Профессиональные дефформации личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 21:29, реферат

Описание работы

целью данной работы является тщательное исследование проблемы профессиональных деформаций и выявление эффективных технологий преодоления и профилактики профессиональных деформаций.

Содержание

Введение 3

ГЛАВА I. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ

1.1. Понятие и функции дидактических средств обучения 5

1.2. Классификация дидактических средств обучения 5
1.3. Значение дидактических средств для повышения эффективности
теоретического обучения 11

Глава II. Организация учебного процесса с помощью дидактических средств обучения

2.1. Методика использования дидактических средств на занятиях 17

2.2. Выбор комплекса дидактических средств обучения для ролевой игры 22

2.3. Разработка ролевой игры с использованием дидактических

средств обучения 2

Заключение 27

Список источников 28

ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Ключ восстановления BitLocker slicon power.txt

— 1.03 Кб (Скачать)

     10. Поведенческий трансфер (проявление синдрома ролевого трансфера) характеризует формирование черт ролевого поведения и качеств, присущих подчиненным и вышестоящим руководителям. Поговорка «С кем поведешься — от того и наберешься» справедлива в отношении менеджеров правоохранительных органов: в их поведении, эмоциональных реакциях, речи, интонациях отчетливо проявляются психологические особенности правонарушителей.

     Менеджеры вынуждены много внимания уделять  нарушителям норм профессионального  поведения. Нерадивые работники  нередко оказывают сопротивление управленческим воздействиям, порождают трудности, провоцируют негативные эмоциональные реакции. Ненормативное поведение «трудных» работников — агрессивность, враждебность, грубость, эмоциональная неустойчивость — переносится, проецируется на профессиональное поведение менеджера, и он присваивает отдельные проявления отклоняющегося поведения.

     11. Сверхконтроль проявляется в чрезмерном сдерживании своих чувств, ориентации на инструкции, уход от ответственности, подозрительной осмотрительности, скрупулезном контроле деятельности подчиненных.

     Обобщенные  характеристики профессиональных деформаций приведены в таблице 1.

     Таким образом, профессиональная деятельность способствует образованию деформаций — качеств, деструктивно влияющих на труд и профессиональное поведение. Профессиональная деформация личности неизбежна, но одних она приводит к потере квалификации, других — к равнодушию, третьих — к беспочвенному завышению самооценки и агрессивности, большинство же — к поиску средств профессиональной реабилитации. 

     1.3 Пути преодоления  профессиональной  деформации

     Пути  профессиональной реабилитации

  • повышение социально-психологической компетентности и аутокомпетентности;
  • диагностика профессиональных деформаций и разработка индивидуальных стратегий их преодоления;
  • прохождение обучения по программам личностного и профессионального роста;
  • рефлексия профессиональной биографии и разработка альтернативных сценариев дальнейшего личностного и профессионального роста;
  • профилактика профессиональной дезадаптации начинающего специалиста;
  • овладение приемами, способами саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самокоррекции профессиональных деформаций;
  • повышение квалификации и переход в новую квалификационную категорию или на новую должность.

     Один  из самых действенных способов профилактики эмоционального сгорания является информирование специалистов. Методики своевременного и компетентного информирования представителей коммуникативных специальностей о симптомах профессиональной деформации и факторах, способствующих его развитию, широко применяются как за рубежом, так и в нашей стране.

     Нужно стараться предупредить деформацию. Для этого необходимо исследовать  мотивы выбора данной профессии, а затем  постоянно «отслеживать» всяческие  проявления стресса, создавать здоровую систему поддержки и за пределами  рабочей ситуации стремиться жить радостной  и физически активной жизнью.

     Важно отметить ещё один аспект, которому в большинстве источников не уделено  внимание – это апатия и потеря интереса, развивающиеся у работников, которые в середине карьеры бросают  учёбу и как бы перестают развиваться. Они полагаются на устоявшие модели общения с клиентами, то есть относятся  к каждому новому клиенту, как  к повторению предыдущего.

     Важным  аспектом для предоставления качественных услуг является внедрение на рабочем  месте принципов супервизии. Супервизия даёт возможность социальному субъекту посмотреть на себя «со стороны», проверить  собственные знания, обсудить с коллегами  сложившуюся ситуацию, возникшие  трудности в работе с клиентом, провести анализ проведённой работы и составить план работы на следующий  период. Помимо этого, супервизия способствует укреплению веры как в свои силы, так и в возможности клиента.

     Для профилактики профессиональной деформации вокруг сотрудника нужно создать  обучающую среду, у него должны быть чётко определены обязанности и  рабочая нагрузка.

     Качества, помогающее избежать специалисту профессиональной деформации:

  • хорошее здоровье и сознательная целенаправленная забота о своём физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни);
  • высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях;
  • опыт успешного преодоления профессионального стресса;
  • способность конструктивно меняться в напряженных условиях;
  • высокая мобильность;
  • открытость;
  • общительность;
  • самостоятельность;
  • стремление опираться на собственные силы;
  • способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности – как в отношении самих себя, так и других людей из жизни вообще.

     Знать об этом явлении недостаточно для  самостоятельной борьбы с ним. Необходимо научиться справляться с эмоциональной  перегрузкой. Самый общий (но от того не менее хороший) совет — ежедневно  снимать напряжение с помощью  спорта, медитаций, музыки и т. п. Каждый человек знает, что подходит именно ему. Главная задача — добиться полной релаксации.

     Данный  принцип следует распространить на отдых как таковой: каждый выходной и каждый пятиминутный перерыв должны быть наполнены именно расслаблением, а не срочными производственными  делами. Специалист по тайм-менеджменту (результативному планированию рабочего времени) Глеб Архангельский в своей  книге «Организация времени. От личной эффективности к развитию фирмы» формулирует правило «пяти минут»: раз в час непременно нужно  делать пятиминутный перерыв.

     Очень важно четко разделять личное и профессиональное пространства жизни. Конечно, порой приходится жертвовать частными интересами ради срочных дел, но не каждый же день! Консультант по работе с персоналом Евгения Рухова считает, что в обществе сложился опасный стереотип: чем больше и  напряженнее человек трудится, тем  профессиональнее и успешнее он кажется  окружающим. Она утверждает: «На  самом деле такие «успешные» люди больны, поскольку у них возникает  трудоголизм — разновидность  психологической зависимости. Для  трудоголика смыслом существования  становится процесс работы, а за пределами офиса ничего столь  же значимого нет. Причин явления  множество. Например, к трудоголизму нередко приводит искренняя и  на первый взгляд безобидная увлеченность любимым делом. Человек настолько  горит, что не замечает, как оказывается  в замкнутом круге, где нет  никаких радостей, кроме работы. Или с помощью «трудового запоя» человек спасается от проблем  в других сферах жизни. А иной раз  руководитель, который страдает такой  зависимостью, подчиняет своему распорядку и графику всех подчиненных».

     Вот почему специалисты советуют не отказываться от хобби даже при крайне напряженном  расписании, искать интересные дела, никак  не связанные с профессией, находить в себе силы для тесного общения  с близкими.

     Еще одна полезная рекомендация: не копить негативные эмоции. Необходимо делиться с окружающими, говорить о своих  чувствах, проблемах, жаловаться на усталость  и перенапряжение. Конечно, обсуждать  это можно только с теми, кто  захочет выслушать, не останется  равнодушным и не станет насмехаться. Разговаривая с близкими, не только можно разрядиться, но и отвлечетесь, выслушивая ответные жалобы на жизнь. И к тому же дать возможность выговориться собеседнику.

     Другими словами, человеку необходимо иметь  помимо работы насыщенную и яркую  жизнь, тогда и в профессиональном смысле он будет успешен.

     Выводы

  1. Любая профессия инициирует образование профессиональных деформаций личности. Наиболее уязвимы социономические профессии типа «человек — человек». Характер, степень выраженности профессиональных деформаций зависят от характера, содержания деятельности, престижа профессии, стажа работы и индивидуально-психологических особенностей личности.
  2. Среди работников социальной сферы, правоохранительных органов, врачей, учителей, менеджеров часто встречаются следующие деформации: авторитарность, агрессивность, консерватизм, социальное лицемерие, поведенческий трансфер, эмоциональная индифферентность.
  3. С увеличением стажа работы начинает сказываться синдром «эмоционального сгорания», что приводит к появлению эмоционального истощения, усталости и тревожности. Происходит деформация эмоциональной сферы личности. Психологический дискомфорт провоцирует болезни и снижает удовлетворенность профессиональной деятельностью.

     Профессиональные  деформации — это разновидность  профзаболеваний, они неизбежны. Проблема заключается в их профилактике и технологиях преодоления. 

     Заключение 

     Профессиональная  деформация представляет собой изменение  качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые  наступают под влиянием длительного  выполнения профессиональной деятельности.

     Наиболее  сильное влияние профессиональная деформация оказывает на личностные особенности представителей тех  профессий, работа которых связана  с людьми. Крайняя форма профессиональной деформации личности у них выражается в формальном, сугубо функциональном отношении к людям. Профессиональная деформация личности может носить эпизодический  или устойчивый, поверхностный или  глобальный, положительный или отрицательный  характер. Она проявляется в профессиональном жаргоне, в манерах поведения, даже в физическом облике. Частными случаями профессиональной деформации являются административный восторг, управленческая эрозия и синдром эмоционального сгорания.

     Профессиональная  деформация также может развиваться  и в сети интернет, что объясняется  всеобщим распространением данной сети. Количество пользователей Интернет как в мире в целом, так и  в каждой стране в отдельности растёт каждый день. Появляются Интернет- и гейм-аддикции (зависимости от сетевых действий и от игр на компьютере), всё это, безусловно, влияет и на профессиональную деятельность человека. Специалисты, которые имеют доступ к сети, чаще создают лишь видимость работы, а в действительности большую часть рабочего времени они тратят на такие социальные сети как «Вконтакте» и «Одноклассники», либо на игры онлайн, что, конечно же, уменьшает их производительность труда. Кроме того, человек начинает заменять реальное общение виртуальным, что может привести к потере реальности, вымещению виртуальным миром реального.

     Что касается профессиональной деформации педагога, то для него, как правило, характерен частный случай профессиональной деформации – эмоциональное выгорание  — специфический вид профессиональной деформации лиц, вынужденных во время  выполнения своих обязанностей тесно  общаться с людьми.

     Основной  причиной профессионального выгорания  педагога является необходимость проявлять  чувство заботы об ученике. Современная  школа предъявляет значительные требования ко всем аспектам деятельности учителя: знаниям, педагогическим умениям  и способам деятельности и, конечно, к личностным особенностям.

     Можно предположить, что синдром эмоционального выгорания, характеризующийся эмоциональной  сухостью педагога, расширением сферы  экономии эмоций, личностной отстраненностью, игнорированием индивидуальных особенностей учащихся, оказывает достаточно сильное  влияние на характер профессионального  общения учителя. Такая профессиональная деформация мешает полноценному управлению учебным процессом, оказанию необходимой  психологической помощи, становлению  профессионального коллектива. Реальная педагогическая практика показывает, что сегодня довольно четко прослеживается факт потери интереса к ученику как  к личности, неприятие его таким, какой он есть, упрощение эмоциональной  стороны профессионального общения. Многие педагоги отмечают у себя наличие  психических состояний, дестабилизирующих  профессиональную деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость).

     На  современном этапе развития педагогики актуальна ориентация деятельности учителей на личность воспитанника. Выполнение этой роли требует от педагога способности  противостоять влиянию эмоциональных  факторов современной профессиональной среды. Существует некоторое противоречие между тем как выполнить все  требования, предъявляемые профессией и при этом оптимально реализовать  себя в ней и получить удовлетворение от своего труда.

Информация о работе Профессиональные дефформации личности