Профилактика суицидального поведения среди подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 08:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - выявление направлений и особенностей мер по предотвращению суицида среди подростков.
Задачи исследования:
1. проанализировать понятия суицида и суицидального поведения;
2. изучить причины подросткового суицида;

Содержание

Введение……………………………………….…………………………………..2
Глава 1. Суицидальное поведение как социально–психологическое явление
1.1 Понятие суицида и суицидального поведения………………….…...…..5
1.2 Причины возникновения суицидального поведения…………...……..11
1.3 Концептуальные модели формирования суицидального поведения…17
Глава 2. Основные направления профилактики суицида среди подростков
2.1 Первичная профилактика суицидального поведения подростков…...24
2.2 Вторичная профилактика суицидального поведения подростков………………………………………………………...….….30
Заключение…………………………………………………………………….…39
Литература ……………………………………………………………………….41
Приложение…………………………………………………………………...….45

Работа содержит 1 файл

Soderzhanie.doc

— 249.00 Кб (Скачать)

     В современной литературе широко распространены понятия «аутодеструктивного», или «саморазрушительного», поведения. А.Г. Амбрумова считает, что существует ряд взаимопереходящих форм саморазрушительного поведения, крайней точкой которого является суицид.

     К саморазрушительному поведению  наряду с суицидальным относят злоупотребление  алкоголем, наркотиками, сильнодействующими медикаментозными средствами, а также курение, намеренную рабочую перегрузку, упорное нежелание лечиться, рискованную езду на автотранспортных средствах, особенно управление автомобилем и мотоциклом в нетрезвом состоянии. В более широком смысле аутоагрессивными действиями считают некоторые религиозные обряды, сопровождающиеся самоистязанием и жертвами, жестокую эксплуатацию, войны, то есть все те осознанные ауто – и гетероагрессивные действия, которые приводят к индивидуальному или массовому саморазрушению и самоуничтожению людей.[21, c..60]

     В городе суициды совершаются более  часто, чем в деревне. Максимум их приходится на май, минимум – на декабрь.

     С.В. Бородин, А.С. Михлин, проанализировав  состояние самоубийств в 43 странах  мира за последние 15–20 лет, пришли к выводу, что в подавляющем большинстве этих стран наблюдается тенденция роста числа самоубийств и их уровня. Это особенно характерно для экономически развитых стран со значительным удельным весом городского населения, особенно для государств северной и центральной Европы. По данным авторов, уровень самоубийств выше в тех странах и среди тех слоев населения, где выше материальный уровень жизни. Это ярко проявляется на примере США, где на протяжении многих лет уровень самоубийств среди белых в 2–2,5 раза выше, чем среди чернокожих.

     Большинство авторов отмечает, что суицидальное поведение у детей до 13 лет  – явление относительно редкое, но с 14–15–летнего возраста суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума в 16–19 лет.

     По  мнению ряда авторов, суицидальное поведение  в детском возрасте очень редко  бывает связано с психическими заболеваниями, в подавляющем большинстве случаев  это ситуационно–личностные реакции, в первую очередь реакция оппозиции. У подростков же роль психических расстройств (депрессивное состояние и др.) в происхождении суицидального поведения несколько возрастает. Существует и противоположное мнение, согласно которому в детском возрасте, по сравнению с подростковым, суицидальное поведение носит более серьёзный характер. По данным Л.Я. Жезловой, у 59,4% детей с суицидальным поведением в возрасте 7–14 лет отмечалось покушение на самоубийство. Среди детей – суицидентов до 13 лет больные шизофренией составили 70%, а лица с ситуационными реакциями – 18%; в более старшем возрасте (13–14 лет) число страдающих шизофренией уменьшилось до 38%, а количество лиц с ситуационными реакциями, наоборот, возросло до 60%.[1, c.287]

     Е. Шир и др. считают, что концепция  смерти у ребенка приближается к  концепции смерти взрослого лишь к 11–14 годам, т.е. только начиная с этого возраста ребенок по–настоящему осознает реальность и необратимость смерти, а поэтому термин "суицид" и "суицидальное поведение" для раннего возраста малоприемлем.

     По  данным А.Е. Личко, среди подростков с незавершенными суицидами 32% были в возрасте 17 лет; 31% – 16 лет; 21% – 15 лет; 12% – 14 лет и лишь 4% – в возрасте 12–13 лет. Как уже отмечалось, частота законченных суицидов среди подростков относительно невелика и не превышает 1% от всех суицидальных действий. Суицидальные действия в этом возрасте чаще имеют демонстративный характер и нередко могут носить черты «суицидального» шантажа.

     Б.Н. Алмазов, обследовав группу подростков 14–18 лет, умышленно нанесших себе порезы, установил, что только 4% из них в момент самопореза имели мысли суицидального содержания, у 30% самопорезы были совершены в результате ссоры со сверстниками, у 20% как обряд «братанья кровью», у 20% как демонстрация, бравада перед сверстниками и сверстницами. При последующем стационарном обследовании 15% из них признаны психически здоровыми, у остальных отмечены различные аномалии развития личности: психический инфантилизм, пограничная умственная отсталость, в 50% случаев – акцентуация характера.

     Однако  дифференцировать покушения и демонстративные суицидальные попытки у подростков бывает чрезвычайно трудно.

     Таким образом, из всего сказанного можно  сделать вывод о том, что суицид есть «следствие социально–психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта». Суицид можно рассматривать как действие, подчиненное конкретной цели покончить с собой, но включенное в более широкую систему предметной деятельности с соответствующим ей мотивом.[4, c.184]

     Суицидальное  поведение – понятие более  широкое и помимо суицида включает в себя суицидальные покушения, попытки и проявления. К покушениям относят все суицидальные акты, не завершившиеся летально по причине, не зависящей от суицидента (обрыв веревки, своевременно проведенные реанимационные мероприятия и т.д.). Суицидальными попытками считают демонстративно–установочные действия, при которых суицидент чаще всего знает о безопасности применяемого им при попытке акта. К суицидальным проявлениям относят мысли, высказывания, намеки, не сопровождающиеся, однако, какими–либо действиями, направленными на лишение себя жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Причины возникновения суицидального поведения 
 

     Причиной  самоубийств могут служить острые конфликты в учёбе, семье и интимно–личностных сферах. Однако именно импульсивность и эмоциональность суицидальных поступков редко приводит к летальному исходу. Существует множество объяснений суицидального поведения в подростковом периоде.

     На  первом месте из проблем, характерных  для подростков и молодежи с суицидальным поведением, находятся отношения с родителями. Примерно в 70% случаев эти проблемы непосредственно связаны с суицидом, на втором месте – трудности, связанные со школой, на третьем – проблемы взаимоотношений с друзьями, в основном противоположного пола.

     Неуспеваемость  по школьной программе и плохие отношения с учителями и сверстниками также являются причинами, которые могут привести к суицидальной попытке.[11, c.36]

     Другим  чрезвычайно важным фактором выступает  влияние подростковой субкультуры.

     И.С. Кон отмечает, что молодые люди в возрасте 16 – 19 лет, которые состоят в брачных отношениях, заканчивают жизнь самоубийством чаще, чем молодые люди, которым более 20 леь. «Это связано прежде всего с тем, что «молодые» браки чаще всего являются попыткой, и не всегда удачной, решить какие–то другие, не относящиеся к браку проблемы, например, избавиться от невыносимой обстановки в семье родителей» [16, c.73]

     Ф. Райс считает основной причиной суицида  разрыв отношений молодых пар: «Разрыв отношений воспринимается как фатальный, выход из которого один – самоубийство. При этом иногда, при отсутствии поддержки близких и окружающих, происходят «ситуативные самоубийства» – импульсивные, неподготовленные и собственно несвязанные с осознанным намерением лишить себя жизни»

     Е.М. Вроно и Н.А. Ратинова выделяют 3 вида суицида и их причин в подростковом периоде:

     1. Демонстративно–шантажные суициды. Подростки этой группы воспитывались в проблемных семьях. Как известно члены таких семей чаще всего не умеют сдерживать свои негативные эмоции или же обтекать их в более приемлемые формы. Поощрения со стороны родителей не наблюдаются. Такой образ жизни вызывает у подростков лишь злость и страх и не приводит к осознанию своей вины за совершенные ими поступки.[39, c.62]

     Подростки этой группы легковозбудимы. Часто после 3–4 классов у этих детей начинаются проблемы в учёбе, что в дальнейшем ведет к негативной оценке среди преподавателей к подросткам. Подростки из–за нежелания быть в неприятных для них ситуациях и помещений прогуливают занятия и формируют негативное отношение к обучению и к школе в целом.

Такие подростки в группе сверстников  чувствуют себя дискомфортно. Частые конфликты из–за присущей им обидчивости и раздражительности возникают в следствии неудовлетворенности своим положением и слишком завышенными притязаниями.

     Первые  проявления суицидальных действий могут  быть вызваны чувством обиды на сверстников, учителей и родителей. Таким образом, они могут выражать протест против их действий. Подросток своим поступком  (попыткой самоубийства) стремится доказать свою правоту или отомстить своим обидчикам.

     Период  пресуицида очень мал. Методы самоубийств  очень разнообразны, но все они  требуют немедленной реализации. Импульсивность может привести к тяжелым последствиям, не входящим в первоначальные планы.

     После суицидальной попытки обычно наступает разрядка, но если ситуация не изменится, то очень высок уровень повторения суицидальной попытки.

В эту  группу больше входит мальчиков, нежели девочек основной возраст – от 12 до 16 лет.

     2. Демонстративно–шантажные суициды с манипулятивной мотивацией. Подростки этой группы воспитывались в дисгармоничных семьях. Отношение родителей к своему ребенку очень нестабильно, от внезапных вспышек нежности до столь же непонятных вспышек жестокости и агрессии. Часто родители через своих детей пытаются реализовать неудовлетворенные в своем детстве мечты, желания, стремления, не учитывая при этом личностные особенности и интересы ребенка.[28, c.65]

     Родители  стимулируют детей задабриванием  или же унизительными запретами.

Подростки из таких семей умело манипулируют окружающими, заставляя их выполнять то, чего хотят сами подростки.

     В начальных классах эти дети хорошо учатся, пользуются авторитетом у своих сверстников. В дальнейшем своё стремление выделиться из общества, быть лучшими реализовывать становится труднее. Вызывающее поведение вызвано завышенной самооценкой, что приводит к конфликтам с учителями и сверстниками.

     В группе сверстников поначалу занимают положение лидера, но вскоре их статус начинает падать, тем самым раня их тщеславие. Часто меняют группы.

     Причинами суицидального поведения являются страх разоблачения их обмана и последующего наказания, желание привлечь внимание окружающих, показать обиду на родителей  и друзей, тем самым заставляя  их поменять к себе отношение. А также, возможно, из–за угрозы или самого разрыва любовных отношений.[42, c.174]

     Период  пресуицида более длителен, нежели у предыдущей группы. Подростки собирают информацию о том, какой из способов самоубийств является наименее опасным, не приносит ущерба внешности и не приносят никаких дальнейших последствий для здоровья. Перед совершением самоубийства умышленно предупреждают об этом намерении своих родителей и друзей, с помощью оставленных на видных местах записок, тщательно рассчитывая время.

     Однако  возможно и тяжелые медицинские последствия или даже смертельный исход.

     В этой группе девочек больше, чем  мальчиков (36: 9), основной возраст – от 14 до 18.

     3. Суициды с мотивацией самоустранения.

     Подростки этой группы воспитывались во внешне благополучных семьях. Но если посмотреть на внутренние взаимоотношения членов семьи, можно обнаружить дисгармонию. Атмосфера в таких семьях напряженная и нестабильная. Внешне проявляют дружелюбие по отношению друг к другу, но этим они маскируют скрытые конфликты.[13, c.57]

     Воспитание  детей направлено в основном на создание благоприятного впечатления о семье у окружающих. Родители не учитывают личностные особенности и интересы детей. У таких детей часто заниженная самооценка, они несамостоятельны, пассивны, постоянная тревожность и страх из–за противоречивых требования и оценок со стороны родителей.

     В начальных классах они послушны, старательны и исполнительны. Но из–за своей тревожности и неуверенности боятся новых ситуаций, заранее рассчитывая на неудачу. На замечания и плохие оценки реагируют крайне болезненно.

     В группе сверстников обладают низким статусом. Подростки этой группы чаще всего следуют за более энергичными  товарищами, поэтому могут приобщиться  к асоциальной деятельности из–за невозможности противостоять группе сверстников.[18, c.165]

     Первые  проявления суицидального поведения  вызываются стремлением уйти из затруднительной  ситуации. Они не могут перенести  угрозу наказания, повышенной ответственности.

     Период  пресуицида продолжителен и сопровождается переживанием страха. Наиболее распространенный метод самоубийства – самоповешание. Подростки изначально хотят уйти из жизни, но в момент совершения суицидальной попытки их уверенность оказывается неустойчивой.

     Период  постсуицида сопровождается страхом  смерти и поиском помощи. Часто  они сами звонят в «скорую помощь» или же обращаются к родителям. Испытывают чувство стыда и раскаяния.

Информация о работе Профилактика суицидального поведения среди подростков