Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 21:29, реферат
целью данной работы является тщательное исследование проблемы профессиональных деформаций и выявление эффективных технологий преодоления и профилактики профессиональных деформаций.
Введение 3
ГЛАВА I. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ
1.1. Понятие и функции дидактических средств обучения 5
1.2. Классификация дидактических средств обучения 5
1.3. Значение дидактических средств для повышения эффективности
теоретического обучения 11
Глава II. Организация учебного процесса с помощью дидактических средств обучения
2.1. Методика использования дидактических средств на занятиях 17
2.2. Выбор комплекса дидактических средств обучения для ролевой игры 22
2.3. Разработка ролевой игры с использованием дидактических
средств обучения 2
Заключение 27
Список источников 28
ПРИЛОЖЕНИЕ
Как же проявляется профессиональная деформация? Чаще всего встречается должностная деформация, когда руководитель не ограничивает свои властные полномочия, у него появляется стремление к подавлению другого человека, нетерпимость к иному мнению, исчезает умение видеть свои ошибки, самокритичность, возникает уверенность, что собственное мнение единственно правильное.
При адаптивной деформации происходит пассивное приспособление личности к конкретным условиям деятельности, в результате у человека формируется высокий уровень конформизма, он перенимает безоговорочно принятые в организации модели поведения.
При более глубоком уровне деформации у работника появляются значительные и иногда носящие ярко выраженный негативный характер изменения личностных качеств, в том числе властность, низкая эмоциональность, жесткость.
При
крайней степени
Деформация
одних личностных особенностей может
компенсироваться развитием других. Так
у работников исправительно-трудовых
учреждений под влиянием профессии формируются
такие специфические личностные особенности,
как ригидность поведения и познавательной
сферы, сужение круга интересов и общения.
Деформация указанных характеристик сопровождается
высоким уровнем выраженности таких личностных
черт, как аккуратность, пунктуальность,
добросовестность. Кроме того, различные
психологические структуры в разной степени
подвержены деформации. Согласно нашим
данным, эмоционально-мотивационная сфера
деформируется в большей степени, чем
блок личностных характеристик.
1.2. Виды профессиональной деформации личности
Профессиональная
деформация личности может носить эпизодический
или устойчивый, поверхностный или
глобальный, положительный или
Административный восторг — своеобразное психологическое состояние, выражающееся в чрезмерном увлечении администрированием, упоении своей властью. Он приводит к злоупотреблению властью, административному произволу. Нередко административный восторг является одним из свидетельств профессиональной деформации личности у руководителей различного ранга.
Выражение «административный восторг» впервые было употреблено в романе «Бесы» Ф.М. Достоевского. Сам Фёдор Михайлович объяснял этот термин так: «Любое ничтожество волею судеб посаженное продавать пассажирам билеты в железнодорожной кассе тут же представляет себя большим начальником и уже не выдаёт билеты как ему положено по его ничтожной должности всем приходящим но и уже решает кому билет дать, а кому его не дать! И не продать билет такое ничтожество может уже просто потому, что ему не понравится лицо пассажира!».
Управленческая эрозия или «порча» властью — один из интересных психологических феноменов. Он заключается в том, что со временем эффективность деятельности субъектов власти (руководителей) уменьшается. Длительное пребывание на руководящей должности приводит к тому, что решения, которые принимает руководитель, становятся все менее эффективными и рациональными. Власть как организующая и направляющая сила, как говорят, «портится».
Руководители
принимают все менее
«Испорченные» властью руководители становятся все более эгоцентрическими. Проблема сохранения и расширения властных полномочий становится для них важнейшей. Они постоянно расширяют сеть контролирующих или репрессивных средств. Желая оправдать свои шаги, могут создавать мифы о врагах и всяческих угрозах для организации. Возникновение и развитие управленческой эрозии не зависит от стиля руководства. Ей подвержены менеджеры, исповедующие как демократический, так и авторитарный стиль. Этот стиль, сначала эффективный, со временем может потерять свою практическую направленность и ценность. Новые условия часто требуют новых форм управления, тогда как руководители сохраняют старые формы и стратегии управления.
Испытанные
методы реализации власти со временем
становятся анахронизмом; схемы решений
и средства контроля не дают ожидаемого
эффекта. Руководители, которые хуже
других приспосабливаются к новым
условиям и настоятельно защищают старые
методы руководства, принимают все
худшие решения, все хуже осуществляют
функции организации и
Основным
методом профилактики управленческой
эрозии является ротация (замена) на руководящих
должностях. Поэтому во многих организациях
определен максимальный срок выполнения
руководящих функций. По прошествии
какого-то времени, руководство поручается
новым людям. Новые люди, как правило,
демонстрируют большую
Синдром эмоционального выгорания («эмоциональное сгорание») — специфический вид профессиональной деформации лиц, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми.
Термин
«burnout» («эмоциональное выгорание») был
предложен американским психиатром
Фрейденбергом в 1974 г. Иногда его
переводят на русский язык как: «эмоциональное
сгорание» или «
Синдром эмоционального выгорания проявляется в:
а) чувстве безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде);
б) дегуманизации (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам);
в) негативном самовосприятии в профессиональном плане — недостаток чувства профессионального мастерства.
Выделяют три основных фактора, играющие существенную роль в синдроме эмоционального выгорания — личностный, ролевой и организационный
Личностный
фактор. Проведенные исследования показали,
что такие переменные, как возраст,
семейное положение, стаж данной работы,
никак не влияют на эмоциональное
выгорание. Но у женщин в большей
степени развивается
Психолог
Фрейденберг описывает «
Ролевой
фактор. Установлена связь между
ролевой конфликтностью, ролевой
неопределенностью и
Организационный фактор. Развитие синдрома эмоционального выгорания связано с наличием напряженной психоэмоциональной деятельности: интенсивное общение, подкрепление его эмоциями, интенсивное восприятие, переработка и интерпретация получаемой информации и принятие решений. Другой фактор развития эмоционального выгорания — дестабилизирующая организация деятельности и неблагополучная психологическая атмосфера. Это нечеткая организация и планирование труда, недостаточность необходимых средств, наличие бюрократических моментов, многочасовая работа, имеющая трудноизмеримое содержание, наличие конфликтов как в системе «руководитель — подчиненный», так и между коллегами.
Выделяют
еще один фактор, обусловливающий
синдром эмоционального выгорания
— наличие психологически трудного
контингента, с которым приходиться
иметь дело профессионалу в сфере
общения (тяжелые больные, конфликтные
покупатели, «трудные» подростки
и т.д.).
1.2.1 Стадии профессионального выгорания
Синдром
профессионального выгорания
ПЕРВАЯ СТАДИЯ:
• начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе;
• исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
•
возникает состояние
ВТОРАЯ СТАДИЯ:
•
возникают недоразумения с
• неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии учеников — вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала — это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.
ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:
• притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
•
такой человек по привычке может
еще сохранять внешнюю
Первый — снижение самооценки. Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.
Второй — одиночество. Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с людьми.
Третий — эмоциональное истощение, соматизация. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени. Симптомы профессионального выгорания.