Профессионализация и трудовая карьера

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

цель: исследование и выявление основ эффективного общения.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

- теоретический анализ понятия профессионализма;

- определения методов профессионализма;

- практическое руководство по достижению карьеры.

1.Сущность и основные этапы профессионализации персонала

Содержание

Введение 3

1.Сущность и основные этапы профессионализации персонала 4

1.1. Развитие понятия «профессионализация» и ее деятельностная природа 4

1.2. Содержание профессионализации как социальное явление 6

1.3. Концепции и этапы профессионализации 10

2. Методы профессионализации персонала 14

2.1. Понятие и виды методов профессионализации персонала 14

2.2.Деловые игры и их место среди других методов обучения 17

2.2.3. Разновидности деловых игр. 19

3. Профессионализация персонала как основа трудовой карьеры. 21

3.1. Профессионализм и карьера 21

3.2.Оценка профессионального опыта персонала 29

Заключение 37

Список использованной литературы 39

Работа содержит 1 файл

ППД КУРСОВАЯ.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ 
 

Кафедра  труда и управления персоналом

Курсовая  работа

По дисциплине «Психология профессиональной деятельности»

Тема: «Профессионализация и трудовая карьера»

 
 
 

Автор курсовой работы                                студент 404 группы, Фатыхов А.З.

Руководитель                                                                      доцент, Забирова Л. М.

Дата сдачи  на кафедру_______________________________________________

Дата  рецензирования ________________________________________________

Дата  защиты _______________________________________________________

Оценка____________________________________________________________ 
 
 
 
 

     Казань-2008 

Содержание

            стр.

Введение                                                                                                                         3

1.Сущность  и основные этапы профессионализации  персонала                             4

1.1. Развитие  понятия «профессионализация» и ее деятельностная природа        4

1.2. Содержание  профессионализации как социальное  явление                              6

1.3. Концепции  и этапы профессионализации                                                           10 

2. Методы профессионализации персонала                                                               14

2.1. Понятие  и виды методов профессионализации  персонала                                14

2.2.Деловые  игры и их место среди других  методов обучения                                17

2.2.3. Разновидности  деловых игр.                                                                              19 

3. Профессионализация  персонала как основа трудовой  карьеры.                          21

3.1. Профессионализм  и карьера                                                                                  21

3.2.Оценка  профессионального опыта персонала                                                    29 

Заключение                                                                                                                    37

Список  использованной литературы                                                                          39 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

  Мы  знаем, что  профессионализация рассматривается как одно из направлений развития личности, как непрерывный процесс становления специалиста. В данной работе мы будем рассматривать понятию профессионализма, как психологическую категорию, которая отражает процесс саморазвития человека в течение жизни, в рамках которого происходит становление специфических видов субъектной активности личности на основе развития и структурирования совокупности, профессионально ориентированных ее характеристик, обеспечивающих реализацию функций познания, общения и регуляции в конкретных видах деятельности и на этапах профессионального пути. Изучить методов обучения персонала, как способ достижения овладения знаниями, умениями, навыками, развиваются способности обучающихся. Их можно разделить на: а) методы обучения, применяемые в ходе выполнения работы на рабочем месте; б) методы обучения вне рабочего места; в) методы, которые в равной степени подходят для этих двух вариантов.

    Таким образом, актуальность выбранной темы можно объяснить тем, что профессионализация рассматривается и как состояние, как степень развитости способностей и профессиональных качеств человека, как процесс восхождения человека к вершинам профессионального развития. Правомерность такого понимания профессионализации вполне логична, ибо именно взаимосвязь человека и профессии обусловливает все последующие перемены, как в самой личности, так и в системе социальных отношений, в духовной жизни.

  Исходя  из вышеизложенной актуальности выбранной  темы, автор работы ставит перед  собой следующую цель: исследование и выявление основ эффективного общения.

     Поставленная  цель предполагает решение следующих  задач:

    - теоретический анализ понятия профессионализма;

    - определения методов профессионализма;

    - практическое руководство по достижению карьеры. 

1.Сущность и  основные этапы профессионализации персонала 

1.1. Развитие понятия «профессионализация» и ее деятельностная природа. 

          В последние годы отмечен большой интерес к научным исследованиям, связанным с решением задач личностно-профессионального развития, формирования профессионализма, профессионального мастерства, поиска условий и факторов повышения эффективности деятельности персонала.

      При анализе развития понятия профессионализация отмечалось, что наиболее часто оно стало использоваться в середине 80-х — начале 90-х годов XX века. Объясняется это довольно пристальным вниманием к необходимости решения задач совершенствования подготовки специалистов. 13 его содержании отражался преимущественно психолого-педагогический смысл, поскольку интенсивное развитие научных исследований в эти годы было посвящено изучению именно психолого-педагогических проблем обучения, образования, формирования профессиональных способностей человека, становления личности специалиста. Поэтому значительные шаги в изучении профессионализации были сделаны психологами и педагогами. Подавляющее большинство работ, в которых активно используется понятие профессионализация как научный инструментарий в предметной области психологии и педагогики, приходится на этот период времени.

       Осознавая на рубеже 1990-х годов кризис в системе подготовки квалифицированных кадров, некоторые исследователи стали предлагать выход из него на путях создания целостной психолого-педагогической теории профессионализации. «Данная теория призвана объединить все исследования по профориентации, профобучению, профаттестации и т.д. в единую систему на основе учета всего комплекса факторов, действующих на человека в ходе профессионального становления».(5)

       Однако понимание профессионализации в контексте предметной области этих наук не выходит за рамки отношений, которые условно можно назвать «человек—профессия» и всецело связывается с изменениями в личности. Процесс профессионализации рассматривается как одно из направлений развития личности, как непрерывный процесс становления специалиста. Профессионализация рассматривается и как состояние, как степень развитости способностей и профессиональных качеств человека, как процесс восхождения человека к вершинам профессионального развития. Правомерность такого понимания профессионализации вполне логична, ибо именно взаимосвязь человека и профессии обусловливает все последующие перемены, как в самой личности, так и в системе социальных отношений, в духовной жизни.

"Профессионализация" как психологическая категория отражает процесс саморазвития человека в течение жизни, в рамках которого происходит становление специфических видов субъектной активности личности на основе развития и структурирования совокупности профессионально ориентированных ее характеристик, обеспечивающих реализацию функций познания, общения и регуляции в конкретных видах деятельности и на этапах профессионального пути.

      Профессионализация субъекта деятельности является процессом динамичным и происходит на протяжении всей профессиональной жизни и не ограничивается каким-либо одним периодом.

       В то же время такое понимание содержания профессионализации не распространяется на все то многообразие социальных последствий, о которых речь шла выше, и сводится, по сути, только к профессиональному развитию личности. «Мы рассматриваем профессионализацию, — отмечает Ю.П. Поваренков, — как целостный непрерывный процесс становления личности специалиста, который начинается с момента выбора и принятия будущей профессии и заканчивается, когда человек прекращает активную трудовую деятельность. Профессионализация — это лишь одно из направлений развития личности, в рамках которого разрешается специфический комплекс противоречий, присущий социализации личности в целом».(18)

       По мнению автора, Профессионализация—это процесс становления профессионала- это одна из сторон социализации, подобно тому, как становление профессионала — один из аспектов развития личности.

В центре такого понимания профессионализации находятся изменения в личности, индивиде. На наш взгляд, методологически верно было бы в таком случае использовать понятие «индивидуальная профессионализация», введенное в научный оборот еще в начале 1980-х годов. Оно более точно отражает процесс включения человека в сферу профессиональной деятельности, а также динамику изменения его способностей и становления его как профессионала. Кроме того, понятие индивидуальная профессионализация в самом широком смысле отражает содержание именно индивидуального профессионального развития человека.

     Анализ широко представленных в психологических и педагогических исследованиях таких понятий как: уровни профессионализации, стадии профессионализации, критерии профессионализации показывает, что в них раскрывается именно личностный, индивидуальный процесс овладения человеком профессиональными знаниями, умениями, навыками, формирование профессиональных способностей. Профессионализм - это не эталон совершенства, а своеобразный и неповторимый эталон уровня мастерства.  
При таком уточнении психолого-педагогического смысла содержания понятия «профессионализация» становится понятно, что связано с личностью при употреблении понятия профессионализация, а что следует отнести к всевозможным социальным институтам профессионализации, обеспечивающим процесс индивидуального профессионального развития человека. В противном случае эти методологические неточности приводят к тому, что в одно и то же понятие привносится разное содержание, даже в рамках одной науки.(6)

1.2. Содержание профессионализации как социальное явление

      Профессионализация как социальное явление отражает новые подходы в области кадровой политики. По мнению В.А.Сулемова, "кадровая политика государства есть совокупность различных социальных функций; являясь эффективным инструментом государственного управления, важным фактором сохранения и укрепления целостности страны, социально-политической стабилизации общества, она одновременно выступает элементом саморегуляции жизнедеятельности населения, одним из средств самоуправления".

   Профессионализация  в широком социальном смысле понимается как создание и развитие общественных институтов, а также правил и норм, связанных с формированием профессиональной структуры общества. В узком смысле процесс профессионализации означает формирование профессиональных групп, имеющих специфические интересы и ценности, а также профессиональных позиций и ролей. Профессионализация означает пригодность и готовность индивида к выполнению той или иной профессиональной роли.

   Поскольку развитие профессиональной деятельности и овладение человеком профессий сопряжено с наличием специфических изменений в самом человеке, то признаки явления профессионализации обнаруживаются как на уровне индивида, личности, овладевающей или овладевшей профессией, так и на уровне профессионального социума (6, 83).

   Профессионализация включает в себя: зарождение новых видов профессиональной деятельности, связанных с развитием производства и требованиями рынка труда; создание системы общественных институтов, регулирующих процесс освоения человеком профессиональной роли; разветвленную систему подготовки и переподготовки кадров, гибко реагирующую на общественные потребности и способствующую личностному профессиональному самоопределению; управление карьерой персонала и личностно-ориентированное сопровождение его профессиональной деятельности.

     Профессионализация сегодня осуществляется в противоречивой ситуации социального развития, которая влияет на ценностные ориентации современной молодежи, являющейся основным кадровым ресурсом. Социологические исследования последнего времени фиксируют, что, с одной стороны, в основной массе молодежи преобладают прорыночные настроения, стремление к экономической свободе, высокая оценка предприимчивости, инициативы, самостоятельности, а с другой стороны, ухудшение экономического положения негативно повлияло на психологическую атмосферу в молодежной среде. Отмечается высокая степень страха, духовный вакуум, кризис ценностей, потеря осмысленного течения жизни.

Информация о работе Профессионализация и трудовая карьера