Прогностическая способность преподавателей в зависимости от стажа работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 07:43, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования обусловлена всё возрастающими требованиями в условиях современного, быстро меняющегося общества к личности педагога и его роли в учебно-воспитательном процессе. В педагогической деятельности, как и любой другой, существует необходимость в прогнозах, которые ориентированы на разную временную перспективу, на разные цели педагогической деятельности.
Цель: выявить особенности прогнозирования у преподавателей иностранного языка в зависимости от стажа работы.
Задачи:
1.Определить стаж работы педагогов.
2. Выявить уровень способности к прогнозированию у преподавателей.

Содержание

Введение
Глава 1. Психологический анализ педагогических способностей учителей.
1.1. Характеристика педагогических способностей педагогов.
1.2. Понятие прогнозирования в психологии
1.2.1 Прогностическая способность человека
1.2.2. Прогнозирование в педагогической деятельности
1.2.3. Прогностические умения педагога
Глава 2. Изучение прогностических способностей у учителей с разным стажем
2.1.Организация исследования
2.2. Изучение зависимости способности к прогнозированию у преподавателей с различным стажем
Заключение
Библиографический список
Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая 3.doc

— 209.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования

Амурский  гуманитарно-педагогический

государственный университет

(ФГОУ  ВПО «АмГПГУ») 
 

Институт  филологии

Кафедра: иностранный язык 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по курсу  «Психология»

Тема: «Прогностическая способность преподавателей в зависимости  от стажа работы» 
 
 

Выполнил: Березовская Юлия Евгеньевна,

студентка III курса,

группа  ИЯ 33

                              Научный руководитель:

Дрокова Светлана Владимировна 
 
 
 
 
 
 
 
 

г. Комсомольск-на-Амуре 
2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение  ………………………………………………………………………….3

Глава 1. Психологический анализ педагогических способностей учителей. ...5

1.1. Характеристика педагогических способностей педагогов. ……………….5

1.2. Понятие  прогнозирования в психологии…………………………………...9

1.2.1 Прогностическая способность человека…………………………………12

1.2.2. Прогнозирование  в педагогической деятельности…………..................14

1.2.3. Прогностические   умения педагога…………………………...................17

Глава 2. Изучение прогностических способностей у учителей с разным стажем…………………………………………………………………………….19

2.1.Организация  исследования …………………………………………………19

2.2. Изучение  зависимости способности к прогнозированию у преподавателей с различным стажем…………………………………………..21

Заключение……………………………………………………………….............25

Библиографический список …………………………………………………….26

Приложение ……………………………………………………………..............28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
       Актуальность исследования обусловлена всё возрастающими требованиями в условиях современного, быстро меняющегося общества к личности педагога и его роли в учебно-воспитательном процессе. В педагогической деятельности, как и любой другой, существует необходимость в прогнозах, которые ориентированы на разную временную перспективу, на разные цели педагогической деятельности. Кроме того, в условиях совместной деятельности роль прогнозирования в регуляции действия обнаруживается особенно отчётливо, поскольку без него подстройка действия индивида к действиям других людей невозможна. При этом субъект должен предвидеть тенденцию изменений в окружающей его среде в целом. И проблема подготовки учителей к решению конкретных ситуаций в процессе формирования профессионального мышления - одна

из важнейших  в педагогической деятельности.

     Прогнозирование в педагогической деятельности специально не изучалось, за исключением прогнозирования педагогических явлений у студентов педагогических вузов (Л.А.Регуш).

     Практические данные  свидетельствуют о том, что основной комплекс многочисленных трудностей молодых специалистов и опытных педагогов зачастую связан с невысокими способностями предвидеть результаты педагогических воздействий, определять «зону ближайшего развития учащихся», а также с отсутствием умений и навыков эффективно реагировать на непредвиденные изменения условий учебно-воспитательного процесса. Многие авторы при этом склонны считать, что препятствием для эффективного прогнозирования являются слабые связи между системами психолого-педагогических, методических и специальных знаний. Существует противоречие: между необходимостью использования прогнозирования в профессиональной педагогической деятельности при наличии достаточного уровня знаний и низким уровнем используемости этих знаний для прогноза (отсутствием мотивации на прогнозирование) или низким уровнем операциональности знаний и неприменимости их для адекватного прогноза.

Цель: выявить особенности прогнозирования у преподавателей иностранного языка в зависимости от стажа работы.

Объект  исследования: преподаватели вуза с различным стажем работы.

Предмет исследования: способность к прогнозированию педагогов с различным стажем.

Гипотеза: мы предполагаем, что способность преподавателей к прогнозированию зависит от стажа. Чем больше педагогический стаж, тем выше уровень прогностических способностей.

Задачи:      1.    Определить стаж работы педагогов.

      2. Выявить уровень способности к прогнозированию у    преподавателей.

  Методы: опрос, тест «Склонность к риску», коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Характеристика  выборки: в нашем исследовании принимали участие:

1) 5 преподавателей иностранного языка высшей школы со стажем работы от 11 до 35 лет.

База  исследования: ФГОУ ВПО «АмГПГУ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Психологический анализ педагогических способностей учителей

1.1. Характеристика педагогических  способностей педагогов

   Педагогические  способности определяются как индивидуально-типологические способности человека, выражающие его готовность к овладению педагогической деятельностью и ее успешному выполнению.  Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности - это особенности личности, а педагогические умения - это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне. Отечественные исследователи педагогических способностей выделили целый набор педагогических способностей. Круг этих способностей очень велик.

   В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены Крутецким В.А., который и дал им соответствующие общие определения:      

1. Дидактические способности – способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль.

2. Академические способности – способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т.д.).

3. Перцептивные способности – способности проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.

4. Речевые способности – способности ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.

5. Организаторские  способности – это, во-первых, способности организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способности правильно организовать свою собственную работу.

6. Авторитарные способности – способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.

 7. Коммуникативные способности – способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта

8. Педагогическое воображение (или прогностические способности) – это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащихся.

9. Способность к  распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности имеет особое значение для работы учителя.

     Аминов Н.А.  считает, что в качестве основы дифференциации педагогических способностей выступает успешность. Выделяются два ее вида: индивидуальная (достижения человека по отношению к самому себе во времени) и социальная (достижения одного человека по отношению к достижениям других людей). Первый вид - это индивидуальная (ресурсная) успешность, второй - конкурентоспособность.

     Терминальные  способности (собственно способности) исследователь определяет как индивидуально-психологические особенности человека, которые не только обеспечивают ему успешность в какой-либо деятельности, но и повышают его конкурентноспособность, т.е. успешность в ситуации соперничества (соревнования) с другими на любом поприще. Терминальная способность (повышающая конкурентноспособность) к педагогической деятельности предполагает в своей структуре преобладание сопротивляемости к развитию синдрома эмоционального сгорания (истощения эмоциональных ресурсов)

     Инструментальные  способности Н.А. Аминов рассматривает как способы (психологические ресурсы), с помощью которых человек достигает успеха в реализации себя (личностном росте) без конкуренции с другими. Эти способности делятся на две группы: 1) общие (перцептивные) способности; 2) специальные способности: эмоциональные, волевые, мнемические, аттенциознные, имажинативные (представления).

В настоящее время концепция педагогических способностей разрабатываемая Н.В. Кузьминой и ее школой, представляет наиболее полную систематическую трактовку.

     Кузьмина  Н. В. выделяет два уровня педагогических способностей: перцептивно-рефлексивные и проективные способности. Первый уровень педагогических способностей, по Кузьминой Н. В., - перцептивно-рефлексивные способности - включает "три вида чувствительности": чувство объекта, связанное с эмпатией и оценкой совпадения потребностей учащихся и школьных требований; чувство меры, или такта, и чувство причастности. Эти проявления чувствительности являются основой педагогической интуиции.

     Второй  уровень педагогических способностей, по Кузьминой Н. В., - проективные способности, соотносимые с чувствительностью, к созданию новых, продуктивных способов обучения. Этот уровень включает гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные и организаторские способности. Отсутствие каждой из указанных способностей есть конкретная форма неспособности. Гностические способности проявляются в быстром и творческом овладении методами обучения учащихся, в изобретательности способов обучения. Гностические способности, по Кузьминой Н. В., обеспечивают накопление информации учителя о своих учениках, о самом себе. Проектировочные способности проявляются в способности представить конечный результат воспитывающего обучения в заданиях-задачах, расположенных во времени на весь период обучения, что готовит обучающихся к самостоятельному решению задач. Конструктивные способности проявляются в создании творческой рабочей атмосферы совместного сотрудничества, деятельности, в чувствительности к построению урока, в наибольшей степени соответствующего заданной цели развития и саморазвития обучающегося. Коммуникативные способности проявляются в установлении контакта, педагогически целесообразных отношений. Эти способности обеспечиваются, по Кузьминой Н. В., четырьмя факторами: способностью к идентификации, чувствительностью к индивидуальным особенностям учащихся, хорошо развитой интуицией, суггестивными свойствами. Добавим еще фактор речевой культуры (содержательность, воздейственность). Организаторские способности проявляются в избирательной чувствительности к способам организации учащихся в группе, в освоении учебного материала, самоорганизации обучающихся, в самоорганизации собственной деятельности педагога.

     По  представленным классификациям многих исследователей можно сделать вывод о том, что все они считают важнейшими качествами и способностями личности педагога такие, как, например, способность к передаче детям знаний в краткой и интересной форме; способность понимать учеников, базирующаяся на наблюдательности; самостоятельный и творческий склад мышления; находчивость или быстрая и точная ориентировка; организаторские способности, необходимые как для обеспечения систем работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива; понимание учителем ученика; интерес и любовь к детям; творчество в работе; педагогически волевое влияние на детей; педагогическая требовательность; педагогический такт; способности, характеризующие содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя, и многие другие.

Информация о работе Прогностическая способность преподавателей в зависимости от стажа работы