Профилактика суицидального поведения среди подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 08:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - выявление направлений и особенностей мер по предотвращению суицида среди подростков.
Задачи исследования:
1. проанализировать понятия суицида и суицидального поведения;
2. изучить причины подросткового суицида;

Содержание

Введение……………………………………….…………………………………..2
Глава 1. Суицидальное поведение как социально–психологическое явление
1.1 Понятие суицида и суицидального поведения………………….…...…..5
1.2 Причины возникновения суицидального поведения…………...……..11
1.3 Концептуальные модели формирования суицидального поведения…17
Глава 2. Основные направления профилактики суицида среди подростков
2.1 Первичная профилактика суицидального поведения подростков…...24
2.2 Вторичная профилактика суицидального поведения подростков………………………………………………………...….….30
Заключение…………………………………………………………………….…39
Литература ……………………………………………………………………….41
Приложение…………………………………………………………………...….45

Работа содержит 1 файл

Soderzhanie.doc

— 249.00 Кб (Скачать)

     Таким образом, суммируя данные, полученные различными авторами, можно представить некий обобщенный психологический портрет суицидента. Для него характерна как заниженная самооценка так и высокая потребность в самореализации. Это сенситивный; эмпатичный человек со сниженной способностью переносить боль. Его отличают высокая тревожность и пессимизм, тенденция к самообвинению и склонность к суженному (дихотомическому) мышлению. Также отмечаются трудности волевого усилия и тенденция ухода от решения проблем.  
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. Основные направления профилактики суицида среди подростков 
 

2.1. Первичная профилактика  суицидального поведения  подростков 
 

      Под профилактикой суицидального поведения подростков принято понимать систему государственных, социально-экономических, медицинских, психологических, педагогических и иных мероприятий, направленных на предупреждение развития суицидального поведения (суицидальных тенденций, суицидальных попыток и завершенных суицидов).[14, c.48]

      Принято различать первичную и вторичную  профилактику суицидального поведения. Первичная профилактика включает мероприятия (социально-экономические, медицинские, психологические, педагогические и прочие), направленные на предотвращение возникновения самоубийств среде подростков. Вторичная профилактика включает мероприятия, направленные на снижение суицидальных тенденций и предупреждение повторного суицидального поведения у лиц, совершивших попытку самоубийства.

      Основными направлениями первичной профилактики самоубийств в России и других странах являются организация специализированных суицидологических служб («телефонов доверия», кабинетов социально-психологической помощи в учебных учреждениях, кризисных отделений), обучение работающих с подростками специалистов распознаванию суицидальных тенденций, ограничение доступа подростков к средствам суицида, контроль характера сообщений о самоубийствах в средствах массовой информации и информирование подростков о существующей системе медико-психологической помощи.[29, c.175]

      Организация различного рода суицидологических служб, обеспечивающих раннее выявление и оказание специализированной помощи лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведением, в настоящее время - одно из основных направлений профилактики самоубийств в нашей стране и за рубежом.[31 c.39]

      В 1998 г. вышел приказ Минздрава РФ № 148 «О специализированной помощи лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведением», согласно которому суицидологическая служба должна включать такие подразделения, как «телефон доверия», кабинет социально-психологической помощи и отделение кризисных состояний. «Телефон доверия» предназначен для профилактической консультативной помощи по телефону обращающимся подросткам с целью предотвращения у них суицидальных действий. Основная задача данного подразделения суицидологической службы состоит в ликвидации у обратившихся кризисных состояний путём психотерапевтических бесед и применения при необходимости неотложных мер по предотвращению суицидальных тенденций. Кабинет социально-психологической помощи оказывает консультативно-лечебную и профилактическую помощь лицам, добровольно обращающимся в связи с кризисным, суицидоопасным состоянием. Основными задачами кабинета являются консультативно-диагностическая работа, оказание пациентам медицинской, психологической и социальной помощи, психологическая и психопрофилактическая помощь подросткам. Отделения кризисных состояний организуются на базе многопрофильных больниц и предназначены для решения задач стационарной лечебно-диагностической помощи при ситуационных реакциях, психогенных и невротических депрессиях, психопатических реакциях и декомпенсациях психопатий, протекающих с выраженными суицидальными тенденциями.[41, c.274]

      В настоящее время во многих регионах страны суицидологические службы для подростков либо отсутствуют, либо организованы лишь частично, в виде, например, «телефона доверия». Помощь суицидентам часто ограничивается неотложными соматическими мероприятиями, проводимыми в отделениях скорой помощи, после выписки из которых пациенты нередко совершают повторные самоубийства. Эти данные свидетельствуют о необходимости дальнейшей работы по организации деятельности суицидологических служб в различных регионах нашей страны.

      Одна  из причин этого может состоять в  низкой обращаемости лиц с кризисными состояниями и суицидальными тенденциями в подобные учреждения. Отсюда можно сделать вывод, что повышение эффективности выявления подобных лиц для оказания им специализированной медико-психологической и социальной помощи может способствовать снижению уровня самоубийств среди подростков. В связи с этим другим важным направлением профилактики суицидального поведения является обучение специалистов, работающих в системе здравоохранения, образования и социальной помощи населению (врачи общей практики, педагоги, психологи, социальные работники и др.), навыкам распознавания суицидальных тенденций и кризисных состояний, связанных с высоким суицидальным риском.[7, c.173]

      Третьим важным направлением первичной профилактики самоубийств является ограничение доступа населения к средствам суицида.

      Предпринятые  в ряде стран меры по повышению  контроля над наркотиками и другими токсическими веществами, также привели к снижению смертности в результате самоубийств. [17, c.97]

      Газовая детоксикация — удаление окиси углерода из домашнего газа оказалась эффективна в снижении уровня самоубийств в ряде развитых стран, таких как Великобритания, Япония, Нидерланды и США. Однако если первоначально недоступность метода отравления газом привела к существенному снижению уровня самоубийств, то в последующем уровень суицидов снова возрос из-за того, что подростки стали использовать альтернативные способы суицида, например отравление автомобильными выхлопными газами. В 2000 г. случаи отравления автомобильными выхлопными газами уже составляли 35% завершенных самоубийств у мужчин и 13% у женщин. В связи с этим экспертами ВОЗ было выдвинуто требование к производителям автомобилей изменить форму выхлопных труб, применять каталитические конверторы, удаляющие окись углерода из выхлопных газов, или установить механизм, автоматически выключающий мотор после холостого движения в течение некоторого времени.

      Ограничение доступа к огнестрельному оружию также является эффективной стратегией профилактики самоубийств. Например, исследователями из США было установлено, что в штатах, имеющих более строгие законы, связанные с продажей огнестрельного оружия, отмечается, более низкий уровень завершенных самоубийств среди подростков.[20, c.32]

      Необходимо  отметить, что ограничение доступа  к каким-то одним средствам самоубийства обычно приводит к тому, что многие подростки (особенно с истинными суицидальными тенденциями) начинают использовать другие способы суицида. Например, ограничение доступа к огнестрельному оружию приводит к увеличению случаев самоповешения и использования других средств суицида. Однако применение способов самоубийства, не столь опасных, как оружие или высокотоксичные вещества, дает больше шансов на спасение, повышает вероятность предотвращения суицида.

      Важным  направлением первичной профилактики суицидального поведения является контроль характера сообщений о самоубийствах в средствах массовой информации.[35, c.144]

     В настоящее время считается доказанным, что сообщения о самоубийствах или изображения самоубийств, передаваемые в средствах массовой информации (СМИ), имеют негативный эффект и могут провоцировать суицидальные действия у подростков. Наиболее известным историческим примером является роман Иоганна Вольфганга Гете «Страдания юного Вертера» , в котором описываются внутренние переживания Вертера, страдающего от неразделенной любви к Лотте и в конце романа совершающего самоубийство. После своего опубликования роман вызвал волну самоубийств среди молодых людей, подражающих литературному герою Гете. Многие из самоубийц были одеты как Вертер («сапоги, синий фрак и желтый жилет»), другие в момент суицида оставляли роман открытым на странице, где описывается его смерть.[8, c.32]

      В исследовании немецкого исследователя  X. Хафнера были изучены последствия показа по немецкому телевидению в 1981 г. шестисерийного телесериала «Смерть студента», главный герой которого, 19-летний студент, бросается под поезд. Каждая из серий начиналась с демонстрации кадров самоубийства героя. Установлено, что после показа сериала количество железнодорожных суицидов среди молодых людей в возрасте 15-29 лет увеличилось на 86% по сравнению с предыдущими годами. Уровень железнодорожных суицидов оставался высоким в течение четырех месяцев после показа сериала, затем постепенно вернулся к первоначальному уровню. Повторный показ сериала в 1982 г. вызвал новый всплеск железнодорожных суицидов.

      Английский  ученый К. Хоутон изучал последствия показа в популярном еженедельном сериале эпизода, где герой погибает в результате передозировки парацетамола. Установлено, что в течение первой недели после показа эпизода число попыток самоотравления возросло на 17%, при этом случаи самоотравления парацетомолом отмечались чаще, чем случаи самоотравления другими веществами. Из обследованных лиц с попытками отравления 20% отмечали, что просмотренный эпизод повлиял на их поведение, 11% указали, что он определил их выбор средств самоубийства.[19, c.58]

      В России систематических исследований подобного рода не проводилось, однако, некоторые из подростков с попытками суицида, госпитализированные в больницы Санкт-Петербурга в конце 1990-х гг., при ответах на вопрос, что повлияло на их выбор способа самоубийства, указывали на сцены самоубийств из кинофильмов и сериалов.

      Обобщая результаты проведенных в разных странах исследований, директор Оксфордского центра исследований суицидов К. Хоутон делает вывод, что сообщения или демонстрация самоубийств в СМИ приводят как к возрастанию общего количества суицидов, так и к увеличению числа случаев использования отдельных способов суицида. Он выделил следующие характеристики предъявления информации о самоубийствах в СМИ, повышающие риск подражательных самоубийств у подростков:

  • детальные описания используемых методов самоубийства;
  • сенсационный стиль сообщений или многократно повторяющиеся сообщения;
  • подробные описания самоубийств знаменитостей. [24, c.91]

      Установлено, что риск подражательных самоубийств подростков особенно высок в случаях, когда имеется сходство по возрасту, полу и национальности между подростком и человеком, чьё самоубийство изображается в СМИ. На основе этих данных, экспертами ВОЗ и других организаций были разработаны инструкции, описывающие, каким образом следует освещать проблему самоубийств в средствах массовой информации.

      В то же время следует отметить, что  реализация данного направления профилактики суицидов связана с рядом проблем. Рекомендации по способам освещения проблемы самоубийств могут восприниматься некоторыми представителями СМИ как попытки «ограничения свободы слова». Также имеются трудности с контролем свободно распространяемых в Интернете описаний «физических и химических способов самоубийства» и детальных инструкций по их применению, приносящих очевидный вред.

      Важным  направлением профилактики суицидального  поведения, связанным с деятельностью СМИ, является информирование подростков о существующей системе оказания медико-психологической помощи.

      Таким образом, в средствах печати, радио, телевидения и сети Интернет должна быть широко представлена информация, касающаяся деятельности «телефонов доверия», центров социально-психологической помощи, кризисных отделений, куда могут обраться за помощью люди, переживающие кризисные состояния. 
 

      2.2. Вторичная профилактика  суицидального поведения  подростков 
 

     Вторичная профилактика суицидального поведения  включает систему медицинских, психологических и социальных мероприятий, направленных на предотвращение суицидального поведения у подростков, совершивших попытку самоубийства или обнаруживших суицидальные тенденции (суицидальные мысли и побуждения). Она также включает мероприятия, направленные на оказание медико-психологической и социальной помощи родственникам и близким друзьям лиц, погибших в результате самоубийства.

      Чтобы оказать помощь подросткам-суицидантам специалисту необходимо:

     1. Подобрать ключ к разгадке суицида. Суицидальная превенция состоит не только в заботе и участии друзей, но и в способности распознать признаки грядущей опасности. Знание принципов и стремление обладать этой информацией может спасти жизнь. Найти признаки возможной опасности: суицидальные угрозы, предшествующие попытки самоубийства, депрессии, значительные изменения поведения или личности человека (см. Приложение 1), а также приготовления к последнему волеизъявлению. Уловить проявления беспомощности и безнадежности и определить, не является ли человек одиноким и изолированным. Чем больше будет людей, осознающих эти предостережения, тем значительнее шансы исчезновения самоубийства из перечня основных причин смерти. [26, c.63]

Информация о работе Профилактика суицидального поведения среди подростков