Профессиональные дефформации личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 21:29, реферат

Описание работы

целью данной работы является тщательное исследование проблемы профессиональных деформаций и выявление эффективных технологий преодоления и профилактики профессиональных деформаций.

Содержание

Введение 3

ГЛАВА I. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ

1.1. Понятие и функции дидактических средств обучения 5

1.2. Классификация дидактических средств обучения 5
1.3. Значение дидактических средств для повышения эффективности
теоретического обучения 11

Глава II. Организация учебного процесса с помощью дидактических средств обучения

2.1. Методика использования дидактических средств на занятиях 17

2.2. Выбор комплекса дидактических средств обучения для ролевой игры 22

2.3. Разработка ролевой игры с использованием дидактических

средств обучения 2

Заключение 27

Список источников 28

ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Ключ восстановления BitLocker slicon power.txt

— 1.03 Кб (Скачать)

     Как же проявляется профессиональная деформация? Чаще всего встречается должностная деформация, когда руководитель не ограничивает свои властные полномочия, у него появляется стремление к подавлению другого человека, нетерпимость к иному мнению, исчезает умение видеть свои ошибки, самокритичность, возникает уверенность, что собственное мнение единственно правильное.

     При адаптивной деформации происходит пассивное  приспособление личности к конкретным условиям деятельности, в результате у человека формируется высокий уровень конформизма, он перенимает безоговорочно принятые в организации модели поведения.

     При более глубоком уровне деформации у  работника появляются значительные и иногда носящие ярко выраженный негативный характер изменения личностных качеств, в том числе властность, низкая эмоциональность, жесткость.

     При крайней степени профессиональной деформации, которую называют уже профессиональной деградацией, личность меняет нравственные ценностные ориентиры, становится профессионально несостоятельной.

     Деформация  одних личностных особенностей может  компенсироваться развитием других. Так у работников исправительно-трудовых учреждений под влиянием профессии формируются такие специфические личностные особенности, как ригидность поведения и познавательной сферы, сужение круга интересов и общения. Деформация указанных характеристик сопровождается высоким уровнем выраженности таких личностных черт, как аккуратность, пунктуальность, добросовестность. Кроме того, различные психологические структуры в разной степени подвержены деформации. Согласно нашим данным, эмоционально-мотивационная сфера деформируется в большей степени, чем блок личностных характеристик. 

     1.2. Виды профессиональной  деформации личности

     Профессиональная  деформация личности может носить эпизодический  или устойчивый, поверхностный или  глобальный, положительный или отрицательный характер. Она проявляется в профессиональном языке, в манерах поведения, даже в физическом облике. Частными случаями профессиональной деформации являются административный восторг, управленческая эрозия и синдром эмоционального сгорания.

     Административный  восторг — своеобразное психологическое состояние, выражающееся в чрезмерном увлечении администрированием, упоении своей властью. Он приводит к злоупотреблению властью, административному произволу. Нередко административный восторг является одним из свидетельств профессиональной деформации личности у руководителей различного ранга.

     Выражение «административный восторг» впервые  было употреблено в романе «Бесы» Ф.М. Достоевского. Сам Фёдор Михайлович объяснял этот термин так: «Любое ничтожество  волею судеб посаженное продавать  пассажирам билеты в железнодорожной  кассе тут же представляет себя большим  начальником и уже не выдаёт билеты как ему положено по его ничтожной  должности всем приходящим но и уже  решает кому билет дать, а кому его  не дать! И не продать билет такое  ничтожество может уже просто потому, что ему не понравится лицо пассажира!».

     Управленческая  эрозия или «порча» властью — один из интересных психологических феноменов. Он заключается в том, что со временем эффективность деятельности субъектов власти (руководителей) уменьшается. Длительное пребывание на руководящей должности приводит к тому, что решения, которые принимает руководитель, становятся все менее эффективными и рациональными. Власть как организующая и направляющая сила, как говорят, «портится».

     Руководители  принимают все менее рациональные решения. Наибольшая опасность угрожает тем, кто занимает наивысшие должности. Это связано с тем, что в  процессе реализации руководящих функций  контроль (власть) над другими людьми приносит человеку все большее удовольствие. В этом случае человек не столько  озабочен интересами дела, сколько  стремиться к доминированию (господству). Общественная польза заменяется личным удовольствием и упоением властью. Стремление к власти у такого руководителя подчиняется тем же законам, что  и наркомания. Увеличение власти никогда  не дает ему полного удовлетворения. Наоборот, оно вызывает еще большее  стремление контролировать других, влиять на них. Чем больше власти, тем сильнее  тенденция к ее расширению.

     «Испорченные» властью руководители становятся все  более эгоцентрическими. Проблема сохранения и расширения властных полномочий становится для них важнейшей. Они постоянно  расширяют сеть контролирующих или  репрессивных средств. Желая оправдать  свои шаги, могут создавать мифы о врагах и всяческих угрозах  для организации. Возникновение  и развитие управленческой эрозии не зависит от стиля руководства. Ей подвержены менеджеры, исповедующие как  демократический, так и авторитарный стиль. Этот стиль, сначала эффективный, со временем может потерять свою практическую направленность и ценность. Новые условия часто требуют новых форм управления, тогда как руководители сохраняют старые формы и стратегии управления.

     Испытанные  методы реализации власти со временем становятся анахронизмом; схемы решений  и средства контроля не дают ожидаемого эффекта. Руководители, которые хуже других приспосабливаются к новым  условиям и настоятельно защищают старые методы руководства, принимают все  худшие решения, все хуже осуществляют функции организации и реализации управления.

     Основным  методом профилактики управленческой эрозии является ротация (замена) на руководящих  должностях. Поэтому во многих организациях определен максимальный срок выполнения руководящих функций. По прошествии какого-то времени, руководство поручается новым людям. Новые люди, как правило, демонстрируют большую инновационность, творчество и энтузиазм (см. также  Деформация личности профессиональная).

     Синдром эмоционального выгорания («эмоциональное сгорание») — специфический вид профессиональной деформации лиц, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми.

     Термин  «burnout» («эмоциональное выгорание») был  предложен американским психиатром Фрейденбергом в 1974 г. Иногда его  переводят на русский язык как: «эмоциональное сгорание» или «профессиональное  выгорание».

     Синдром эмоционального выгорания проявляется  в:

     а) чувстве безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как  это было прежде);

     б) дегуманизации (развитие негативного  отношения к своим коллегам и  клиентам);

     в) негативном самовосприятии в профессиональном плане — недостаток чувства профессионального  мастерства.

     Выделяют  три основных фактора, играющие существенную роль в синдроме эмоционального выгорания  — личностный, ролевой и организационный 

     Личностный  фактор. Проведенные исследования показали, что такие переменные, как возраст, семейное положение, стаж данной работы, никак не влияют на эмоциональное  выгорание. Но у женщин в большей  степени развивается эмоциональное  истощение, чем у мужчин, у них  отсутствует связь мотивации (удовлетворенность  оплатой труда) и развития синдрома при наличии связи со значимостью  работы как мотивом деятельности, удовлетворенностью профессиональным ростом. Испытывающие недостаток автономности («сверхконтролируемые личности») более  подвержены «выгоранию».

     Психолог  Фрейденберг описывает «сгорающих»  как сочувствующих, гуманных, мягких, увлекающихся, идеалистов, ориентированных  на людей, и — одновременно —  неустойчивых, интровертированных, одержимых  навязчивыми идеями (фанатичные), «пламенных» и легко солидаризирующихся. Махер (Маxer Е.) пополняет этот список «авторитаризмом» (Авторитарным стилем руководства) и низким уровнем Эмпатии. В. Бойко указывает следующие личностные факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания: склонность к эмоциональной холодности, склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности.

     Ролевой фактор. Установлена связь между  ролевой конфликтностью, ролевой  неопределенностью и эмоциональным  выгоранием. Работа в ситуации распределенной ответственности ограничивает развитие синдрома эмоционального сгорания, а  при нечеткой или неравномерно распределенной ответственности за свои профессиональные действия этот фактор резко возрастает даже при существенно низкой рабочей  нагрузке. Способствуют развитию эмоционального выгорания те профессиональные ситуации, при которых совместные усилия не согласованы, нет интеграции действий, имеется конкуренция, в то время  как успешный результат зависит  от слаженных действий.

     Организационный фактор. Развитие синдрома эмоционального выгорания связано с наличием напряженной психоэмоциональной деятельности: интенсивное общение, подкрепление его эмоциями, интенсивное восприятие, переработка и интерпретация  получаемой информации и принятие решений. Другой фактор развития эмоционального выгорания — дестабилизирующая  организация деятельности и неблагополучная  психологическая атмосфера. Это  нечеткая организация и планирование труда, недостаточность необходимых  средств, наличие бюрократических  моментов, многочасовая работа, имеющая  трудноизмеримое содержание, наличие  конфликтов как в системе «руководитель  — подчиненный», так и между  коллегами.

     Выделяют  еще один фактор, обусловливающий  синдром эмоционального выгорания  — наличие психологически трудного контингента, с которым приходиться  иметь дело профессионалу в сфере  общения (тяжелые больные, конфликтные  покупатели, «трудные» подростки  и т.д.). 
 
 

     1.2.1 Стадии профессионального  выгорания

     Синдром профессионального выгорания развивается  постепенно. Он проходит три стадии (Маслач, 1982) — три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности:

     ПЕРВАЯ  СТАДИЯ:

     • начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде  бы все пока нормально, но... скучно и  пусто на душе;

     • исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;

     • возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь  домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

     ВТОРАЯ  СТАДИЯ:

     • возникают недоразумения с учениками  и родителями, профессионал в кругу  своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;

     • неприязнь начинает постепенно проявляться  в присутствии учеников — вначале  это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала  — это неосознаваемое им самим  проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

     ТРЕТЬЯ  СТАДИЯ:

     • притупляются представления о ценностях  жизни, эмоциональное отношение  к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к  собственной жизни;

     • такой человек по привычке может  еще сохранять внешнюю респектабельность  и некоторый апломб, но его глаза  теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически  ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

     1.2.2 Аспекты профессионального  выгорания

     Первый снижение самооценки. Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.

     Второйодиночество. Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с людьми.

     Третийэмоциональное истощение, соматизация. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени. Симптомы профессионального выгорания.

Информация о работе Профессиональные дефформации личности