Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 13:53, курсовая работа
цель: исследование и выявление основ эффективного общения.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- теоретический анализ понятия профессионализма;
- определения методов профессионализма;
- практическое руководство по достижению карьеры.
1.Сущность и основные этапы профессионализации персонала
Введение 3
1.Сущность и основные этапы профессионализации персонала 4
1.1. Развитие понятия «профессионализация» и ее деятельностная природа 4
1.2. Содержание профессионализации как социальное явление 6
1.3. Концепции и этапы профессионализации 10
2. Методы профессионализации персонала 14
2.1. Понятие и виды методов профессионализации персонала 14
2.2.Деловые игры и их место среди других методов обучения 17
2.2.3. Разновидности деловых игр. 19
3. Профессионализация персонала как основа трудовой карьеры. 21
3.1. Профессионализм и карьера 21
3.2.Оценка профессионального опыта персонала 29
Заключение 37
Список использованной литературы 39
У молодежи наблюдается более высокая степень адаптации к рыночным условиям. Стремление к высокой зарплате, к благосостоянию и жизненному успеху любой ценой становится актуальной установкой молодежи.
Наряду с высокой ориентацией молодых людей на получение высшего образования отмечается нежелание включаться в сферу материального производства из-за невозможности обеспечить высокий уровень благосостояния в традиционной трудовой деятельности (4).
В нашей республике, как и в большинстве регионов России, обостряется демографическая ситуация. Резкий спад рождаемости в середине 90-х годов, негативные репродуктивные установки молодежи приводят к увеличению среди населения лиц старших возрастов и отрицательно сказываются на составе трудоспособного населения. Ежегодная убыль населения составляет 9 тысяч человек; объем смертности в активных возрастах достигает 70% всего числа родившихся и сводит практически на нет эффект естественного прироста населения.
Противоречивая социальная ситуация, неблагоприятные демографические факторы, сложные проблемы в молодежной среде требуют вдумчивого и бережного отношения к потенциальным кадровым ресурсам, их выращиванию и развитию, что является смыслом и целью профессионализации. Этот тезис позволяет сегодня по-новому осмыслить роль работодателя, который не просто должен предоставлять рабочие места, а участвовать во всем цикле профессионализации, начиная от этапа профессиональной и образовательной ориентации и завершая планированием и управлением карьерой персонала. Многоаспектное участие работодателя в развитии кадровых ресурсов возможно сегодня лишь в системе социального партнерства, взаимодействия социальных институтов, составляющих региональную сеть.
На этапе профессиональной ориентации работодатели должны не ограничиваться лишь предоставлением сведений об имеющихся вакансиях и характеристикой рабочих мест, а предоставить потенциальным работникам возможность познакомиться с корпоративной культурой организации, ее философией и миссией. Иными словами, максимально актуализировать возможности PR как средства, формирующего имидж предприятия.
Более содержательной становится роль заказчика в подготовке кадров. Эта роль проявляется как в формировании образовательных программ (региональный компонент), предоставлении базы для обучения и производственной практики, реализации элементов дуального обучения, так и в определении спектра дополнительных компетенций, которыми должен овладеть будущий специалист наряду базовыми, определенными в стандарте.
Более весомым может быть влияние работодателей на изменение направления и профилей подготовки специалистов, что должно отразиться в муниципальном заказе учреждениям профессионального образования.
Важной частью профессионализации является снятие адаптационных трудностей молодых специалистов и обеспечение качественно нового уровня проведения производственной практики, которая не может замыкаться на одном рабочем месте, а должна быть выведена в более широкое профессиональное пространство (знакомство со смежными профессиями, новыми технологиями, системой управления и др.).
Профессионализация предполагает постоянное сопровождение профессиональной деятельности специалиста, которое осуществляется в форме тренингов, разнопланового консультирования, индивидуальной и групповой супервизии. Сопровождение носит коррекционно-формирующий характер, позволяющий скорректировать негативные профессиональные установки работников, реконструировать их профессиональный опыт, а также сформировать новые образцы профессионального поведения. Сопровождение профессиональной деятельности сочетается с управлением карьерой персонала.
Позитивную роль в конструировании системы профессионализации может сыграть международный опыт. Осуществление программ международного сотрудничества, инновационных проектов способствует совершенствованию подготовки кадров, готовых к осуществлению процесса профессионализации на качественно новом уровне.
Особое значение приобретает разработка и реализация билингвальных образовательных программ повышения квалификации, позволяющих с помощью средств родного и иностранного языков приобщить специалистов к лучшим образцам в области их профессиональной деятельности, имеющимся в мировой практике.(17)
Разноплановые аспекты профессионализации, имеющие содержательную и организационную специфику должны быть объединены разработкой единой стратегией развития кадровых ресурсов. Такую стратегию призван разработать и осуществлять Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов, координирующая роль которого в территориальной сети социальных партнеров становится все более весомой.
1.3. Концепции и этапы профессионализации
Среди имеющихся концепций следует выделить
следующие:
1) акмеологическая (Э.Ф. Зеера);
2) соотношение
между некомпетентностью и
3) эмпирическая.
Кратко охарактеризуем каждую из них.
Акмеологическая концепция Э.Ф. Зеера
включает пять стадий профессионализации:
1. оптация (лат. optatio - желание, выбор) - выбор
профессии с учетом индивидуально-личностных
и ситуативных особенностей;
2. профессиональная подготовка - приобретение профессиональных знаний, навыков и умений;
3. профессиональная
адаптация - вхождение в профессию,
освоение социальной роли, профессиональное
самоопределение, формирование качеств
и опыта;
4. профессионализация - формирование позиций,
интеграция личностных и профессиональных
качеств, выполнение обязанностей;
5. профессиональное
мастерство - реализация личности в профессиональной
деятельности.
В рамках данной концепции
возможные ответы на наш вопрос: откуда
и как появляются непрофессиональные
руководители? - могут иметь более или
менее общую, хотя и логическую схему.
И самое парадоксальное заключается в
том, что по этой же схеме возможно (применительно
к конкретному человеку) объяснить формирование
и непрофессионального руководителя.
Только пятая стадия будет называться
"непрофессиональное мастерство",
через которое реализует себя данная личность.
Вторая концепция - соотношение между
некомпетентностью и компетентностью
- принадлежит Лоуренсу Питеру, автору
знаменитого принципа: "В иерархии каждый
индивидуум имеет тенденцию подниматься
до своего уровня некомпетентности".
В своей концепции Л. Питер в основном
использует понятия "некомпетентность"
и "некомпетентный", рассматривая
с их помощью многие конкретные ситуации
и делая на этой основе теоретические
обобщения. Иногда он оперирует понятиями
"компетентность", "компетентный"
и формулирует определенные идеи.
Его первая идея заключается в том, что
"компетентный руководитель может быть
и хорошим управляющим, но компетентному
управляющему может недоставать творческого
начала, умения вдохновлять - качеств,
необходимых подлинному руководителю".
То есть мысль Л. Питера можно перевести
в формулу:
Профессиональный руководитель = Компетентность
+ Определенные качества.
Вторая идея Л. Питера
состоит в том, что "есть существенная
разница между положением облеченного
полномочиями и положением руководителя.
Руководители отличаются особым свойством
руководителей - чем выше они поднимаются,
тем дальше видят; чем больше они знают,
тем оригинальнее мыслят и тем меньше
вероятность, что они станут повторять
действия других". Следовательно, одна
из проблем проявления профессионализма/
Для представителей эмпирической
концепции весьма характерно измерение
профессионализма/
Во-первых, чем профессиональнее руководитель,
тем характернее для руководимой им системы,
подсистемы или части позитивные результаты.
То есть обеспечение более или менее позитивных
результатов во времени - главный индикатор
(показатель) уровня профессионализма
руководителя.
В этой связи значительный интерес представляет
опыт высокорезультативных руководителей
- стиль и условия работы, динамика руководимого
объекта, реальные (а не идеализируемые)
качества. Все это в целом с научной точки
зрения можно назвать "искусством профессионализма"
- профессионализм невозможно "повторить",
его можно достигнуть и реализовать в
индивидуальном и/или групповом (командном)
исполнении.
Во-вторых, система, которая ценит профессиональных руководителей, предоставляет им те или иные возможности для передачи своего опыта молодым, начинающим руководителям, в том числе и после так называемой активной руководящей деятельности.
В-третьих, в рамках данной концепции приходится решать и такую проблему, как выбор средств, с помощью которых описывается (показывается) деятельность высокопрофессиональных руководителей. Авторами обычно выступают сами руководители; консультанты и преподаватели в области менеджмента; журналисты.
Для раскрытия содержания понятия "профессионал" воспользуемся методологией существенных признаков. Совершенно очевидно, что "изготовить" руководителя-профессионала в аудитории невозможно. Аудитория - это место, в котором даются в основном теоретические знания, а также частично прививаются те или иные навыки. Чему бы ни обучали будущих менеджеров в аудитории, нижеследующая формула приобретения профессиональных знаний, навыков и умений выглядит следующим образом:
ЗНУ = АЗНУ + ПЗНУ,
где ЗНУ
- знания, навыки и умения конкретного
человека и "человека вообще";
АЗНУ - аудиторные знания, навыки и умения
(в меньшей степени), получаемые в той или
иной форме обучения и по определенной
технологии;
ПЗНУ - практические знания, навыки и умения
(в большей степени), добываемые в процессе
деятельности, работы, труда.
Анализ разных форм подготовки практикующих руководителей за рубежом показал, что трудовой опыт считается наиболее важным (68,2%). Далее по важности следует непосредственное обучение более опытными специалистами и руководителями (20,9%).
Этапы профессионализации отражают разные особенности деятельности, сопровождаются различными требованиями к субъекту. Для выполнения профессиональных задач на каждом из этих этапов активность личности сопряжена с реализацией функций вполне определенных совокупностей личностных свойств, которые могут различаться между собой по их составу, степени значимости и интенсивности "загрузки". Однако, особенности этих переходов, своеобразие личностных свойств на каждом из этапов конкретной деятельности, характер структурирования личностной сферы в динамике профессионализации - эти и многие другие вопросы взаимодействия личности и деятельности в процессе профессионализации требуют специального изучения.(21)
2. Методы профессионализации персонала
2.1. Понятие и виды методов профессионализации персонала