Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 13:53, курсовая работа
цель: исследование и выявление основ эффективного общения.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- теоретический анализ понятия профессионализма;
- определения методов профессионализма;
- практическое руководство по достижению карьеры.
1.Сущность и основные этапы профессионализации персонала
Введение 3
1.Сущность и основные этапы профессионализации персонала 4
1.1. Развитие понятия «профессионализация» и ее деятельностная природа 4
1.2. Содержание профессионализации как социальное явление 6
1.3. Концепции и этапы профессионализации 10
2. Методы профессионализации персонала 14
2.1. Понятие и виды методов профессионализации персонала 14
2.2.Деловые игры и их место среди других методов обучения 17
2.2.3. Разновидности деловых игр. 19
3. Профессионализация персонала как основа трудовой карьеры. 21
3.1. Профессионализм и карьера 21
3.2.Оценка профессионального опыта персонала 29
Заключение 37
Список использованной литературы 39
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ
Кафедра труда и управления персоналом
Автор курсовой работы студент 404 группы, Фатыхов А.З.
Руководитель
Дата сдачи
на кафедру_______________________
Дата
рецензирования ______________________________
Дата
защиты ______________________________
Оценка________________________
Казань-2008
Содержание
стр.
Введение
1.Сущность
и основные этапы
1.1. Развитие понятия «профессионализация» и ее деятельностная природа 4
1.2. Содержание
профессионализации как
1.3. Концепции
и этапы профессионализации
2. Методы
профессионализации персонала
2.1. Понятие
и виды методов
2.2.Деловые игры и их место среди других методов обучения 17
2.2.3. Разновидности
деловых игр.
3. Профессионализация
персонала как основа трудовой
карьеры.
3.1. Профессионализм
и карьера
3.2.Оценка
профессионального опыта
Заключение
Список
использованной литературы
39
Введение
Мы знаем, что профессионализация рассматривается как одно из направлений развития личности, как непрерывный процесс становления специалиста. В данной работе мы будем рассматривать понятию профессионализма, как психологическую категорию, которая отражает процесс саморазвития человека в течение жизни, в рамках которого происходит становление специфических видов субъектной активности личности на основе развития и структурирования совокупности, профессионально ориентированных ее характеристик, обеспечивающих реализацию функций познания, общения и регуляции в конкретных видах деятельности и на этапах профессионального пути. Изучить методов обучения персонала, как способ достижения овладения знаниями, умениями, навыками, развиваются способности обучающихся. Их можно разделить на: а) методы обучения, применяемые в ходе выполнения работы на рабочем месте; б) методы обучения вне рабочего места; в) методы, которые в равной степени подходят для этих двух вариантов.
Таким образом, актуальность выбранной темы можно объяснить тем, что профессионализация рассматривается и как состояние, как степень развитости способностей и профессиональных качеств человека, как процесс восхождения человека к вершинам профессионального развития. Правомерность такого понимания профессионализации вполне логична, ибо именно взаимосвязь человека и профессии обусловливает все последующие перемены, как в самой личности, так и в системе социальных отношений, в духовной жизни.
Исходя из вышеизложенной актуальности выбранной темы, автор работы ставит перед собой следующую цель: исследование и выявление основ эффективного общения.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- теоретический анализ понятия профессионализма;
- определения методов профессионализма;
- практическое
руководство по достижению карьеры.
1.Сущность и
основные этапы
1.1. Развитие понятия
«профессионализация» и ее деятельностная
природа.
В последние годы отмечен большой интерес к научным исследованиям, связанным с решением задач личностно-профессионального развития, формирования профессионализма, профессионального мастерства, поиска условий и факторов повышения эффективности деятельности персонала.
При анализе развития понятия профессионализация отмечалось, что наиболее часто оно стало использоваться в середине 80-х — начале 90-х годов XX века. Объясняется это довольно пристальным вниманием к необходимости решения задач совершенствования подготовки специалистов. 13 его содержании отражался преимущественно психолого-педагогический смысл, поскольку интенсивное развитие научных исследований в эти годы было посвящено изучению именно психолого-педагогических проблем обучения, образования, формирования профессиональных способностей человека, становления личности специалиста. Поэтому значительные шаги в изучении профессионализации были сделаны психологами и педагогами. Подавляющее большинство работ, в которых активно используется понятие профессионализация как научный инструментарий в предметной области психологии и педагогики, приходится на этот период времени.
Осознавая на рубеже 1990-х годов кризис в системе подготовки квалифицированных кадров, некоторые исследователи стали предлагать выход из него на путях создания целостной психолого-педагогической теории профессионализации. «Данная теория призвана объединить все исследования по профориентации, профобучению, профаттестации и т.д. в единую систему на основе учета всего комплекса факторов, действующих на человека в ходе профессионального становления».(5)
Однако понимание профессионализации в контексте предметной области этих наук не выходит за рамки отношений, которые условно можно назвать «человек—профессия» и всецело связывается с изменениями в личности. Процесс профессионализации рассматривается как одно из направлений развития личности, как непрерывный процесс становления специалиста. Профессионализация рассматривается и как состояние, как степень развитости способностей и профессиональных качеств человека, как процесс восхождения человека к вершинам профессионального развития. Правомерность такого понимания профессионализации вполне логична, ибо именно взаимосвязь человека и профессии обусловливает все последующие перемены, как в самой личности, так и в системе социальных отношений, в духовной жизни.
"Профессионализация" как психологическая категория отражает процесс саморазвития человека в течение жизни, в рамках которого происходит становление специфических видов субъектной активности личности на основе развития и структурирования совокупности профессионально ориентированных ее характеристик, обеспечивающих реализацию функций познания, общения и регуляции в конкретных видах деятельности и на этапах профессионального пути.
Профессионализация субъекта деятельности является процессом динамичным и происходит на протяжении всей профессиональной жизни и не ограничивается каким-либо одним периодом.
В то же время такое понимание содержания профессионализации не распространяется на все то многообразие социальных последствий, о которых речь шла выше, и сводится, по сути, только к профессиональному развитию личности. «Мы рассматриваем профессионализацию, — отмечает Ю.П. Поваренков, — как целостный непрерывный процесс становления личности специалиста, который начинается с момента выбора и принятия будущей профессии и заканчивается, когда человек прекращает активную трудовую деятельность. Профессионализация — это лишь одно из направлений развития личности, в рамках которого разрешается специфический комплекс противоречий, присущий социализации личности в целом».(18)
По мнению автора, Профессионализация—это процесс становления профессионала- это одна из сторон социализации, подобно тому, как становление профессионала — один из аспектов развития личности.
В центре такого понимания профессионализации находятся изменения в личности, индивиде. На наш взгляд, методологически верно было бы в таком случае использовать понятие «индивидуальная профессионализация», введенное в научный оборот еще в начале 1980-х годов. Оно более точно отражает процесс включения человека в сферу профессиональной деятельности, а также динамику изменения его способностей и становления его как профессионала. Кроме того, понятие индивидуальная профессионализация в самом широком смысле отражает содержание именно индивидуального профессионального развития человека.
Анализ широко представленных в психологических
и педагогических исследованиях таких
понятий как: уровни профессионализации,
стадии профессионализации, критерии
профессионализации показывает, что в
них раскрывается именно личностный, индивидуальный
процесс овладения человеком профессиональными
знаниями, умениями, навыками, формирование
профессиональных способностей. Профессионализм
- это не эталон совершенства, а своеобразный
и неповторимый эталон уровня мастерства.
При таком уточнении психолого-педагогического
смысла содержания понятия «профессионализация»
становится понятно, что связано с личностью
при употреблении понятия профессионализация,
а что следует отнести к всевозможным
социальным институтам профессионализации,
обеспечивающим процесс индивидуального
профессионального развития человека.
В противном случае эти методологические
неточности приводят к тому, что в одно
и то же понятие привносится разное содержание,
даже в рамках одной науки.(6)
1.2. Содержание профессионализации как социальное явление
Профессионализация как социальное явление отражает новые подходы в области кадровой политики. По мнению В.А.Сулемова, "кадровая политика государства есть совокупность различных социальных функций; являясь эффективным инструментом государственного управления, важным фактором сохранения и укрепления целостности страны, социально-политической стабилизации общества, она одновременно выступает элементом саморегуляции жизнедеятельности населения, одним из средств самоуправления".
Профессионализация в широком социальном смысле понимается как создание и развитие общественных институтов, а также правил и норм, связанных с формированием профессиональной структуры общества. В узком смысле процесс профессионализации означает формирование профессиональных групп, имеющих специфические интересы и ценности, а также профессиональных позиций и ролей. Профессионализация означает пригодность и готовность индивида к выполнению той или иной профессиональной роли.
Поскольку
развитие профессиональной деятельности
и овладение человеком
Профессионализация включает в себя: зарождение новых видов профессиональной деятельности, связанных с развитием производства и требованиями рынка труда; создание системы общественных институтов, регулирующих процесс освоения человеком профессиональной роли; разветвленную систему подготовки и переподготовки кадров, гибко реагирующую на общественные потребности и способствующую личностному профессиональному самоопределению; управление карьерой персонала и личностно-ориентированное сопровождение его профессиональной деятельности.
Профессионализация сегодня осуществляется в противоречивой ситуации социального развития, которая влияет на ценностные ориентации современной молодежи, являющейся основным кадровым ресурсом. Социологические исследования последнего времени фиксируют, что, с одной стороны, в основной массе молодежи преобладают прорыночные настроения, стремление к экономической свободе, высокая оценка предприимчивости, инициативы, самостоятельности, а с другой стороны, ухудшение экономического положения негативно повлияло на психологическую атмосферу в молодежной среде. Отмечается высокая степень страха, духовный вакуум, кризис ценностей, потеря осмысленного течения жизни.