Профилактика суицидального поведения среди подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 08:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - выявление направлений и особенностей мер по предотвращению суицида среди подростков.
Задачи исследования:
1. проанализировать понятия суицида и суицидального поведения;
2. изучить причины подросткового суицида;

Содержание

Введение……………………………………….…………………………………..2
Глава 1. Суицидальное поведение как социально–психологическое явление
1.1 Понятие суицида и суицидального поведения………………….…...…..5
1.2 Причины возникновения суицидального поведения…………...……..11
1.3 Концептуальные модели формирования суицидального поведения…17
Глава 2. Основные направления профилактики суицида среди подростков
2.1 Первичная профилактика суицидального поведения подростков…...24
2.2 Вторичная профилактика суицидального поведения подростков………………………………………………………...….….30
Заключение…………………………………………………………………….…39
Литература ……………………………………………………………………….41
Приложение…………………………………………………………………...….45

Работа содержит 1 файл

Soderzhanie.doc

— 249.00 Кб (Скачать)

     По  мнению А.Г. Амбрумовой, подростки, которые подвержены суицидальному поведению, обладают следующими характерными чертами: импульсивность, эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость, несамостоятельность мыслей.[23, c.108]

     А.Г. Амбрумова отмечает, что при формировании суицидальных тенденций важную роль играют такие факторы как:

  • психопатологическое наследственное отягощение (алкоголизм родителей, психопатия, органические заболевания головного мозга);
  • распавшаяся семья или отсутствие родителей;
  • постоянные семейные конфликты;
  • соматические заболевания;
  • повторные психические травмы и тяжелые психические переживания.

      А.Г. Амбрумова классифицировала мотивы и поводы для суицидальных поступков подростков:

    1. Лично–семейные конфликты:
  • несправедливое отношение со стороны родственников и окружающих;
  • ревность, супружеская измена, развод;
  • потеря «значимого другого»;
  • препятствие к удовлетворению актуальной потребности;
  • неудовлетворенность поведением и личными качествами «значимых других»;
  • одиночество;
  • неудачная любовь;
  • недостаток внимания, заботы со стороны окружающих;
  • половая несостоятельность.
    1. Состояние психического здоровья:
  • реальные конфликты у здоровых лиц;
  • патологические мотивировки (обусловленные расстройствами психической деятельности).
    1. Состояние физического здоровья:
  • соматические заболевания, физические страдания;
  • уродства.
    1. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента:
  • опасения судебной ответственности;
  • боязнь иного наказания или позора;
  • самоосуждение за неблаговидный поступок.
    1. Конфликты в профессиональной или учебной сфере:
  • несостоятельность, неудачи на работе или в учебе, падение престижа;
  • несправедливые требования к исполнению профессиональных или учебных обязанностей.
    1. Материально–бытовые трудности.[9, c. 321]
    2. Другие мотивы и поводы.

      Таким образом, основными психологическими причинами для суицида подростков являются личностные качества подростка (импульсивность, эмоциональность, высокое чувство справедливость, чувствительность), особенности мышления (ещё не полностью сформировавшееся абстрактное мышление), принадлежность к группе (отношение со сверстниками и к своим кумирам). Самым важным мотивом, влияющим на выбор между жизнью и смертью, является эмоциональное состояние подростка. Именно в состоянии подавленности, безысходности подростки начинают думать о самоубийстве.  
 
 

1.3. Концептуальные модели формирования суицидального поведения 
 

      Основные  концепции, объясняющие суицидальное поведение можно условно разделить на три группы: социологическую, психопатологическую и социально–психологическую.

     В рамках социологического подхода декларируется  связь между суицидальным поведением и социальными условиями. В основе подобных взглядов лежит учение Э.Дюркгейма об «аномии» — нарушении в ценностно–нормативной системе обществ. Дюркгейм отмечал, что количество самоубийств в обществе определяется «коллективными представлениями» как особыми фактами социальной жизни, которые определяют индивидуальные видения мира (ценности, моральные нормы). Например, коллективная связь, сплоченность общества в этом смысле задерживают самоубийства. Когда сплоченность общества ослабевает, индивид отходит от социальной жизни и ставит свои личные цели выше стремления к общему благу, что может стать причиной решения уйти из жизни.[22, c.211]

     На  самоубийства, отчасти, оказывает влияние  политическая ситуация, в том числе  войны. В 1866 г., когда разразилась  война между Австрией и Италией, число самоубийств в обеих  странах снизилось на 14%. Та же тенденция наблюдалась и во время Второй мировой. Напротив, в мирное время армия является благодатной социальной средой для самоубийств, вероятно, в силу атмосферы самоотречения и обезличивания. Для всех европейских стран установлено, что склонность к самоубийству у военных значительно интенсивнее, чем у гражданских лиц того же возраста.

     Известно, что экономические кризисы обладают способностью усиливать наклонность  к самоубийству. Соотношение между  экономическим состоянием страны и  процентом самоубийств является общим законом. Например, за внезапным увеличением числа банкротств обычно следует рост числа самоубийств .

     Современные исследователи самоубийства как  социального явления выделяют в  качестве важного фактор развитие религиозного сознания общества. Вера существенно снижает вероятность суицидального поведения, В религиозной этике самоубийство расценивается как тяжкий грех, что накладывает нравственный запрет на суицидальное поведение верующего человека. [30, c.11]

     Существенным  оказывается семейное влияние. Так, наличие самоубийств в истории семьи повышает риск возникновения суицида. Кроме того, личностные особенности родителей, например депрессивность, могут выступать фактором суицидальной динамики.

     Психопатологический подход рассматривает суицид как проявление острых или хронических психических расстройств. Принимались, но оказались безуспешными попытки выделения в отдельную нозологическую единицу — суицидоманию. Несколько схожую позицию выражает взгляд на суицидальное поведение как пограничное состояние. А.Е. Личко пишет: «Суицидальное поведение у подростков – это в основном проблема пограничной психиатрии, т.е. области изучения психопатий и непсихотических реактивных .состояний на фоне акцентуации характера». По наблюдению автора, лишь 5 % суицидов и попыток падает на психозы, в то время как на психопатии — 20— 30%, а :все остальные на так называемые подростковые кризы. [6, c.54]

     В целом статистически достоверная  связь между суицидальным поведением и конкретными психическими расстройствами не выявляет. Тем, не менее для некоторых патологических состояний и расстройств суицидальный риск выше, например для острого психотического состояния и для депрессии. Депрессия наиболее часто упоминается в связи с суицидами, что определяет необходимость её более пристального рассмотрения,

     В диагностическом смысле термин «депрессия»  обозначает аффективные нарушения, присутствующие в широком спектре  нозологических единиц, с различной  этиологией и клиническими проявлениями. Депрессия переживается субъективно  как подавленное настроение; как состояние угнетенности, безнадежности, беспомощности, вины В международной классификации болезней в качестве ведущего для диагностики депрессии называется соматический синдром. У конкретного человека не менее двух недель должны проявляться три и более его признака:

  • снижение интересов или удовольствия от деятельности, обычно приятной;
  • отсутствие реакции на деятельность (события), которые в норме её вызывают;
  • пробуждение утром за два (или более) часа до обычного времени;
  • внешне выраженная психомоторная заторможенность или ажитация;
  • заметное снижение (повышение) аппетита;
  • снижение веса;
  • заметное снижение либидо;
  • снижение энергии;
  • повышенная утомляемость.[12, c.36]

      Дополнительно к соматическим называются психологические  признаки: снижение самооценки; беспричинное чувство самоосуждения; чрезмерное и неадекватное чувство вины; повторяющиеся мысли о смерти, суицидальное поведение; нерешительность. Другим часто встречающимся симптомом, причиняющим серьезное беспокойство человеку, является нарушение ясности или эффективности мышления, иногда настолько выраженное, что может быть принято даже за органическую деменцию. Депрессивное состояние, таким образом, кроме субъективно плохого настроения имеет выраженные соматические проявления, сниженную самооценку, нарушения мышления.

      Несмотря  на имеющую место, хотя и неоднозначную, связь суицидального поведения  с психическими расстройствами (преимущественно  — аффективными нарушениями), большинство  авторов в настоящее время  считают, что суицидальные действия могут совершать как лица с психическими заболеваниями, так и здоровые люди. В первом случае речь должна идти о проявлениях патологии, требующей преимущественно медицинского вмешательства. Во втором случае можно говорить об отклоняющемся поведении практически здорового человека в ответ на психотравмирующую ситуацию, что предполагает оказание срочной социально–психологической помощи.[25, c.175]

     Социально–психологические концепции объясняют суицидальное поведение социально–психологическими или индивидуальными факторами. Прежде всего, самоубийства связываются с потерей смысла жизни. В. Франкл указывал, что связанная с этим экзистенциальная тревога переживается как ужас перед безнадежностью, ощущение пустоты и бессмысленности, страх вины и осуждения.

     В условиях экстремальной ситуации личности неодинаково перестраивают свою приспособительную тактику. Наиболее устойчивые из индивидов за счет пластичности и резервов сохраняют прежний общий уровень адаптации. Другая группа людей характеризуется временным снижением уровня, но без слома основных направлений адаптации. В этом случае дезадаптация носит лишь количественный характер, она лимитирована и не выходит за пределы качественной определенности адаптационного процесса, т.е. Дезадаптация, не приводит к болезни, не порождает патологических форм адаптации. В тех же случаях когда экстремальные нагрузки, сочетаются с индивидуальными проблемами (например, неврозами), вероятность нарушений значительно возрастает. В таких случаях "социально–психологическая дезадаптация влечет за собой качественную трансформацию приспособительного процесса, появления патологических форм адаптации. Этот вариант, по мнению Амбрумовой, характерен для пограничных расстройств, которых наиболее подвержены срыву ценностно–ориентационная и коммуникативная деятельность при общем снижении интенсивности и пластичности процесса приспособления. Психотические расстройства представляют собой глобальную дезадаптацию с переходом на качественно новый уровень патологического реагирования.[34, c.73]

     Объективные причины и субъективные переживания могут не соответствовать друг другу. Дезадаптация — лишь одно из условий возможного суицида. Рассматривая социально–психологическую дезадаптацию в динамике, ведущей к суициду, автор выделяет две фазы: предиспозиционную и суицидальную. Предиспозиция (наличие дезадаптации) не служит прямой детерминантой суицидального поведения. Решающее значение для перехода ее в суицидальную фазу имеет конфликт, переживаемый личностью. Конфликт может носить межличностный или внутриличностный характер. В том и другом случае он образуется из двух или нескольких разнонаправленных тенденций, одну из которых составляет основная, актуальная в данный момент потребность человека, а другую — тенденция, препятствующая ее удовлетворению. Разрешение конфликта зависит от значимости сферы, в которой он происходит, и от системы резервных адаптационных механизмов. Конфликт, превышающий порог дезадаптации личности, является кризисным. Таким образом, в условиях предиспозиционной дезадаптации и невозможности реальным способом изменить конфликтную ситуацию единственной реакцией, подменяющей собой все другие действия, оказывается суицид как способ самоустранения от всякой деятельности. [40, c.321]

     В рамках социально–психологического подхода также широко представлены работы, изучающие связь между личностными особенностями и суицидальным поведением. Распространено мнение, что тип девиации, например насильственная или самодеструктивная определяется складом личности. А.Е. Личко отмечает связь между типом акцентуации характера подростка и суицидальными поведением. Так, суицидальные демонстрации в 50 % случаев сочетаются с истероидным, неустойчивым, типертимным типами а покушения — с сенситивным (63 %) и циклоидным (25 %) типами. Е. И. Личко отмечает чрезвычайно низкую суицидальную активность шизоидов. В.Т. Кондрашенко, напротив, приводит данные в пользу шизоидного, психастенического, сензетивного, возбудимого и эпилептоидного типов. Авторы сходятся во мнении, что практически не склонны к покушениям и суицидам астенический, гипертимный, неустойчивый типы подростков.[10, c.85]

Н.В. Конанчук, В.К. Мягер выделили три основных свойства, характерных для суицидента:

1)повышенная  напряженность потребностей;|

2)повышенная  потребность в эмоциональной  близости при сверх значимости отношений;

3)низкая  фрустрационная толерантность и  слабая способность к компенсациям.

Информация о работе Профилактика суицидального поведения среди подростков