Превенция
самоубийств подростков является для
специалистов задачей огромной стратегической
важности, для решения которой необходимо:
- своевременное
выявление подростков с личностными нарушениями
и обеспечение их психологической поддержкой;
- формирование
с детьми и подростками более близких
отношений путем доверительных бесед
с искренним стремлением понять их и оказать
помощь;
- облегчение
душевных страданий;
- проявление
наблюдательности и умения своевременного
распознавания признаков суицидальных
намерений, словесных высказываний или
изменений в поведении;
- оказание
помощи в учёбе ученикам с низкой успеваемостью;
- контроль
посещаемости занятий и прогулов;
- дестигматизация
психических болезней (борьба с преобладающим
стыдом перед ними), предотвращение злоупотребления
алкоголем и наркотиками;
- своевременное
направление на лечение в связи с психическими
расстройствами и злоупотреблением алкоголем
или наркотиками;
- осуществление
мероприятий по ограничению доступа к
возможным средствам самоубийства токсическим
веществам и опасным медикаментам, пестицидам,
огнестрельному или иному оружию и т.п.;
- оказание
помощи учителям и другим работникам школ
в преодолении стресса на рабочих местах.
Суицидальное поведение является глобальной
социально-психологической проблемой,
которая затронула молодое поколение.
Подросткам кажется, что еще много всего
их ждет впереди, они легкомысленно относятся
к жизни. Поэтому мысли о самоубийстве
появляются у подростков чаще, нежели
у других возрастных групп. Взрослые понимают
все значение слова «смерть» и какие последствия
принесет самоубийство. У них есть семья,
дети, о которых нужно заботиться. Пожилые
люди знают, что им недолго осталось жить
на этом свете, поэтому они не так часто
думают о самоубийстве.
Психологический
смысл подросткового суицида – крик о
помощи, стремление привлечь внимание
к своему страданию. Настоящего желания
нет, представление о смерти крайне неотчетливо,
инфантильно. Смерть представляется в
виде желательного длительного сна, отдыха
от невзгод, способа попасть в иной мир,
так же она видится средством наказать
обидчиков.
Сплоченность
родителей, умение нести ответственность
за суицидальное поведение детей, установление
доверительных отношений с детьми
могут быстро воздействовать на суицидальное
поведение подростков.
ЛИТЕРАТУРА
- Амбрумова
А. Г. Диагностика суицидального
поведения. Методические рекомендации.
М., 1980.
- Амбрумова
А. Г. Непатологические ситуационные реакции
в суицидологической практике // Научные
и организационные проблемы суицидологии.
М., 1983. С. 40 - 51.
- Амбрумова
А. Г. Психология самоубийства // Соц. и
клин. Психиатрия. 1996. №4. С. 14-20.
- Амбрумова
А. Г., Постовалова Л. И. Социальные и клинико-психологические
аспекты самоубийств в современном обществе
// Обозрение психиатрии и мед. психологии
им. В. М. Бехтерева. 1991. № 1. С.
26 - 38.
- Амбрумова
А. Г., Тихонечко В. А., Бергельсон Л. Л. Социально-психологическая
дезадаптация личности и профилактика
суицида // Вопр. психол. 1981. № 4. С. 91—102.
- Анисимова
Т. С. Измерение латентных переменных в
образовании. – М.: Исследовательский
центр проблем качества подготовки специалистов,
2004. – 148 с.
- Бек А. Методы
работы с суицидальным пациентом // Журнал
практической психологии и психоанализа.
2003. №1, март (Ежеквартальный научно-практический
журнал электронный публикаций).
- Бердяев Н.
А. О самоубийстве (психологический этюд)
// Психол. журн. 1992. Т. 13. № 1. С. 90 - 94; № 2.
С. 96 - 106.
- Винникотт
Д. В. Использование объекта // Антология
современного психоанализа / Под ред. А.
В. Россохина; сост. А. В. Россохин. Т. 1. М.:
ИП РАН, 2000. – С. 447-454.
- Вроно Е.
М. Предотвращение самоубийства подростков.
Руководство для подростков. Книга №1.
- Выготский
Л. С. Психология развития как феномен
культуры. – М.: МПСИ, 1996. – 512 с.
- Габрунер
М., Соколовская В. Эмоционально-личностный
тест «Сказка» // Обруч. 2003. №2. С. 14-19.
- Давлетова
А. И. Психологическое здоровье студентов
– необходимой условие учебного процесса
// Оценка эффективности образовательных
инноваций и технологий: Тезисы докладов
и выступлений Третьей всероссийской
научно-практической конференции (27-28
июня 2001 г.). – Славянск-на-Кубани: Издательский
центр Славянского филиала АГПИ, 2001. –
С. 51-56.
- Дюркгейм
Э. Cамоубийство. М.; “Наука”, 1990 г.
- Завражин
С. А., Жукова Н. В. Исследование отношения
к жизни и смерти у подростков с нарушением
интеллекта // Вопросы психологии. 2006. №2.
С. 58-67.
- Клиническая
психология: Учебник. 3-е изд. / Под ред.
Б. Д. Карвасарского. – СПб.: Питер, 2007. –
960 с.
- Конончук
Н. В. Психологическая характеристика
лиц с острыми ситуативными суицидальными
реакциями: Канд. дис. Л., 1980.
- Лаврикова
И. Н. Молодежь: отношение к смерти // Социологические
исследования. 2001. №4. С. 134-137.
- Нейхардт.
– М.: Правда, 1990. – 576 с.
- Лекции проф.
Пряжниковой Е. Ю. по возрастной психологии,
2006.
- Лекции к.
псх. н. Давлетовой А. И. по общей психологии,
2008.
- Маслак А.
А. Измерение латентных переменных в социально-экономических
системах: Монография. – Славянск-на-Кубани:
Издательский центр СГПИ, 2006. – 333 с.
- Напрасная
смерть: причины и профилактика самоубийств
/ Под ред. Д. Вассермана.
М.: Смысл, 2005. – 310 с.
- «О мерах
профилактики суицида среди детей и подростков»
Письмо Минобразования России от 26. 01.
2000 № 22-06-86.
- Пиаже Ж.
Избранные психологические труды. – М.:
МПА, 1994. – 680 с.
- Полякова
И. В. Особенности ситуационных реакций
и психогенных депрессий в суицидологической
практике: Канд дис. М., 1987.
- Психологический
словарь/ авт.-сост. В. Н. Копорулина, М.
Н. Смирнова, Н. О. Гордеева, Л. М. Балабанова;
Под общей ред. Ю. Л. Неймера. – Ростов-на-Дону:
Феникс, 2003. – 640 с.
- Решетников
М. М. Психодинамика и психотерапия депрессий.
– СПб.: Восточно-Европейский Институт
Психоанализа, 2003. – 328 с.
- Слуцкий
А. С., Занадворов М. С. Некоторые психологические
и клинические аспекты поведения суицидентов
// Психологический журнал. 1992. Т. 13. №1.
С. 77-85.
- Смирнов
С. Д. Педагогика и психология высшего
образования: от деятельности к личности:
Учеб. пособие для студ. ВЫ. Пед. Учеб. Заведений.
– М.: Издательский центр «Академия», 2003.
– 304 с.
- Смулевич
А. Б., Дубницкая Э. Б., Козырев В. Н. Депрессии
и суицидальное поведение // Депрессии
при соматических и психических заболеваниях
/ Под ред. А. Б. Смулевича. М.: МИА, 2003. –
С. 191-211.
- Соколова
Е. Т. Особенности личности при пограничных
расстройствах // Соколова Е. Т., Николаева
В. В. Особенности личности при пограничных
расстройствах личности и соматических
заболеваниях. Ч. 1. М.: Аргус, 1995. – С. 27-206.
- Соколова
Е. Т., Сотникова Ю. А. Проблема суицида:
клинико-психологический ракурс // Вопросы
психологии. 2006. №2. С. 103-115.
- Соколова
Е. Т., Чечельницкая Е. П. Психология нарциссизма.
М.: Психол. Коллектор, 2001.
- Сотникова
Ю. А. Специфика защитных механизмов у
лиц, совершающих суицидальные попытки
// Соц. и клин. Психиатрия. 2004. №3. С. 11-18.
- Степанченко
О. Ю. Психическая ригидность и тревожность
как индивидуальные факторы суицидального
риска: Канд. дис. Томск, 1999. – 160 с.
- Фрейд З.
Печаль и меланхолия // Суицидология: прошлое
и настоящее. М.: Когито-центр, 2001. С. 255-270.
- Фрейд З.
Введение в психоанализ. Лекции. – М. Наука,
1991.
- Фурман Э.
Некоторые трудности диагностики депрессии
и суицидальных тенденций у детей // Журнал
практической психологии и психоанализа.
№1, март. 2003.
- Хендин Г.
Психотерапия и самоубийство // Журнал
практической психологии и психоанализа.
2003. №1, март (Ежеквартальный научно-практический
журнал электронных публикаций).
- Шиленков
А. В. Психология суицида (курсовая работа
с элементами исследования). Пенза, 2000.
- Юрченко
Л. Г. Исследование ценностных ориентаций
детей-подростков // Теория и практика
измерения латентных переменных в образовании:
Материалы Седьмой всероссийской научно-практической
конференции (24-25 июня 2005 г.). – Славянск-на-Кубани:
Издательский центр СГПИ, 2005. – С. 129-132.
Приложение
1
Признаки
надвигающегося суицида
Внешний
вид и поведение:
- Амимия
- Тоскливое
выражение лица (скорбная мимика)
- Гипомимия
- Тихий монотонный
голос
- Замедленная
речь
- Краткость
ответов
- Отсутствие
ответов
- Ускоренная
экспрессивная речь
- Патетические
интонации
- Причитания
- Общая двигательная
заторможенность
- Бездеятельность,
адинамия
- Двигательное
возбуждение
Эмоциональные
нарушения:
- Скука
- Грусть
- Уныние
- Угнетенность
- Мрачная угрюмость
- Злобность
- Раздражительность
- Ворчливость
- Брюзжание
- Неприязненное,
враждебное отношение к окружающим
- Чувство ненависти
к благополучию окружающих
- Чувство физического
недовольства
- Безразличное
отношение к себе, окружающим
- Чувство бесчувствия
- Тревога беспредметная
(немотивированная)
- Тревога предметная
(мотивированная)
- Ожидание
непоправимой беды
- Страх немотивированный
- Страх мотивированный
- Тоска как
постоянный фон настроения
- Взрывы тоски
с чувством отчаяния, безысходности
- Углубление
мрачного настроения при радостных событиях
вокруг
Психические
заболевания:
- Депрессия
- неврозы,
характеризующиеся беспричинным страхом,
внутренним напряжением и тревогой
- маниакально-депрессивный
психоз
- шизофрения
Оценка
собственной жизни:
- Пессимистическая
оценка своего прошлого
- Избирательное
воспоминание неприятных событий прошлого
- Пессимистическая
оценка своего нынешнего состояния
- Отсутствие
перспектив в будущем
Взаимодействие
с окружающим:
- Нелюдимость,
избегание контактов с окружающим
- Стремление
к контакту с окружающими, поиски сочувствия,
апелляция к врачу за помощью
- Капризность
- Эгоцентрическая
направленность на свои страдания
Вегетативные
нарушения
- Слезливость
- Расширение
зрачков
- Сухость во
рту («симптомы сухого языка»)
- Тахикардия
- Повышенное
артериального давления
- Ощущение
стесненного дыхания, нехватки воздуха
- Ощущение
комка в горле
- Головные
боли
- Бессонница
- Повышенная
сонливость
- Нарушение
ритма сна
- Отсутствие
чувства сна
- Чувство физической
тяжести, душевной боли в груди
- Запоры
- Снижение
веса тела
- Повышение
веса тела
- Снижение
аппетита
- Пища ощущается
безвкусной
- Снижение
либидо
- Нарушение
менструального цикла