей выступает успешность. Выделяются два ее вида: индивидуальная (достижения человека по отношению к самому себе во времени) и социальная (достижения одного человека по отношению к достижениям других людей). Первый вид - это индивидуальная (ресурсная) успешность, второй - конкурентоспособность.
Терминальные способности (собственно способности) исследователь определяет как индивидуально-психологические особенности человека, которые не только обеспечивают ему успешность в какой-либо деятельности, но и повышают его конкурентноспособность, т.е. успешность в ситуации соперничества (соревнования) с другими на любом поприще. Терминальная способность (повышающая конкурентноспособность) к педагогической деятельности предполагает в своей структуре преобладание сопротивляемости к развитию синдрома эмоционального сгорания (истощения эмоциональных ресурсов)
Инструментальные способности Н.А. Аминов рассматривает как способы (психологические ресурсы), с помощью которых человек достигает успеха в реализации себя (личностном росте) без конкуренции с другими. Эти способности делятся на две группы: 1) общие (перцептивные) способности; 2) специальные способности: эмоциональные, волевые, мнемические, аттенциознные, имажинативные (представления).
В настоящее время концепция педагогических способностей разрабатываемая Н.В. Кузьминой и ее школой, представляет наиболее полную систематическую трактовку.
Кузьмина Н. В. выделяет два уровня педагогических способностей: перцептивно-рефлексивные и проективные способности. Первый уровень педагогических способностей, по Кузьминой Н. В., - перцептивно-рефлексивные способности - включает "три вида чувствительности": чувство объекта, связанное с эмпатией и оценкой совпадения потребностей учащихся и школьных требований; чувство меры, или такта, и чувство причастности. Эти проявления чувствительности являются основой педагогической интуиции.
Второй уровень педагогических способностей, по Кузьминой Н. В., - проективные способности, соотносимые с чувствительностью, к созданию новых, продуктивных способов обучения. Этот уровень включает гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные и организаторские способности. Отсутствие каждой из указанных способностей есть конкретная форма неспособности. Гностические способности проявляются в быстром и творческом овладении методами обучения учащихся, в изобретательности способов обучения. Гностические способности, по Кузьминой Н. В., обеспечивают накопление информации учителя о своих учениках, о самом себе. Проектировочные способности проявляются в способности представить конечный результат воспитывающего обучения в заданиях-задачах, расположенных во времени на весь период обучения, что готовит обучающихся к самостоятельному решению задач. Конструктивные способности проявляются в создании творческой рабочей атмосферы совместного сотрудничества, деятельности, в чувствительности к построению урока, в наибольшей степени соответствующего заданной цели развития и саморазвития обучающегося. Коммуникативные способности проявляются в установлении контакта, педагогически целесообразных отношений. Эти способности обеспечиваются, по Кузьминой Н. В., четырьмя факторами: способностью к идентификации, чувствительностью к индивидуальным особенностям учащихся, хорошо развитой интуицией, суггестивными свойствами. Добавим еще фактор речевой культуры (содержательность, воздейственность). Организаторские способности проявляются в избирательной чувствительности к способам организации учащихся в группе, в освоении учебного материала, самоорганизации обучающихся, в самоорганизации собственной деятельности педагога.
По представленным классификациям многих исследователей можно сделать вывод о том, что все они считают важнейшими качествами и способностями личности педагога такие, как, например, способность к передаче детям знаний в краткой и интересной форме; способность понимать учеников, базирующаяся на наблюдательности; самостоятельный и творческий склад мышления; находчивость или быстрая и точная ориентировка; организаторские способности, необходимые как для обеспечения систем работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива; понимание учителем ученика; интерес и любовь к детям; творчество в работе; педагогически волевое влияние на детей; педагогическая требовательность; педагогический такт; способности, характеризующие содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя, и многие другие.
Информация о работе Прогностическая способность преподавателей в зависимости от стажа работы