Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 13:53, курсовая работа
цель: исследование и выявление основ эффективного общения.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- теоретический анализ понятия профессионализма;
- определения методов профессионализма;
- практическое руководство по достижению карьеры.
1.Сущность и основные этапы профессионализации персонала
Введение 3
1.Сущность и основные этапы профессионализации персонала 4
1.1. Развитие понятия «профессионализация» и ее деятельностная природа 4
1.2. Содержание профессионализации как социальное явление 6
1.3. Концепции и этапы профессионализации 10
2. Методы профессионализации персонала 14
2.1. Понятие и виды методов профессионализации персонала 14
2.2.Деловые игры и их место среди других методов обучения 17
2.2.3. Разновидности деловых игр. 19
3. Профессионализация персонала как основа трудовой карьеры. 21
3.1. Профессионализм и карьера 21
3.2.Оценка профессионального опыта персонала 29
Заключение 37
Список использованной литературы 39
Но если говорить откровенно, то правильно
построенная система
обучения персонала
на предприятии практически полностью
покрывает потребности отдельных сотрудников
и организации в целом в информационном
голоде. Эта же система, кстати, создает
условия для благополучного развития
фирмы в целом. Остается вопрос: как дать
сотрудникам необходимые «инструменты»
для работы или навыки? Например, для того
чтобы научиться работать на компьютере,
есть несколько путей. Первый – купить
самоучитель и осваивать компьютер самому.
Второй – пойти на курсы и за пару-тройку
месяцев освоить предмет. Третий – воспользоваться
услугами репетитора, который за пару-тройку
занятий научит необходимым приемам. Итак,
небольшой комментарий к схеме. В первом
случае стоимость такой системы обучения
невелика, если не учитывать тех ошибок,
которые человек будет делать на пути
к достижению результата, но за счет работодателя.
Если к этому прибавить зарплату и умножить
ее на временные затраты, то становится
совершенно очевидной неприемлемость
такого подхода на работе. Во втором случае
та же проблема – время. Его нужно слишком
много, а обходится это время слишком дорого.
Третий случай –
тренинги - самый выигрышный. Если его
спроецировать на бизнес и заменить слово
«репетитор» на слово «тренер», то однозначно
можно сказать, что бизнес
тренинги -
один из наиболее быстрых и эффективных
методов повышения квалификации персонала.(7)
3. Профессионализация
персонала как основа трудовой
карьеры.
3.1. Профессионализм и карьера
Карьера менеджера и рост его профессиональных ресурсов представляют собой два хорошо согласованных процесса. Трудно сказать, как они соотносятся между собой по значимости, какой из них является первичным по отношению к другому? Если исходить из того, что профессионализм включает в себя и знания и опыт, то легко понять, что только реальная деятельность, соответствующая карьере менеджера дает ему возможность накапливать опыт, и только требования карьерного роста ставит перед ним задачи обновления знаний.
Итак, значит, карьера (от франц. cariera) - успешное продвижение вперед в той или иной области (общественной, служебной, научной, профессиональной) деятельности. Целесообразно различать: 1) широкое понимание карьеры как профессиональное продвижение, профессиональный рост, как этапы восхождения человека к профессионализму, переход от одних уровней, этапов, ступеней профессионализма к другим, как процесс профессионализации (от выбора профессии к овладению профессией, затем упрочение профессиональных позиций, овладение мастерством, творчеством и др.); результатом карьеры в широком понимании является высокий профессионализм человека, достижение признанного профессионального статуса; 2) более узкое понимание карьеры как должностного продвижения; здесь на первый план выступает не только овладение уровнями и ступенями профессионализма, но и достижение определенного социального статуса в профессиональной деятельности, занятие определенной должности; карьера здесь - это сознательно выбранный и реализуемый работником путь должностного продвижения, стремление к намеченному статусу (социальному, должностному, квалификационному), что обеспечивает профессиональное и социальное самоутверждение человека в соответствии с уровнем его квалификации.
Структура профессиональных ресурсов менеджера принципиально отличается от структуры тех ресурсов, которыми располагает специалист. Деятельность менеджера сама по себе имеет сложную структуру. Мы ясно видим, что руководителю приходится играть роли “Технолога”, “Администратора” и “Специалиста”. Успешное исполнение каждой из этих ролей требует соответствующего ресурсного обеспечения. Как реакция на это требование в структуре профессиональных ресурсов формируются и непрерывно развиваются: три составляющие: технологическая, административная и специальная.
Развивается карьера, и развиваются профессиональные ресурсы, но динамика развития для каждой из составляющей имеет свои особенности. Наиболее интересная из них заключается в быстрой и весьма значительной потере актуальности части знаний и опыта вообще и, в первую очередь, тех, которые входят в технологическую составляющую. (15)
Вершиной развития профессиональных ресурсов является профессионализм топ-менеджера. На этом этапе карьеры достигают максимума требования к широте его профессиональных знаний, однако одновременно с этим происходит уменьшение потребности в их специализации. Знания топ–менеджера широки, они имеют сложную разветвленную структуру, ярко выраженная специализация отсутствует. Уменьшение требований к глубине компенсируется увеличением требованием к системному мышлению менеджера.
Среди различных значений, которые может принимать слово “карьера”, наибольшее отношение к нашему предмету имеет то, которое, по сути, обозначает последовательное продвижение человека на избранном профессиональном поприще, фактически его деловой жизненный путь.
Мы можем рассматривать карьеру как некоторый обобщенный показатель, характеризующий успешность профессионального жизненного пути и рядового специалиста и менеджера. Такой показатель действительно в определенной степени может считаться объективным: во-первых, он формируется в течение весьма длительного периода (иногда в течение всей жизни), во-вторых, он является результатом непрерывного взаимодействия личности и общества (внешней среды), а оценка личности со стороны общества, как правило, может считаться вполне обоснованной. (3)
Как измерить карьеру менеджера? Если бы вся деятельность менеджера была связана только с одной компанией, то мы могли бы формально описать его карьеру набором должностей, которые он последовательно занимал, перемещаясь по уровням управленческой иерархии, например: руководитель группы, начальник отдела, начальник управления и так далее... Однако практически каждый менеджер в течение жизни меняет не только должности, но и компании. Поэтому описывать и оценивать его карьеру только набором должностей некорректно: в разных компаниях формально могут существовать одинаковые должности, но на деле им будут соответствовать различные атрибуты.
В этом смысле для более объективной оценки карьеры менеджера может использоваться не набор должностей, а последовательность реальных прав и ответственности, которая соответствует каждой новой ступени карьеры и складывается в течение всей его деловой жизни.