Профилактика суицидального поведения среди подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 08:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - выявление направлений и особенностей мер по предотвращению суицида среди подростков.
Задачи исследования:
1. проанализировать понятия суицида и суицидального поведения;
2. изучить причины подросткового суицида;

Содержание

Введение……………………………………….…………………………………..2
Глава 1. Суицидальное поведение как социально–психологическое явление
1.1 Понятие суицида и суицидального поведения………………….…...…..5
1.2 Причины возникновения суицидального поведения…………...……..11
1.3 Концептуальные модели формирования суицидального поведения…17
Глава 2. Основные направления профилактики суицида среди подростков
2.1 Первичная профилактика суицидального поведения подростков…...24
2.2 Вторичная профилактика суицидального поведения подростков………………………………………………………...….….30
Заключение…………………………………………………………………….…39
Литература ……………………………………………………………………….41
Приложение…………………………………………………………………...….45

Работа содержит 1 файл

Soderzhanie.doc

— 249.00 Кб (Скачать)

     Превенция самоубийств подростков является для специалистов задачей огромной стратегической важности, для решения которой необходимо:

  1. своевременное выявление подростков с личностными нарушениями и обеспечение их психологической поддержкой;
  2. формирование с детьми и подростками более близких отношений путем доверительных бесед с искренним стремлением понять их и оказать помощь;
  3. облегчение душевных страданий;
  4. проявление наблюдательности и умения своевременного распознавания признаков суицидальных намерений, словесных высказываний или изменений в поведении;
  5. оказание помощи в учёбе ученикам с низкой успеваемостью;
  6. контроль посещаемости занятий и прогулов;
  7. дестигматизация психических болезней (борьба с преобладающим стыдом перед ними), предотвращение злоупотребления алкоголем и наркотиками;
  8. своевременное направление на лечение в связи с психическими расстройствами и злоупотреблением алкоголем или наркотиками;
  9. осуществление мероприятий по ограничению доступа к возможным средствам самоубийства токсическим веществам и опасным медикаментам, пестицидам, огнестрельному или иному оружию и т.п.;
  10. оказание помощи учителям и другим работникам школ в преодолении стресса на рабочих местах.

          Суицидальное поведение является глобальной социально-психологической проблемой, которая затронула молодое поколение. Подросткам кажется, что еще много всего их ждет впереди, они легкомысленно относятся к жизни. Поэтому мысли о самоубийстве появляются у подростков чаще, нежели у других возрастных групп. Взрослые понимают все значение слова «смерть» и какие последствия принесет самоубийство. У них есть семья, дети, о которых нужно заботиться. Пожилые люди знают, что им недолго осталось жить на этом свете, поэтому они не так часто думают о самоубийстве.

     Психологический  смысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания нет, представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков.

     Сплоченность  родителей, умение нести ответственность  за суицидальное поведение детей, установление доверительных отношений с детьми могут быстро воздействовать на суицидальное поведение подростков. 

ЛИТЕРАТУРА 
 

    1. Амбрумова А. Г. Диагностика суицидального  поведения. Методические рекомендации. М., 1980.
    2. Амбрумова А. Г. Непатологические ситуационные реакции в суицидологической практике // Научные и организационные проблемы суицидологии. М., 1983. С. 40 - 51.
    3. Амбрумова А. Г. Психология самоубийства // Соц. и клин. Психиатрия. 1996. №4. С. 14-20.
    4. Амбрумова А. Г., Постовалова Л. И. Социальные и клинико-психологические аспекты самоубийств в современном обществе // Обозрение психиатрии и мед. психологии им. В. М. Бехтерева. 1991.    № 1. С. 26 - 38.
    5. Амбрумова А. Г., Тихонечко В. А., Бергельсон Л. Л. Социально-психологическая дезадаптация личности и профилактика суицида // Вопр. психол. 1981. № 4. С. 91—102.
    6. Анисимова Т. С. Измерение латентных переменных в образовании. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 148 с.
    7. Бек А. Методы работы с суицидальным пациентом // Журнал практической психологии и психоанализа. 2003. №1, март (Ежеквартальный научно-практический журнал электронный публикаций).
    8. Бердяев Н. А. О самоубийстве (психологический этюд) // Психол. журн. 1992. Т. 13. № 1. С. 90 - 94; № 2. С. 96 - 106.
    9. Винникотт Д. В. Использование объекта // Антология современного психоанализа / Под ред. А. В. Россохина; сост. А. В. Россохин. Т. 1. М.: ИП РАН, 2000. – С. 447-454.
    10. Вроно Е. М. Предотвращение самоубийства подростков. Руководство для подростков. Книга №1.
    11. Выготский Л. С. Психология развития как феномен культуры. – М.: МПСИ, 1996. – 512 с.
    12. Габрунер М., Соколовская В. Эмоционально-личностный тест «Сказка» // Обруч. 2003. №2. С. 14-19.
    13. Давлетова А. И. Психологическое здоровье студентов – необходимой условие учебного процесса // Оценка эффективности образовательных инноваций и технологий: Тезисы докладов и выступлений Третьей всероссийской научно-практической конференции (27-28 июня 2001 г.). – Славянск-на-Кубани: Издательский центр Славянского филиала АГПИ, 2001. – С. 51-56.
    14. Дюркгейм Э. Cамоубийство. М.; “Наука”, 1990 г.
    15. Завражин С. А., Жукова Н. В. Исследование отношения к жизни и смерти у подростков с нарушением интеллекта // Вопросы психологии. 2006. №2. С. 58-67.
    16. Клиническая психология: Учебник. 3-е изд. / Под ред. Б. Д. Карвасарского. – СПб.: Питер, 2007. – 960 с.
    17. Конончук Н. В. Психологическая характеристика лиц с острыми ситуативными суицидальными реакциями: Канд. дис. Л., 1980.
    18. Лаврикова И. Н. Молодежь: отношение к смерти // Социологические исследования. 2001. №4. С. 134-137.
    19. Нейхардт. – М.: Правда, 1990. – 576 с.
    20. Лекции проф. Пряжниковой Е. Ю. по возрастной психологии, 2006.
    21. Лекции к. псх. н. Давлетовой А. И. по общей психологии, 2008.
    22. Маслак А. А. Измерение латентных переменных в социально-экономических системах: Монография. – Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2006. – 333 с.
    23. Напрасная смерть: причины и профилактика самоубийств / Под ред.        Д. Вассермана. М.: Смысл, 2005. – 310 с.
    24. «О мерах профилактики суицида среди детей и подростков» Письмо Минобразования России от 26. 01. 2000 № 22-06-86.
    25. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М.: МПА, 1994. – 680 с.
    26. Полякова И. В. Особенности ситуационных реакций и психогенных депрессий в суицидологической практике: Канд дис. М., 1987.
    27. Психологический словарь/ авт.-сост. В. Н. Копорулина, М. Н. Смирнова, Н. О. Гордеева, Л. М. Балабанова; Под общей ред. Ю. Л. Неймера. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 640 с.
    28. Решетников М. М. Психодинамика и психотерапия депрессий. – СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2003. – 328 с.
    29. Слуцкий А. С., Занадворов М. С. Некоторые психологические и клинические аспекты поведения суицидентов // Психологический журнал. 1992. Т. 13. №1. С. 77-85.
    30. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. ВЫ. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 304 с.
    31. Смулевич А. Б., Дубницкая Э. Б., Козырев В. Н. Депрессии и суицидальное поведение // Депрессии при соматических и психических заболеваниях / Под ред. А. Б. Смулевича. М.: МИА, 2003. – С. 191-211.
    32. Соколова Е. Т. Особенности личности при пограничных расстройствах // Соколова Е. Т., Николаева В. В. Особенности личности при пограничных расстройствах личности и соматических заболеваниях. Ч. 1. М.: Аргус, 1995. – С. 27-206.
    33. Соколова Е. Т., Сотникова Ю. А. Проблема суицида: клинико-психологический ракурс // Вопросы психологии. 2006. №2. С. 103-115.
    34. Соколова Е. Т., Чечельницкая Е. П. Психология нарциссизма. М.: Психол. Коллектор, 2001.
    35. Сотникова Ю. А. Специфика защитных механизмов у лиц, совершающих суицидальные попытки // Соц. и клин. Психиатрия. 2004. №3. С. 11-18.
    36. Степанченко О. Ю. Психическая ригидность и тревожность как индивидуальные факторы суицидального риска: Канд. дис. Томск, 1999. – 160 с.
    37. Фрейд З. Печаль и меланхолия // Суицидология: прошлое и настоящее. М.: Когито-центр, 2001. С. 255-270.
    38. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М. Наука, 1991.
    39. Фурман Э. Некоторые трудности диагностики депрессии и суицидальных тенденций у детей // Журнал практической психологии и психоанализа. №1, март. 2003.
    40. Хендин Г. Психотерапия и самоубийство // Журнал практической психологии и психоанализа. 2003. №1, март (Ежеквартальный научно-практический журнал электронных публикаций).
    41. Шиленков А. В. Психология суицида (курсовая работа с элементами исследования). Пенза, 2000.
    42. Юрченко Л. Г. Исследование ценностных ориентаций детей-подростков // Теория и практика измерения латентных переменных в образовании: Материалы Седьмой всероссийской научно-практической конференции (24-25 июня 2005 г.). – Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2005. – С. 129-132.
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1 

Признаки  надвигающегося суицида      

                 

Внешний вид и поведение:

  • Амимия
  • Тоскливое выражение лица (скорбная мимика)
  • Гипомимия
  • Тихий монотонный голос
  • Замедленная речь
  • Краткость ответов
  • Отсутствие ответов
  • Ускоренная экспрессивная речь
  • Патетические интонации
  • Причитания
  • Общая двигательная заторможенность
  • Бездеятельность, адинамия
  • Двигательное возбуждение
 

Эмоциональные нарушения: 

  • Скука
  • Грусть
  • Уныние
  • Угнетенность
  • Мрачная угрюмость
  • Злобность
  • Раздражительность
  • Ворчливость
  • Брюзжание
  • Неприязненное, враждебное отношение к окружающим
  • Чувство ненависти к благополучию окружающих
  • Чувство физического недовольства
  • Безразличное отношение к себе, окружающим
  • Чувство бесчувствия
  • Тревога беспредметная (немотивированная)
  • Тревога предметная (мотивированная)
  • Ожидание непоправимой беды
  • Страх немотивированный
  • Страх мотивированный
  • Тоска как постоянный фон настроения
  • Взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности
  • Углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг
 

Психические заболевания:

  • Депрессия
  • неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой
  • маниакально-депрессивный психоз
  • шизофрения
 

Оценка  собственной жизни:

  • Пессимистическая оценка своего прошлого
  • Избирательное воспоминание неприятных событий прошлого
  • Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния
  • Отсутствие перспектив в будущем
 

Взаимодействие  с окружающим: 

  • Нелюдимость, избегание контактов с окружающим
  • Стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия, апелляция к врачу за помощью
  • Капризность
  • Эгоцентрическая направленность на свои страдания
 

Вегетативные  нарушения 

  • Слезливость
  • Расширение зрачков
  • Сухость во рту («симптомы сухого языка»)
  • Тахикардия
  • Повышенное артериального давления
  • Ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха
  • Ощущение комка в горле
  • Головные боли
  • Бессонница
  • Повышенная сонливость
  • Нарушение ритма сна
  • Отсутствие чувства сна
  • Чувство физической тяжести, душевной боли в груди
  • Запоры
  • Снижение веса тела
  • Повышение веса тела
  • Снижение аппетита
  • Пища ощущается безвкусной
  • Снижение либидо
  • Нарушение менструального цикла

Информация о работе Профилактика суицидального поведения среди подростков