Профессиональные дефформации личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 21:29, реферат

Описание работы

целью данной работы является тщательное исследование проблемы профессиональных деформаций и выявление эффективных технологий преодоления и профилактики профессиональных деформаций.

Содержание

Введение 3

ГЛАВА I. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ

1.1. Понятие и функции дидактических средств обучения 5

1.2. Классификация дидактических средств обучения 5
1.3. Значение дидактических средств для повышения эффективности
теоретического обучения 11

Глава II. Организация учебного процесса с помощью дидактических средств обучения

2.1. Методика использования дидактических средств на занятиях 17

2.2. Выбор комплекса дидактических средств обучения для ролевой игры 22

2.3. Разработка ролевой игры с использованием дидактических

средств обучения 2

Заключение 27

Список источников 28

ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Ключ восстановления BitLocker slicon power.txt

— 1.03 Кб (Скачать)

 Министерство  образования и науки Российской Федерации 

 ГОУ ВПО «Волжский государственный  инженерно-педагогический

 университет» 

 Кафедра «Психология профессионального развития» 
 
 
 
 
 
 
 
 

 РЕФЕРАТ 

 Профессиональная  деформация личности 
 
 
 
 
 
 

            Выполнила: студентка группы Д-07-1

            Гукова  В.В.

            Проверила: к.п.н., профессор

            Гончаренко  Т.В. 
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             

 Нижний  Новгород

 2011 г.

Содержание

Введение 3

ГЛАВА I. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ

1.1. Понятие и функции дидактических средств обучения 5

1.2. Классификация  дидактических средств обучения 5

1.3. Значение дидактических средств для повышения эффективности

теоретического  обучения 11

Глава II. Организация учебного процесса с помощью дидактических средств обучения

2.1. Методика использования дидактических средств на занятиях 17

2.2. Выбор комплекса дидактических средств обучения для ролевой игры 22

2.3. Разработка  ролевой игры с использованием дидактических

средств обучения 2

Заключение 27

Список  источников 28

ПРИЛОЖЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Вопрос  о профессиональной деформации личности является очень важным в наше время. Его актуальность объясняется, во-первых, тем, что профессиональная деятельность является одной из ведущих практически  для каждого человека, и естественно, накладывает свой отпечаток на его  личность. Второй аспект актуальности данной проблемы – недостаточное  количество исследований по данному  важному вопросу.

     В феномене профессиональной деформации находит свое отражение фундаментальный  принцип психологии – принцип  неразрывного единства сознания, личности, деятельности. Именно социальная деятельность человека есть стержневая характеристика личности. Трудовая деятельность, формирует  личность и накладывает свой отпечаток  на многие ее особенности. Развитие личности в процессе трудовой деятельности, влияние профессиональной роли на психологию личности, формирование ее мировоззрения, ценностных установок, профессионального  типа характера – это достаточно актуальная проблема для современной  психологии и практики работы с людьми. Одна из важнейших задач общества – это формирование гармонично развитой личности, не однобокого профессионала. Но чтобы эффективно решать эту задачу, необходимы компетентные рекомендации со стороны психологов, а их можно  дать, лишь тщательно изучив феномен  “профессиональной деформации”.

     Проблема  влияния профессии на личность периодически возникает в фокусе внимания исследователей, но до настоящего времени остаётся актуальной и недостаточно разработанной.

     Склонность  к профессиональной деформации наиболее часто наблюдается у представителей профессий, обладающих властными полномочиями, работающих в сфере разрешения насущных жизненных проблем, от решений, воли которых зачастую зависит достоинство, существование, свобода и даже здоровье и жизнь граждан.

     Глубокое  и разностороннее изучение профессиональной деформации личности осуществлено в  работах следующих российских ученых:  С.П.Безносов, В.Н. Дружинин, Е.А. Климов, В.Е. Орёл, А.Л. Свеницкий, Н.Л. Гранат и  др.

     Отдельные аспекты данного предмета исследования рассматривали в своих трудах профессор Г.А. Зорин, Н.И. Порубов  и Г.Г. Шиханцов.

     Следует также отметить заинтересованность зарубежных ученых в исследовании обозначенной проблемы, таких как Ю.В. Александров (Украина), В.В. Куличенко (Украина), В.П. Столбовой (Украина), В.Е. Коновалова (Украина) А.Ф. Гранин (Украина), а так же Р.Конечный и М.Боцхал (Чехословакия), Д. Джонсон и Р. Грегори (США).

     Таким образом, данная тема весьма актуальна  и вызывает определенный интерес. А поскольку профессиональные деформации нарушают целостность личности профессионала, снижают ее адаптивность, устойчивость, отрицательно сказываются на продуктивности деятельности.

     Поэтому целью данной работы является тщательное исследование проблемы профессиональных деформаций и выявление эффективных технологий преодоления и профилактики профессиональных деформаций.

     Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1. систематизировать данные, представленные в научной литературе, относительно психологических особенностей личностного и профессионального развития в период наибольшей трудовой активности.
  2. провести анализ состояния проблемы профессиональной деформации и на его основе реконструировать современное научное представление о данном явлении;
  3. исследовать понятия, механизмы образования деформации профессионального правосознания личности, выявить ее существенные признаки;
  4. определить существенные факторы, способствующие образованию деформации профессионального правосознания личности;
  5. определить причины профессиональной деформации личности.

     Объектом  исследования является профессиональная деятельность человека.

     Предметом исследования является деформация личности при той или иной профессии.

     Результатом исследования является создание логически  упорядоченной системы представлений  о профессиональной деформации, её видах и проявлениях, а также путях преодоления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Сущность и психологический механизм профессиональной деформации личности

     Любой работник так или иначе подвергается воздействию своей профессиональной деятельности. Часть из них, действительно, можно считать позитивными для нашей личности и вписывающимися в понятие «личностного роста», однако другую часть можно отнести к негативным последствиям, то есть к тому, что можно называть «профессиональной деформацией».

                                                           Таблица 2.1.

Позитивные  последствия  
(“личностный рост”)

Негативные  последствия  
(“профессиональная деформация”)

1. Более  глубокое осознание себя, понимание окружающих людей и происходящих событий.

2. Анализ жизненных  ситуаций. 
3. Способность к рефлексии. 
4. Навыки продуктивного преодоления кризисных и психотравмирующих ситуаций. 
5. Коммуникативные навыки. 
6. Противостояние чужому влиянию. 
7. Саморегуляция. 
8. Способность к принятию и эмпатии. 
9. Более широкий взгляд на мир, толерантность к “инакомыслящим”. 
10. Познавательный интерес. 
11. Появление новых форм самореализации.

1. Проецирование  негативной проблематики на себя и на своих близких. 
2. Навязчивая диагностика себя и окружающих (“навешивание ярлыков”). 
3. Консультирование окружающих. 
4. Принятие роли "учителя". 
5. Излишний самоконтроль, потеря спонтанности. 
6. Рационализирование, стереотипизирование и уменьшение чувствительности к живому опыту. 
7. Пресыщение общением. 
8. Эмоциональная холодность. 
9. Цинизм.
 

     Профессиональная  деформация личности — изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые наступают под влиянием длительного выполнения профессиональной деятельности. Вследствие неразрывного единства сознания и специфической деятельности формируется профессиональный тип личности. Самое большое влияние профессиональная деформация оказывает на личностные особенности представителей тех профессий, работа которых связана с людьми (чиновники, руководители, работники по кадрам, педагоги, психологи). Крайняя форма профессиональной деформации личности у них выражается в формальном, сугубо функциональном отношении к людям. Высокий уровень профессиональной деформации также наблюдается у медицинских работников, военнослужащих и сотрудников спецслужб.

     Например, профессиональная деформация учителя заключается в том, что на уроке он в определенный момент начинает искусственно выискивать ошибки в работах учеников. Дома «деформированный» педагог начинает оценивать действия родственников, порой чересчур строго, анализирует приемлемость или неприемлемость действий незнакомых людей на улице.

     Согласно  выводам психологов, у менеджеров профессиональная деформация заключается  в психологической дезориентации  из-за постоянного давления на них  как внешних, так и внутренних факторов. Она выражается в высоком  уровне агрессивности, неадекватности в восприятии людей и ситуаций, наконец, в потере вкуса к жизни. Все это порождает еще одну общую для многих управленцев  проблему: неспособность к эффективному самосовершенствованию и развитию.

     Профессиональную  деформацию, степень пораженности ею, прежде всего, можно определить в  процессе наблюдения за поведением того или иного человека, на основе анализа  совершаемых людьми поступков и  действий.

     Говоря  о профессиональной деформации, можно кратко отметить, что сущность ее заключается во взаимодействии субъекта и личности в единой структуре индивидуальности. Впервые в психологии академик Б. Г. Ананьев отметил возможность несовпадающего, противоречивого развития свойств личности и свойств субъекта деятельности, а также проанализировал условия, способствующие несовпадению свойств личности и свойств субъекта, профессионала, специалиста в их взаимодействии.

     Феномен профессиональной деформации можно  определить как проникновение «Я-профессионального» в «Я-человеческое», имея в виду, что при профессиональной деформации воздействие профессиональных рамок и установок не ограничивается исключительно профессиональной сферой. Можно сказать, что после выхода человека из профессиональной ситуации не происходит его естественного «выправления», поэтому даже в личной жизни человек продолжает нести на себе «деформирующий отпечаток» своей профессии.

     Деформация  распространяется на все стороны  физической и психической организации человека, которые изменяются под влиянием профессии. Это влияние носит явно отрицательный характер, что очевидно из примеров, приводимых исследователями (искривление позвоночника и близорукость у конторских служащих, льстивость швейцаров). Профессиональная деформация может привести к затруднениям в повседневной жизни и снижению эффективности труда.

     Механизм  возникновения профессиональной деформации имеет довольно сложную динамику. Первоначально неблагоприятные условия труда вызывают негативные изменения в профессиональной деятельности, в поведении. Затем, по мере повторения трудных ситуаций, эти отрицательные изменения могут накапливаться и в личности, приводя к ее перестройке, что далее проявляется в повседневном поведении и общении. Установлено также, что сначала возникают временные негативные психические состояния и установки, затем начинают исчезать положительные качества. Позднее на месте положительных свойств возникают негативные психические качества, изменяющие личностный профиль работника.

     Профессиональная  деформация может иметь довольно сложную динамику проявлений в трудовой деятельности человека и затрагивать различные стороны психики мотивационную, когнитивную, сферу личностных качеств. Ее результатом могут быть специфические установки и представления, появление определенных черт личности.

     Этапы развития профессиональной деформации личности

     Основываясь на анализе научной литературы были сформулировали следующие концептуальные положения развития профессиональных деформаций личности:

     1. Профессиональное становление сопровождается разнонаправленными изменениями личности. Профессиональное развитие — это приобретения и потери, а значит, становление специалиста, профессионала — не только совершенствование, но и разрушение, деструкция.

     2. Профессиональные деформации в самом общем случае — это нарушение уже усвоенных способов деятельности, разрушение сформированных профессиональных качеств, появление стереотипов профессионального поведения и психологических барьеров при освоении новых профессиональных технологий, новой профессии или специальности. Это также изменения структуры личности при переходе от одной стадии профессионального становления к другой. Профессиональные деформации возникают и при возрастных изменениях, физическом и нервном истощении.

Информация о работе Профессиональные дефформации личности